ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-12956/2017 от 10.05.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья Василевич В.Л. Дело <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам М. областного суда в составе: председательствующего Бекловой Ж.В.,

судей Лихачевой И.А., Мизюлина Е.В.,

при секретаре Литвиновой М.А.,

рассмотрев в заседании от 10 мая 2017 года апелляционную жалобу военного К. М.<данные изъяты> на решение Чеховского городского суда М.<данные изъяты><данные изъяты> по делу по иску ФИО1<данные изъяты> к ФИО2 о взыскании незаконно полученной суммы пенсии,

заслушав доклад судьи Лихачевой И.А., объяснения ФИО2 и его представителя ФИО3, представителя ФИО1<данные изъяты>ФИО4,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1<данные изъяты> обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании незаконно полученной суммы пенсии за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере 992351,61 руб. Требования мотивированы тем, что <данные изъяты> ответчик, уволенный с военной службы, обратился в военный К.<данные изъяты> и <данные изъяты> с заявлением о назначении пенсии по выслуге лет. Ответчик был ознакомлен с условиями назначения пенсии и в своем заявлении обязался сообщить в Сбербанк России по месту получения пенсии и в военный К. о зачислении на военную службу, в кадры МВД, ФСБ, МЧС, пограничные войска или налоговую полицию, в таможенные органы. <данные изъяты>ФИО2 была назначена пенсия в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей». <данные изъяты> истцу стало известно о том, что ФИО2 зачислен на службу в таможенные органы, вследствие чего с <данные изъяты> выплата пенсии ответчику была прекращена. В адрес ответчика направлялось письмо о необходимости возмещения незаконно полученной суммы пенсии, однако, денежные средства до настоящего времени им не возвращены.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования, возражая против применения судом срока исковой давности.

Ответчик ФИО2 и его представитель возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на пропуск истцом сроков исковой давности, поскольку с 2011 г. истцу было известно о том, что ФИО2 проходит службу в таможенных органах.

Решением суда от <данные изъяты> в удовлетворении иска отказано, с чем истец не согласился, в апелляционной жалобе просит о его отмене, как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит их заслуживающими внимания, а решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, приказом Министра обороны РФ от <данные изъяты><данные изъяты> полковник ФИО2 в связи с организационно-штатными мероприятиями уволен с военной службы с зачислением в запас, с <данные изъяты> ему назначена пенсия за выслугу лет.

С <данные изъяты>ФИО2 проходит службу в таможенных органах Российской Федерации в должности заместителя начальника службы таможенной охраны Центральной базовой таможни Федеральной таможенной службы. При поступлении на службу в таможенные органы он продолжал получать пенсию по выслуге лет, за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> ему выплачена пенсия в размере 992351,61 руб.

<данные изъяты> истцом получено уведомление от ФИО2 о том, что он проходит службу в таможенных органах, в связи с чем с <данные изъяты> выплата пенсии за выслугу лет от Министерства обороны Российской Федерации ответчику прекращена. <данные изъяты>, <данные изъяты> истцом в адрес ФИО2 направлялись требования о возврате переплаченной пенсии за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере 992351,61 руб., которая им до настоящего времени не возвращена.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями Закона РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», с учетом разъяснений, содержащихся в письме Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от <данные изъяты> № А26-01-25455291, пришел к выводу о том, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы, и служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ <данные изъяты> от <данные изъяты>.

По мнению суда первой инстанции, выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным Законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу. Таким образом, ФИО2 имел право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах.

Кроме того, суд исходил из пропуска истцом срока исковой давности по заявленным требованиям, поскольку кадровым органом Центральной базовой таможни с <данные изъяты> в адрес военного К. направлялись сведения со списком граждан, проходящих службу в таможенных органах, в числе которых был поименован ответчик, в связи с чем истцу с данного момента должно было быть известно о поступлении ФИО2 на службу в таможенные органы.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда, основанными на неправильном понимании норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения.

Согласно ч.2 ст.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, осуществляется на основании Закона РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ч.1 ст.6 названного Закона РФ лицам, лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с положениями ст.ст.13, 14, 53 указанного Закона, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Согласно ст.2 названного Федерального закона правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

В силу ч.1 ст.50 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

На основании Закона РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Федерального закона от <данные изъяты> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется по нормам и условиям, установленным законодателем для лиц, проходивших военную службу или службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с ч.2 ст.6 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионерам, из числа лиц, указанных в статье этого Закона, при их поступлении на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Разрешая спор, суд первой инстанции неправильно истолковал правовую позицию, выраженную в Постановлении Конституционного Суда РФ от <данные изъяты><данные изъяты>-П о том, что предписания Федерального закона от <данные изъяты> № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, отсылают не к отдельным положениям Закона РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», а к установленным им нормам и условиям в совокупности, т.е. к Федеральному закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются.

Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Конституционного Суда РФ от <данные изъяты><данные изъяты>-О, согласно которой «поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации. По смыслу пунктов 3 и 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>-П, изложенные правовые позиции в равной мере распространяются на всех уволившихся со службы лиц, которые впоследствии вновь вернулись либо поступили на службу, дающую право на пенсионное обеспечение по нормам Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в том числе на сотрудников таможенных органов Российской Федерации. Данное Постановление, а значит, и выраженные в нем правовые позиции и выводы сохраняют свою силу».

В силу правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 511.2015 г. <данные изъяты>-О-Р, в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.

То обстоятельство, что в Закон РФ от <данные изъяты><данные изъяты> не были внесены соответствующие изменения и дополнения и в его статье 6 отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в таможенных органах, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах, включая, в том числе, таможенные органы.

Таким образом, поступление ответчика на службу в таможенный орган влечет приостановление выплаты назначенной пенсии за выслугу лет.

В своем заявлении о назначении пенсии от <данные изъяты>ФИО2 указал, что с условиями выплаты пенсии ознакомлен и принял на себя обязательство при наступлении обстоятельств, лишающих права на дальнейшее получение пенсии, или уменьшающих ее размер (зачисление на военную службу, в кадры МВД, ФСБ, МЧС, пограничные войска, налоговую полицию, в таможенные органы, органы прокуратуры, о назначении пенсии от другого органа и т.д.) немедленно сообщить в Сбербанк России по месту получения пенсии и в пенсионный отдел военного К. по месту жительства. Переполученные по его вине суммы обязался возвратить полностью.

Поскольку назначение пенсии, прекращение и приостановление ее выплаты носят заявительный характер, то сообщение о трудоустройстве, влекущее приостановление выплаты пенсии, также предусматривает письменную форму, что вытекает из системного толкования норм материального права.

В соответствии со ст.17 ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник таможенного органа обязан обеспечивать соблюдение Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов.

Таким образом, ответчик после поступления на службу в таможенные органы в марте 2008 г. обязан был подать заявление о приостановлении выплаты ему пенсии в пенсионный отдел военного К., однако данную обязанность не исполнил. В связи с этим судебная коллегия не может принять во внимание утверждения ответчика о том, что о поступлении на службу в таможенные органы он устно заявлял при замене пенсионного удостоверения. Как следует из материалов дела, впервые такое заявление от ФИО2 поступило в военный К. только <данные изъяты> То обстоятельство, что кадровым органом Центральной базовой таможни с <данные изъяты> в адрес военного К. направлялись сведения со списками граждан, проходящих службу в таможенных органах, в числе которых был поименован ФИО2, по мнению судебной коллегии, не может являться доказательством надлежащего уведомления истца о наступлении юридически значимых обстоятельств, поскольку получение данной информации истцом не подтверждено, между тем, обязанность по предоставлению таких сведений была взята на себя ответчиком и не может быть возложена на его работодателя.

Из приведенных выше обстоятельств дела следует, что ответчик умышленно не сообщил пенсионному органу военного К. о своем поступлении на службу в таможенный орган, в связи с чем полученная им за спорный период денежная сумма в размере 992351,61 руб. является неосновательным обогащением, поскольку получена им незаконно в результате его недобросовестного поведения.

Согласно ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

В соответствии со ст.1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

В силу п.п.1 и 3 ст.10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Вместе с тем, ответчиком в ходе рассмотрения дела заявлено о применении с требованиям истца последствий пропуска срока исковой давности, установленного ст.196 ГК РФ.

В соответствии с п.1 ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

Согласно п.2 ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих постановлениях, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (ст.196 ГК РФ), а также последствий его пропуска (ст.199 ГК РФ) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота (определения от <данные изъяты><данные изъяты>-О-О, от <данные изъяты><данные изъяты>-О-О, от <данные изъяты><данные изъяты>-О-О и др.).

В силу п.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой данности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из разъяснений, данных в п.3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (п.1 ст.200 ГК РФ).

По смыслу закона срок исковой давности по периодическим платежам, каковыми является выплата пенсии, исчисляется по каждому платежу отдельно.

Учитывая, что об обстоятельствах, влекущих приостановление выплаты пенсии, истцу стало известно <данные изъяты>, исковое заявление подано им в суд только <данные изъяты>, а ответчиком заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности, то полученное ФИО2 неосновательное обогащение подлежит взысканию с него только за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> (срок окончания выплаты пенсии). Неосновательно полученная ответчиком пенсия за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> взысканию в судебном порядке с ответчика не подлежит.

Оснований для восстановления срока для обращения в суд в отношении юридического лица не имеется.

Согласно представленному стороной истца расчету за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> общая сумма неосновательно полученной ответчиком пенсии составила 196492,80 руб. Доказательств погашения задолженности за указанный период ответчиком не представлено.

Учитывая, что обжалуемое решение принято с существенным нарушением норм материального права, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в полном объеме и считает необходимым принять по делу новое решение о частичном удовлетворении иска.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чеховского городского суда М.<данные изъяты><данные изъяты> отменить.

Постановить по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1<данные изъяты> к ФИО2 о взыскании незаконно полученной суммы пенсии удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2 в пользу ФИО1<данные изъяты> в доход федерального бюджета незаконно полученную сумму пенсии за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере 196492 рубля 80 коп.

В остальной части исковые требования ФИО1<данные изъяты> оставить без удовлетворения.

Взыскать с ФИО2 госпошлину в доход местного бюджета в размере 5129 рублей 86 коп.

Председательствующий

Судьи