ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1383/2016 от 05.05.2016 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Филиппова М.Е.

№ 33-1383-2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

05 мая 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Баранниковой Т.Е.

судей

Брандиной Н.В.

Захарова А.В.

при секретаре

Пухове М.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аппарата Правительства Мурманской области (министерство) к Владимирову А.О. о возмещении вреда,

по апелляционной жалобе Владимирова А.О. на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 10 февраля 2016 года, по которому постановлено:

«Иск Аппарата Правительства Мурманской области удовлетворить, признать незаконными действия главы администрации муниципального образования сельское поселение ... Кандалакшского района Владимирова А.О., выразившиеся в незаконном перечислении Закрытому акционерному обществу «***» денежных средства в размере *** рублей по муниципальным контрактам № *** от _ _ февраля _ _ года и *** от _ _ февраля _ _ года, взыскать с Владимирова А.О. в пользу бюджета Мурманской области причинённый ущерб в размере *** рублей.

Взыскать с Владимирова А.О. государственную пошлину в размере *** руб. *** коп. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации».

Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В., выслушав объяснения ответчика Владимирова А.О., являющегося также представителем третьего лица муниципальное образование сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района, а также представителя истца – Череменского А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения против доводов жалобы представителя Аппарата Правительства Мурманской области – Могила В.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Аппарат Правительства Мурманской области (министерство) (далее – Правительство) обратился в суд с иском к А.О. о возмещении вреда, причинённого преступлением.

В обоснование иска указано, что А.О. с _ _ до _ _ состоял в должности главы муниципального образования сельское поселение ... - председателя Совета депутатов - главы администрации сельского поселения ....

А.О., выступая от имени Администрации сельского поселения ..., заключил с подрядной организацией ЗАО «***» следующие муниципальные контракты на проведение аварийных работ по восстановлению системы отопления жилых домов, которые были разморожены вследствие аварии на котельной с...., произошедшей в _ _ года:

- от _ _ * на выполнение аварийных работ по замене системы отопления в жилых домах №* по ... с.... Мурманской на сумму *** рублей;

- от _ _ * на выполнение аварийных работ в жилых домах №* по ... с.... на сумму *** рублей.

Главой администрации А.О., в нарушение Устава муниципального образования сельское поселение ... и своих должностных полномочий, были подписаны акты приемки выполненных подрядчиком работ без их проверки.

По выявленным фактам завышения объёмов выполненных работ в отношении А.О. было возбуждено уголовное дело. Потерпевшим в уголовном деле был признан Аппарат ....

Согласно проведенным в рамках уголовного дела экспертизам, общая сумма работ выполненных ЗАО «***» при проведении аварийных работ в жилых домах * по ... с.... на основании актов о приёмке выполненных работ формы КС-2 и платёжных поручений составляет *** рубля, тогда как общая сумма фактически выполненных работ составляет *** рубля.

Подписанные ответчиком акты о приёмке выполненных работ формы КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 послужили основанием для оплаты этих работ в завышенном размере - на *** рублей.

В сентябре 2015 года уголовное дело было направлено на рассмотрение в Кандалакшский районный суд Мурманской области, в рамках которого Правительством был заявлен гражданский иск, поданный в интересах субъекта Российской Федерации - Мурманской области, так как бюджету Мурманской области причинён ущерб в сумме *** рублей. Указанные денежные средства были выделены администрации муниципального образования сельское поселение ... из резервного фонда Мурманской области, в связи с чем причинение ущерба бюджету Мурманской области нарушает права субъекта Российской Федерации - Мурманской области, а также интересы неопределенного круга лиц на эффективное расходование бюджетных средств.

Правительство просило признать незаконными действия главы администрации муниципального образования сельское поселение ...А.О., выразившиеся в незаконном перечислении ЗАО «***» денежных средств в размере *** рублей по муниципальным контрактам * от _ _ и * от _ _ и взыскать с него в пользу бюджета Мурманской области причинённый ущерб в указанном размере.

В судебное заседание представитель Правительства Мурманской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела истец извещен надлежащим образом.

Ответчик А.О. в судебное заседание не явился, о времени и месту слушания дела извещен судом в установленном законом порядке.

Представители третьих лиц муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района Мурманской области, администрации муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района Мурманской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе А.О. просит решение суда отменить.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что он не был извещен судом о времени и месте судебного разбирательства.

Обращает внимание, что суд дважды уведомлял его по ошибочному адресу места проживания. После уточнения фактического адреса проживания, суд направил уведомление по данному адресу, однако обратное уведомление об отсутствии получателя почтового отправления суд, в соответствии с регламентом хранения корреспонденции, не мог получить до начала судебного заседания, в связи с чем не мог располагать данными об извещении.

Указывает, что по характеру работы в должности ***, связанной с длительным пребыванием за пределами ..., по месту жительства не находился и не мог получать почтовую корреспонденцию.

По причине отсутствия сотовой связи в удалении от населенных пунктов, телефонные звонки, поступающие на его телефон, он также не мог принимать. В подтверждение данного довода ссылается на детализацию по принадлежащему ему телефонному номеру – *, из которой следует, что какого-либо существенного количества звонков с неизвестных ему телефонных номеров на его номер не поступало.

Ссылается на отсутствие из суда СМС-уведомления о времени и месте рассмотрения дела на его номер телефона.

Отмечает, что суд, ссылаясь в решении на то, что принимал меры к его извещению по месту работы, не указал лиц, с которыми связывался, не указал, какой характер носила беседа, какая была представлена информация о месте его нахождения. При этом в адрес Совета Депутатов ... и в адрес ... официальных письменных обращений с просьбой уведомить его о рассмотрении дела, не поступало.

Утверждает, что узнал о рассмотрении настоящего дела судом и о принятом решении только 01 марта 2016 года.

Приводит доводы о том, что _ _ и _ _ между Администрацией ... и ЗАО «***» были заключены два муниципальных контракта на выполнение аварийных ремонтных работ, при этом выбор компании подрядчика не являлся его инициативой. Данная компания была указана ему в качестве организации для выполнения работ лично министром ЖКХ Мурманской области М Г.И.

Не соглашаясь с выводами строительно-технических экспертиз, выполненных в рамках уголовного дела экспертами Х А.А. и С С.А., указывает, что на момент прекращения уголовного дела вследствие акта амнистии ему не было предъявлено требований гражданско-правового характера и в этой связи данные экспертные заключения им не обжаловались.

Обращает внимание, что именно из актов скрытых работ, актов испытания систем впоследствии были сформированы итоговые акты о приемке стоимости, качества и объемов работ КС-2 и КС-3 по соответствующим контрактам. При этом акты КС-2 и КС-3 были подписаны после проведения многочисленных заседаний Межведомственной комиссии, на которых подтверждались объемы и качество произведенных работ. Без согласования с Межведомственной комиссией отсутствовала возможность финансирования произведенных работ из резервного фонда Правительства Мурманской области.

Ссылается на то, что в данный момент в отношении подрядчика ЗАО «***» возбуждено уголовное дело по признакам мошенничества.

В возражениях на апелляционную жалобу руководитель Аппарата Правительства Мурманской области П просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В отзыве на апелляционную жалобу и.о. главы администрации сельского поселения ...Е полагает доводы, изложенные А.О. в апелляционной жалобе, заслуживающими внимания, а решение суда – подлежащим отмене.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель третьего лица администрации муниципального образования сельское поселение ..., извещенного о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка в силу статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения относительно жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, тщательно исследовал их и к возникшим правоотношениям сторон надлежащим образом применил нормы материального права.

Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет, это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов; доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Согласно положениям Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 года № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет:

средств федерального бюджета - федеральный резерв материальных ресурсов;

средств федеральных органов исполнительной власти - резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти;

средств бюджетов субъектов Российской Федерации - резервы материальных ресурсов субъектов Российской Федерации;

средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов;

собственных средств предприятий, учреждений и организаций - объектовые резервы материальных ресурсов.

Статьей 70 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Совета депутатов ...* от _ _ А.О. был избран главой муниципального образования ... 2-го созыва Совета депутатов сельского поселения ... по избирательному округу *.

На основании распоряжения администрации муниципального образования сельское поселение ...* от _ _ А.О. приступил к исполнению обязанностей по должности главы муниципального образования сельское поселение ... - председателя Совета депутатов - главы администрации ...... с _ _ ; обязанности по указанным должностям А.О. исполнял по _ _ .

_ _ на котельной *... произошла авария, повлекшая повреждение (размораживание) розлива системы отопления, подъездного отопления, розливов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, системы холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, полотенцесушителей, тепловых узлов, электроснабжения, системы отопления пяти жилых пятиэтажных много квартирных домов, расположенных по адресу: ....

В связи с произошедшей аварией распоряжением главы администрации муниципального образования ... от _ _ *-р на территории муниципального образования сельское поселение ... был введён режим чрезвычайной ситуации.

