ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13325/2022 от 15.06.2022 Московского областного суда (Московская область)

Судья Михайличенко К.А. Дело № 33-13325/2022

Уникальный идентификатор дела

50RS0053-01-2021-001820-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Гулиной Е.М.,

судей Рыбкина М.И., Королевой Е.Л.,

при помощнике судьи Аристархове И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июня 2022 г. апелляционную жалобу ФИО1 на решение Электростальского городского суда Московской области от 30 августа 2021 г. по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения Московской области «Электростальский центр занятости населения» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения,

заслушав доклад судьи Рыбкина М.И.,

УСТАНОВИЛА:

Государственное казенное учреждение Московской области «Электростальский центр занятости населения» (далее – ГКУ МО Электростальский ЦЗН) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения, указав, что 28.07.2020 ФИО1 обратился в ГКУ МО Электростальский ЦЗН в целях поиска работы, предоставив заявление о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. Ответчик был внесен в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения. При постановке на регистрационный учет ответчик под подпись предупрежден о том, что в случае изменения любого из перечисленных обстоятельств в п. 1 заявления -обязательства он должен сообщить ГКУ МО Электростальский ЦЗН. Также ответчику было разъяснено, что только незанятые граждане имеют право быть признаны безработными и получать соответствующие этому статусу государственные услуги в виде социальных выплат. 04.08.2020 ответчику присвоен статус безработного с выплатой пособия по безработице в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 346 в размере 12 130 руб. В соответствии с Постановлением Губернатора Московской области от 14.04.2020 № 181-ПГ ответчик получил выплату региональной компенсации в размере 10 161 руб. и выплату региональной доплаты в размере 5 919 руб. 00 коп. Ответчик при постановке на регистрационный учет не сообщил инспектору ГКУ МО Электростальский ЦЗН о том, что он осуществляет трудовую деятельность и получает доход, что подтверждается ответом из Пенсионного фонда Российской Федерации. За период с 28.07.2020 по 25.11.2020 ответчиком получено пособие по безработице в размере 41 802 руб. 30 коп., региональная компенсация в размере 10 161 руб. 29 коп., региональная доплата в размере 5 919 руб. 00 коп., а всего 57 882 руб. 59 коп. На основании изложенного истец просил суд взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 57 882 руб. 59 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 936 руб.

Решением Электростальского городского суда Московской области от 30 августа 2021 г. иск ГКУ МО Электростальский ЦЗН удовлетворен.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 19 декабря 2003 г. № 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Эти требования при вынесении решения судом первой инстанции в полной мере не соблюдены.

Судом установлено, что приказом ГКУ МО Электростальский ЦЗН от 04.08.2020 № 52/11968 на основании заявления от 28.07.2020 ФИО1 признан безработным гражданином с 28.07.2020 по 27.01.2021 и ему установлены следующие размеры и сроки выплаты пособия по безработице: в размере 12 130 руб. с 28.07.2020 по 27.10.2020; в размере 10 200 руб. с 28.10.2020 по 27.01.2021.

Приказом ГКУ МО Электростальский ЦЗН от 04.08.2020 № 52/11973 ФИО1 на основании пункта 8 Постановления Губернатора Московской области № 181-ПГ от 14.04.2020 «Об утверждении положения об оказании региональной компенсационной выплаты гражданам, потерявшим работу» назначена региональная компенсационная выплата в размере 15 000 руб. в месяц с 07.07.2020 по 27.07.2020.

Приказом ГКУ МО Электростальский ЦЗН от 04.08.2020 № 52/11972 ФИО1 на основании пункта 7 Постановления Губернатора Московской области № 181-ПГ от 14.04.2020 назначена региональная компенсационная выплата в размере доплаты к установленному пособию по безработице, чтобы сумма выплат составила 15 000 руб. в месяц, с 28.07.2020 по 30.09.2020.

При регистрации в качестве безработного ФИО1 указал об отсутствии работы и заработка, а также подписано заявление - обязательство о необходимости сообщать ГКУ МО Электросталский ЦЗН о любых изменениях условий, послуживших основанием для признания его безработным.

Приказом ГКУ МО Электростальский ЦЗН от 26.10.2020 № 52/15957 на основании пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» ФИО1 приостановлена выплата пособия по безработице на период 29.09.2020 по 25.10.2020 в связи с нарушением без уважительных причин сроков перерегистрации.

22.01.2021 на основании приказа ГКУ МО Электростальский ЦЗН ФИО1 прекращена выплата пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного.

Выпиской из лицевого счета № 52-20-04571 от 28.07.2020, личным делом получателя государственной услуги, справкой расчетом подтверждено, что за период с 28.07.2020 по 25.11.2020 ФИО1 получено пособие по безработице в сумме 41 702 руб. 30 коп., региональная компенсация в размере 10 161 руб.29 коп., региональная доплата в размере 5 919 руб., а всего 57 882 руб. 59 коп.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя иск ГКУ МО Электростальский ЦЗН, суд руководствовался положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и исходил из того, что согласно представленным Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 по Москве и Московской области сведениям ФИО1 в период с 28.07.2020 по 25.11.2020 осуществлял трудовую деятельность, в связи с чем оснований для регистрации 04.08.2020 ответчика в качестве безработного, являвшегося занятым, не имелось, а пособие по безработице и меры дополнительной материальной поддержки получены им в результате предоставления недостоверных данных, имеющих значение для назначения указанных социальных выплат, и недобросовестного поведения; получение ответчиком за счет бюджетных средств пособия по безработице и дополнительных материальных выплат является незаконным, что свидетельствует о неосновательном обогащении на общую сумму 57 882 руб. 59 коп.

Судебная коллегия находит выводы суда основанными на неправильном применении норм материального права и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения).

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона о занятости населения занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Статьей 2 Закона о занятости населения (в редакции на дату обращения) установлено, что занятыми считаются граждане:

работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе;

зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);

занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;

обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);

временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о занятости населения безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Абзацем 2 пункта 2 статьи 12 Закона о занятости населения установлено, что безработным гражданам гарантируется социальная поддержка.

Из анализа приведенных норм следует, что для целей Закона о занятости населения сама по себе занятость гражданина не препятствует признанию гражданина безработным и получения им социальной поддержки, если такая занятость не предполагает получение гражданином заработка (дохода), за исключением предусмотренных законом случаев.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 абзаца 1 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из ответа Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 по Москве и Московской области от 05.07.2021 г. № 319-05-12/6059 следует, что в региональной базе данных на зарегистрированное (застрахованное) лицо ФИО1 имеются сведения, составляющие пенсионные права. Сведения для включения в индивидуальный лицевой счет предоставлены следующими страхователями (в юридически значимый период с 28.07.2020 по 25.11.2020): общественной организацией «Московская областная федерация волейбола» за период с сентября 2020 года по ноябрь 2020 года, муниципальным бюджетным учреждением «Спортивная школа Олимпийского резерва по игровым видам спорта «Электросталь» за период с июль 2020 года по ноябрь 2020 года, МАУ СШОР № 4 по волейболу за октябрь 2020 года, АНО ФСО спортивный клуб Протон за ноябрь 2020 года, ГБУ «СШ по волейболу» за ноябрь 2020 года, ФГАУ «Федеральная дирекция организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий» за ноябрь 2020 года.

В юридически значимый период с 28.07.2020 по 25.11.2020 страхователями предоставлены следующие сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица: за период с сентября 2020 года по ноябрь 2020 года в сумме 132 500 руб. (общественная организация «Московская областная федерация волейбола»), за октябрь 2020 года в сумме 21 700 руб. (МАУ СШОР № 4 по волейболу), за ноябрь 2020 года в сумме 21 500 руб. (ГБУ «СШ по волейболу»).

Согласно ответу муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа Олимпийского резерва по игровым видам спорта «Электросталь» от 03.06.2022 г. № 64 за период с 28.07.2020 по 25.11.2020 в Пенсионный фонда Российской Федерации направлялись сведения об иной деятельности ФИО1 на основании контракта от 31.12.2019 г. № 396015 на оказание услуг спортивного судьи (срок действия контракта с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г.), доходы за указанный период отсутствуют.

Сведений о том, что на момент обращения в ГКУ МО Электростальский ЦЗН 28.07.2020 г. и признания безработным 04.08.2020 г. ФИО1 имел или должен был иметь заработок (доход) от деятельности, отраженной в региональной базе данных на зарегистрированное (застрахованное) лицо, материалы дела не содержат.

Таким образом, сама по себе занятость ФИО1 на момент обращения в ГКУ МО Электростальский ЦЗН не могла являться основанием для отказа в признании ФИО1 безработным и для отказа в предоставлении ему мер социальной поддержки в виде назначения пособия по безработице и доплат к нему, поскольку какого-либо заработка (дохода) от своей деятельности на момент обращения ответчик не имел и материалы дела не содержат сведений о том, что занятость ответчика на тот момент предполагала заработок (доход), который не получен ответчиком по каким-либо причинам.

При таких обстоятельствах взыскание с ФИО1 пособия по безработице и доплат к нему за весь период не основано на законе.

Вместе с тем, материалами дела подтверждается получение ФИО1 от занятости дохода за период с сентября 2020 года по ноябрь 2020 года, в связи с чем в этот период ФИО1 утратил предусмотренные Законом о занятости населения основания для получения пособия по безработице и доплат к нему, однако в нарушение пункта 5 заявления-обязательства о данных обстоятельствах в ГКУ МО Электростальский ЦЗН не сообщил, продолжая получать пособие по безработице и доплаты к нему.

Согласно постановлению дознавателя ОД УМВД России по г.о. Электросталь от 23.11.2021 г. ФИО1 осуществлялась деятельность по договорам подряда с общественной организацией «Московская областная федерация волейбола», начиная с 18.09.2020 г. Также в ходе дознания из ГКУ МО Электростальский ЦЗН получена справка-расчет от 19.11.2021 г. № 1096-исх, согласно которой за период с 18.09.2020 г. по 25.11.2020 г. ФИО1 выплачены пособие по безработице и региональная компенсация в сумме 16 146 руб. 38 коп.

Таким образом, с ФИО1 в пользу ГКУ МО Электростальский ЦЗН подлежит взысканию в качестве неосновательного обогащения сумма пособия по безработице и региональной компенсации за период с 18.09.2020 г. по 25.11.2020 г. в размере 16 146 руб. 38 коп.

Вследствие неправильного применения норм материального права судом принято решение о взыскании с ответчика пособия по безработице и доплат к нему за весь период получения пособия, поэтому решение суда в части суммы взыскания неосновательного обогащения подлежит изменению.

Кроме того, судом неправильно применены нормы процессуального права о распределении расходов по уплате государственной пошлины.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Государственные органы, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины (подпункт 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

ГКУ МО Электростальский ЦЗН, реализуя государственную политику в области занятости населения и предоставления социальных гарантий безработным гражданам, освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что при обращении в суд с иском ГКУ МО Электростальский ЦЗН ошибочно уплатило государственную пошлину в размере 1 936 руб., в связи с чем государственная пошлина подлежит возвращению истцу.

Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, а именно в размере 645 руб. 86 коп.

Приведенные нормы процессуального права судом не учтены, что повлекло неправильное распределение судом расходов по уплате государственной пошлины, поэтому решение в части взыскания с ответчика в пользу истца государственной пошлины подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Электростальского городского суда Московской области от 30 августа 2021 г. в части взыскания с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Московской области Электростальский центр занятости населения неосновательного обогащения за период с 28.07.2020 по 25.11.2020 в размере 57 882 руб. 59 коп. изменить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Московской области Электростальский центр занятости населения неосновательное обогащение за период с 18.09.2020 г. по 25.11.2020 г. в размере 16 146 руб. 38 коп.

Решение Электростальского городского суда Московской области от 30 августа 2021 г. в части взыскания с ФИО1 в пользу Государственного казенного учреждения Московской области Электростальский центр занятости населения расходов по оплате государственной пошлины в размере 1 936 руб. отменить.

В отмененной части принять по делу новое решение.

Возвратить Государственному казенному учреждению Московской области Электростальский центр занятости населения государственную пошлину в размере 1 936 руб.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета городского округа Электросталь Московской области государственную пошлину в размере 645 руб. 86 коп.

Апелляционную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи