ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-146 от 11.02.2015 Кировского областного суда (Кировская область)

  Судья Чиннова М.В.                                                              Дело №33- 146\ 2015

                                АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.

 судей Аносовой Е.Н., Едигаревой Т.А.

 при секретаре Калабиной А.Н.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 11 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 27 октября 2014 года, которым постановлено (с учетом определения об исправлении описки от 10.12.2014): исковые требования удовлетворить, признать незаконными действия КОГКУ «Управление социальной защиты населения в г.Кирове» по выплате участнику ВОВ ФИО1 компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги в период с <дата>. по <дата> с учетом социальной нормы площади жилого помещения 33 кв.м.

 Обязать КОГКУ «УСЗН в г. Кирове» предоставить ФИО1 меры социальной поддержки в виде оплаты расходов на жилищно- коммунальные услуги в виде отопления, на общедомовые нужды в виде холодной воды и водоотведения в период с <дата> г. по <дата>. в размере 50% в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ, без учета областного стандарта нормативной жилой площади.

 Обязать КОГКУ «УСЗН в г. Кирове» в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг ФИО1 исходя из площади занимаемого ею жилого помещения 47,9 кв.м. в период с <дата>. по <дата>

 В удовлетворении исковых требований к ООО «ЖКО 1 Мая» отказано.

 Заслушав доклад судьи Ворончихина В.В., объяснения представителя ФИО2, поддержавшей доводы жалобы, возражения прокурора Блиновой А.В., полагавшей об оставлении решения суда без изменения, а жалобы без удовлетворения, судебная коллегия

                                                   У С Т А Н О В И Л А:

 Прокурор Октябрьского района г. Кирова в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к КОГКУ «УСЗН г. Кирова» о признании незаконными действий КОГКУ « УСЗН в г. Кирове» по выплате участнику Великой Отечественной войны (далее по тексту ВОВ) ФИО1 компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги в период с <дата> г. по <дата> г. с учетом социальной нормы площади жилого помещения 33 кв.м., возложении на ответчика обязанности предоставлять участнику ВОВ ФИО1 меры социальной поддержки в виде оплаты расходов на отопление, общедомовые нужды в виде холодной воды, водоотведения в период с <дата> г. по <дата> г. в размере 50% в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ, без учета областного стандарта нормативной жилой площади, возложении обязанности в течение 30 дней со дня вступления в законную силу решения произвести перерасчет и выплатить компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг исходя из площади занимаемого жилого помещения <данные изъяты> кв.м. в период с <дата> г. по <дата>

 В обоснование иска указано на то, что ФИО1, проживающая по адресу: <адрес>, является участником ВОВ и получателем меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% занимаемой площади и оплаты 50% коммунальных услуг. Управление жилым многоквартирным домом осуществляется ООО «ЖКО 1 Мая».

 Между КОГКУ « УСЗН в г. Кирове» и ООО «ЖКО 1 Мая» заключен договор о предоставлении в органы социальной защиты населения реестров сведений для определения размера компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги и об оплате расходов, связанных с предоставлением поставщиками услуг реестров. По условиям договора поставщик услуг принимает платежи за жилищно-коммунальные услуги в размере 100%, и предоставляет реестр с указанием суммы компенсации по каждому виду услуги, оплачиваемых поставщику услуг, в управление социальной защиты населения. После получения реестра КОГКУ «УСЗН в г. Кирове» сверяет предоставленные сведения поставщиком и составляет итоговый акт проверки, на основании которого производится оплата поставщику услуг произведенных расходов. В период с <дата> г. по <дата> г. ООО «ЖКО 1 Мая» представляло в КОГКУ «УСЗН в г. Кирове» реестры для определения размера компенсации на оплату коммунальных услуг по отоплению, холодной воде и водоотведению в отношении ФИО1 с учетом социальной нормы площади жилого помещения 33 кв.м., выплата компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги ФИО1 осуществлялась на основе недостоверных реестров.

 Судом постановлено указанное решение.

 В апелляционной жалобе представитель КОГКУ «УСЗН в г. Кирове» ставит вопрос об отмене решения суда в части, касающейся признания незаконными действий по выплате участнику ВОВ ФИО1 компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги в период с <дата>. по <дата>. с учетом социальной нормы площади жилого помещения 33 кв.м.

 В обоснование жалобы указано на то, что при предоставлении ФИО1 компенсации, у учреждения отсутствовали основания полагать, что поставщик услуг неверно производит расчет размера компенсации. Ни поставщик услуг, ни потребитель к ответчику с какими - либо заявлениям и запросами не обращались, на факт нарушения не указывали. Обязанность по расчету сумм компенсации, проверке расчета, произведенного поставщиком услуг, на учреждение не возложена, в этой связи, у ответчика отсутствует обязанность запрашивать дополнительную информацию, касающуюся порядка расчета компенсации. Апеллянт указал, что незаконными были действия именно ООО «ЖКО 1 Мая».      

 В возражениях на жалобу прокурор указал на законность и обоснованность принятого судом решения.

 С учётом требований ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах апелляционной жалобы и возражениях относительно неё.

 Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к пересмотру решения суда.

 Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

 В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" членам семьи погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий предоставляется мера социальной поддержки: оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления.

 На основании п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и п. 1 Приложения N 2 к Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, размер платы за отопление определяется исходя из общей площади жилого помещения, нормативов потребления и тарифов за тепловую энергию. Под нормативом потребления коммунальных услуг по п. 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 от 23.05.2006, следует понимать месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета. При определении нормативов потребления коммунальной услуги в виде отопления учитываются такие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома как материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования (п. 4 Правил). Норматив потребления коммунальных услуг утверждается исполнительным органом власти субъекта РФ.

 Согласно п.п. «а» п.20 Правил при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответст-вующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Рос-сийской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды и (или) горя-чей воды - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при отсутствии таких нормативов - в соответствии с требованиями строительных норм и правил. При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отдельных помещений в таком доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

 Пунктом 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 14.11.2006 N 74/254 предусмотрено, что компенсация в размере 50% расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг производится в виде ежемесячной денежной выплаты. Компенсация выплачивается гражданам по месту жительства в пределах средств федерального бюджета, выделяемых Кировской области. Размер компенсации расходов на ЖКУ определяется органом социальной защиты населения на основании сведений, содержащихся в реестрах, предоставляемых по прилагаемой форме поставщиками жилищно-коммунальных услуг.

 Исследованными в судебном заседании доказательствами подтверждены значимые по делу обстоятельства, касающиеся того, что участник ВОВ и получатель меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% занимаемой площади и оплаты 50% коммунальных услуг, ФИО1, проживает по адресу: <адрес> Управление жилым многоквартирным домом осуществляет ООО «ЖКО 1 Мая». До <дата>. льгота ФИО1 предоставлялась в размере 50% на содержание жилья и 50% на коммунальные услуги в пределах нормативов и 50% от начисления за отопление в пределах нормативов потребления, установленных органами местного самоуправления (закон Кировской области № 362-ЗО от 17.09.2005г. - 33 кв.м на одиноко проживающего льготника).

 Таким образом, нарушение прав ФИО1, предусмотренных Федеральным законом «О Ветеранах» на получение компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги в установленном законом размере нашло свое подтверждение.

 <дата> между КОГКУ «УСЗН в г. Крове» и ООО «ЖКО 1 Мая» заключен договор о предоставлении реестров сведений для определения размера компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и возмещении расходов по предоставлению реестров.

 По условиям договора, поставщик услуг ежемесячно с 1 по 15 число месяца, следующего за отчетным, обязан предоставлять Учреждению реестры сведений для определения размера компенсации расходов на ЖКУ отдельно по расходам областного и федерального бюджетов (в соответствии с категориями граждан, указанных в п. 1.2 и 1.3 договора) с разбивкой по категориям на магнитных и (или) бумажных носителях согласно Приложению № 1 с письменным сопровождением, в котором указаны категории льготников, количество лиц, которым рассчитана компенсация расходов на ЖКУ, с указанием суммы компенсации (п. 2.3.2 договора)

 Согласно п.2.2 Договора №№ от <дата> КОГКУ «УСЗН в г. Кирове» вправе требовать от ООО «ЖКО 1 Мая» предоставления реестров, а также запрашивать дополнительную информацию, касающуюся порядка расчета гражданам сумм компенсаций по оплате за коммунальные услуги.

 Согласно Уставу КОГКУ «УСЗН в г. Кирове» учреждение осуществляет обеспечение своевременности и правомерности предоставления социальных выплат, проведение автоматизированной сверки реестров, проверку правильности предоставления мер социальной поддержки, ведение базы данных, актуализацию сведений, необходимых для предоставления гражданам мер социальной поддержки.

 П. 3.6.2.5 Административного регламента предоставления департаментом социального развития Кировской области государственной услуги "Выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты", утвержденного Постановлением Правительства Кировской области от 10.12.2013 N 239/820, предусмотрено, что специалист органа социальной защиты населения ведет разъяснительную работу с поставщиками услуг по применению законодательных актов при предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

 Установлено, что письмо в ООО «ЖКО 1 Мая» «О порядке расчета размера компенсации на оплату коммунальной услуги по отоплению», содержащее разъяснение, что предоставление мер социальной поддержки не ограничено социальной нормой площади жилого помещения, было направлено ответчиком только <дата>

 Учитывая указанные обстоятельства и нормы действующего правового регулирования, суд сделал обоснованный вывод о том, что ответчиком не были должным образом выполнены обязанности по проверке правильности предоставления мер социальной поддержки, разъяснению поставщику услуг применение законодательных актов при осуществлении расчёта.

 Доводы жалобы о выполнении КОГКУ «УСЗН в г. Кирове» требований законодательства по установлению мер социальной поддержки указанной категории граждан в полном объеме и отсутствие вины в нарушении прав ФИО1 являлись предметом рассмотрения и не нашли своего подтверждения. Решение суда, в целом и в этой части является законным и обоснованным.

 Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену обжалуемого решения судом первой инстанции из материалов дела не усматривается.

 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Ленинского районного суда г. Кирова от 27 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

 Председательствующий:                                 Судьи: