ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12927/2012 от 10.12.2012 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Т.Н.Кириллова Дело № 33-12927/2012

Учет № 25

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 декабря 2012 года г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Р.Э.Курмашевой, судей Р.С.Ибрагимова и Б.Г.Бариева, с участием прокурора Д.В.Дындова, при секретаре судебного заседания С.Р.Каримове,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.С.Ибрагимова гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Исполнительного комитета г.Зеленодольска, А.А.Милюковой, представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Ю.Н.Нечаевой, на решение Зеленодольского районного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2012 года, которым постановлено:

заявленные исковые требования Ахтариева А.Р. удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района РТ .... от <дата> об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером .... расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1522 кв.м., находящийся в аренде у Ахтариева А.Р., на основании договора аренды земельного участка от <дата>.....

Обязать руководителя исполнительного комитета <адрес> выдать Ахтариеву А.Р. ГПЗУ и ордер на земляные работы на предоставленном ему земельном участке с кадастровым номером ...., расположенным по адресу: <адрес>,площадью 1522 кв.м.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Ю.Н.Нечаеву, представителя Исполнительного комитета г.Зеленодольска Республики Татарстан А.А.Милюкову, поддержавших доводы жалобы, объяснения представителя А.Р.Ахтариева, О.Н.Трушникову, прокурора Д.В.Дындова, возражавших против удовлетворения жалобы, выслушав представителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» Э.Л.Сайдашеву, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

А.Р.Ахтариев обратился в суд с иском к Исполнительному комитету Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету <адрес> Республики Татарстан о признании незаконным и подлежащим отмене постановления руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан .... от <дата> об изъятии у него земельного участка, ранее предоставленного ему в аренду, об обязании руководителя исполнительного комитета г. Зеленодольска выдать ему ГПЗУ и ордер на земляные работы на предоставленном участке.

В обоснование заявленных требований указывается, что постановлением руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района .... от 15 августа 2011 года земельный участок с кадастровым номером .... был предоставлен А.Р.Ахтариеву в аренду. Фактическая передача участка произошла по акту приема-передачи 31 августа 2011 года.

10 апреля 2012 года А.Р.Ахтариев обратился на имя руководителя исполнительного комитета г.Зеленодольска с просьбой выдать в установленном порядке ГПЗУ и ордер на земляные работы на предоставленном ему в аренду земельном участке. Однако, им было получено уведомление об изъятии у него земельного участка с формулировкой «для муниципальных нужд». Земельный участок был изъят постановлением руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района .... от <дата>. Однако, процедура изъятия земельного участка не соответствует закону. Как указывает А.Р.Ахтариев, в соответствии с действующим законодательством изъятие земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия владельцев, в том числе арендаторов, земельных участков, данного согласия он не давал. Кроме того, постановление об изъятии земельного участка .... от <дата> содержит указание на строительство автомобильной дороги муниципального значения, однако условия исключительности и отсутствия других вариантов размещения такой дороги в нем не указаны, что также является грубым нарушением установленного порядка изъятия земельных участков (л.д. 2-6).

В судебном заседании А.Р.Ахтариев исковые требования поддержал.

В судебном заседании представитель ответчика - Исполнительного комитета ЗМР РТ Ю.Н.Нечаева иск не признала, пояснив, что постановление об изъятии земельного участка, принадлежащего А.Р.Ахтариеву, было вынесено в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.

Представитель ответчика Исполнительного комитета г. Зеленодольска иск не признала.

Представитель третьего лица - МАУ «Департамент архитектуры и градостроительства г. Зеленодольск», с иском не согласился.

Суд удовлетворил исковые требования в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета г.Зеленодольска А.А.Милюкова просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным. В обоснование жалобы указывается, что А.Р.Ахтариев был надлежащим образом уведомлен об изъятии в целях строительства автомобильной дороги муниципального значения, а именно транспортной развязки.

В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Ю.Н.Нечаева просит решение суда отменить, по делу принять новое решение. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что согласно пункту 4.1.1 раздела 4, договора аренды от <дата>....-.... земельного участка, арендодатель имеет право досрочно расторгнуть договор при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. Уведомление об изъятии земельного участка было вручено А.Р.Ахтариеву нарочно <дата>, поэтому довод А.Р.Ахтариева о нарушении ответчиком законодательства при вынесения постановления от <дата>.... об изъятии земельного участка без предварительного уведомления является необоснованным. А.Р.Ахтариевым в суд не был представлен свой проект размещения кольцевой автомобильной развязки.

В отзыве на апелляционные жалобы А.Р.Ахтариев указывает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Ю.Н.Нечаева, представитель Исполнительного комитета г.Зеленодольска Республики Татарстан А.А.Милюкова апелляционную жалобу поддержали, просили об отмене решения суда.

Представитель А.Р.Ахтариева, О.Н.Трушникова с доводами жалоб не согласилась, ссылаясь на обоснованность решения суда.

Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционных жалоб в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан Ю.Н.Нечаеву, представителя Исполнительного комитета г.Зеленодольска Республики Татарстан А.А.Милюкову, представителя А.Р.Ахтариева, О.Н.Трушникову, прокурора Д.В.Дындова, представителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» Э.Л.Сайдашеву, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.1,4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

На основании п.2 ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Решением Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 17 июня 2011 года были удовлетворены в том числе исковые требования А.Р.Ахтариева об обязании исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения вынести постановление о предоставлении А.Р.Ахтариеву в аренду земельного участка с кадастровым номером .... площадью 1522 кв.м. из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - под строительство АЗС (для заправки легкового автотранспорта с 3-х ГРК) и автомойки на 2 поста, расположенного по адресу: РТ, <адрес>, в аренду на 5 лет и об обязании МУ «Палата имущественных и земельных отношений ЗМР» в двухнедельный срок со дня принятия постановления о предоставлении в аренду земельного участка, подготовить и направить А.Р.Ахтариеву договор аренды на 5 лет земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 1522 кв.м. из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - «для строительства АЗС (для заправки легкового автотранспорта с 3-х ТРК) и автомойки на 2 поста» расположенного по адресу: РТ, <адрес> (л.д. 79- 83).

15 августа 2011 года руководителем исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан вынесено постановление за .... «О предоставлении земельного участка гражданину Российской Федерации А.Р.Ахтариеву в аренду для строительства АЗС (для заправки легкового автотранспорта с 3-х ТРК) и автомойки на 2 поста» (л.д. 89).

31 августа 2011 года между Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в лице и.о. руководителя МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» и А.Р.Ахтариевым заключен договор аренды земельного участка № .... в соответствии с которым А.Р.Ахтариев принял в аренду земельный участок площадью 1522 кв.м. из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Республики Татарстан, <адрес>, с кадастровым номером .... для строительства АЗС (для заправки легкового автотранспорта с 3-х ТРК) и автомойки на 2 поста (л.д. 90,91,92-95).

12 сентября 2011 года А.Р.Ахтариев обратился в адрес руководителя исполнительного комитета г. Зеленодольска о выдаче ордера на земельные и подготовительные работы по строительству АЗС и автомойки на вышеуказанном земельном участке (л.д.96).

05 октября 2011 года руководителем Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан вынесено постановление за .... об изъятии для муниципальных нужд, в связи со строительством транспортной развязки одного уровня и попаданием участков в зону действий красных линий, в том числе земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: Республики Татарстан, <адрес>, площадью 1522 кв.м., находящегося в аренде у гражданина А.Р.Ахтариева, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, д.З <адрес>, на основании договора аренды земельного участка № .... от 31 августа 2011 года. Постановлением руководителя Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 03 февраля 2012 года .... указанное постановление было отменено в связи с допущенной технической ошибкой (л.д. 97 оборот).

<дата> руководителем исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан было вынесено постановление об изъятии в целях строительства автомобильной дороги муниципального значения, а именно транспортной развязки в одном уровне по типу кольцо на пересечении улиц Королева и Сайдашева, земельного участка с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: Республики Татарстан, <адрес>, площадью 1522 кв.м., находящийся в аренде у А.Р.Ахтариева на основании договора аренды земельного участка от <дата>.....

24 апреля 2012 года в адрес А.Р.Ахтариева Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан направлено уведомление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и досрочном прекращении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым его уведомили о том, что было принято решение об изъятии у него принадлежащего ему земельного участка для муниципальных нужд, ввиду отсутствия иных вариантов размещения указанного объекта местного значения. При этом было указано, что согласно п. 2 ст. 46 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка является основанием прекращения аренды земельного участка, в связи с чем истцу было направлено копия вышеуказанного постановления (л.д. 98).

Принимая решение об удовлетворении исковых требований А.Р.Ахтариева, суд исходил из того, что Исполнительным комитетом г.Зеленодольска, Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан была нарушена процедура изъятия земельного участка, при этом сослался на то, что доказательств подтверждающих, что при изъятии земельного участка для муниципальных нужд, были соблюдены указанные требования Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан суду не было представлено.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

В соответствии со ст.256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации:

1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Порядок изъятия земельного участка у арендаторов для муниципальных нужд установлен земельным законодательством.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, местного значения, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением объектов государственного или муниципального шачения, в числе которых названы автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.

В соответствии со ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.

Согласно пункту 2 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии в том числе путем выкупа, земельных участков.

В соответствии ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Из материалов дела усматривается, что во исполнение решения суда от 17 июня 2011 года МУ «Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан» заключила с А.Р.Ахтариевым договор аренды от <дата>.... земельного участка по адресу <адрес>, площадью 1522 кв.м., согласно пункту 4.1.1 раздела 4, договора аренды, арендодатель имеет право досрочно расторгнуть данный договор при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд в силу прямого указания закона.

Постановлением Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района от <дата>.... было принято решение был предстоящем изъятии у А.Р.Ахтариева арендуемого земельного участка для муниципальных нужд, в целях строительства автомобильной дороги муниципального значения.

Установлено, что уведомление .... от 27 апреля 2012 года об изъятии земельного участка для муниципальных нужд и досрочном прекращении договора аренды земельного участка было вручено А.Р.Ахтариеву нарочно, о чем имеется его роспись в копии данного уведомления.

14 сентября 2012 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан .... от 10 апреля 2012 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии в том числе путем выкупа, земельных участков.

Процедура изъятия земельного участка для государственных нужд предполагает несколько этапов: принятие решения об изъятии земельного участка, уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный участок, об изъятии, регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, предварительное и равноценное возмещение стоимости земельного участка, непосредственно изъятие.

Следовательно, принятие оспариваемого в рамках настоящего дела постановления явилось лишь первым этапом процедуры изъятия земельного участка для государственных нужд. В свою очередь, данному этапу предшествовала разработка технической и градостроительной документации, обосновывающей необходимость и возможность строительства кольцевой автомобильной развязки, а также основные параметры участка, в границах которого будет производиться данное строительство.

Утвержденным генеральным планом города Зеленодольск на пересечении улиц Королева и Сайдашева предусмотрено строительство кольцевой автомобильной развязки в одном уровне.

Согласно задания Исполнительного комитета города Зеленодольск (договор № П-03/12 от 1.03.2012), обществом с ограниченной ответственностью ТрансПроектСервис было разработано и предложено три варианта схемы расположения городской транспортной развязки в одном уровне по типу кольцо на пересечении улиц Королева и Сайдашева.

Все вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что до совершения действий по принятию постановления от <дата>.... об изъятии у А.Р.Ахтариева земельного участка для муниципальных нужд, Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан предпринял необходимые меры по рассмотрению всех возможных вариантов размещения вышеуказанной автомобильной развязки. Таким образом, постановление от <дата>.... об изъятии у А.Р.Ахтариева арендуемого земельного участка, принято Исполнительным комитетом Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан при наличии оснований предусмотренных ст.49 Земельного кодекса Российской Федерации, и выводы суда о незаконном вынесении постановления от <дата>.... об изъятии земельного участка, и требования об обязании руководителя исполнительного комитета г. Зеленодольска выдать ему ГПЗУ и ордер на земляные работы на предоставленном участке являются не состоятельными.

С выводом суда о том, что процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд была нарушена и не соблюдена, судебная коллегия также не может согласиться, поскольку, согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 279-283 Гражданского кодекса Российской Федерации основное условие, при котором допускается изъятие участка как у собственника, так и у землевладельцев, землепользователей и арендаторов, закреплено в п. 2 ст. 55 Земельного кодекса Российской Федерации: это предварительное и равноценное возмещение (имеется в виду возмещение стоимости убытков, возникающих в результате изъятия участка). Виды, объем и порядок такого возмещения регламентированы указанными статьями Гражданского кодекса, а также ст. 57 и 63 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение государственного органа об изъятии и непосредственно само изъятие земельного участка - разные моменты, между ними может пройти определенный промежуток времени.

Землевладельцы и землепользователи могут владеть и пользоваться земельным участком до того, как будет произведено возмещение им убытков, вызванных изъятием участка.

Как следует из материалов дела, пояснений сторон в судебном заседании, никакого согласования о сроках изъятия участка и существенных условиях, касающихся возмещения стоимости убытков, возникающих в результате изъятия участка, между сторонами не достигнуто, убытки до настоящего времени истцу не возмещены.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований делать вывод о том, что процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд была нарушена и не соблюдена.

Судебная коллегия считает, что оспариваемое постановление Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан издано в пределах предоставленных ему полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, оснований для признания его незаконным не имеется.

При таких обстоятельствах, вынесенное судом решение нельзя признать законным и обоснованным, учитывая, что все обстоятельства по делу установлены, Судебная коллегия считает необходимым решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 14 сентября 2012 года отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 199, п.2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Зеленодольского районного суда Республики Татарстан от 14 сентября 2012 года по данному делу отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований А.Р. Ахтариева о признании незаконным и подлежащим отмене постановления руководителя исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан .... от <дата> об изъятии у него земельного участка, ранее предоставленного ему в аренду, об обязании руководителя исполнительного комитета г. Зеленодольска выдать ему ГПЗУ и ордер на земляные работы на предоставленном участке, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного суда Республики Татарстан.

Председательствующий

Судьи