Согласно Положению «О порядке расходования средств резервного фонда Правительства Мурманской области», утвержденного Постановлением Правительства Мурманской области от 18 января 2008 года № 5-ПП «Об утверждении положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Мурманской области», финансирование аварийно-восстановительных работ в жилых домах * по ... осуществлялось за счёт средств из резервного фонда Правительства Мурманской области в размере *** рублей *** копейки на основании Постановлений Правительства Мурманской области от _ _ * и от _ _ *-ПП.

Уведомлениями по расчётам между бюджетами от _ _ * и от _ _ * администрацией ... доведены указанные бюджетные средства резервного фонда ... до администрации ....

Ответчик А.О., руководствуясь статьёй 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 19 и 20 Устава, в соответствии с которыми в его полномочия входило проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, заключение от имени администрации поселения договоров и осуществление полномочий заказчика работ для нужд муниципального жилья, заключил с закрытым акционерным обществом «***» (далее - ЗАО «***») муниципальные контракты на проведение аварийно-восстановительных работ в зоне ликвидации чрезвычайной ситуации:

от _ _ * на выполнение аварийных работ по замене системы отопления в жилых домах * и * по ... на сумму *** рублей;

от _ _ * на выполнение аварийных работ в жилых домах * по ... на сумму *** рублей.

Согласно заключенным муниципальным контрактам А.О. выступал полномочным представителем заказчика аварийных работ по замене розлива системы отопления, подъездного отопления, розливов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, системы холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, полотенцесушителей, тепловых узлов, электроснабжения, системы отопления жилых домов * по ... в ..., а ЗАО «***» выступало в качестве подрядчика.

Судом также установлено, что в соответствии с условиями указанных муниципальных контрактов, а также в силу Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устава муниципального образования ... на главу муниципального образования ...А.О. было возложено исполнение обязанностей заказчика при выполнении аварийных работ на указанных выше объектах, в соответствии с которыми он должен был: осуществлять контроль за ходом и качеством выполнения работ лично либо назначить своего представителя; осуществлять приемку выполненных работ; при приёмке выполненных работ произвести проверку качества и объёма, при выявлении недостатков отказаться от приемки работ.

Из материалов дела следует, что А.О. подписал представленные подрядчиком акты о приёмке выполненных работ формы КС-2, содержащие завышенную стоимость выполненных работ на объектах проведения аварийно-восстановительных работ, а именно:

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ по замене розлива отопления в жилом ... в ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составила *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по восстановлению теплового узла в жилом ... в ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене полотенцесушителей в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене электрощитовой, питающих сетей 0,4 кВ, этажных щитов и приборов учета, пусконаладочных работ в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ гола составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене системы отопления 4 и 5 подъездов в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене розливов отопления в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

-акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ выполнение работ по восстановлению теплового узла в жилом ... Мурманской ти на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ выполнение работ по замене холодного водоснабжения и горячего снабжения в жилом ... на сумму *** рублей, при что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ омет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене полотенцесушителей в жилом ... с.... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене электрощитовой, питающих сетей 0,4 кВ., этажных щитов и приборов учета, пусконаладочных работ в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполенных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене розливов отопления в жилом ... Мурманской облсти на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по восстановлению теплового узла в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от февраля 2012 года составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилом ... такшского района ... на сумму *** руб., при что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приемке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене полотенцесушителей в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене электрощитовой, питающих сетей 0,4 кВ, этажных щитов и приборов учета, пусконаладочных работ в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость -выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене розливов отопления в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по восстановлению теплового узла в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилом ... на сумму *** руб., при том. что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приемке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене полотенцесушителей в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.:

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене электрощитовой, питающих сетей 0.4 кВ., этажных щитов и приборов учета, пусконаладочных работ в жилом ... в ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене розливов отопления в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ выполнение работ по восстановлению теплового узла в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене ХВС и ГВС в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене полотенцесушителей в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.;

- акт о приёмке выполненных работ формы КС-2 от _ _ на выполнение работ по замене электрощитовой, питающих сетей 0,4 кВ, этажных щитов и приборов учета, пусконаладочных работ в жилом ... на сумму *** руб., при том, что фактическая стоимость выполненных ЗАО «***» работ по акту о приёмке выполненных формы КС-2 от _ _ составляет *** руб.

Завышенная стоимость выполненных работ была отражена в справках о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, которые также были подписаны А.О.

Факты подписания А.О. актов о приемке выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, содержащие недостоверные сведения, послужили основанием для перечисления муниципальным образованием ... денежных средств бюджета ... в завышенном размере на сумму *** рублей.

Так, на расчётный счёт ЗАО «***» *, открытый в отделении ****, перечислено в качестве оплаты по муниципальному контракту * платежными поручениями от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ ** руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; платежным поручением от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.; от _ _ * руб.

Судом установлено, что факт частичного завышения объёмов выполненных работ (в отдельных квартирах работы по демонтажу и установке радиаторов не проводились, отдельные аварийно-восстановительные работы на одних и тех же объектах выполнены несколькими организациями, вследствие чего имеются признаки дублирования выполненных работ разными подрядчиками) подтверждается актом, составленным _ _ главным специалистом отдела финансового контроля по результатам проверки использования финансовых и материальных средств, выделенных Правительством Мурманской области муниципальному образованию ... в связи с чрезвычайной ситуацией в _ _ году, которая была проведена в период с _ _ по _ _ , с _ _ по _ _ .

Кроме того, факт незаконного перечисления ЗАО «***» денежных средств в размере *** рублей по муниципальным контрактам * от _ _ и * от _ _ подтверждается строительно-техническими и бухгалтерскими экспертизами в рамках возбужденного в отношении А.О. уголовного дела по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 239 Уголовного кодекса Российской Федерации - халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно заключениям экспертов * от _ _ , * от _ _ , * от _ _ , * от _ _ , * от _ _ , объемы работ, выполненных ЗАО «***» при проведении аварийных работ в жилых домах * по ..., не соответствуют объёму работ, указанному в локальных сметах и предъявленному в актах о приёмке выполненных работ.

Из заключений эксперта * от _ _ , * от _ _ , * от _ _ , * от _ _ , * от _ _ следует, что общая сумма работ, выполненных ЗАО «***» при проведении аварийных работ в жилых домах * по ..., на основании актов о приёмке выполненных работ формы КС-2 и платёжных поручений составляет *** рубля, в то время как общая сумма фактически выполненных работ составляет *** рубля.

При этом, давая оценку названным экспертным заключениям, суд установил, что в заключении эксперта * от _ _ о стоимости аварийных работ, проведенных ЗАО «***» в жилом ... с...., допущена арифметическая ошибка в расчете (таблица 4), поскольку согласно данным в таблице 4 стоимость работ, выполненных подрядчиком, составляет *** рублей, в то время как при сложении суммы стоимость этих работ составляет *** рублей.

Таким образом, проверяя доводы истца о необоснованном завышенном перечислении подрядчику бюджетных денежных средств, тщательно исследовав собранные по делу доказательства, судом установлено, что на расчетный счёт ЗАО «***» из резервного фонда Правительства Мурманской области через бюджет муниципального образования ... поступили денежные средства за выполненные работы по двум муниципальным контрактам в размере *** рублей, из которых необоснованно было перечислено *** рублей, чем нарушены права субъекта Российской Федерации - Мурманской области, а также налогоплательщиков - жителей Мурманской области на эффективное расходование бюджетных средств.

Также из дела следует, что в рамках возбужденного _ _ следственным отделом по ... Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Мурманской области уголовного дела в отношении А.О., постановлением от _ _ Аппарат Правительства Мурманской области был признан потерпевшим по уголовному делу.

_ _ Правительство предъявило гражданский иск в уголовном деле к ответчику А.О. о взыскании в пользу бюджета Мурманской области возмещение имущественного вреда от преступления в размере *** рублей.

Постановлением Кандалакшского районного суда Мурманской области от 23.09.2015 прекращено уголовное дело и уголовное преследование в отношении А.О., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 293 Уголовного кодекса Российской Федерации по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 27 УПК РФ, вследствие акта амнистии.

При этом А.О. не возражал против прекращения уголовного дела в связи с применением акта амнистии, таким образом, согласился с предъявленным ему обвинением.

Как следует из названного постановления, А.О. свою виновность в инкриминируемом ему деянии не оспаривал, ходатайствовал о прекращении уголовного преследования по основанию, которое не является реабилитирующим, при этом ему были разъяснены и понятны смысл и последствия прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию, что подтверждается протоколом судебного заседания от _ _ (уголовное дело *, т. 19, л.д. 198-200).

Постановление суда не обжаловано, вступило в законную силу _ _ . Гражданский иск судом рассмотрен не был.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Правительства, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что А.О., являясь главой администрации ......, выступая полномочным представителем заказчика по муниципальным контрактам, обязан был обеспечить контроль над выполнением работ по договорам подряда, осуществить необходимый и должный контроль перед подписанием актов приемки выполненных работ с тем, чтобы не допустить завышения объема выполненных работ и неосновательного перечисления бюджетных средств.

Установив, что в нарушение Устава и своих должностных полномочий А.О. были подписаны акты приемки выполненных подрядчиком работ без осуществления необходимого и достаточного контроля над выполненными работами и без их проверки, суд пришел к правомерному выводу о том, что в результате незаконных действий А.О. бюджету Мурманской области причинен реальный ущерб в размере *** рублей, в связи с чем взыскал с А.О. в пользу бюджета Мурманской области указанную сумму в счет возмещения ущерба.

В том числе, свой вывод суд мотивировал тем, что ответчик в силу положений статей 702, 711, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, выступая на стороне заказчика подрядных работ, добросовестно реализуя права заказчика работ, при должной степени заботливости и осмотрительности обязан был удостовериться в соответствии выполненных работ характеру и объему работ, предъявленным к оплате, однако надлежащих мер не принял, не организовал проверку актов о приёмке выполненных работ, подписал представленные подрядчиком акты, содержащие завышенную стоимость выполненных работ.

Также суд обратил внимание, что исполняя свои должностные обязанности до _ _ , в то время, когда по выявленным фактам уже проводилась проверка, А.О. не предпринял мер по взысканию с подрядчика, фактически не выполнявшего оплаченные за счёт бюджетных средств работы, неосновательно полученных денежных средств.

С выводами суда о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, постановленными с верным применением приведенных выше норм материального права, соответствующими обстоятельствам дела и исследованным доказательствам.

Таким образом, по мнению судебной коллегии, судом правильно установлен факт причинения ущерба противоправными действиями ответчика.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что выходя с просьбой о принятии в отношении его акта амнистии он исходил из того, что акт об амнистии не содержит требований признания вины и возмещения ущерба, судебная коллегия отмечает, что прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям не сходно по правовым последствиям с прекращением уголовного дела по реабилитирующим основаниям, поскольку освобождение от уголовной ответственности по такому основанию как амнистия не означает отсутствие в деянии лица состава преступления.

Прекращение уголовного дела вследствие акта амнистии не освобождает виновного от обязательств по возмещению нанесенного ущерба и компенсации причиненного вреда и не исключает защиту потерпевшими своих прав в порядке гражданского судопроизводства.

Поскольку имеющие значение для разрешения настоящего спора факты следуют из установленных следственным органом и отраженных в итоговых процессуальных актах, экспертных исследованиях, протоколах совершения процессуальных действий и заявлениях, данные сведения учитываются апелляционной инстанцией как имеющие доказательственное значение.

Никаких доказательств в обоснование своих возражений ответчиком в соответствии с правилами статей 55-56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Судебная коллегия также учитывает, что А.О., будучи обвиняемым, в силу пункта 11 части 4 статьи 47 УПК РФ, вправе был знакомиться с постановлением о назначении экспертизы, ставить перед экспертом вопросы, знакомиться с заключением судебной экспертизы, что им и было сделано, поскольку как следует из материалов уголовного дела *, А.О. был ознакомлен как с постановлениями о назначении и проведении по делу строительно-технических экспертиз, так и с заключениями экспертов, однако, выводы экспертов не оспаривал, ходатайств о назначении повторных экспертиз, в связи с несогласием с заключениями, имеющимся в материалах дела, не заявлял.

Все доводы о своей невиновности А.О. вправе был заявить в ходе рассмотрения уголовного дела, однако согласился на прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, что уже указывает на установление его вины в совершении противоправного деяния.

В связи с указанным судебная коллегия признает несостоятельными доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о несогласии с итогами строительно-технических экспертиз, принятых судом первой инстанции в качестве доказательств по делу.

Не может согласиться судебная коллегия и с доводами апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права по мотиву ненадлежащего извещения ответчика А.О. о времени и месте судебного заседания.

Из материалов дела следует, что судом по делу проведено четыре судебных заседания 25 декабря 2015 года, а также 15 и 29 января 2016 года, 10 февраля 2016 года, в каждое из которых ответчик в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вызывался заказной судебной корреспонденцией. При этом судебные повестки возвращались в суд в связи с истечением срока хранения в почтовом отделении.

Как следует из дела, согласно данным, представленным МО в ... УФМС по ... от _ _ , А.О. зарегистрирован по адресу: ..._ _ по настоящее время) (т. 3, л.д. 159, 162).

По указанному адресу судом была направлена почтой судебная повестка на судебное заседание 10 февраля 2016 года, впоследствии в связи с истечением срока хранения возвращенная в суд (т. 5 л.д. 53).

Согласно справке помощника судьи, 07 февраля 2016 года с целью извещения А.О. о судебном заседании 10.02.2016, был осуществлён выход по адресу: ..., дверь открыл мужчина, который не представился и сообщил, что А.О. по указанному адресу не проживает, где он находится, он не знает (т. 3 л.д. 167).

В суде апелляционной инстанции ответчик подтвердил данную информацию, пояснив, что действительно в квартире по месту регистрации не проживает, жилое помещение, принадлежащее его матери, сдано в аренду.

При этом, как следует из материалов уголовного дела, в судебном заседании 23 сентября 2015 года на вопрос суда о месте жительства ответчик сообщил, что зарегистрирован и проживает по указанному выше адресу – ... (уголовное дело т. 19, л.д. 198).

Этот же адрес ответчик указал и в своей апелляционной жалобе (т. 5, л.д. 107). Тогда как в суде апелляционной инстанции сообщил о том, что фактически проживает по адресу: ....

Также из дела следует, что с целью извещения А.О. о судебном заседании 10.02.2016 года по адресу, указанному в исковом заявлении: ... заблаговременно направлялась телеграмма (т. 3, л.д. 129, 156), которая не была вручена ответчику, поскольку квартира закрыта и адресат по извещению за телеграммой не явился.

Между тем, как усматривается из дела, помощником судьи 16 января 2016 года был осуществлён выход по адресу: ..., дверь в квартиру открыла девушка, не назвавшая себя, но представившаяся знакомой А.О., которая сообщила, что А.О. проживает по указанному адресу, но в настоящее время отсутствует, данному лицу было предложено передать А.О. о необходимости обратиться в Кандалакшский районный суд, в том числе передать ему информацию по телефону (т. 3 л.д. 100). 10 февраля 2016 года помощником судьи был вновь осуществлён выход по этому адресу, но дверь никто не открыл (т. 3 л.д. 166).

Вопреки доводам в апелляционной жалобе, материалами дела подтверждается, что судом неоднократно принимались и другие меры к вызову А.О. в судебное заседание.

Так, судом были предприняты меры по извещению ответчика через работодателя, согласно телефонограммам секретаря судебного заседания начальник *** сообщил, что А.О. действительно работает в ***, подтвердил, что номер мобильного телефона, названный секретарём, соответствует номеру А.О., о том, что единственный известный ему адрес А.О. - ... (т. 3 л.д. 89).

Кроме того, согласно справке секретаря судебного заседания в период рассмотрения гражданского дела на телефонный номер, принадлежащий А.О., многократно предпринимались попытки связаться с ответчиком, однако звонок срывался (т. 3 л.д. 168).

Из телефонограммы от 01 февраля 2016 года следует, что секретарю судебного заседания позвонила представитель администрации ..., которая в ходе разговора сообщила, что А.О. является ... и часто бывает в администрации, на просьбу оказать содействие во вручении ответчику судебной корреспонденции был дан отказ (т. 3 л.д. 131).

С учетом изложенного, принимая во внимание принципы добросовестности и разумности, судебная коллегия приходит к выводу, что А.О. должен был принять меры для получения им почтовой и иной корреспонденции по месту регистрации и фактического проживания, что им выполнено не было по субъективным мотивам.

Ссылки на невозможность получения судебной корреспонденции ввиду характера работы, связанного с постоянным нахождением вне места жительства и вдали от населенных пунктов, судебная коллегия находит несостоятельными и надуманными.

При таком положении следует признать, что судом были приняты исчерпывающие надлежащие меры по извещению ответчика А.О. о времени и месте судебного заседания, поэтому рассмотрение дела в отсутствие ответчика не свидетельствует о нарушении судом норм процессуального права.

Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

Иных заслуживающих внимания правовых доводов апелляционная жалоба не содержит.

Доводы апелляционной жалобы ответчика А.О. по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат ссылки на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для правильного разрешения спора, влияли на законность и обоснованность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Взыскание с ответчика в доход соответствующего бюджета государственной пошлины, от уплаты которой истец освобожден в силу положений статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, произведено судом в соответствии с правилами статей 88, 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Доводов о несогласии с решением суда в указанной части апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда, судом не допущено.

При таком положении оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 10 февраля 2016 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу Владимирова А.О. – без удовлетворения.

председательствующий

судьи