ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13682/2016 от 02.02.2017 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Хомякова И.В.

Докладчик Коваленко В.В. Дело № 33-929/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Черных С.В.

судей Коваленко В.В., Грибанова Ю.Ю.

при секретаре Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 02 февраля 2017 года гражданское дело по заявлению Новосибирской таможни о признании имущества бесхозяйным,

по апелляционной жалобе Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение Обского городского суда Новосибирской области от 16 сентября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В., объяснения представителя Новосибирской таможни – Л., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Новосибирская таможня обратилась в суд с заявлением о признании имущества бесхозяйным.

В обоснование заявления указано, что 18.04.2014 г. должностными лицами таможенного поста Аэропорт Толмачево Новосибирской таможни (далее - ТПАТ) в ходе проведения таможенного контроля и совершения таможенных операций в отношении багажа и ручной клади пассажиров, прибывших авиарейсом «Пекин (Китай) - Новосибирск (РФ)» у А. обнаружены препараты, а именно:

1) пять коробок, в каждой из которых находится 6 пакетиков бело-зеленого цвета с логотипом «ОТС» и названием иероглифами с драже, общим количеством 30 пакетиков;

2) фольгированные пакеты красно-зелено-белого цвета с логотипом и иероглифами и цифрой «85», в которых находятся таблетки, общим количеством 3 пакета. Один пакет вскрыт, в котором находятся 84 таблетки;

3) фольгированные пакеты бело-красно-желтого цвета с логотипом и иероглифами и надписью «3100», в которых находятся таблетки, общим количеством 3 пакета.

Данный товар размещен на СВХ таможенного поста Аэропорт Толмачево по складской квитанции , о чем составлен акт приема-передачи товаров на склад временного хранения от 18.04.2014 года.

В этот же день, с целью определения наличия в указанных препаратах наркотических, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ должностным лицом ТПАТ препараты направлены на экспертизу, о чем вынесено решение о назначении таможенной экспертизы от 18.04.2014 года.

В соответствии с заключением таможенных экспертов ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ г. Новосибирска от 21.05.2014 г. в содержимом исследуемых образцов наркотические, психотропные вещества и их прекурсоры, сильнодействующие вещества не обнаружены. На исследование израсходованы по 1 таблетке каждого вида фольгированного пакета, всего 2 таблетки и 1 пакетик с драже, что указано на стр. 6 заключения таможенных экспертов от 21.05.2014 года. Оставшиеся после исследования объекты упакованы в полимерный пакет, который снабжен ярлыком сохранности с оттиском печати ЭКС и возвращен в таможенный орган.

Пакетики бело-зеленою цвета с логотипом «ОТС» и названием иероглифами с драже в количестве 29 штук, фольгированные пакеты красно-зелено-белого цвета с логотипом и иероглифами и цифрой «85», в которых находятся таблетки, общим количеством 3 пакета, один из которых вскрыт и в котором находятся 83 таблетки и фольгированные пакеты бело-красно-желтого цвета с логотипом и иероглифами и надписью «3100», в которых находятся таблетки, общим количеством 3 пакета, один из которых вскрыт, подлежат возврату владельцу А.

26 мая 2014 г. (исх. ) в адрес А. направлено письмо с копией заключения таможенного эксперта ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Новосибирск от 21.05.2014 г. . В письме указано на необходимость получения товара - Пакетиков бело-зеленого цвета с логотипом «ОТС» и названием иероглифами с драже в количестве 29 штук фольгированных пакетов красно-зелено­-белого цвета с логотипом и иероглифами и цифрой «85», в которых находятся таблетки, общим количеством 3 пакета, один из которых вскрыт и в котором находятся 83 таблетки, и фольгированных пакетов бело-красно-желтого цвета с логотипом и иероглифами и надписью «3100», в которых находятся таблетки общим количеством 3 пакета, один из которых вскрыт. Отравление данной корреспонденции в адрес А. подтверждается реестром на отравляемые заказные почтовые отравления от 28.05.2014 года.

В соответствии со ст. 170 Таможенного кодекса Таможенного Союза общий срок нахождения товаров на складе временного хранения составляет 2 месяца. Указанный двухмесячный срок может быть продлен таможенным органом до 4 месяцев по мотивированному заявлению заинтересованного лица. Заявление от А. о продлении срока хранения товара в адрес Новосибирской таможни не поступало.

04 июня 2014 г. в адрес А. направлено уведомление (исх. ) о предстоящем истечении срока временного хранения и необходимости получить вышеуказанное имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации. Корреспонденция получена С. по доверенности, о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении.

23 мая 2014 г. должностным лицом таможенного поста Аэропорт Толмачево составлен Акт об истечении сроков временного хранения от 20.06.2014 г. , который направлен в адрес А. в качестве приложения к письму от 20.06.2014 г. (). В данном письме А. повторно уведомлен о необходимости получения товара. Согласно почтовому уведомлению, письмо получено С.

Дело об административном правонарушении по ст. 16.16. Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении А. не возбуждалось по причине отсутствия состава правонарушения (служебная записка отдела административных расследований таможенного поста Аэропорт Толмачево от 01.02.2016 г.).

01 февраля 2016 года полимерный пакет, в котором находится товар, помещенный на склад временного хранения таможенного поста Аэропорт Толмачево по складской квитанции , был вскрыт должностными лицами ТТАТ с целью точного определения в нем количества содержимого товара. В соответствии с актом о вскрытии от 01.02.2016 года содержимым пакета являются:

1) фольгированные пакеты зелено-белого цвета с надписями в виде иероглифов и маркировкой «85», в которых находятся таблетки, общим количеством 3 пакета. Один пакет вскрыт, в нем находится 83 таблетки;

2) фольгированные пакеты бело-золотистого цвета с надписями в виде иероглифов и маркировкой «3100», в которых находятся таблетки, общим количеством 3 пакета. Один пакет вскрыт, в нем находится 83 таблетки;

3) картонные упаковки бело-зеленого цвета с надписями в виде иероглифов и маркировкой «ОТС», в которых находятся пакетики с драже, общим количеством 29 пакетиков. Один пакетик вскрыт, в нем находится 119 драже.

Никаких мер по получению вышеуказанного товара А. предпринято не было. Своим бездействием А. фактически от имущества отказался.

До настоящего времени товар находится на СВХ таможенного поста аэропорт Толмачено.

Решением Обского городского суда Новосибирской области от 16 сентября 2016 года признано бесхозяйным и обращено в собственность государства следующее имущество, хранящееся на СВХ таможенного поста Аэропорт Толмачево:

1) фольгированные пакеты зелено-белого цвета с надписями в виде иероглифов и маркировкой «85», в которых находятся таблетки, общим количеством 3 пакета. Один пакет вскрыт, в нем находятся 83 таблетки;

2) фольгированные пакеты бело-золотистого цвета с надписями в виде иероглифов и маркировкой «3100», в которых находятся таблетки общим количеством 3 пакета. Один пакет вскрыт, в нем находятся 83 таблетки.

3) картонные упаковки бело-зеленого цвета с надписями в виде иероглифов и маркировкой «ОТС», в которых находятся пакетики с драже общим количеством 29 пакетиков. Один пакетик вскрыт, в нем находятся 119 драже.

С данным решением не согласно Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области и в апелляционной жалобе его представитель – В. просит решение отменить и принять по делу новое решение, которым в заявленных требованиях отказать в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в решении отсутствует оценка доводов Территориального управления о том, что спорное имущество не подлежит обращению в доход государства, должно быть уничтожено в установленном порядке, и о том, что Территориальное управление не является заинтересованным лицом по делу и требования к нему не подлежат удовлетворению.

Так, упомянутое имущество отсутствует в реестре лекарственных средств, что является основанием утверждать, что данные капсулы являются контрафактным лекарственным средством, поскольку не имеют маркировки, информации о производителе, составе продукта.

В соответствии с п. 6 ст. 47 Федерального Закона от 12.04.2010 № 61 «Об обращении лекарственных средств» фальсифицированные лекарственные средства, недоброкачественные лекарственные средства подлежат изъятию и последующему уничтожению или вывозу из Российской Федерации, контрафактные лекарственные средства, изъятию и последующему уничтожению.

Отношения, возникающие в связи с уничтожением лекарственных средств регулируются Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. № 674 «Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств». Контроль за уничтожением недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.

В качестве специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за уничтожением лекарственных средств в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.09.2011 г. № 1090 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по контролю за уничтожением лекарственных средств», выступает Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2003 г. № 311 «Об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства» утверждено, настоящее Положение не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок учета, оценки и распоряжения.

При таких обстоятельствах, по мнению апеллянта, спорное имущество подлежит уничтожению в установленном действующим законодательством порядке и не подлежит обращению в доход государства.

Кроме того, поскольку Территориальное управление не уполномочено реализовывать спорное имущество, следовательно, является ненадлежащим заинтересованным лицом по делу, а значит, требования к нему не подлежат удовлетворению.

На данную апелляционную жалобу представителем Новосибирской таможни – П. поданы возражения.

Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.04.2014 года должностными лицами таможенного поста Аэропорт Толмачево Новосибирской таможни (далее - ТПАТ) в ходе проведения таможенного контроля и совершения таможенных операций в отношении багажа и ручной клади пассажиров, прибывших авиарейсом «Пекин (Китай) - Новосибирск (РФ)» у А. обнаружены препараты, а именно: пять коробок, в каждой из которых находится 6 пакетиков бело-зеленого цвета с логотипом «ОТС» и названием иероглифами с драже, общим количеством 30 пакетиков, фольгированные пакеты красно-зелено-белого цвета с логотипом и иероглифами и цифрой «85», в которых находятся таблетки, общим количеством 3 пакета. Один пакет вскрыт, в котором находятся 84 таблетки, фольгированные пакеты бело-красно-желтого цвета с логотипом и иероглифами и надписью «3100», в которых находятся таблетки, общим количеством 3 пакета.

Данный товар размещен на СВХ таможенного поста Аэропорт Толмачево по складской квитанции .

Согласно заключению экспертов ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Новосибирска от 21.05.2014 г. в содержимом исследуемых образцов наркотические, психотропные вещества и их прекурсоры, сильнодействующие вещества не обнаружены. На исследование израсходованы по 1 таблетке каждого вида фолыированного пакета, всего 2 таблетки и 1 пакетик с драже, что указано на стр. 6 заключения таможенных экспертов от 21.05.2014 года. Оставшиеся после исследования объекты упакованы в полимерный пакет, который снабжен ярлыком сохранности с оттиском печати ЭКС и возвращен в таможенный орган.

26 мая 2014 г. в адрес А. было направлено письмо с копией заключения таможенного эксперта ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Новосибирск от 21.05.2014 г. . В письме также указано на необходимость получения товара.

Заявление от А. о продлении срока хранения товара в адрес Новосибирской таможни не поступало. 20.06.2014 г. должностным лицом ТПАТ составлен акт об истечении сроков временного хранения , который направлен в адрес А. 20.06.2014 г.

Корреспонденция для А. получена 15.07.2014 г. С. по доверенности, о чем свидетельствует отметка на почтовом уведомлении.

До настоящего времени товар - пакетики бело-зеленого цвета с логотипом «ОТС» и названием иероглифами с драже в количестве 29 штук, фольгированных пакетов красно-зелено-­белого цвета с логотипом и иероглифами и цифрой «85», в которых находятся таблетки, общим количеством 3 пакета, один из которых вскрыт и в котором находятся 83 таблетки, и фольгированных пакетов бело-красно-желтого цвета с логотипом и иероглифами и надписью «3100», в которых находятся таблетки общим количеством 3 пакета, один из которых вскрыт, находится на СВХ таможенного поста аэропорт Толмачево.

Постанавливая обжалуемое решение об удовлетворении заявления, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 124, 125, 225, 226 ГК РФ, ст. 170 Таможенного кодекса Таможенного союза, п.п. «в» п. 12 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», исходил из того, что собственник товара не предпринял мер к его получению, срок хранения данного товара истек, данный товар не является лекарственным средством, не содержит наркотических, психотропных веществ и их прекурсоров.

Судебная коллегия соглашается с обоснованностью и законностью приятого судебного решения и выводами суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Статья 170 Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливает срок временного хранения товаров - два месяца. По письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров не может превышать 4 (четыре) месяца, а в отношении международных почтовых отправлений, хранящихся в местах (учреждениях) международного почтового обмена, а также не полученного или не востребованного пассажиром багажа, перемещаемого воздушным транспортом, - 6 (шесть) месяцев.

Хранение имущества осуществляется на СВХ таможенного поста Аэропорт Толмачево.

Согласно ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другим лицом в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, который определяет, что брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Судом первой инстанции установлено, что до настоящего времени собственник товара не предпринял мер к его получению, фактически от него отказался, срок хранения данного товара истек. Товар, не востребованный собственником, находится на складе временного хранения таможенного поста Аэропорта Толмачево, т.е. поступил во владение государства при осуществлении территориальным органом федеральной исполнительной власти своих властных полномочий от имени государства.

Судебная коллегия не принимает во внимание довод апеллянта о том, что судом не дана оценка тому, что имущество, признанное судом бесхозяйным, является контрафактным лекарственным средством, в связи с чем в силу закона подлежало передаче в Росздравнадзор для последующего уничтожения.

Из материалов дела следует, что товар - пакетики бело-зеленого цвета с логотипом «ОТС» и названием иероглифами с драже в количестве 29 штук, фольгированных пакетов красно-зелено-­белого цвета с логотипом и иероглифами и цифрой «85», в которых находятся таблетки, общим количеством 3 пакета, один из которых вскрыт и в котором находятся 83 таблетки, и фольгированных пакетов бело-красно-желтого цвета с логотипом и иероглифами и надписью «3100», в которых находятся таблетки общим количеством 3 пакета, один из которых вскрыт, не является товаром, изъятым из оборота, доказательств того, что капсулы относятся к лекарственным средствам, также не представлено, а потому их уничтожение возможно в порядке, предусмотренном Положением об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.05.2003 года N 311 "О порядке учета, оценки и распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства", а не в порядке, на который указывает апеллянт, предусмотренном Правилами уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 сентября 2010 года N 674.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ТУФА по УГИ в НСО является ненадлежащим заинтересованным лицом и не уполномочено реализовать спорное имущество, судебной коллегией отклоняются.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом наделено правом обращения в суды с исками и заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, а также признания движимого имущества бесхозяйным. Согласно вышеуказанному постановлению Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет полномочия, в том числе по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством РФ.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Приказом N 63 от 05.03.2009 г. Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области реорганизовано в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области.

Пунктом 2 Положения об учете, оценке и распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, предусмотрено, что имущество, обращенное в собственность государства, подлежит в установленном порядке передаче Российскому фонду федерального имущества (его филиалам) для учета, оценки и реализации, переработки (утилизации), уничтожения.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22.06.2009 N 229 утвержден Административный регламент Федерального агентства по управлению государственным имуществом по исполнению государственной функции "Осуществление от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Указанными нормативные правовыми актами регламентированы действия Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов в части принятия решений, связанных с дальнейшей судьбой имущества, признанного судом бесхозяйным и обращенным в собственность государства.

Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, нарушений норм Гражданского процессуального кодекса РФ, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Доводы апелляционной жалобы повторяют возражения относительно заявленных требований, являлись предметом исследования суда, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения.

Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют требованиям закона. Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Обского городского суда Новосибирской области от 16 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи