ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1343/2016 от 30.03.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33-1343/2016

судья Лещева Л.Л.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Ходусовой И.В.

и судей Процкой Т.В., Кожиной Е.А.

при секретаре Башуровой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 30 марта 2016 года гражданское дело по иску прокурора Могойтуйского района в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Единый социальный расчетный центр» о понуждении к действиям

по апелляционной жалобе представителя третьего лица – Министерства социальной защиты населения Забайкальского края ФИО2

на решение Центрального районного суда г. Читы от 08 февраля 2016 года, которым постановлено:

требования прокурора Могойтуйского района в интересах ФИО1 к Государственному казенному учреждению «Единый социальный расчетный центр» о понуждении к действиям удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение «Единый социальный расчетный центр» Забайкальского края произвести ФИО1 перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений за период с <Дата> по <Дата>.

Заслушав доклад судьи Ходусовой И.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Могойтуйского района обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующее. Истец ФИО1 является педагогом-пенсионером и ей, как имеющей стаж работы в общеобразовательном учреждении сельской местности более 10 лет, в соответствии с Законом Забайкальского края № 129-ЗЗК от 17.02.2009 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» до <Дата> предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и норматива потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. По мнению прокурора, действия ответчика по расчету и выплате льгот только на долю педагогического работника незаконны, противоречат федеральному законодательству и нарушают права материального истца на полное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг. Просил обязать произвести материальному истцу перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений за период с <Дата> по <Дата>(л.д. 5-6).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 42-47).

В апелляционной жалобе представитель третьего лица – Министерства социальной защиты населения Забайкальского края ФИО2 просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает на то, что решением Забайкальского краевого суда от 27 мая 2013 г. были признаны недействующими нормы п. 7 части 1 и часть 2 ст. 5 Закона Забайкальского края, в той части, в которой они не распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников и ограничивают предоставление мер социальной поддержки пределами региональных стандартов нормативной площади жилого помещения и коммунальных услуг и нормативами потребления коммунальных услуг, устанавливаемыми высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с Федеральным законом. 01 апреля 2014 года Закон Забайкальского края приведен в соответствие с федеральным законодательством. Ссылается на то, что изменения, вносимые в Закон Забайкальского края от 11 февраля 2009 года № 129-ЗЗК «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» в части предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения пенсионерам из числа педагогических работников действуют с <Дата> и Законом Забайкальского края не предусмотрен перерасчет компенсации с момента вступления в силу решения Забайкальского краевого суда, считает, что основания для проведения перерасчета ФИО1 в период с <Дата> по <Дата> отсутствуют.

Истец ФИО3, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явилась.

Третьи лица Министерство финансов Забайкальского края и Министерство социальной защиты населения Забайкальского края, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, об отложении слушания дела не просили, об уважительности причин неявки не сообщили.

На основании ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика ФИО4, поддержавшую жалобу, прокурора Забайкальской краевой прокуратуры Казанцевой Л.И., полагавшей решение законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года N 273-ФЗ (вступившего в силу 01.09.2013 года) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон РФ от 10.07.1992 года N 3266-1 «Об образовании».

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 данного Закона, в редакции, действовавшей до 11.01.2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках.

Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 года № 439-ФЗ. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 года закреплял право педагогических работников, проживающих в сельской местности, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Данной статьей предусматривалось, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 года N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшей до 01.09.2013 года), указывалось на то, что нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст.55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.

Закон Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» от 11.02.2009 № 129-ЗЗК с изменениями от 01.04.2014 года (вступившими в силу 19.04.2014г.) определяет размер, условия и порядок предоставления меры социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников образовательных организаций Забайкальского края, муниципальных образовательных организаций.

Из приведенных норм не усматривается никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).

Из материалов дела следует, что ФИО1 является пенсионером из числа педагогических работников, имеющих стаж общеобразовательной педагогической работы в сельской местности более 10 лет.

До <Дата> она получала меру социальной поддержки по оплате отопления и освещения жилого помещения и коммунальных услуг в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.

По делу установлено и сторонами не оспаривалось, что с <Дата> указанная мера социальной поддержки предоставляется истцу в полном объеме.

Изложенное свидетельствует об обоснованности заявленных требований, которые суд первой инстанции верно разрешил, удовлетворив в полном объеме.

Вывод суда основан на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения. Нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Оснований для признания данного вывода суда неправильным не имеется.

Учитывая, что выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что не предусмотрен перерасчет компенсации с момента вступления в силу решения Забайкальского краевого суда и что нормы действующего законодательства действуют с <Дата>, направлены на иное, неправильное толкование норм материального права, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда, учитывая, что Закон Забайкальского края № 129-ЗЗК, действовавший в редакции от 11 февраля 2009, противоречил федеральному законодательству в части ограничения мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, чем ущемлялись права последних.

Суд первой инстанции правильно в решении указал на то, что право материального истца на предоставление мер социальной поддержки не должно ставиться в зависимость от процедуры внесения изменений в законодательные акты субъекта Российской Федерации.

С учетом приведенных обстоятельств, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а доводы жалобы – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда г. Читы от 08 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя третьего лица Министерства социальной защиты населения Забайкальского края ФИО2 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: