ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33 - 13210/2018
город Уфа 02 июля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мугиновой Р.Х.
судей Гибадуллиной Л.Г.
ФИО1
при секретаре Тутаевой Л.Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФИО2 – ФИО3 на решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 апреля 2018 года
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу по Кигинскому, Белокатайскому, Дуванскому, Мечетлинскому и Салаватскому районам РБ Управления Pocpeecтpa по РБ с требованием обязать Управление Росреестра по РБ внести изменения в Единый государственный реестр прав на земельный участок, расположенный по адресу: адрес с кадастровым номером №... по тем основаниям, что постановлением Администрации сельского поселения Новобелокатайский сельсовет MP Белокатайский района Республики Башкортостан № 77 от 30.05.2006 года, ФИО4 был выделен земельный участок с обременением в виде сервитута в пользу ФИО2 общей площадью 29,00 кв.м., с возложением обязанности получить кадастровый паспорт земельного участка, данное постановление никем не обжаловано и не отменено. Однако ФИО4 зарегистрировала данный земельный участок без сервитута, Управление Росреестра правовую экспертизу представленных ФИО4 на регистрацию документов не проводили. В настоящее время ФИО4 перегородила проход, установив забор, истец не может попасть в свою квартиру, полноценно пользоваться своим земельным участком и жильем, чем нарушает права истца беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Истцу ранее не было известно о существовании постановления № 77 от 30.05.2006 года, которым был установлен сервитут, ввиду чего не смог его своевременно зарегистрировать.
В ходе рассмотрения дела ответчик в лице межмуниципального отдела по Кигинскому, Белокатайскому, Дуванскому, Мечетлинскому и Салаватскому районам РБ Управления Росреестра по РБ с согласия истца был заменен на Управление Росреестра по Республике Башкортостан, а также истец заявил об уточнении исковых требований, согласно которых исковые требования о признании кадастровой ошибки, допущенной при оформлении права собственности на вышеуказанный земельный участок, обязании зарегистрировать сервитут и внести изменения в сведения о праве на вышеуказанный земельный участок предъявляются им к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан, Администрации сельского поселения Новобелокатайский сельский совет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан и ФИО4 по тем основаниям, что ФИО4 не представила при регистрации права собственности на земельный участок в Управление Росреестра указанное постановление АСП Новобелокатайский сельсовет MP Белокатайский район РБ № 77 от 30.05.2006 года, оформила право собственности только на основании Акта на право владения и постоянного пользования землей № №... от 08.04.1996 года. Из-за представления ФИО4 в Управление Росреестра по РБ недостоверной информации о земельном участке произошла кадастровая ошибка, которая нарушает права истца. Устранение данного препятствия и восстановление нарушенного права, возможно, только судебным решением об исправлении такой ошибки и путем внесения изменений в сведения о праве на земельный участок.
Решением Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 апреля 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО2 к Управлению Росреестра по Республике Башкортостан, Администрации сельского поселения Новобелокатайский сельский Совет муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, ФИО4 о признании кадастровой ошибки, об обязании Управление Росреестра по Республике Башкортостан зарегистрировать сервитут, обязании Управление Росреестра по Республике Башкортостан внести изменения в сведения о праве на земельный участок, отказано
В апелляционной жалобе представитель ФИО2 – ФИО3 просит решение отменить в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, указав, что суд не учел, что сервитут уже установлен постановлением главы администрации сельского поселения Новобелокатайский сельсовет MP Белокатайский район РБ и нет необходимости вторично устанавливать сервитут. Считает, что произошла кадастровая ошибка, которую не усмотрел суд, указал, что в документах, на основании которых в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об объекте недвижимости - земельном участке ФИО4, ошибок, неточностей, описок и пр. не усматривается.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Россреестра ФИО5, ФИО2 и его представителей ФИО6, адвоката Галиахметов Р.Т., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Согласно ч. 1 ст. 23 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч.3 ст. 274 Гражданского кодекса РФ сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.
Согласно ст. 28 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г., действующей в настоящее время) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
В силу ч. 2 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (ч. 9 ст. 23 ЗК РФ).
Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, кадастровый номер №..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1008 кв.м., расположенного по адресу: садрес
ФИО4 является собственником земельного участка кадастровый номер №..., разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства площадью 1699 кв.м., расположенного по адресу: адрес на основании государственный акт на право владения, постоянного пользования землей площадью 0,14 га.
Спорные земельные участки истца и ответчика являются смежными, дом № 74 располагается перпендикулярно к улице, квартира № 1 и квартира № 2 имеют общий двор, при этом проход к улице жильцами квартиры № 2 (истцом) осуществляется через часть двора, принадлежащую ФИО4
Земельный участок, расположенный по адресу: адрес кадастровый номер №... был разделен на два участка кадастровый номер №... ответчика ФИО4 и земельный участок кадастровый номер 02:10:07 01 05:0206 (Б) истца ФИО2, что подтверждается актом согласования смежных границ земельных участков 19.04.2006 года подписанный сторонами также в 2006 г.
Из ответа администрации сельского поселения Новобелокатайский сельсовет усматривается, что информация о проведении публичных слушаний об установлении сервитута по адресу: <...>, а также о заключении между администрацией сельского поселения и ФИО4 соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу в материалах архива за 2006 год отсутствует.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что из представленных документов суд не усматривает наличие кадастровой ошибки, осуществленной государственным регистратором при произведении государственной регистрации права собственности ФИО4 на земельный участок. В документах, на основании которых в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об объекте недвижимости - земельном участке ФИО4, ошибок, неточностей, описок и пр. не усматривается. При этом в Законе отсутствуют правовые нормы, вменяющие в обязанность регистратора при проведении правовой экспертизы правоустанавливающих документов выяснять, может ли собственник соседнего участка беспрепятственно проходить к своему жилищу.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда.
В соответствии с положениями ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции от 18.07.2006 года, действовавшей на момент регистрации ФИО7 права собственности на земельный участок, государственная регистрация осуществлялась в следующем порядке - прием документов, необходимых для государственной регистрации прав и отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об уплате государственной пошлины; правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
При этом ч. 2 указанной статьи предусматривалось, что государственная регистрация ограничений (обременении) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничение (обременение) регистрируется не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 настоящего Федерального закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).
Государственная регистрация ограничений (обременении) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости. Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции от 18.07.2006 года, действовавшей на момент регистрации ФИО4 права собственности на земельный участок, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. В случае если права возникают на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. В случае если права возникают на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, заявление о государственной регистрации права может подать нотариус, совершивший соответствующее нотариальное действие. Представление заявлений на государственную регистрацию ограничения (обременения) прав, а также сделок, связанных с ограничением (обременением) прав, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13, пунктом 1 статьи 26, пунктом 1 статьи 27 и пунктом 1 статьи 29 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями ст. 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции от 18.07.2006 года, действовавшей на момент регистрации ФИО4 права собственности на земельный участок, государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав.
При этом понятия кадастровой ошибки Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции от 18.07.2006 года, действовавшей на момент регистрации ФИО4 права собственности на земельный участок, не содержит. В ст. 21 указанного закона был предусмотрен порядок исправления технических ошибок, допущенных при государственной регистрации прав. При этом исправление технической ошибки, допущенной при государственной регистрации прав, осуществлялось в случае, если не было оснований полагать, что такое исправление может причинить ущерб или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц. которые полагались на соответствующие регистрационные записи.
Понятие кадастровая ошибка содержалось в ст. 28 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ (утратила силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ), согласно которой под кадастровой ошибкой понимается воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, ошибка признается кадастровой, если неверные данные содержались в документах, которые были представлены в орган кадастрового учета, в частности это ошибки, допущенные при определении координат характерных точек границ земельного участка. Наличие кадастровой ошибки порождает за собой спор о фактическом местоположении границ участков, которого между истцом и ответчиками не существует.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости за ФИО4 было зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: РБ, <...> общей площадью 1699,00 кв.м. с кадастровым номером №... на основании представленных на регистрацию государственного акта на право владения и постоянного пользования землей и кадастрового паспорта земельного участка. ФИО2 принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 1008,00 кв.м. с кадастровым номером №... по адресу: РБ, адрес при этом ФИО8 22.03.2017 года обратился с заявлением о государственной регистрации ограничения права и (или) обременения объекта недвижимости - сервитута на земельный участок, расположенный по адресу: адрес общей площадью 1699,00 кв.м. с кадастровым номером №... согласно постановления АСП Новобелокатайский сельсовет MP Белокатайский район РБ № 77 от 30.05.2006 года, однако по итогам проведения правовой экспертизы представленных документов 31.03.2017 года было принято решение о приостановлении государственной регистрации, а 03.07.2017 года было отказано в государственной регистрации ввиду непредставления соглашения об установлении сервитута и межевого плана на часть земельного участка.
Учитывая, что по требованиям, связанным с исправлением кадастровых ошибок, на истца возлагается бремя доказывания факта наличия кадастровой ошибки, в связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу о том, что истцом выбран не надлежащий способ защиты нарушенного права, несмотря на то, что истец в иске указывает о наличии препятствий к подходу дома, которые учинила ответчик ФИО4, требования об установлении сервитута истцом не заявлены.
Таким образом, надлежащим способом защиты будет являться представление в суд истцом требований об установлении сервитута.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не учел, что сервитут уже установлен постановлением главы администрации сельского поселения Новобелокатайский сельсовет MP Белокатайский район РБ и нет необходимости вторично устанавливать сервитут не влечет отмену решения суда, поскольку согласно сведений администрации сельского поселения Новобелокатайский сельсовет, информация о проведении публичных слушаний об установлении сервитута по адресу: <...>, а также о заключении между администрацией сельского поселения и ФИО4 соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу в материалах архива за 2006 год отсутствует.
Довод апелляционной жалобы о том, что произошла кадастровая ошибка, которую не усмотрел суд, указал, что в документах, на основании которых в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения об объекте недвижимости - земельном участке ФИО4, ошибок, неточностей, описок и пр. не усматривается также не влечет отмену решения суда, поскольку при проведении государственной регистрации права государственный регистратор прав действовал в пределах своих полномочий, в сроки и порядке, предусмотренным Закон о регистрации. Сервитута подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (ч. 9 ст. 23 ЗК РФ),
В соответствии с положениями ст. 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) в редакции от 18,07.2006 года, действовавшей на момент регистрации ФИО4 права собственности на земельный участок, государственная регистрация сервитутов проводится в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в Едином государственном реестре прав. Соглашение между ФИО9 и ФИО4 не достигнуто.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Управление нарушило его права и законные интересы, зарегистрировав право собственности ФИО4 на земельный участок обшей площадью 1699,00 кв. м с кадастровым номером № №... по адресу: адрес кв. адрес без учета сервитута - «в данном случае Управлением Росреестра не была проведена правовая экспертиза при регистрации прав ФИО4, на предмет того - не нарушает ли чьих-то прав такая регистрация», «государственный регистратор не произвел правовую экспертизу документов, предоставленных ФИО8ой на регистрацию, в связи, с чем не был зарегистрирован сервитут» не влечет отмену решения суда по следующим основаниям.
Государственным регистратором прав осуществлена проверка юридической силы представленных, на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проведена проверка законности сделок и проверка действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
При этом в Законе о регистрации отсутствуют правовые нормы, вменяющие в обязанность регистратора при проведении правовой экспертизы правоустанавливающих документов выяснять, может ли собственник соседнего участка беспрепятственно проходить к своему жилищу.
На Управление обязанность регистрировать публичный сервитут не возлагалась, администрация сельского поселения Новобелокатайский сельсовет с таким заявлением не обращалась, стороны соглашения об установлении сервитута не заключали и не обращались за его регистрацией.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.329-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 17 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО2 – ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий Мугинова РХ.
Судьи Гибадуллина Л.Г.
ФИО1