ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1622/2022 от 15.06.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Литвинович С.Н. Дело № 33-1622/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Нечепуренко Д.В.

при секретаре Кирпичниковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске частную жалобу представителя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области Сухановой Надежды Анатольевны на определение Первомайского районного суда Томской области от 28.03.2022 о процессуальном правопреемстве,

установила:

Отделение судебных приставов по Первомайскому району УФССП России по Томской области обратился в суд с заявлением о процессуальном правопреемстве - замене стороны взыскателя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области с 18.04.2022 в исполнительном производстве /__/, возбужденном 23.09.2020 в отношении должника Спиридонова Олега Николаевича.

В обоснование заявления указано, что решением Первомайского районного суда Томской области от 30.07.2020, вступившего в законную силу 01.09.2020, со Спиридонова О.Н. в пользу ТФ ОМС взыскана задолженность в размере 283536,60 рублей, исполнительный лист /__/ предъявлен к исполнению в отделение судебных приставов по Первомайскому району УФССП России по Томской области, 23.09.2020 судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство /__/. Требования исполнительного документа до настоящего времени не исполнены. Из Положения об Управлении ФССП по Томской области, утвержденном 30.04.2020 №379, следует, что УФССП России по Томской области является территориальным органом ФССП России, действующим на территории Томской области. Пунктами 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации №1756, предусмотрена организация работ по инвентаризации неоконченных исполнительных производств и дебиторской задолженности, образованной в связи с неисполнением судебных актов о взыскании в бюджет Российской Федерации сумм денежных взысканий (штрафов), назначенных судами по результатам рассмотрения гражданских дел, гражданских исков в рамках уголовных дел, административных дел, дел об административных правонарушениях и обеспечении передачи данной задолженности Федеральной службе судебных приставов в полном объеме в 6-месячный срок со дня официального опубликования постановления.

Обжалуемым определением заявление ОСП по Первомайскому району УФССП России по Томской области удовлетворено, произведена замена взыскателя с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на его правопреемника - Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области в рамках возбужденного исполнительного производства /__/ от 23.09.2020 в соответствии с решением Первомайского районного суда Томской области от 30.07.2020 по гражданскому делу № 2-160/2020 по иску прокурора Первомайского района в интересах Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области к Спиридонову О.Н.

В частной жалобе представитель Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области Суханова Н.А. просит определение отменить. В обоснование частной жалобы указывает на необоснованность принятого судебного акта, так как при его вынесении суд не учел отсутствие Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области в перечне, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации № 1756, которым предписано провести инвентаризацию неоконченных исполнительных производств и обеспечить передачу имеющейся дебиторской задолженности ФССП. Кроме того, суд сослался на постановление Правительства Российской Федерации № 1756, которое не вступило в законную силу. Отмечает, что согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в бюджетную систему Российской Федерации, но не являются составной частью федерального бюджета. Обращает внимание, что о рассмотрении заявления о замене стороны исполнительного производства фонд не извещен.

На основании определения от 31.05.2022 апелляционная инстанция перешла к рассмотрению заявления начальника отделения судебных приставов по Первомайскому району УФССП России по Томской области о процессуальном правопреемстве - замене стороны взыскателя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

На основании частей 3, 5 статьи 167, статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная инстанция рассмотрела заявление отсутствие неявившихся лиц, признанных извещенными о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Разрешая заявление о замене стороны взыскателя Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области, апелляционная инстанция пришла к следующему.

Как следует из материалов дела, прокурор Первомайского района Томской области обратился в интересах Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области в суд с иском к Спиридонову О.Н. о взыскании средств, затраченных на лечение потерпевшего Р., в сумме 283536, 60 руб.

Решением Первомайского районного суда Томской области от 30.07.2020, вступившим в законную силу 01.09.2020, со Спиридонова О.Н. в пользу Российской Федерации в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области взысканы денежные средства обязательного медицинского страхования, затраченные на лечение Р. в размере 283536,60 рублей.

В обоснование заявления о процессуальном правопреемстве заявитель ссылается на то, что ФССП России является администратором доходов федерального бюджета в отношении закрепленных за ним источников доходов, а постановлением Правительства Российской Федерации №1756 от 15.10.2021 предписано провести инвентаризацию неоконченных исполнительных производств и обеспечить передачу имеющейся дебиторской задолженности ФССП по исполнительным производствам, связанным со взысканием образованной в связи с неисполнением судебных актов о взыскании в бюджет Российской Федерации сумм денежных взысканий (штрафов), назначенных судами по результатам рассмотрения гражданских дел, гражданских исков в рамках уголовных дел, административных дел, дел об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.

На основании ч. 1, 2 статьи 52 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерть гражданина, реорганизация организации, уступка права требования, перевод долга) судебный пристав-исполнитель производит замену этой стороны исполнительного производства ее правопреемником на основании судебного акта о замене стороны исполнительного производства правопреемником по исполнительному документу, выданному на основании судебного акта или являющегося судебным актом.

Из решения Первомайского районного суда Томской области от 30.07.2020, следует, что взыскателем является Российская Федерация в лице Территориального фонда обязательного медицинского страхования, в интересах которой по делу выступал прокурор.

Согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Если субъектом правоотношений является публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование), от имени и в интересах которого действуют специально уполномоченные на то органы в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (статья 125 ГК РФ)

Взыскателем по рассматриваемому делу является Российская Федерация, а Территориальный фонд обязательного медицинского страхования выступает в качестве специально уполномоченного лица, действующего в интересах публично-правового образования.

Приведенные заявителем нормативные акты, со ссылкой на то, что УФССП России стало администратором названных доходов, вне зависимости от наличия оснований констатировать переход прав администратора доходов бюджета к другому уполномоченному лицу, не свидетельствует о выбытии или изменении взыскателя в спорном правоотношении, поскольку таковым в рассматриваемом случае является Российская Федерация, о чем прямо указано в решении суда.

С учетом изложенного оснований для замены взыскателя с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области на Управление Федеральной службы судебных приставов по Томской области не имеется.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 334, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция

определила:

определение судьи Первомайского районного суда Томской области от 28.03.2022 отменить, разрешив вопрос по существу, заявление Отделения судебных приставов по Первомайскому району УФССП России по Томской области о процессуальном правопреемстве оставить без удовлетворения.

Председательствующий судья