ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-13909/20 от 01.10.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 октября 2020 года № 33-13909/2020 (2-978/2020)

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Алексеенко О. В.,

судей Индан И. Я.,

ФИО1,

при секретаре Абдуллиной М. Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по иску Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан к ФИО2 о взыскании переплаты фиксированной выплаты

по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Алексеенко О.В., судебная коллегия

установила:

ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз РБ обратилось в суд с исковым заявлением (последующим уточнением) о взыскании переплаты фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 693 784, 99 рублей. Исковые требования мотивированы тем, что с 01 июля 2013 года ФИО2 является получателем страховой пенсии по старости в связи с достижением 60-летнего возраста. При обращении за назначением пенсии по старости ответчик не указал, что является получателем пенсии по линии МВД, скрыл данный факт, имеющий важное юридическое значение. В связи с чем за период с 01 июля 2013 года по 29 февраля 2020 года ответчику выплачена сумма пенсии в размере 997 310, 34 рублей, вместо положенной суммы страховой части пенсии в размере 293 525, 35 рублей, что является неосновательным обогащением со стороны ответчика.

Решением Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2020 года, с учетом определения того же суда от 04 августа 2020 года об исправлении описки постановлено:

исковое заявление ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан к ФИО2 о взыскании переполученной фиксированной выплаты удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеузе Республики Башкортостан излишне выплаченную фиксированную часть пенсии в сумме 693 784 рублей 99 копеек и расходы на отправку заказного письма в размере 78 рублей 50 копеек.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 10 137 рублей 85 копеек.

В поданной апелляционной жалобе ФИО2 просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указав, что судом необоснованно не применен срок исковой давности, о чем заявлено в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещённых о времени и месте рассмотрения дела, выслушав пояснения представителя ответчика ФИО3, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 18 июня 2013 г. ФИО2 обратился в ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости. В своем заявлении

ФИО2 указал, что пенсия по другому основанию или от другого ведомства ранее ему не назначалась, а также что он предупрежден о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, и об ответственности за достоверность сведений, содержащихся в представленных (представляемых) документах.

К заявлению о назначении пенсии ФИО2 в том числе приложил копию трудовой книжки, справку о периодах работы (выписку из приказа).

Решением пенсионного фонда на основании статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 01 июля 2013 года ФИО2 назначена пожизненно пенсия по старости.

Согласно справке отдела пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по РБ от 11 марта 2020 года № 49/13483 ФИО2 является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", с 30 мая 1994 года пожизненно, пенсионное дело № 49/13483 (лист дела 13).

Протоколом Пенсионного фонда в Мелеузовском районе и городе Мелеуз Республики Башкортостан в отношении ФИО2 установлена общая сумма излишне выплаченных денежных средств за период с 01 июля 2013 года по 29 февраля 2020 года в размере 703 784, 99 рублей (лист дела 28).

26 марта 2020 года ФИО2 уведомлен о размере переплаты пенсии в сумме 703 784, 99 рублей (лист дела 14).

Из справки-расчета следует, что 10 и 18 июня 2020 года ответчиком в счет погашения задолженности по переплате фиксированной выплаты внесены денежные средства в общей сумме 10 000 рублей.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан о взыскании с ФИО2 излишне выплаченных денежных средств, суд первой инстанции сослался на положения пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 23, 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", части 4 статьи 7 Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и исходил из того, что ФИО2 при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении ему трудовой пенсии по старости скрыл от пенсионного органа факт получения им пенсии за выслугу лет по линии МВД, что привело к неправомерному получению им в спорный период фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в связи с чем пришел к выводу о том, что ФИО2, действуя недобросовестно, в период с 01 июля 2013 года по 29 февраля 2020 года незаконно получал пенсию по старости в части фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Суд первой инстанции отклонил заявление ФИО2 о применении к исковым требованиям ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан установленного пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срока исковой давности, указав, что данный срок истцом не пропущен, поскольку о факте переплаты ФИО2 фиксированной выплаты к страховой пенсии пенсионному органу стало известно лишь в марте 2020 года, из письма Отделения пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения МВД по РБ сведений от 11 марта 2020 года за исх. № 49/13483, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.

Между тем, с данными выводами судебная коллегия не соглашается.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

На дату принятия пенсионным органом решения о назначении ФИО2 трудовой пенсии по старости (01 июля 2013 года) основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) прекращается в том числе в случае утраты пенсионером права на назначенную ему трудовую пенсию (часть трудовой пенсии по старости) вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные выше обстоятельства или документы (подпункт 3 пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В Федеральном законе от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившем в силу с 1 января 2015 года, закреплены аналогичные положения, определяющие порядок истребования у обратившегося за назначением пенсии гражданина документов для назначения страховой пенсии, а также устанавливающие обязанность пенсионера предоставлять достоверные сведения при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии и сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера страховой пенсии и прекращение выплаты страховой пенсии по причине утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (пункт 3 части 1 статьи 25, часть 7 статьи 21, часть 5 статьи 26 названного закона).

На дату принятия пенсионным органом решения о назначении ФИО2 трудовой пенсии по старости (01 июля 2013 года) порядок обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости, долей страховой части трудовой пенсии по старости) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению, рассмотрения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации этих обращений был урегулирован Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденными постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 года № 17/19пб (далее также - Правила). Эти правила действовали до 1 января 2015 года и были признаны утратившими силу в связи с изданием приказа от 11 декабря 2014 года Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 1027н, Пенсионного фонда Российской Федерации № 494п "О признании утратившими силу некоторых нормативных актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 6 Правил граждане подают заявление о назначении пенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию (пункт 7 Правил).

При приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в том числе регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления; истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перевода с одной пенсии на другую и выплаты пенсии (подпункты 4, 5 пункта 11 Правил).

При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов; приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях (пункт 12 Правил).

Пунктом 13 Правил было предусмотрено, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

Сходные нормативные положения закреплены в Правилах обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н, вступивших в силу с 1 января 2015 года и действующих в настоящее время (пункты 3, 18, подпункт "г" пункта 20, пункты 22, 23 названных правил).

Из приведенных нормативных положений следует, что право на трудовую пенсию по старости (на дату принятия пенсионным органом решения о назначении такой пенсии ФИО2 – 01 июля 2013 года) имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, при наличии не менее 5 лет страхового стажа. Назначение и выплата трудовой (страховой) пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление о назначении пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов и юридических лиц, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов. При этом на гражданина, обратившегося в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, возлагается обязанность представлять достоверные сведения в подтверждение права на указанную пенсию пенсионному органу, а после принятия пенсионным органом решения о назначении гражданину пенсии - безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Основанием для прекращения выплаты трудовой (страховой) пенсии (части пенсии) является в том числе утрата пенсионером права на назначенную ему трудовую (страховую) пенсию по старости вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение пенсии по старости без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося пенсией по старости в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.

Суд первой инстанции, делая вывод о взыскании с ФИО2 полученных им неосновательно сумм пенсии по старости в виде фиксированной выплаты к страховой пенсии за период с 01 июля 2013 года по 29 февраля 2020 года в общей сумме 693 784 рублей 99 копеек, приведенные выше нормы материального права, регулирующие спорные отношения, в их взаимосвязи не применил.

Суд не учел, что излишне выплаченные ФИО2 суммы пенсии по старости в виде фиксированной выплаты к страховой пенсии в силу положений пункта 1 статьи 1102 и пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности ФИО2 - лица, которому эта пенсия по старости была назначена, или счетной ошибки.

Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан, возражений ФИО2 относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях ФИО2 при получении им сумм пенсии по старости в период с 01 июля 2013 года по 29 февраля 2020 года.

Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае ФИО2) по требованиям о взыскании сумм пенсии по старости презюмируется, суду следовало возложить бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении в указанный период сумм пенсии по старости на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.

Однако суд, неправильно применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, данное обстоятельство в качестве юридически значимого не определил и не устанавливал, сославшись в обоснование вывода об удовлетворении исковых ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан лишь на то, что ФИО2 с 30 мая 1994 года является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВД.

Между тем, как усматривается из материалов дела, ФИО2 в ходе судебного разбирательства – в отзыве на исковое заявление указывал на то, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о назначении ему пенсии по старости факт того, что он является получателем пенсии за выслугу лет, не скрывал, среди прочих документов им была представлена в пенсионный орган трудовая книжка, содержащая сведения о прохождении им службы в системе МВД России 20 лет 4 месяца 06 дней (лист дела 27).

Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Пунктом 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 данного Кодекса.

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо в силу своих компетенций и полномочий должно было узнать о таком нарушении права.

Таким образом, для решения вопроса об исчислении срока исковой давности по иску ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан к ФИО2 о взыскании излишне выплаченных денежных средств необходимо установить начальный момент течения данного срока, то есть день, когда пенсионный орган узнал или должен был узнать о нарушении ответчиком предусмотренных нормативными правовыми актами условий, связанных с назначением и получением им фиксированной выплаты к страховой пенсии.

При этом начало течения срока исковой давности должно совпадать с моментом возникновения у пенсионного органа права на иск и возможности реализовать его в судебном порядке.

Определяя начало течения срока исковой давности по заявленным пенсионным органом требованиям, суд в качестве начальной точки отсчета давностного срока указал на март 2020 года – дату поступивших в ответ на запрос пенсионного органа сведений о том, что ФИО2 является получателем пенсии за выслугу лет с 30 мая 1994 года, в то время как согласно положениям пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации для установления начала течения срока исковой давности должны приниматься во внимание не только день, когда истцу стало известно о нарушении своего права, в данном случае о предполагаемом нарушении ФИО2 требований нормативных правовых актов, регулирующих отношения по пенсионному обеспечению, но и день, когда истец в силу своих компетенции и полномочий должен был об этом узнать.

Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 (далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), предусмотрено, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда Российской Федерации не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (пункт 2 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает в том числе контроль за правильным и рациональным расходованием его средств (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации на Пенсионный фонд Российской Федерации возложена функция контроля за правильным и рациональным расходованием его средств.

Нормативные положения, определяющие полномочия Пенсионного фонда Российской Федерации по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета, необходимо учитывать во взаимосвязи с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности, о применении которой было заявлено ответчиком ФИО2 при разрешении вопроса об исчислении срока исковой давности по иску ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан к пенсионеру о взыскании излишне выплаченных денежных средств.

При этом истцом не представлены доказательства невозможности выполнения возложенных на него функций по контролю за правильным и рациональным расходованием бюджета в виде направления запросов в соответствующие органы и организации для получения сведений, позволяющих проверить достоверность имеющейся у пенсионного органа информации, касающейся ФИО2, а при поступлении соответствующей информации о возможном отсутствии у гражданина права на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии - приостановить эти выплаты для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплат пенсионным органом спорных сумм.

Как видно из материалов дела, со стороны ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан не осуществлялся контроль при выплате ФИО2 фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом получения им пенсии по линии МВД на протяжении длительного периода.

Исковое заявление подано ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан в суд 10 июня 2020 года.

Принимая во внимание компетенцию и полномочия ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан, в том числе по обеспечению информационного взаимодействия с соответствующими органами и организациями, судебная коллегия приходит к выводу, что требования истца о взыскании с ответчика неосновательно полученной фиксированной выплаты к страховой пенсии за период с 01 июля 2013 года по 10 июня 2017 года удовлетворению не подлежат, в связи с пропуском срока обращения в суд.

Доводы истца и вывод суда об обратном не соответствуют нормам закона об исковой давности.

Таким образом, за период с 10 июня 2017 года по 29 февраля 2020 года переплата в виде фиксированной выплаты к страховой пенсии согласно представленному истцом расчету (лист дела 15) составила 308 523, 17 рублей (с учетом добровольно выплаченной ответчиком суммы в размере 10 000 рублей). Указанная сумма подлежит взысканию с ФИО2 в пользу ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан.

При этом судебная коллегия отмечает, что осуществление межведомственного взаимодействия с силовыми ведомствами в 01 января 2014 года, на что указывает истец, не умаляет обязанность пенсионного органа осуществлять возложенный на него контроль за правильным и рациональным расходованием его денежных средств.

Поскольку истец при подаче иска в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса РФ был освобождён от уплаты госпошлины, то при вынесении решения согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ госпошлина подлежит взысканию с ответчика – ФИО2 и составит 6 285 рублей 23 копейки (пропорционально удовлетворённой части исковых требований имущественного характера на сумму 308 523, 17 рублей).

Также в силу статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать расходы на отправку заказного письма в размере 34 рублей 54 копеек, что пропорционально удовлетворенным требованиям (44% - 78, 50 х 44%).

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 13 июля 2020 года с учетом определения того же суда от 04 августа 2020 года об исправлении описки изменить.

Взыскать с ФИО2 в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Мелеузовском районе и г. Мелеуз Республики Башкортостан излишне выплаченную фиксированную часть пенсии в сумме 308 523 рублей 17 копеек и расходы на отправку заказного письма в размере 34 рублей 54 копеек.

Взыскать с ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 285 рублей 23 копеек.

Председательствующий О. В. Алексеенко

Судьи И. Я. Индан

ФИО1

Справка: федеральный судья Аверьянова Е.В.