Судья Охапкина О.Ю. Дело № 33-154/2024
(33-8677/2023)
УИД: 76RS0008-01-2023-001109-89
изготовлено 17.01.2024 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего судьи Басковой Г.Б.,
судей Бачинской Н.Ю., Маренниковой М.В.,
при секретаре Щевелевой К.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
15 января 2024 года
гражданское дело по апелляционным жалобам Синицыной Александры Сергеевны и представителя Литвиной Юлии Александровны по доверенности Рудницкой Дарьи Павловны на решение Переславского районного суда Ярославской области от 24 августа 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Переславского межрайонного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение администрации города Переславля-Залесского от 31.10.2022г. №№ «О премировании муниципальной управленческой команды городского округа город Переславль-Залеский Ярославской области» в части премирования Литвиной Юлии Александровны, Синицыной Александры Сергеевны в размере 275 000 рублей каждой.
Взыскать с Литвиной Юлии Александровны, <данные изъяты>, в пользу Администрации города Переславль-Залесский (ОГРН 1027601048727, ИНН 7608004065) в доход бюджета городского округа 275 000 рублей.
Взыскать с Синицыной Александры Сергеевны, <данные изъяты><данные изъяты> в пользу Администрации города Переславль-Залесский (ОГРН 1027601048727, ИНН 7608004065) в доход бюджета городского округа 275 000 рублей».
Заслушав доклад судьи областного суда Басковой Г.Б., пояснения Синицыной А.С., Литвиной Ю.А. и ее представителя по доверенности Рудницкой Д.П., Тарасенкова А.Н., представителя министерства экономического развития Ярославской области по доверенности Кованова Е.П. в поддержание доводов апелляционных жалоб, возражения прокурора Степановой Э.С., судебная коллегия
установила:
Переславский межрайонный прокурор в интересах городского округа город Переславль-Залесский обратился с иском, с учетом уточнения, к администрации городского округа город Переславль-Залесский, Синицыной Александре Сергеевне, Литвиной Юлии Александровне о признании незаконным распоряжения администрации городского округа город Переславль-Залесский от 31.10.2022 г. №-к «О премировании муниципальной управленческой команды городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области» в части премирования Литвиной Ю.А., Синицыной А.С., взыскании в доход бюджета денежных средств в размере 275 000 рублей с каждой из ответчиц.
В обоснование требований прокурор ссылался на то, что по результатам проведенной проверки соблюдения требований бюджетного законодательства, законодательства об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов установлено, что распоряжением от 31.10.2022 г. №-к премированы как сотрудники администрации города, входящие в состав муниципальной управленческой команды, Литвина Ю.А. и Синицына А.С. в суммее 275 000 рублей каждая. Указанные лица в 2021 году в администрации города не работали, не замещали муниципальные должности в органах местного самоуправления городского округа город Переславль-Залесский и не являлись сотрудниками муниципальных учреждений и предприятий, иных муниципальных организаций, в связи с чем, прокурор полагает, что выплата премии Литвиной Ю.А., Синицыной А.С. является незаконной, нарушающей требования статей 28, 34, 38, части 6 статьи 130 Бюджетного кодекса РФ. Полученные каждой из ответчиц денежные средства в размере 275 000 рублей являются неосновательным обогащением и подлежат взысканию на основании статьи 1102 ГК РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах Синицыной Александры Сергеевны и представителя Литвиной Юлии Александровны по доверенности Рудницкой Дарьи Павловны ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Доводы жалоб сводятся к нарушению норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы Переславский межрайонный прокурор просит решение суда оставить без изменения, жалобы – без удовлетворения.
В письменных возражениях Контрольно-счетная палата города Переславля-Залесского просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Синицына А.С., Литвина Ю.А. и ее представитель по доверенности Рудницкая Д.П., Тарасенков А.Н., представитель министерства экономического развития Ярославской области по доверенности Кованов Е.П. доводы апелляционных жалоб поддержали.
Прокурор Степанова Э.С. против удовлетворения жалоб возражала.
Иные участвующие по делу лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, в связи с чем, судебная коллегия, руководствуясь частью 3 статьи 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив их, судебная коллегия считает, что решение суда о признании незаконным распоряжения администрации городского округа город Переславль-Залесский от 31.10.2022 г. №-к «О премировании муниципальной управленческой команды городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области» в части премирования Литвиной Ю.А., Синицыной А.С., взыскании в доход бюджета денежных средств в размере 275 000 рублей с каждой из ответчиц подлежит отмене, с принятием по делу нового решения ввиду допущенного судом нарушения норм материального права.
С выводом суда о незаконности распоряжения администрации городского округа город Переславль-Залесский от 31.10.2022 г. №-к в части премирования Литвиной Ю.А., Синицыной А.С. в размере 275 000 рублей, об отсутствии права у Литвиной Ю.А. и Синицыной А.С. на получение данного вознаграждения и наличии в действиях ответчиц признаков недобросовестности судебная коллегия согласиться не может.
Доводы апелляционных жалоб о законности распоряжения администрации городского округа город Переславль-Залесский от 31.10.2022 г. №-к в части премирования Литвиной Ю.А. и Синицыной А.С. заслуживают внимания.
В соответствии с частью 7 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться межбюджетные трансферты для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами.
В силу абзаца 5 части 6 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечисление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в целях возмещения произведенных расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения или софинансирования которых предоставляются такие межбюджетные трансферты, а также расходов местных бюджетов при исполнении расходных обязательств муниципального образования в случае, если межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджету субъекта Российской Федерации для финансового обеспечения или софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, после проверки Федеральным казначейством в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке документов, подтверждающих осуществление расходов соответственно бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
Пунктом 11 статьи 131 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, в том числе в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации могут предоставляться иные дотации в целях финансового обеспечения предоставления иных дотаций бюджетам отдельных муниципальных образований в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Иные дотации распределяются между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из совокупного анализа приведенных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что поступившие из бюджета субъекта Российской Федерации денежные средства в виде иных межбюджетных трансфертов становятся собственными доходами бюджета городского округа, имеющими целевое назначение.
Направление средств бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств, признается нецелевым использованием бюджетных средств (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований).
Распоряжением администрации города Переславля-Залесского от 31.10.2022 года №-к премированы сотрудники администрации города Переславля-Залесского, входящие в состав муниципальной управленческой команды, в том числе, Литвина Юлия Александровна, Синицына Александра Сергеевна, суммы единовременного поощрения составили 275 000 рублей (т. 1, л.д. 29, 30-31).
Денежные средства перечислены на счета Литвиной Ю.А., Синицыной А.С. 03.11.2022 года по 239 250,00 рублей каждой (т. 1, л.д. 32, 33-34).
Список сотрудников администрации города Переславля-Залесского, входящих в состав муниципальной управленческой команды и подлежащих премированию, утвержден исполняющим обязанности Главы города Переславля-Залесского Тарасенковым А.Н., с учетом их вклада в достижение показателей Ярославской областью.
В период с 27.03.2023 года по 26.05.2023 года Контрольно-счетной палатой города проведена проверка использования бюджетных средств, средств, полученных от приносящей доход деятельности и эффективного использования муниципального имущества в администрации города Переславля-Залесского, за проверяемый период с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года, по результатам которой составлен акт от 29.05.2023 года (т. 1, л.д. 161-210).
Актом от 29.05.2023 года установлено, что при проверке начисления заработной платы работникам администрации города выявлена выплата премии Литвиной Ю.А. в размере 275 000 рублей, Синицыной А.С. - 275 000 рублей на основании распоряжения города от 31.10.2022 года №-к, произведенная в нарушение пунктов 2, 4 Порядка поощрения муниципальной управленческой команды городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области в 2022 году, утвержденного Постановлением администрации города Переславля-Залесского от 24.10.2022 года №ПОС.03-2346/22 (т. 1, л.д.192-193). Акт направлен Переславскому межрайонному прокурору для проведения проверки.
31.03.2023 года по результатам проведения проверки Переславским межрайонным прокурором в адрес исполняющего обязанности Главы города Переславля-Залесского Тарасенкова А.Н. внесено представление об устранении нарушений требований бюджетного законодательства, законодательства о противодействии коррупции, которое рассмотрено исполняющим обязанности Главы города Тарасенковым А.Н. 02.05.2023г., приведенные в представлении доводы признаны необоснованными (т. 1, л.д. 76-79, л.д.80-83).
Премирование сотрудников администрации города Переславля-Залесского распоряжением от 31.10.2022 года №-к было осуществлено из средств дотации, выделенной бюджету городского округа из областного бюджета в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 16.09.202 №791-п, по главным распорядителям бюджетных средств, в том числе администрации города в размере 3 182 777 рублей (т.1, л.д.28).
Абзацем первым пункта 11 Правил распределения в 2022 году между субъектами Российской Федерации дотаций (грантов) в форме межбюджетных трансфертов на основе достигнутых ими за отчетный период значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09 июня 2022 года № 1050 ДСП «О поощрении субъектов Российской Федерации за достижение значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 2022 году», предусмотрено, что под региональными и муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ, должности государственной гражданской службы субъектов РФ, работников государственных органов, не являющихся государственными служащими, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы, работников органов местного самоуправления, не являющихся муниципальными служащими, в соответствии с решением высшего должностного лиц субъекта РФ, деятельность которых способствовала достижению субъектом РФ значений (уровней) показателей.
В соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09 июня 2022 года № 1050 ДСП, к региональной или муниципальной управленческой команде в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта РФ могут быть причислены сотрудники государственных и муниципальных учреждений и предприятий, иных государственных или муниципальных организаций, некоммерческих организаций, включая специалистов в области информационных технологий, обеспечивающие функционирование государственных региональных и муниципальных информационных систем, деятельность которых способствовала достижению субъектом РФ значений (уровней) показателей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09 июня 2022 года № 1050 ДСП Постановлением Правительства Ярославской области от 16.09.2022 №791-п утверждены Правила распределения и предоставления дотаций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ярославской области в целях поощрения муниципальных управленческих команд Ярославской области в 2022 году (далее - Правила), а также утверждено распределение дотаций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ярославской области в целях поощрения муниципальных управленческих команд Ярославской области в 2022 году (т. 1, л.д.16, 17-21, 22).
В соответствии с пунктом 1 Правила устанавливают порядок распределения и предоставления в 2022 году за счет дотаций (грантов) в форме межбюджетных трансфертов, предоставляемых в 2022 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение в 2021 году показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, дотаций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ярославской области в целях поощрения муниципальных управленческих команд Ярославской области.
Пунктом 2 Правил установлено, что под муниципальной управленческой командой Ярославской области (далее - муниципальная управленческая команда) понимается группа должностных лиц, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы, работников органов местного самоуправления, не являющихся муниципальными служащими, а также сотрудников муниципальных учреждений и предприятий, иных муниципальных организаций, деятельность которых способствовала достижению Ярославской областью значений (уровней) показателей деятельности в 2021 году.
Во исполнение пункта 7 Правил постановлением Администрации города Переславля-Залесского от 24.10.2022г. №ПОС.03-2346/22 утвержден Порядок поощрения муниципальной управленческой команды городского округа город Переславль-Залесский в 2022 году (далее – Порядок) (т. 1, л.д. 25, 26-27).
Согласно пункту 2 Порядка муниципальная управленческая команда формируется из должностных лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления городского округа, муниципальных служащих Администрации города Переславля-Залесского, отраслевых (функциональных) органов Администрации города, обладающих правами юридического лица, работников Администрации города, Администрации города Переславля-Залесского, отраслевых (функциональных) органов Администрации города, обладающих правами юридического лица, занимающих должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы, а также сотрудников муниципальных учреждений и предприятий, иных муниципальных организаций, деятельность которых способствовала достижению Ярославской областью значений (уровней) показателей деятельности в 2021 году.
Пунктом 3 Порядка установлено, что состав муниципальной управленческой команды с указанием размера поощрения каждому участнику муниципальной управленческой команды утверждается распоряжением администрации города за подписью исполняющего обязанности Главы города.
Из совокупности изложенных нормативных положений следует, что пункт 2 Порядка поощрения муниципальной управленческой команды городского округа город Переславль-Залесский в 2022 году подлежит применению, в том числе, к должностному лицу (муниципальному служащему, работнику), занимавшему соответствующую должность в 2022 году на дату премирования в системе органов местного самоуправления г. Переславля – Залесского и в том случае, если оно не состояло в служебных (трудовых) отношениях с такими органами или организациями в 2021 году, но являлось в это время должностным лицом (служащим, работником) иных органов государственной власти Ярославской области, при условии, что деятельность указанного лица способствовала достижению Ярославской областью значений (уровней) показателей деятельности в 2021 году, и такое должностное лицо подлежит включению в состав муниципальной управленческой команды городского округа город Переславль-Залесский.
Аналогичная позиция изложена в письменном ответе от 28.02.2023 года и письменном отзыве Департамента экономики и стратегического развития Ярославской области, которым было разработано Постановление Правительства Ярославской области от 16.09.2022 №791-п, утвердившее Правила распределения и предоставления дотаций из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Ярославской области в целях поощрения муниципальных управленческих команд Ярославской области в 2022 году.
Из обстоятельств дела следует, что Литвина Ю.А. принята на должность муниципальной службы заместителя Главы Администрации города Переславля-Залесского с 18.07.2022 года (том 1, л.д. 37, 39-43, 44-51).
С 02.06.2015 года по 11.07.2022 года Литвина Ю.А. занимала должность государственной службы Ярославской области – советник отдела по обеспечению деятельности комитетов в организационном управлении аппарата Ярославской областной Думы, в том числе, с 01.01.2021 года по 31.12.2021 года – советник в комитете Ярославской областной Думы по жилищно-коммунальному комплексу, энергетике, экологии и природопользованию (т.1, л.д.55-56, 57-65, т. 2, л.д. 49-51).
Согласно служебному контракту от 02.06.2015 года местом работы Литвиной Ю.А. в должности советника отдела по обеспечению деятельности комитетов в организационном управлении аппарата Ярославской областной Думы являлся аппарат Ярославской областной Думы (г. Ярославль) (т.2, л.д.55).
Таким образом, в 2021 году Литвина Ю.А. занимала должность государственной гражданской службы Ярославской области, осуществляла свою деятельность в представительном органе Ярославской области.
Из письменной позиции Литвиной Ю.А. следует, что в период замещения должности советника в комитете Ярославской областной Думы по жилищно-коммунальному комплексу, энергетике, экологии и природопользованию (с 01.01.2021 года по 31.12.2021 года) она занималась подготовкой и принимала личное участие в проведении заседаний комитета, прорабатывала, систематизировала и обобщала документы, поступившие в комитет, готовила проекты решений и постановлений Думы, в ходе обеспечения деятельности комитета организовывала работу сотрудников аппарата, закрепленных за комитетом. За указанный период Литвина Ю.А. подготовила к рассмотрению 6 законопроектов Ярославской области, принятых Думой, готовила таблицы поправок к ним, сопоставительные таблицы положений действующих редакций отдельных законов Ярославской области и предлагаемых изменений, содержащихся в проектах законов. Литвиной Ю.А. подготовлен план работы комитета на 2021 год, проведен мониторинг и накопление информации по профилю работы комитета для последующей подготовки отчета о работе комитета, мониторинг аналитических и информационных материалов. В течение отчетного периода (с 01.01.2021 года по 31.12.2021 года) ответчица проводила работу с проектами федеральных законов, поступившими в Ярославскую областную Думу из Государственной Думы Федерального Собрания РФ, с законодательными инициативами и обращениями законодательных органов субъекта РФ. Осуществляла работу с поступившими в комитет документами. Литвина Ю.А. награждена почетной грамотой Ярославской областной Думы и поощрена благодарственными письмами Ярославской областной Думы и Губернатора Ярославской области за особый вклад в экономическое, социальное, культурное развитие Ярославской области.
Синицына А.С. 05.05.2022 года принята на должность советника Главы города Переславля-Залесского (т.1, л.д.38, 52-53, 54-58). В периоды с 02.10.2013 года по 24.09.2018 года, с 25.09.2018 года по 29.04.2022 года занимала должность помощника депутата Ярославской областной Думы А.Н. Тарасенкова, то есть осуществляла свою деятельность в представительном органе Ярославской области (т. 1, л.д. 57-58, т. 2, л.д.103, 104-106).
Из письменной позиции Синицыной А.С. следует, что в период замещения должности помощника депутата Ярославской областной Думы она участвовала в проработке поправки в закон Ярославской области «О некоторых вопросах регулирования лесных отношений», вела работу по информационному обеспечению работы Ярославской областной Думы на уровне четырех муниципальных районов, готовила информационные материалы о законотворческой деятельности Ярославской областной Думы и размещала их в печатных изданиях, за указанную работу получила диплом за участие в конкурсе «Лучшее освещение деятельности Ярославской областной Думы в СМИ». Синицына А.С. принимала непосредственное участие в решении вопросов по ликвидации очагов экологического вреда на территории Ярославской области, вопроса по скачкам напряжения электричества в д. Емишево Тутаевского района. Ответчица оказывала содействие в решении вопросов жителей Большесельского, Брейтовского, Мышкинского, Некоузского, Тутаевского районов Ярославской области, обратившихся к депутату, за 2021 год было рассмотрено более 200 обращений граждан. Помогала в организации работы по подготовке и подаче необходимой документации для получения бюджетного финансирования муниципальными учреждениями, необходимые поправки в бюджет Ярославской области, утвержденные на заседании Ярославской областной Думы 16.02.2021 года.
Принимая во внимание, что на момент распределения дотации на основании распоряжения от 31.10.2022 года №-к Синицына А.С. и Литвина Ю.А. замещали муниципальные должности в администрации города Переславля-Залесского, а до поступления на данную муниципальную службу в 2021 году замещали должности в аппарате областной структуры Ярославской области (представительном органе Ярославской области), работа в которых оценена исполняющим обязанности Главы города Переславля-Залесского как способствовавшая достижению Ярославской областью значений (уровней) показателей деятельности в 2021 году, судебная коллегия считает, что включение Синицыной А.С., Литвиной Ю.А. в состав муниципальной управленческой команды городского округа город Переславль-Залесский, подлежащей поощрению в 2022 году, является правомерным, а распоряжение администрации города Переславля-Залесского от 31.10.2022 №-к в части премирования Литвиной Ю.А., Синицыной А.С. в размере 275 000 рублей каждой – законным.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что сам Тарасенков А.Н., замещающий должность исполняющего обязанности Главы города Переславля-Залесского только с 2022 года, поощрен как руководитель муниципальной управленческой команды г. Переславля-Залесского на основании Указа Губернатора Ярославской области от 16.09.2022 № 3 ДСП за достижение в 2021 году показателей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за счет средств дотации из областного бюджета бюджету указанного муниципального образования на поощрение муниципальных управленческих команд Ярославской области в 2022 году.
С выводом суда о невозможности применения к заявленным требованиям положений пункта 3 статьи 1109 ГК РФ, наличии в действиях ответчиц признаков недобросовестности судебная коллегия согласиться не может, считает, что доводы апеллянтов, критикующие указанные выводы суда, заслуживают внимания.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Из обстоятельств дела следует, что выплата премии на основании распоряжения администрации города Переславля-Залесского от 31.10.2022 года №-к осуществлена ответчицам в рамках служебных (трудовых) отношений с органом местного самоуправления, была перечислена в банк в соответствии с утвержденным заместителем Главы администрации города Переславля-Залесского, начальником управления бухгалтерского учета и отчетности – главным бухгалтером и его заместителем, списком перечисляемой в банк заработной платы № от 03.11.2022 года, денежные суммы поступили с кодом банка 18, что соответствует коду заработной платы, в связи с чем, Синицына А.С., Литвина Ю.А. были вправе рассматривать полученные денежные средства как заработную плату и приравненные к ней платежи.
Данные денежные средства получены Литвиной Ю.А., Синицыной А.С. без нарушения требований нормативных правовых актов, регулирующих их выплату, и на законных основаниях.
Доказательства наличия признаков недобросовестности в действиях ответчиц при получении ими денежных средств или издании распоряжения о премировании, наличия счетной ошибки в материалах дела отсутствуют.
То обстоятельство, что Литвина Ю.А. являлась исполнителем, подготовившим распоряжение администрации города Переславля-Залесского от 31.10.2022 года №-к, не свидетельствует о недобросовестности указанного лица, поскольку судебной коллегией установлено, что решение о премировании и список сотрудников администрации города Переславля-Залесского, входящих в состав муниципальной управленческой команды, подлежащих премированию, определен исполняющим обязанности Главы города Переславля-Залесского Тарасенковым А.Н., с учетом их вклада в достижение показателей Ярославской областью в 2021 году.
Ответчицы не принимали участия в принятии решения о премировании сотрудников, распределении дотации.
При изложенных обстоятельствах, учитывая природу произведенных выплат, отсутствие доказательств признаков недобросовестности со стороны Литвиной Ю.А., Синицыной А.С., выплаченные суммы премий не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения.
Принимая во внимание, что распоряжение администрации города Переславля-Залесского от 31.10.2022 №-к в части премирования Литвиной Ю.А., Синицыной А.С. является законным, и полученные ими суммы премий на основании данного распоряжения не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения в соответствии с пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекс РФ, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для взыскания с Литвиной Ю.А., Синицыной А.С. денежных средств в доход бюджета городского округа в размере 275 000 рублей с каждой.
На основании изложенного решение суда об удовлетворении исковых требований Переславского межрайонного прокурора о признании незаконным распоряжения администрации городского округа город Переславль-Залесский от 31.10.2022 г. №-к «О премировании муниципальной управленческой команды городского округа город Переславль-Залесский Ярославской области» в части премирования Литвиной Ю.А., Синицыной А.С., взыскании в доход бюджета денежных средств в размере 275 000 рублей с каждой из ответчиц подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Переславского районного суда Ярославской области от 24 августа 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Переславскому межрайонному прокурору (ИНН 7604008189) в защиту интересов городского округа город Переславль-Залесский отказать.
Председательствующий
Судьи