ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от дата по делу №...
Судья: Ханова А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.
судей Хайрутдинова Д.С., Якуповой Н.Н.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Папикян Г.Г.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа адрес на решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования прокурора адрес удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации городского округа адрес, выразившееся в не предоставлении в установленный законом срок в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения по территориальным зонам, выделенным на карте градостроительного зонирования территории городского округа в соответствии с Правилами землепользования и застройки в городском округе адрес Республики Башкортостан, утвержденными Решением Совета городского округа адресдата №3...
Обязать администрацию городского округа адрес в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу представить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по адрес следующие документы:
- выписку из утвержденного генерального плана, содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат:
- выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден;
- выписку из решения об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
Заслушав доклад судьи ФИО6, судебная коллегия
установила:
Прокурор адрес обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, просит признать незаконным бездействие, выразившееся в не предоставлении в установленный законом срок в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения по территориальным зонам, выделенным на карте градостроительного зонирования территории городского округа адрес в соответствии с Правилами землепользования и застройки, утвержденного Решением Совета городского округа адресдата №..., и обязать администрацию представить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республики Башкортостан следующие документы:
- выписку из утвержденного генерального плана, содержащую текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат;
- выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден;
- выписку из решения об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
В обоснование заявления указано, что действующим законодательством предусмотрена необходимость предоставления вышеуказанных документов, и действующим законодательством определены сроки представления сведений в ГКН, однако указанная обязанность ответчиком не исполнена.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, администрация городского округа адрес в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене данного решения ввиду его незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации городского округа адрес Республики Башкортостан – ХАА, действующую на основании доверенности №... от дата, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора ХАА, согласившуюся с решением суда, судебная коллегия считает, что оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со ст.37 Федерального закона от дата №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее - Закон №131-Ф3), местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.п.26 п.1 ст.16 Закона №131-Ф3, к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.
В соответствии с п.1 ст.24 Градостроительного кодекса РФ генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в план, утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
Пунктом 1 ст.32 Градостроительного кодекса РФ установлено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
В соответствии с п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается, в данном случае, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно п.2 и 4 ст.30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В соответствии с п.6 и 9 ст.1 Градостроительного кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Как установлено судом, решением Совета городского округа адресдата№... утверждены Правила землепользования и застройки в городском округе адрес Республики Башкортостан и опубликованы в приложении к газете «Красное знамя» «Нефтекамск местное самоуправление» от дата №6.
В соответствии с гл.14 Правил землепользования и застройки в городском округе адрес Республики Башкортостан на территории городского округа установлены следующие территориальные зоны:
1. Жилые зоны «Ж-1», «Ж-2», «Ж-3», «Ж-4», «Ж-5», «Ж-6».
2. Общественно -деловые зоны «ОД-1», «ОД-2», «ОД-3», «ОД-4», «ОД-5», «ОД-6».
3. Производственные зоны «П-1», «П-2», «П-3», «П-4», «П-5».
4. Рекреационные зоны «Р-1», «Р-2», «Р-3», «Р-4».
5. Сельскохозяйственные зоны «С-1.3», «С-1.4». «С-1.5», «С-2», «С-3».
6. Зоны специального назначения «СП-1», «СП-2», «СП-3».7. Зоны инженерно-транспортной инфраструктуры «И-1», «И-2», «И-3», «И-4», «И-5а», «У».
Федеральным законом от дата №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон №221-ФЗ) урегулированы отношения, возникающие в связи с ведением ГКН, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Статьей 10 Закона №221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий.
Из положений ст.15 Закона №221-ФЗ п.5, 17 Постановления Правительства РФ от дата N 71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также о требованиях к формату таких документов в электронной форме» следует, что при утверждении правил землепользования и застройки орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны. Обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства. Карта (план) изготавливается в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки.
Учитывая то, что Правила землепользования и застройки в городском округе адрес Республики Башкортостан утверждены дата, судом принято во внимание Постановление Правительства РФ от дата N ... (ред. от дата) «Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости» (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от дата N 71).
В соответствии с п. 11 Положения орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета следующие документы:
- выписка из утвержденного генерального плана (для населенных пунктов, находящихся на межселенной территории, - выписка из схемы территориального планирования муниципального района), содержащая текстовое и графическое описания местоположения границы населенного пункта и перечень координат характерных точек границы населенного пункта либо устанавливаемых или изменяемых участков границы населенного пункта в установленной системе координат (за исключением случаев упразднения населенных пунктов);
- выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утвержден.
Пунктом 13 Положения установлена обязанность органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении или изменении границы зоны с особыми условиями использования территорий, представлять в орган кадастрового учета выписку из решения об установлении или изменении границ таких зон, перечень координат характерных точек границ указанных зон в установленной системе координат, а также перечень ограничений прав в границах такой зоны либо документ, содержащий реквизиты правового акта, предусматривающего такие ограничения, и документ, описывающий местоположение установленной границы зоны с особыми условиями использования территорий.
Как установлено судом и следует из материалов дела, указанные сведения в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по адрес не поступали. Указанные обстоятельства также подтверждаются приложенной к материалам дела перепиской администрации и филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по адрес.
Удовлетворяя заявленные требования прокурора адрес о признании бездействия администрации городского округа адрес суд пришел к обоснованному выводу, что администрация в установленный шестимесячный срок со дня опубликования в газете «Красное знамя местное самоуправление» от дата№... Правил землепользования и застройки городского округа адрес, не представила в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по адрес документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости, сведения по всем территориальным зонам в соответствии со ст.10 Закона №221-ФЗ. Поэтому требование прокурора адрес о признании незаконным бездействия администрации подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда ввиду следующего.
Для определения местоположения границ объекта землеустройства (в том числе соответствующей зоны) необходимо выполнение работ по землеустройству (описание местоположения границ объектов землеустройства). В результате таких работ согласно ст.20 Закона о землеустройстве подготавливается карта (план) объекта землеустройства, форма и требования к составлению которой утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от дата №...
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства (в том числе территориальных зон) установлен приказом Минэкономразвития России от дата№... «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства». В соответствии с пунктом 4 Порядка, координаты характерных точек границ объектов землеустройства, определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ объектов землеустройства.
Вместе с тем, в ходе судебного заседания установлено, что в главе 14 Правил землепользования и застройки в городском округе адрес Республики Башкортостан, в графических приложениях к Правилам, отсутствуют сведения, устанавливающие местоположения границ территориальных зон, координаты характерных точек границ территориальных зон, необходимые в соответствии с Федеральным законом от дата №78-ФЗ «О землеустройстве», Постановлением Правительства РФ от дата №621, Постановлением Правительства РФ от дата N ...
Федеральный закон от дата №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» обязывает органы местного самоуправления представлять сведения обо всех изменениях в территориальное зонирование муниципального образования в орган кадастрового учета. Данная обязанность возложена законом в целях согласования государственных, общественных и частных интересов в области градостроительной деятельности для обеспечения благоприятных условий проживания на соответствующей территории посредством соблюдения требований, установленных нормативными правовыми актами и градостроительными нормами и правилами, а также для осуществления контроля со стороны граждан, общественных организаций и государственных органов за их исполнением в соответствии с положениями ст.2 Градостроительного кодекса РФ.
Невыполнение органом местного самоуправления данной обязанности ставит под угрозу нарушения вышеуказанных прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд первой инстанции также верно указал, что бездействием администрации, допускается несоблюдение законодательства в сфере отношений, возникающих в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества, чем нарушаются права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования.
Довод апелляционной жалобы о том, что направление документов в орган кадастрового учета в соответствии с ч.6 ст. 15 Закона от дата №221-ФЗ не является абсолютной обязанностью органа местного самоуправления, законодателем также возложена обязанность на орган кадастрового учета по получению необходимых документов в порядке межведомственного взаимодействия, связан с иным толкованием норм материального права и иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств, чем у суда первой инстанции, не опровергает его правильные выводы и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 15 Федерального закона от дата N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии со статьей 15 Закона о кадастре, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений в том числе об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность принятого судом решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа адрес – без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф.Сафин
Судьи Д.С.Хайрутдинов
Н.Н.Якупова