ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1560 от 29.04.2015 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-1560 судья Кокарева Н.А. 2015 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 апреля 2015 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Яшиной И.В.,

судей Акатьевой Т.Я., Улыбиной С.А.,

при секретаре Соколовской А.А.

по докладу судьи Акатьевой Т.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Осташковский район» на решение Осташковского городского суда Тверской области от 11 февраля 2015 года, которым постановлено:

«Заявление прокурора г.Осташкова удовлетворить.

Признать недействующим с момента опубликования, то есть с 1 августа 2014 года, постановление главы администрации МО «Осташковский район» от 21 июля 2014 г. №183 «О признании утратившим силу Постановления главы администрации муниципального образования «Осташковский район» Тверской области от 21 мая 2014 года № 450 «О муниципальной программе МО «Осташковский район» Тверской области «Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании «Осташковский район» на 2014-2016 годы».

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в районной газете «Селигер» после вступления решения суда в законную силу.»

Судебная коллегия

установила:

Прокурор города Осташкова обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим полностью с момента опубликования, то есть с 1 августа 2014 года, постановления главы администрации МО «Осташковский район» от 21 июля 2014 г. №183 «О признании утратившим силу Постановления главы администрации муниципального образования «Осташковский район» Тверской области от 21 мая 2014 года № 450 «О муниципальной программе МО «Осташковский район» Тверской области «Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании «Осташковский район» на 2014-2016 годы».

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено несоответствие постановления главы администрации МО «Осташковский район» от 21 июля 2014 г. №183 «О признании утратившим силу Постановления главы администрации муниципального образования «Осташковский район» Тверской области от 21 мая 2014 года № 450 «О муниципальной программе МО «Осташковский район» Тверской области «Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании «Осташковский район» на 2014-2016 годы» статье 132 Конституции РФ, части 1 ст. 15 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ 12 мая 2009 года №537, Концепции общественной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 14 ноября 2013 года №Пр-2685, постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года №345 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности».

Внесенный прокурором 10 августа 2014 года в адрес главы муниципального образования «Осташковский район» Тверской области протест с требованием принять меры к устранению нарушений федерального законодательства и рассмотреть вопрос об отмене постановления главы администрации МО «Осташковский район» от 21 июля 2014 г. №183 отклонен в связи с тем, что Федеральным законом №131-Ф3 от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом МО «Осташковский район» создание условий для безопасного проживания и жизнедеятельности населения Осташковского района, являющегося целью муниципальной программы, не отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и указано на то, что данные мероприятия включены в муниципальную программу МО «Осташковский район» «Развитие муниципальной системы образования на 2014-2016 годы».

Определением Осташковского городского суда Тверской области от 10 февраля 2015 года к участию в процессе в качестве заинтересованного лица привлечена ревизионная комиссия муниципального образования «Осташковский район».

В судебном заседании прокурор города Осташкова ФИО5 требования заявления поддержал полностью.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Осташковский район» по доверенности ФИО6 возражала против заявления, ссылаясь на то, что оспариваемое постановление принято в порядке самоконтроля в пределах компетенции органа местного самоуправления. Создание условий для безопасного проживания и жизнедеятельности населения Осташковского района, являющегося целью муниципальной программы МО «Осташковский район» Тверской области «Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании «Осташковский район» на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации от 21 мая 2014 года № 450, не отнесено к полномочиям органа местного самоуправления муниципального района. Мероприятия, запланированные в указанной программе, в соответствии с постановлением администрации от 28 января 2015 года включены в качестве подпрограммы в муниципальную программу МО «Осташковский район» Тверской области «Профилактика терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Осташковский район» на 2014-2016 годы». Полагает, что права и охраняемые интересы граждан и организаций оспариваемое постановление не нарушает.

Председатель ревизионной комиссии муниципального образования «Осташковский район» ФИО7 пояснила, что при проведении экспертизы проекта решения Собрания депутатов МО «Осташковский район» «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов МО «Осташковский район» от 16.01.2014 г. № 109 «О бюджете муниципального образования «Осташковский район» на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» ревизионная комиссия пришла к выводу о неправомерности увеличения бюджетных ассигнований на 400,0 тыс.рублей администрации МО «Осташковский район» на выполнение мероприятий в рамках муниципальной программы МО «Осташковский район» Тверской области «Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании «Осташковский район» на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации от 21 мая 2014 года № 450. Оценку правомерности принятия названной муниципальной программы ревизионная комиссия не давала.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО «Осташковский район» ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения, вынесении нового решения. В обоснование жалобы указано, что все мероприятия направленные на обеспечение общественной безопасности включены в полном объеме в качестве подпрограммы в муниципальную программу МО «Осташковский район» Тверской «Профилактика терроризма и экстремизма на территории муниципального образования Осташковский район» на 2014-2016 года», утвержденную постановлением главы администрации МО «Осташковский район» от 28 января 2015 года. По сути, изменилось название программы, что не может повлиять на порядок и результативность исполнения вышеуказанных мероприятий. Создание условий для безопасного проживания и жизнедеятельности населения Осташковского района являлось целью программы МО Осташковский район Тверской области «Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании Осташковский район на 2014-2016 годы». Данные полномочия не возложены на администрацию, следовательно данные мероприятия можно отнести к иным вопросам местного значения муниципального района, которые не подлежат финансированию за счет средств бюджета муниципального образования, в связи с чем муниципальное образование не имеет право устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления. Учитывая, что программа-это, прежде всего способ исполнения бюджета, отдельная самостоятельная программа, не предусматривающая финансирования не обязательна для принятия. Удовлетворяя требования прокурора, суд фактически устанавливает существование двух программ с одинаковыми мероприятиями и одинаковым ожидаемым результатом. Все мероприятия, предусмотренные в ранее существовавшей программе не прекратили свое действие, а перенесены в другую программу. Судом не верно применены нормы материального права, а именно Постановление главы администрации МО Осташковски район от 2 декабря 2013 года № 906 «О порядке принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ МО «Осташковский район» Тверской области, поскольку досрочное завершение реализации программных мероприятий не планировалось.

В суде апелляционной инстанции представитель Администрации МО «Осташковский район» ФИО6 поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям.

Представитель прокуратуры – прокурор ФИО8 считала жалобу не подлежащей удовлетворению, считая решение суда законным и обоснованным.

Остальные участники процесса, надлежаще извещенные о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились и не представили доказательств уважительности причин своего отсутствия.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований для отмены решения суда по доводам жалобы, не находит.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти или органа местного самоуправления нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ч.4 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, суд признает нормативный правовой акт недействующим, если установит, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.

Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением главы администрации муниципального образования «Осташковский район» Тверской области от 21 мая 2014 года № 450 утверждена муниципальная программа МО «Осташковский район» Тверской области «Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании «Осташковский район» на 2014-2016 годы». Данное постановление опубликовано в газете Осташковского района «Селигер» № 23 (12138) от 30 мая 2014 года.

Постановлением главы администрации МО «Осташковский район» №183 от 21 июля 2014 года принято решение «Об отмене Постановления главы администрации муниципального образования «Осташковский район» Тверской области от 21 мая 2014 года № 450 «О муниципальной программе МО «Осташковский район» Тверской области «Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании «Осташковский район» на 2014-2016 годы».

Оспариваемое постановление опубликовано в газете Осташковского района «Селигер» № 32 (12147) от 1 августа 2014 года.

Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции указал, что нарушены существенные положения нормативного правового акта постановления администрации МО «Осташковский район» № 906 от

2 декабря 2013 года, регулирующего процедуру принятия решений о порядке реализации муниципальных программ МО «Осташковский район» Тверской области.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости признать заявление прокурора города Осташкова, о признании недействующим с момента опубликования, то есть с 1 августа 2014 года, постановление главы администрации МО «Осташковский район» от 21 июля 2014 года №183 «О признании утратившим силу Постановления главы администрации муниципального образования «Осташковский район» Тверской области от 21 мая 2014 года.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Из смысла указанной нормы закона следует, что признание недействительными таких актов возможно при наличии одновременно двух условий: несоответствие их закону или иным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц.

Из представленных материалов следует, что процедура принятия оспариваемого постановления нарушена. Мероприятия, связанные с проведением мониторинга реализации муниципальной - программы за отчетный финансовый (2014) год, отчет о реализации программы в сроки, предусмотренные пунктами 45-52 постановления администрации МО «Осташковский район» № 906 от 2 декабря 2013 года, не проводились, действие муниципальной программы было отменено по истечении 2 месяцев с момента начала её действия, что не предусмотрено муниципальным правовым актом, регулирующим порядок реализации муниципальных программ.

Ревизионная комиссия в заключении от 11 июня 2014 года на проект решения Собрания депутатов МО «Осташковский район» «О внесении изменений и дополнений в решение Собрания депутатов МО «Осташковский район» от 16.01.2014 года №109 указала на необоснованность принятия МО «Осташковский район» расходных обязательств на выполнение мероприятий муниципальной программы МО «Осташковский район» Тверской области «Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании «Осташковский район» на 2014-2016 годы», увеличения бюджетных ассигнований на 400,0 тыс.руб. администрации МО «Осташковский район» на выполнение мероприятий муниципальной программы в соответствии с Положением о ревизионной комиссии МО «Осташковский район». Однако Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования «Осташковский район» Тверской области, утвержденным постановлением администрации МО «Осташковский район» № 906 от 2 декабря 2013 года ревизионная комиссия МО «Осташковский район» не наделена полномочиями для дачи оценки эффективности реализации муниципальной программы.

Ссылки представителя администрации МО «Осташковский район» о том, что в компетенцию органа местного самоуправления муниципального района не входит решение вопроса о создании условий для безопасного проживания и жизнедеятельности населения Осташковского района, а также довод представителя администрации о том, что 28 января 2015 года постановлением главы администрации МО «Осташковский район» № 58 были внесены изменения в муниципальную программу МО «Осташковский район» Тверской области «Профилактика терроризма и экстремизма на территории муниципального образования Осташковский район» на 2014-2016 годы» и мероприятия, включенные в муниципальную программу «Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании «Осташковский район» на 2014-2016 годы», включены в качестве подпрограммы в данную муниципальную программу, были предметом рассмотрения судом первой инстанции. Данным обстоятельствам и доказательствам дана надлежащая правовая оценка.

Судебная коллегия соглашается, что постановление главы администрации МО «Осташковский район» от 21 июля 2014 г. №183 «О признании утратившим силу Постановления главы администрации муниципального образования «Осташковский район» Тверской области от 21 мая 2014 года № 450 «О муниципальной программе МО «Осташковский район» Тверской области «Обеспечение общественной безопасности в муниципальном образовании «Осташковский район» на 2014-2016 годы» принято в нарушение ст. 197 Бюджетного кодекса РФ, постановления главы администрации МО «Осташковский район» от 2 декабря 2013 года № 906 «О порядке принятия решений о разработке муниципальных программ, формирования, реализации и проведения оценки эффективности реализации муниципальных программ МО «Осташковский район» Тверской области», не соответствует требованиям ст.132 Конституции РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», противоречит положениям Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ 12 мая 2009 года, Концепции общественной безопасности в РФ, утвержденной Президентом РФ 14 ноября 2013 года №Пр-2685, Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года№1662-р.

При рассмотрении дела судом правильно были определены юридически значимые обстоятельства по делу, в решении им дана необходимая правовая оценка. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, достаточно и правильно мотивированы, нормы материального и процессуального права применены правильно.

Апелляционная жалоба повторяет те же доводы, которые были изложены в суде первой инстанции. Судебная коллегия, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что они содержат иную оценку доказательств, исследованных судом, которым в соответствии с требованиями ст.ст. 67,196 ГПК РФ была дана надлежащая оценка в своей совокупности, и не могут служить основанием для отмены решения суда; доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных и оцененных судом в решении, а не на выявление других обстоятельств, свидетельствующих об основаниях к отмене решения.

Доводы относительно неверного применения судом положений гражданского законодательства следует признать несостоятельными и свидетельствующими об иной правовой оценке имевших место обстоятельств, установленных в ходе судебного разбирательства.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Осташковского городского суда Тверской области от 11 февраля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Осташковский район» Тверской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи