ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1536/2018 от 17.05.2018 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Суханов И.Н. Дело № 33-1536/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Шарыповой Н.В.,

судей Коуровой В.Е., Булатова П.Г.,

при секретаре судебного заседания Пономаревой С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 17 мая 2018года гражданское дело по иску Курганского транспортного прокурора в интересах ФИО1 к Муниципальному образованию - Кетовский район в лице Финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки, взыскании расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения,

по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Кетовского районного суда Курганской области от 30 мая 2017 года, которым постановлено:

исковые требования Курганского транспортного прокурора в интересах ФИО1 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации удовлетворить.

Признать за ФИО1 право, как педагогического работника, проживающего и работающего в сельской местности, на меры социальной поддержки в виде возмещения расходов по оплате жилого помещения, освещения и отопления.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в счет понесенных расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения денежные средства в пользу ФИО1 в сумме 12849 руб. 93 коп.

В удовлетворении исковых требований Курганского транспортного прокурора в интересах ФИО1 к Финансовому отделу Администрации Кетовского района Курганской области отказать.

Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации по доверенности ФИО2 по доводам апелляционной жалобы, пояснения представителя истца заместителя Курганского транспортного прокурора Уральской транспортной прокуратуры Перечина С.А., представителя третьего лица ОАО «РЖД» по доверенности ФИО3, судебная коллегия

установила:

Курганский транспортный прокурор обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к Муниципальному образованию Кетовский район в лице Финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании права на меры социальной поддержки в виде возмещения расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения; о взыскании с ответчиков за период с января 2015 года по декабрь 2016 года расходов по оплате отопления и освещения в размере 12 849 руб. 93 коп.

В обоснование требований указано, что по результатам проверки, проведенной по обращению ФИО1 – работника частного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад ОАО «РЖД», выявлены нарушения социальных прав последней на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Указано, что меры социальной поддержки оказывались педагогическим работникам негосударственного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад ОАО «РЖД» (впоследствии переименовано в частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ОАО «РЖД») до марта 2005 года учредителем образовательного учреждения - ОАО «РЖД», после чего в предоставлении мер социальной поддержки как ОАО «РЖД», так и Администрацией Кетовского района Курганской области было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что данные педагоги работают в негосударственном образовательном учреждении, а порядок получения льгот для негосударственных образовательных учреждений нормативно-правовыми актами не определен. Прокурорской проверкой также установлено, что ФИО1 начислено за отопление (сентябрь 2015 года – декабрь 2016 года) 6 040 руб. 50 коп., оплачено за отопление (сентябрь 2015 года – декабрь 2016 года) 6 138 руб. 91 коп., начислено за электроэнергию (январь 2015 года – декабрь 2015 года) 6 172 руб. 54 коп., оплачено за электроэнергию (январь 2015 года – декабрь 2015 года) 3 518 руб.92 коп., начислено (январь 2016 года – декабрь 2016 года) 2 099 руб. 85 коп., оплачено за электроэнергию (январь 2016 года – декабрь 2016 года) 3 192 руб. 10 коп. Таким образом, ФИО1 понесла расходы по оплате жилого помещения, отопления и освещения в размере 12849 руб. 93 коп. Полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности на территории Курганской области, наделены органы местного самоуправления в лице Финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области. Согласно требованиям Закона Курганской области от 30.12.2005 № 116 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Курганской области отдельными полномочиями Курганской области по предоставлению мер социальной поддержки лицам, проживающим и работающим в сельской местности на территории Курганской области» органы местного самоуправления при осуществлении переданных отдельных государственных полномочий Курганской области имеют право на финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий Курганской области за счет предоставляемых бюджетам муниципальных образований субвенций из бюджета Курганской области. Истец полагал, что в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование рассматриваемых льгот относится к расходным обязательствам Российской Федерации и обязанность Российской Федерации по возмещению расходов за предоставленные коммунальные услуги обусловлена самим фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник Курганского транспортного прокурора Блинов С.Ю. на исковых требованиях настаивал.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.

Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации по доверенности ФИО2 в судебном заседании против исковых требований возражал. Считал, что правовые основания для возложения гражданско-правовой ответственности на Министерство финансов Российской Федерации отсутствуют.

В судебное заседание не явился представитель ответчика Муниципального образования - Кетовский район в лице Финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области, о дне слушания дела извещался надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица ОАО «РЖД» участия в судебном заседании не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Судом принято изложенное выше решение, с которым не согласился ответчик Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, представил апелляционную жалобу с просьбой об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Полагает, что судом первой инстанции неправильно применены положения статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), нормы федерального законодательства об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и регионального законодательства о социальной поддержке педагогов, проживающих в сельской местности. Также судом первой инстанции не принят во внимание п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», согласно которому ответчиком по делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот. Считает, что указанные выше нормативные акты свидетельствуют о том, что именно к расходным обязательствам Курганской области и муниципального образования Кетовский район относится предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений. Возложение на Российскую Федерацию обязательств по возмещению этих расходов противоречит положениям ст. 84 БК РФ. Ссылается на отсутствие доказательств обращения муниципального образования Кетовский район в Курганскуюобласть, а Курганскойобласти в Российскую Федерацию за выделением денежных средств на реализацию мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от <...> решение Кетовского районного суда Курганской области от <...> оставлено без изменения, апелляционная жалоба Министерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановлением Президиума Курганского областного суда постановлено отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от <...> по гражданскому делу по иску Курганского транспортного прокурора в интересах ФИО1 к Муниципальному образованию – Кетовский район в лице Финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании права на предоставление мер социальной поддержки, взыскании расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения и направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении апелляционной жалобы ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации по доверенности ФИО2 доводы апелляционной жалобы полностью поддержал.

Представитель Курганской транспортной прокуратуры Перечин С.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, полагая доводы жалобы необоснованными.

В судебном заседании представитель третьего лица ОАО «РЖД» по доверенности ФИО3 поддержал позицию истца.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), с учетом мнения присутствующих, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Решение суда в части отказа в удовлетворении требований к Муниципальному образованию Кетовский район в лице Финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области не обжалуется, поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ проверке судом апелляционной инстанции не подвергается.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 с <...> работает в частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад » ОАО «РЖД» в должности воспитателя.

ФИО1 проживает по адресу: <адрес>. Вместе с ней в данном жилом помещении проживают её дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Указанное жилое помещение находится в общей долевой собственности ФИО1, ФИО5 (супруга ФИО1), ФИО4, ФИО4 по 1/4 доле (представлено свидетельство о регистрации права собственности).

За период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года ФИО1 оплачено за потребленную электроэнергию и отопление 12 849 руб. 93 коп., что подтверждается справкой ООО «Газпром Межрегионгаз Курган» от <...> и копиями лицевого счета АО «Энергосбытовая компания «Восток».

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов.

Меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилых помещений в 2015, 2016 годах ФИО1 как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, не предоставлялись.

Обращаясь в суд с данным иском, Курганскийтранспортныйпрокурор заявлял о неправомерности действий ответчиков, повлекших ограничение прав истца на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов льготной категории граждан.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные транспортным прокурором исковые требования, пришел к выводу о том, что ФИО1, как педагогический работник дошкольного образовательного учреждения, проживающая и работающая в сельской местности, обладает правом на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилого помещения.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда ввиду следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 22 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной.

Согласно уставу, утвержденному <...> в редакции распоряжения ОАО «РЖД» от <...>, дошкольное образовательное учреждение «Детский сад ОАО «РЖД» является негосударственным, учредитель – ОАО «РЖД». В соответствии с уставом, утвержденным <...>, указанное образовательное учреждение «Детский сад » ОАО «РЖД» имеет статус частного дошкольного образовательного учреждения. Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад » ОАО «РЖД» расположено в поселке Введенское Кетовского района Курганской области.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливая гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39 часть 1), и относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт «ж» части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение данных вопросов относится к компетенции законодателя.

Статья 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепляя правовой статус педагогических работников, предусматривает для них право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и части коммунальных услуг, если они проживают и работают в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). При этом решение вопросов, связанных с размером, условиями и порядком предоставления указанных мер социальной поддержки данных работников, было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие образовательные организации, в частности для педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций они устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8).

Аналогичное правовое регулирование содержалось в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (утратил силу с 01.09.2013), закрепляющим право педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Приведенная норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была дополнена указанием об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, финансовых рынков, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы, государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию (за исключением государственного регулирования правоотношений между негосударственным пенсионным фондом и участниками негосударственного пенсионного фонда, застрахованными лицами и их правопреемниками, а также в части правоотношений, субъектом которых является Пенсионный фонд Российской Федерации), бюро кредитных историй, оказания государственной поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (п. 1).

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций (пункт 5.6 названного Положения).

Указанным Положением либо другими нормативными правовыми актами на Министерство финансов Российской Федерации не возложены функции по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в том числе путем компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Таким образом, удовлетворение судом заявленных требований за счет Министерства финансов Российской Федерации не основано на законе.

В соответствии с п. 1 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от <...> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В силу пункта 7 статьи 26.3 упомянутого Федерального закона № 184-ФЗ полномочия Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусмотренные пунктом 2 статьи 26.3, могут передаваться для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Курганской области в Законе Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганскойобласти» (далее - Закон Курганской области от 07.09.2005 № 75, утратил силу с 01.09.2017), закрепил право работающих и проживающих в сельской местности педагогических работников образовательных организаций, находящихся в ведении Курганскойобласти, и муниципальных образовательных организаций на меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения (абзац второй п. 1 ст. 3).

Согласно ст. 7.2 Закона Курганской области от 07.09.2005 № 75 финансирование расходов, предусмотренных настоящим Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Таким образом, нормативными положениями, действовавшими в период спорных правоотношений, предусмотрена ежемесячная компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганскойобласти, и муниципальных образовательных учреждений.

Судебная коллегия отмечает, что разрешение заявленного Курганским транспортнымпрокуроромиска фактически связано с установлением надлежащего механизма реализации права отдельных категорий граждан на меры социальной поддержки, что к компетенции суда не относится.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 17.10.2006 № 390-О и № 398-О, федеральный законодатель, реализуя предусмотренные статьей 76 (часть 1) Конституции Российской Федерации полномочия при осуществлении правового регулирования в сфере социальной защиты, вправе устанавливать различные условия предоставления конкретных мер социальной защиты, сама по себе дифференциация правового регулирования не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом (статья 19, часть 1 Конституции Российской Федерации).

В силу приведенной правовой позиции, имеющей общее значение для характеристики отношений, возникающих в сфере социальной защиты различных категорий работников, определение круга лиц, на которых распространяются меры социальной поддержки, относятся к дискреционным полномочиям законодателя.

Учитывая, что ФИО1 в спорный период работала в частном дошкольном образовательном учреждении, при этом отношения по выплате в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату отопления и освещения жилых помещений педагогическим работникам частных образовательных учреждений не урегулированы, вывод суда о признании за ФИО1 права на получение мер социальной поддержки и возмещении расходов на оплату указанных услуг, а также удовлетворение материально-правовых требований истца о возмещении расходов по их оплате нельзя признать правомерным.

Вопреки доводам представителя Курганской транспортной прокуратуры в судебном заседании суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований в случае отмены судебного решения в отношении Муниципального образования – Кетовский район в лице Финансового отдела Администрации Кетовского района Курганской области, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ). Апелляционная жалоба Министерства финансов Российской Федерации таких доводов не содержит. Остальными участниками судебного спора решение суда не обжаловано.

Судебная коллегия в силу положений п. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит исковые требования, предъявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации необоснованными, ввиду чего постановленное решение подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила :

решение Кетовского районного суда Курганской области от 30 мая 2017 года отменить в части удовлетворения исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Отказать в удовлетворении исковых требований Курганского транспортного прокурорав интересах ФИО1 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о признании за ФИО1 права на предоставление мер социальной поддержки, взыскании расходов по оплате отопления и освещения жилого помещения за период с января 2015 года по декабрь 2016 года в размере 12 849 руб. 93 коп.

В остальной части решение Кетовского районного суда Курганской области от 30 мая 2017 года оставить без изменения.

Судья-председательствующий Н.В. Шарыпова

Судьи В.Е. Коурова

П.Г. Булатов