Судья Савкин Ю.В. дело № 33-16147/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 11 июня 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Зеленского Д.В.,
судей Моисеевой О.М., Гончаровой С.Ю.,
при секретаре Кореловой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ферояна А.Д. на решение Крымского районного суда от 26 февраля 2020 г. по иску ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» к Ферояну А.Д. о понуждении к заключению соглашения о временном занятии земельного участка,
заслушав доклад судьи Моисеевой О.М,
УСТАНОВИЛА:
ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» обратилось в суд с иском к Ферояну А.Д. о понуждении к заключению соглашения о временном занятии земельного участка, обосновывая требования тем, что на основании приказа департамента строительства Краснодарского края от <Дата><№..>, вынесенного в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от <Дата><№..> «О наделении полномочиями единого заказчика по закупкам товаров, выполнения работ, оказанию услуг для государственных нужд Краснодарского края» Государственное казенное учреждение «Главное управление строительства Краснодарского края», находящееся в ведомственном подчинении департамента строительства Краснодарского края, осуществляет функции государственного заказчика при проектировании, строительстве и реконструкции объектов капитального строительства. В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата><№..> «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» на территории МО Крымский район за счет средств краевого бюджета предусмотрено проектирование и строительство линейного объекта «<...>». Местоположение объекта: <Адрес...>. Начало трассы - поворот на <Адрес...> вдоль автомобильной дороги <Адрес...> до ВНС 3 в <Адрес...>. Общая протяженность трассы водовода <...> метров. Согласно проектной документации линейный объект расположен, в том числе, в границах части земельного участка с кадастровым номером <№..>, площадью части <...> кв.м., собственником которого является Фероян А.Д. В целях заключения соглашения об установления сервитута в отношении части указанного земельного участка ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» проведены работы по независимой оценке рыночной стоимости соразмерной платы за сервитут в год в связи с временным занятием <...> кв.м. земельного участка с кадастровым номером <№..> и убытков от невозможности сдачи временно изымаемых участков в аренду, а также, возникающих в связи с рекультивацией земельных участков. По итогам проведенной оценки составлены отчеты об оценке от <Дата><№..>-<№..><№..>-<№..>, определяющие размер денежных средств, подлежащих выплате собственнику, который состоит из: соразмерной платы за сервитут в год (с НДС) в сумме <...> коп., убытков от невозможности сдачи временно изымаемого участка в аренду в сумме <...> коп, убытков, возникающих в связи с рекультивацией земельного участка в сумме <...> руб. <...> коп. Письмом от <Дата><№..> ГКУ «ГУСКК» обратилось к Ферояну А.Д. с предложением о подписании соглашения об установлении сервитута земельного участка, представило отчет об оценке и схему границ сервитута на кадастровом плане территории. По условиям направленного проекта соглашения об установлении сервитута внесение оплаты предполагается в рамках средств, фактически выделенных из краевого бюджета на текущий финансовый год согласно реквизитам, предоставленным правообладателем земельного участка в следующем порядке: рыночная стоимость соразмерной платы за сервитут в год, исчисляемая пропорционально дням фактического использования части земельного участка, вносится Обладателем сервитута на счет правообладателя земельного участка в порядке безналичного расчета из краевого бюджета в течение 30 календарных дней после наступления событий, изложенных в пункте 5.1 Соглашения с учетом удержания суммы налога на доходы физических лиц в размере 13%; денежная сумма, состоящая из убытков от невозможности сдачи временно изымаемого участка в аренду- <...> коп. с учетом удержания суммы налога на доходы физических лиц в размере 13 %; убытков, возникающих в связи с рекультивацией земельного участка - <...> коп., которые вносятся Обладателем сервитута в порядке безналичного расчета из краевого бюджета в течение месяца с момента государственной регистрации настоящего соглашения в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю. Однако Фероян А.Д. не представил в ГКУ «ГУСКК» ни подписанное соглашение об установлении сервитута в отношении части земельного участка, ни собственную оценку рыночной стоимости соразмерной платы за сервитут и убытки. Поэтому ГКУ «ГУСКК» решило в судебном порядке понудить Ферояна А.Д. к заключению соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <№..>, с условием компенсации затрат, включающих убытки от невозможности сдачи временно изымаемых участков в аренду, убытки, возникающие в связи с рекультивацией земельного участка, а также рыночной стоимости соразмерной платы за сервитут в год в редакции, предложенной ГКУ «ГУСКК» с указанием о том, что соглашение об установлении сервитута считается подписанным со стороны ответчика, что решение Крымского районного суда является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации ограничения (обременения) объекта недвижимости в Управлении Росреестра по КК.
Фероян А.Д. в судебное заседание не явился, хотя был надлежащим образом извещен о времени и месте слушания дела, что подтверждено соответствующими доказательствами. О причине неявки в суд не сообщил. Учитывая положения ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела без участия Ферояна А.Д.
Решением от 26 февраля 2020 г. Крымский районный суд иск ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» удовлетворил:
возложил на Ферояна А.Д. обязанность по заключению с ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» соглашения об установлении сервитута в отношении части земельного участка -<...> кв.м. с кадастровым номером <№..>, с условием компенсации затрат, включающих: убытки от невозможности сдачи временно изымаемых участков в аренду, убытки, возникающие в связи с рекультивацией земельного участка, а также рыночную стоимость соразмерной платы за сервитут в год в редакции, предложенной ГКУ «ГУСКК»;
указал, что соглашение об установлении сервитута считается подписанным со стороны ответчика и является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации ограничения (обременения) объекта недвижимости в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю.
В апелляционной жалобе Фероян А.Д. просит отменить решение Крымского районного суда от 26 февраля 2020 г. как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права, вынести по делу новое решение, которым отказать ГКУ «ГУСКК» в удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу < Ф.И.О. >6, действующая по доверенности в интересах с ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края», просит оставить решение без изменения как основанное не фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав представителей истца, ответчика и его представителя, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).
Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута( п.1).
Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком ( п.2).
Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (п. 3).
На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 4).
Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5).
Согласно ст. 23 ЗК РФ сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса (п.1).
Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (п.2).
Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом (п. 12).
В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п. 13).
Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (п. 17).
В силу ст. 39.37 ЗК РФ в порядке, предусмотренном настоящей главой, публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:
1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также - инженерные сооружения);
Согласно ст. 39.38 ЗК РФ публичный сервитут в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса (далее также в настоящей главе - публичный сервитут), устанавливается:
1) решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений федерального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования, автомобильными дорогами федерального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам федерального значения, размещения автомобильных дорог федерального значения, железнодорожных путей в туннелях;
2) решениями уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений регионального значения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в туннелях;
3) решениями уполномоченных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принимающих решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, - в случае установления публичного сервитута в целях реконструкции инженерных сооружений, переносимых в связи с изъятием земельных участков, на которых они располагались, для государственных или муниципальных нужд;
4) решениями органов местного самоуправления городскогоокруга, городского поселения - в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения городского округа, городского поселения, устройства пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами местного значения городского округа, городского поселения или для устройства примыканий автомобильных дорог к автомобильным дорогам местного значения городского округа, городского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения городского округа, городского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах городского округа, городского поселения;
5) решением органа местного самоуправления муниципального района - в случае установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, являющихся объектами местного значения муниципального района, сельского поселения, размещения автомобильных дорог местного значения муниципального района, сельского поселения в туннелях, а также в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса и не указанных в подпунктах 1 - 3 настоящей статьи, в отношении земельных участков и (или) земель, расположенных в границах сельских поселений, на межселенных территориях муниципального района.
В соответствии со ст. 39.46 ЗК РФ Обладатель публичного сервитута обязан вносить плату за публичный сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (п.1).
Плата за публичный сервитут может устанавливаться в виде единовременного платежа или периодических платежей, если иное не установлено настоящей статьей. Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков и (или) земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами третьих лиц, вносится обладателем публичного сервитута единовременным платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута (п.2).
Плата за публичный сервитут рассчитывается пропорционально площади земельного участка и (или) земель в установленных границах публичного сервитута (п. 3).
Плата за публичный сервитут в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не обремененного правами третьих лиц, устанавливается в размере 0,01 процента кадастровой стоимости такого земельного участка за каждый год использования этого земельного участка. При этом плата за публичный сервитут, установленный на три года и более, не может быть менее чем 0,1 процента кадастровой стоимости земельного участка, обремененного сервитутом, за весь срок сервитута (п. 4).
Если в отношении земельных участков и (или) земель кадастровая стоимость не определена, размер платы за публичный сервитут рассчитывается в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи исходя из среднего показателя кадастровой стоимости земельных участков по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения (п. 5).
Из материалов дела видно, что Фероян А.Д. является собственником земельного участка общей площадью <...> кв.м., кадастровый <№..>, категория земель: земли <...>, разрешенное использование - для <...>, расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, в границах <...>
В соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата><№..> «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие жилищно-коммунального хозяйства» ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» выполняет функции государственного заказчика-застройщика по проектированию и строительству линейного объекта «<...>» на территории муниципального образования <Адрес...> за счет средств краевого бюджета.
Местоположение объекта: Краснодарский край, <Адрес...>. <Адрес...> Общая протяженность трассы водовода <...> метров.
Согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <Дата><№..> «Об утверждении схемы территориального планирования Краснодарского края» объект относится к объектам водоснабжения регионального значения.
В соответствии с технической документацией указанного объекта, утвержденной приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от <Дата><№..>, он расположен, в том числе, в границах части - <...> кв.м. земельного участка, принадлежащего Ферояну А.Д.
Документация, содержащая проектируемую трассу водовода, соответствует техническим условиям, выданным ГУК КК «Кубаньводкомплекс» на проектирование объекта, министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края - на прокладку водовода вдоль автомобильных дорог с их пересечением, ОАО «РЖД» - на пересечение водоводом железнодорожных путей, ООО «Лукойл-Югнефтепродукт, ПАО «Ростелеком», ООО «РН- Краснодарнефтегаз», АО «НГТ-Энергия» (л.д. 23- 50).
Согласно техническим условиям ГУК КК «Кубаньводкомплекс» от <Дата><№..> проектирование нового трубопровода предусмотрено параллельно существующим ниткам Троицкого группового водопровода диаметром <...> мм для возможности устройства переключения между трубопроводами. Принимаемая проектом трассировка позволяет сократить площади изымаемых земель при строительстве и эксплуатации водовода, а также дает возможность с наименьшими затратами осуществлять врезки в существующий водовод, строительство камер переключения между двумя нитками и ввод в эксплуатацию вновь построенных участков водопровода.
Необходимость строительства водовода возникла в связи с высоким уровнем физического износа существующих ниток водоводов, построенных в <Адрес...> в <...> годах. Поэтому проектируемый водовод технологически необходимо разместить параллельно существующему, а иные варианты размещения водовода отсутствуют.
В целях определения возмещения собственнику земельного участка убытков, причиненных временным занятием земельного участка, ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» обеспечило проведение независимой оценки рыночной стоимости соразмерной платы за год за временное пользование части земельного участка с кадастровым номером <№..>, принадлежащего Ферояну А.Д., убытков от невозможности сдачи временно изымаемого участка в аренду и возникающих в связи с рекультивацией земельного участка.
В соответствии с отчетом <№..> от <Дата>< Ф.И.О. >7 - независимого оценщика ООО «<...>» собственнику подлежит выплата: соразмерная плата за сервитут в год (с НДС) – <...> коп., убытки от невозможности сдачи временно изымаемого участка в аренду <...> коп., убытки, возникающие в связи с рекультивацией земельного участка – <...> коп.
ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» направило по почте Ферояну А.Д. письмо от <Дата> с предложением о заключении соглашения о временном занятии земельного участка, проект соглашении об установлении сервитута части земельного участка, отчет об оценке от <Дата><№..>.
Однако Фероян А.Д. не представил в ГКУ «ГУСКК» подписанное соглашение, возражения относительно стоимости сервитута и размера убытков.
Поэтому ГКУ «Главное управление строительства Краснодарского края» решило в судебном порядке понудить Ферояна А.Д. к заключению соглашения об установлении сервитута в отношении <...> кв.м. земельного участка с кадастровым номером <№..> расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>
В процессе судебного разбирательства было установлено, что, установление сервитута на указанном земельном участке осуществляется для государственных нужд субъекта Федерации - Краснодарского края, с соблюдением действующего законодательства, Фероян А.Д. был уведомлен о необходимости установления сервитута на его земельном участке и об отсутствии иной возможности прокладки водовода, о стоимости сервитута и убытков, причиняемых собственнику установлением сервитута, расчет которых произведен независимым оценщиком < Ф.И.О. >8 - действительным членом саморегулируемой организации оценщиков НП «<...>» и не вызывает сомнений в его объективности и правильности, Фероян А.Д. не представил свои возражения по поводу условий сервитута, размере убытков, самостоятельную оценку.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований и удовлетворил их.
Доводы жалобы Ферояна А.Д. о том, что он не знал о слушании дела, не был ознакомлен с отчетом об оценке, не согласен с размером оплаты за установление сервитута, размером убытков, опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
В материалах дела имеется список внутренних почтовых отправлений ГКУ «ГУСКК», светокопии почтового отправления с подписью Ферояна А.Д. о получении, а также почтового уведомления с его подписью о вручении ему судебной повестки (л.д. 55, 58-62, 74).
Однако Фероян А.Д. в суд не явился, не сообщил о причинах неявки, не представил предложения по поводу условий сервитута, его стоимости.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Таким образом, решение по своей сути законно, обоснованно, при разрешении спора не допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления в порядке ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил иск ГКУ «ГУСКК».
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Крымского районного суда от 26 февраля 2020 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ферояна А.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи