ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1506/19 от 30.05.2019 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

Дело № 33-1506/2019

Судья Токмакова Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего: Кисилевской Т.В.,

судей коллегии: Долматова М.В., Евсевьева С.А.

при секретаре Андрюхиной А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Массаровой А.В. на решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 марта 2019 года, которым исковое заявление Массаровой А.В. к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о включении в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в 2019 году оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи суда ЯНАО Кисилевской Т.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Массарова А.В. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о возложении обязанности по включению их семьи в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в 2019 году. В его обоснование указала, что с 12 мая 2016 года ее семья: ФИО1, ФИО2, ФИО3, включена в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Решением Департамента строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района от 14 июля 2017 года их семья признана участницей подпрограммы в 2018 году. Для подтверждения участия она ежегодно предоставляла все необходимые документы в сектор жилищной политики Администрации МО п.Уренгой. Также представила справки с нового места жительства, поскольку в феврале 2018 года их семья зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по другому адресу. При этом, сотрудники жилищного отдела Администрации МО п.Уренгой не сказали ей о необходимости подачи дополнительного заявления на участие в программе в следующем 2019 году, а на её предложение написать такое заявление специалист пояснила, что это не нужно. В дальнейшем, в течение 2018 года она неоднократно приходила в жилищный отдел Администрации МО п.Уренгой по вопросу подачи дополнительного заявления на участие в программе в следующем году, на что ей также отвечали, что такой необходимости нет. Осенью 2018 года она узнала, что их семью не включили в список граждан, подтверждающих свое участие в основном мероприятии «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в 2019 году по тем основаниям, что ею не подано заявление об участии в основном мероприятии в планируемом году. Полагала настоящие действия незаконными, поскольку до неё не доведена информация о необходимости в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, предоставить в соответствующий орган заявление о выделении сертификата в планируемом году, что не может быть поставлено ей в вину. Своевременное доведение информации является обязанностью органа местного самоуправления, осуществляющего учет граждан, а поэтому невыполнение такой обязанности, в связи с бездействием должностных лиц, ответственных за учет граждан в указанной Программе, не может повлечь нарушение их конституционных прав.

В судебное заседание участвующие в деле лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В направленных в суд заявлениях истец, третьи лица ФИО1, ФИО2, ФИО3 просили судебное заседание провести в их отсутствие; требования иска поддержали.

В письменных возражениях на иск представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО просил в удовлетворении заявленных требований отказать, судебное разбирательство провести в их отсутствие.

Представитель третьего лица Администрации МО п.Уренгой письменных возражений на иск не представил, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявил.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого изложена выше.

Не соглашаясь с вынесенным решением, в апелляционной жалобе истец просит об его отмене, полагая незаконным и необоснованным. В обоснование доводов жалобы описывает обстоятельства включения их семьи в список участников подпрограммы в 2016 году, признания их в 2017 году участниками подпрограммы на 2018 год, а также неоднократных обращений в жилищный отдел Администрации МО п.Уренгой в период с января по июнь 2018 года для написания заявления о включении в список участников программы в 2019 году. Ссылаясь на то, что специалистами жилищного отдела в принятии заявления ей было отказано, как и в предоставлении информации об очередности их семьи в списках, настаивает на незаконность исключения из списков участников программы в 2019 году, основанием чего указано непредставление названного заявления, в то время как это явилось следствием некомпетентности специалистов жилищного отдела.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, их участие в судебном заседании обеспечено посредством системы видеоконференц-связи. Массарова А.В. направила заявление, поступившее в суд округа 28.05.2019 года об отказе от участия в рассмотрении жалобы посредством ВКС.

Руководствуясь ст.ст.165.1 ГК РФ, ст.ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание сторон, которые об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам названной нормы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из представленных в дело материалов, приказом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО № 378-ОД/Ж от 31 октября 2016 года в отношении Массаровой А.В. принято решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (л.д. 15).

По итогам заседания жилищной комиссии от 14 июля 2017 года № 10 по вопросам реализации мероприятий по переселению граждан за пределы Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках реализации постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», в отношении семьи Массаровой А.В. принято решение о признании участниками Подпрограммы на 2018 год (л.д. 16).

Пунктом 1 настоящего постановления (в редакции, действовавшей на момент постановки на учет, установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы», является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации настоящей подпрограммыустановлен «Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы».

В силу п.п. «з» пункта 5, пункта 6 настоящих Правил (в редакции от 30 декабря 2017 года) право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия (ранее - подпрограммы) имеют, в числе прочих, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а также изъявившие такое желание

.Согласно п.п. «в» пункта 18 выдачу сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия, указанным в подпунктах "е" - "и" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на получение социальной выплаты).

Для участия в основном мероприятии граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии по форме согласно приложению N 1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N 1(1) с приложением перечня документов (пункт 19 Правил).

Органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями документов, представленных в соответствии с вышеуказанным пунктом. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия (пункт 21 Правил).

Согласно пункту 24 Правил, в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным подпунктами "е" - "к" пункта 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Разрешая спор, суд первой инстанции проанализировал положения вышеуказанных Правил применительно к установленным обстоятельствам и обоснованно отказал Массаровой А.В. в удовлетворении иска по мотивам, изложенным в решении.

Оснований для иных выводов судебная коллегия не усматривает, при том, что из действовавшей на тот момент редакции Правил от 30 декабря 2017 года следует, что как принятие решения о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия, так и формирование списков граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году являлось компетенцией органа местного самоуправления, в то время, как в полномочия Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, как органа исполнительной власти субъекта, входило формирование и утверждение сводного списка граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан в пределах предусмотренных на планируемый год средств на предоставление социальных выплат.

Принимая во внимание отсутствие доказательств, достоверно подтверждающих обращение Массаровой А.В. в 2018 году с заявлением об участии в основном мероприятии согласно приложению N 1 в порядке п. 19 Правил, либо с заявлением о выделении сертификата в планируемом году в порядке п. 24 Правил, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для возложения на Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО обязанности по включению истца в список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ» в 2019 году.

Поскольку участие в социальных программах носит заявительный характер, а подача заявления выражает волю лица на его участие в Программе, именно заявитель обязан доказать факт своего обращения посредством этого заявления, а в случае отказа в его принятии - обжаловать указанные действия. По существу сама истица не отрицает, что с таким заявлением она не обращалась. Принятие в учетное дело иных, представленных ею документов также не подтверждает факт подачи и наличие данного заявления, поэтому довод жалобы и в этой части несостоятелен.

Вместе с тем, отсутствие такого заявления не повлекло за собой исключения семьи истца из списка лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, и Массарова А.В. не лишена возможности обратиться с соответствующим заявлением об участии в основном мероприятии в планируемом 2020 году, о чем ей ранее разъяснялось как органом местного самоуправления, так и Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО (л.д. 19, 20).

При указанных обстоятельствах оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Ссылки истца на другую судебную практику не могут быть приняты во внимание, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются судом непосредственно при рассмотрении дела, и решение принимается в соответствии с представленными доказательствами, с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.

Кроме того, как следует из положений статьи 11 Гражданского процессуального права РФ, судебный прецедент источником права при разрешении судами гражданских дел не является.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи