ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-15747/20 от 12.01.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Плотникова М.П. УИД 66RS0042-01-2020-001190-82

Дело № 33-51/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 12.01.2021

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего судьи Волковой Я.Ю., судей Зоновой А.Е., Сорокиной С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ещенко Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску Сенкевич Александра Геннадьевича к Муниципальному казенному учреждению Березовского городского округа «Центр предоставления субсидий и компенсаций» о признании незаконным решения, возложении обязанности,

поступившее по апелляционной жалобе ответчика на решение Березовского городского суда Свердловской области от 05.08.2020 (дело № 2-1066/2020).

Заслушав доклад судьи Зоновой А.Е., объяснения представителей ответчика по доверенности от 04.09.2020 Горбовских О.А, законного представителя – директора учреждения Леоновой И.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца по доверенности от 06.05.2020 Артёмовой М.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене по доводам жалобы, судебная коллегия

установила:

Сенкевич А.Г. обратился с иском к Муниципальному казенному учреждению Березовского городского округа «Центр предоставления субсидий и компенсаций», в обоснование иска указал, что являясь инвалидом ... группы, участником боевых действий в Чеченской Республике, имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, в соответствии с нормами Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». С 01.04.2020 выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчиком была приостановлена по причине наличия у истца задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Однако указанное обстоятельство не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, кроме того, задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг у истца отсутствует, что подтверждается квитанциями об оплате. Просил суд о признании незаконным решения о приостановлении предоставления ему мер социальной поддержки, возложении обязанности по возобновлению предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Решением Березовского городского суда Свердловской области от 05.08.2020 исковые требования Сенкевича А.Г. удовлетворены.

Признано незаконными решение МКУ Березовского городского округа «Центр предоставления субсидий и компенсаций» о приостановлении выплаты Сенкевич А.Г. денежной компенсации в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги.

Возложена обязанность на МКУ Березовского городского округа «Центр предоставления субсидий и компенсаций» возобновить выплату Сенкевич А.Г. денежной компенсации в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, платы за коммунальные услуги, с 01.04.2020.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом при разрешении спора неверно применены нормы материального права. Выражает несогласие с решением суда, указывает, что истцу не было отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку он является получателем компенсации расходов с 01.01.2010. Указанная компенсация истцу начисляется, но по причине не уплаты им взносов за капитальный ремонт не выплачивается в соответствии с п. 26, 27 Порядка назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки, которые относятся к ведению Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП.

В заседании суда апелляционной инстанции представители ответчика по доверенности от 04.09.2020 Горбовских О.А., законный представитель Березовского городского округа «Центр предоставления субсидий и компенсаций» в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ – директор учреждения Леонова И.В., поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель истца по доверенности от 06.05.2020 Артёмова М.В. указала на необоснованность доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным, поскольку задолженности по оплате коммунальных платежей у истца не имеется, а относительно оплаты взноса на капитальный ремонт имеется спор.

Истец в заседание судебной коллегии не явился, в материалах дела имеются сведения об извещении лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети «Интернет», что соответствует ч.2.1 ст.113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав стороны, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Сенкевич А.Г. является инвалидом ... группы, в связи с чем также является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> по категории «Инвалиды ... группа» с 01.01.2010 в размере 50 процентов.

В марте 2020 года в МКУ БГО «Центр предоставления субсидий и компенсаций» из ООО «ЖКХ-Холдинг» поступила информация о наличии у Сенкевич А.Г. задолженности по оплате коммунальных и жилищных услуг. На основании полученных данных МКУ БГО «Центр предоставления субсидий и компенсаций» было вынесено решение о приостановлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.04.2020.

В качестве правового основания для приостановления предоставления указанной меры социальной поддержки в решении ответчика указаны п.п.26,27 Постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП «О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации», в связи с наличием задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

По информации, поступившей по запросу суда в рамках рассмотрения дела от ООО «ЖКХ-Холдинг» и представленных квитанцией по оплате коммунальных платежей, задолженность Сенкевич А.Г. по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>55, по состоянию на 01.07.2020 составляет 35203 руб. 15 коп., задолженности по оплате непосредственно коммунальных платежей у истца не имеется. Истец в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции указывал на наличие спора с управляющей компанией относительно не только размера взноса на капитальный ремонт, но и порядка его уплаты (определение уполномоченного субъекта на его получение, включая Региональный фонд, ТСЖ, Управляющую компанию).

Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении исковых требований, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012г. № 688-ПП "О Порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению субъекта Российской Федерации", установив, что задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг у Сенкевич А.Г. отсутствует, но имеется задолженность по оплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, приняв во внимание наличие спора о причинах образования задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт между истцом и ООО «ЖКХ-Холдинг», пришел к выводу об обоснованности заявленных требований о признании незаконным решения о приостановлении предоставления мер социальной поддержки, необходимости возложения обязанности по возобновлению предоставления компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Судебная коллегия с приведенными судом выводами соглашается, полагая их соответствующими нормам материального права и фактической оценки юридически значимых обстоятельств по делу, постановленным с учетом правовых позиций, выраженных в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Так, согласно ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).

Судебная коллегия отмечает, что с 01.07.2021 (в соответствии с Федеральными законами от 28.11.2018 N 442-ФЗ и от 30.12.2020 N 509-ФЗ) ч.3 ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации будет излагаться в новой редакции, согласно которой компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы.

Непосредственно само право истца на получение спорной компенсации в рамках настоящего спора сторонами не оспаривалось. Предметом спора являлся вопрос о наличии законных оснований для приостановления ответчиком и возобновления ее выплаты.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов (пункт 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности").

На территории Свердловской области нормативным правовым актом, устанавливающим механизм назначения и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, порядок исчисления и перерасчета размера компенсации расходов, а также случаи и порядок прекращения выплаты компенсации расходов отдельным категориям граждан, проживающих на территории Свердловской области, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии является Постановление Правительства Свердловской области от 26.06.2012 № 688-ПП, которым утвержден Порядок назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации (далее Порядок).

Согласно данному Порядку компенсация расходов предоставляется гражданам при условии отсутствия у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (п.4).

Уполномоченный орган ежемесячно организует выплату гражданам компенсаций расходов (кроме компенсации расходов в части оплаты твердого топлива (уголь, дрова) и его доставки) путем перечисления на счета в кредитных организациях либо через организации федеральной почтовой связи в зависимости от выбранного способа выплаты компенсаций в соответствии с заявлениями граждан и уведомляет граждан о начисленной им компенсации расходов (п.19 в редакции до изменений Постановлением Правительства от 27.11.2020 № 875-ПП).

Выплата компенсации расходов приостанавливается по истечении трех месяцев с даты направления получателю компенсации расходов уведомления по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку о наличии задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги и необходимости ее погашения, отсутствии соглашения по погашению задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги или невыполнении получателем компенсации расходов условий соглашения (п.26 в редакции до изменений Постановлением Правительства от 27.11.2020 № 875-ПП).

Возобновление выплаты компенсации расходов осуществляется после полного погашения гражданином задолженности по оплате текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги, образовавшейся в течение всего срока предоставления компенсации расходов, либо заключения соглашения о ее погашении с месяца, в котором предоставление компенсации расходов было приостановлено (п.27 в редакции до изменений Постановлением Правительства от 27.11.2020 № 875-ПП).

Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о приостановлении предоставления компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности, до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.

Принятие решения уполномоченным органом о приостановлении предоставления гражданину такой меры социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по приостановлению предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.

При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При отсутствии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг приостановление уполномоченным органом предоставления гражданину мер социальной поддержки не допускается.

Указанная правовая позиция выражена в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, а также в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности".

С учетом указанных руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации судебная коллегия полагает необоснованными доводы жалобы апеллянта об отсутствии оснований для учета уважительных причин образования задолженности истца по оплате взносов на капительный ремонт как одного из юридически значимых обстоятельств оценки законности приостановления выплаты спорной компенсации.

В целях проверки иных доводов жалобы судебной коллегией на стадии апелляционного рассмотрения были истребованы у истца и приняты в качестве дополнительных доказательств наличия спора с управляющей компанией относительно уплаты взносов на капитальный ремонт и образовавшейся задолженности следующие документы: бюллетени голосования внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес>, определение от 02.12.2020 об отмене судебного приказа по заявлению Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в лице агента ООО «ЖКХ-Холдинг», определение от 26.10.2017 об отмене судебного приказа по заявлению ООО «ЖКХ-Холдинг». Указанные письменные доказательства свидетельствуют о наличии спора у истца с управляющей компанией относительно порядка начисления взноса на капитальный ремонт в отношении жилого помещения, проистекающего не только в связи с несогласием с размером начисляемого взноса в виду отсутствия оснований для его начисления управляющей компанией, но и в связи с несогласием с вменяемой обязанностью уплаты данного взноса на счет именно управляющей компании, а не регионального оператора, с учетом в том числе решающегося вопроса о передаче соответствующих полномочий ТСЖ, формировании специального счета, нежелания осуществлять (после решения вопроса об уполномоченной организации) двойную оплату взносов.

Учитывая изложенное, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным в материалы дела доказательствам и постановил решение в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Из материалов дела следует, что нарушений судом первой инстанции, предусмотренных ч.4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящего Кодекса не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определил:

решение Березовского городского суда Свердловской области от 05.08.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий: Я.Ю. Волкова

Судьи: С.В. Сорокина

А.Е. Зонова