ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1647 от 19.06.2012 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Мустафаев С.М.

Дело № 33-1647

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 июня 2012г. г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РД в составе:

председательствующего Августиной И.Д.,

судей Омарова Х.М. и Устаевой Н.Х.,

при секретаре Магомедове О.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО1 – ФИО2 на решение Дербентского городского суда от 19 марта 2012г., которым постановлено:

«Иск администрации городского округа «город Дербент» к ФИО1 удовлетворить. Признать недействительными: постановление главы администрации городского округа «город Дербент» от 2 апреля 2010г. за № «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов»; договор о безвозмездном предоставлении ФИО3 в собственность земельного участка от <дата> за №, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации города Дербента и ФИО3; решение о присвоении кадастрового номера 05:42:000056:252 и кадастровый паспорт; свидетельство о государственной регистрации права собственности на имя ФИО3 от 16 августа 2010г. и записи регистрации №.

Обязать ФИО1 сдать предоставленный ему в кадастровом квартале № по <адрес> в районе центральной городской больницы г. Дербента земельный участок площадью 450 кв. м управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа «город Дербент».

После вступления решения в законную силу, сдачи земельного участка управлению земельных и имущественных отношений городского округа «город Дербент» обеспечительные меры, принятые по делу, отменить».

Заслушав доклад судьи Омарова Х.М., объяснение представителя ответчика ФИО1 – ФИО2 (доверенность <адрес>5 от 12 января 2012г.), просившего решение суда отменить, судебная коллегия

установила:

администрация городского округа «город Дербент» обратилась в суд с иском к ФИО1, управлению земельных и имущественных отношений администрации городского округа «город Дербент» и просила признать недействительными: постановление главы администрации городского округа «город Дербент» от 2 апреля 2010г. за № «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов»; договор о безвозмездном предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка от 26 мая 2010г. за №, заключенный между комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и ФИО3; решение о присвоении кадастрового номера 05:42:000056:252 и кадастровый паспорт; свидетельство о госрегистрации права собственности на имя ФИО3 от 16 августа 2010г. и записи регистрации №.

В обоснование иска указывалось, что постановлением администрации городского округа «Город Дербент» от 2 апреля 2010г. за № «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов», ФИО3 на бесплатной основе предоставлен в собственность для размещения индивидуального жилого дома земельный участок площадью 450 кв. м, расположенный в кадастровом квартале №:42:0000:56 по <адрес>, в районе центральной городской больницы. На основании указанного постановления администрации городского округа «<адрес>» между ФИО3 и комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента заключен договор о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка от 26 мая 2010г. за №. Затем на основании указанных документов составлен кадастровый паспорт и присвоен земельному участку кадастровый номер №:42: 00 0056:252, выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок от 16 августа 2010г. за №.

Предоставление ФИО3 земельного участка осуществлено в нарушение земельного, градостроительного законодательства РФ и установленного законом порядка.

В соответствии с ЗК РФ и Законом РФ от 6 октября 2003г. за № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законом Республики Дагестан «О земле» от 29 декабря 2003г. за № предоставление гражданам бесплатно в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства должно осуществляться в установленном законом порядке.

Согласно ст. 11 ч. 2 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 28 ч. 2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 32 Закона Республики Дагестан «О земле» гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе до месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. При этом учету подлежат жители города Дербента, постоянно проживающие на территории муниципального образования городской округ «город Дербент», имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента.

По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ «город Дербент» для целей бесплатного предоставления в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет. Для этого необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади, провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии со ст. 30 ч. 4 п. 1 ЗК РФ; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (в соответствии со ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т. д. После проведения указанных мероприятий необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.

Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации соответствующего информационного сообщения.

Все вышеуказанные требования федерального и республиканского законодательств при предоставлении земельного участка администрацией города Дербента игнорированы. В соответствии с п. 2 раздела 1 приложения № к постановлению Верховного ФИО17 РФ от 27 декабря 1991г. за № «О разграничении государственной собственности республик в составе РФ…», курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности. В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995г. за № «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты федерального значения (п. 1 ст. 95 ЗК РФ) являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Поэтому администрация г. Дербента не вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения. Кроме того, согласно ст. 28 п. 8 ФЗ от 21 декабря 2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.

Правительство РФ не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» в соответствии с п. 4 ст. 32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и п. 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Материалами, в том числе генеральным планом г. Дербента, утвержденным в 2003г. подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, а потому администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящимся в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

В администрации городского округа «город Дербент» отсутствуют какие-либо документы и доказательства, указывающие на соблюдение ФИО1 установленного законом порядка приобретения земельных участков в собственность бесплатно.

Спорный земельный участок ФИО1 предоставлен в нарушение установленного законодательством порядка, нарушены права муниципального образования «город Дербент» и Российской Федерации, неопределенного круга лиц. При этом гражданам не обеспечен равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

Согласно ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003г. за № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», орган местного самоуправления вправе отменить принятый ранее им ненормативный правовой акт, не соответствующий требованиям п. 4 ст. 7 названного закона в разумные сроки с момента издания такого ненормативного правого акта.

В связи с допущенными при предоставлении спорного земельного участка нарушениями администрацией г. Дербента было отменено ранее вынесенное постановление о предоставлении этого спорного земельного участка, поскольку такое право предоставлено ей законом. Вместе с тем, в связи с высказыванием разных правовых позиций, администрация города ставит вопрос и просит признать недействительным постановление главы администрации города Дербента от 2 апреля 2010г. за № «О предоставлении земель населенных пунктов г. Дербента в возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно. При этом предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленные законодательством. Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органов местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления.

Так, к заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у него права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у этого лица жилого помещения или земельного участка.

Однако, при предоставлении спорного земельного участка ФИО3 изложенные требования закона не были соблюдены, спорный земельный участок предоставлен ему вообще в отсутствие установленного органами местного самоуправления ст. 32 Закона РД «О земле» порядка их предоставления. Кроме того, ФИО3 на учете в администрации г. Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, земельный участок ему предоставлен в течение нескольких дней и с нарушением очередности.

Данный земельный расположен на побережье Каспийского моря в районе центральной больницы и входит в состав земель особо охраняемых природных территорий, в связи, с чем не может быть предоставлен в собственность частного лица.

В соответствии со ст. 95 ЗК РФ, ст. 2 Федерального закона № от 14 марта 1995г. «Об особо охраняемых природных территориях», к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Согласно ст. 27 п. 2 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996 года за №, которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных окрестностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяются три зоны.

Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливается на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использований территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается в соответствии с ФЗ от 23 февраля 1995 года за № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 года за № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения», к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы Азербайджанской ССР.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 года за № 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны и побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО1 – ФИО2 содержится просьба об отмене решения Дербентского городского суда от 19 марта 2012г. и прекращении производства по делу.

В обоснование жалобы указывается, что судом назначено рассмотрение дела без участия ответчика, в нарушение требований ст. 11З и п. 6 ст. 150 ГПК РФ.

В материалах данного дела нет результатов, каких либо проверок, экспертиз, расследований, ревизий, доказывающих незаконность постановления администрации от 02.04.2010г. №, с определением круга виновных лиц и суммы нанесенного ущерба.

К изданию постановления администрации города от 02.04.2010г. за № ответчик никакого отношения не имел и не мог полагать, что должностные лица администрации отнесутся к исполнению своих должностных обязанностей ненадлежащим образом.

Предоставление администрацией города в собственность земельного участка произведено на основании удовлетворения обращения ответчика, а обязанность исполнения требований законодательства по порядку приема, рассмотрения и хранения обращений граждан, законодательством возложена на орган, приявший обращение.

Как следует из выводов суда, основанием для признания недействительными договора передачи в собственность земельного участка, а также правоустанавливающих документов, выданных на представленный в собственность земельный участок, является нарушение земельного законодательства, допущенных самим истцом.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не содержит нормы права, согласно которой орган местного самоуправления полномочен обращаться в суд с требованием об оспаривании собственных решений и сделок, заключенных им по вопросам местного значения в порядке выполнения публичных функций.

Доводы администрации города о том, что она обращается в суд в интересах населения города, которое не было информировано о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не могут свидетельствовать о полномочиях администрации города на обращение в суд.

Суду при подготовке и рассмотрении дела в соответствии ст. 148 ГПК РФ надлежало уточнить фактические обстоятельства, имеющих значение для правильного разрешения дела и разрешение вопроса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что глава администрации городского округа «город Дербент», предоставляя земельный участок ФИО1, распорядился землями поселений города Дербента.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданами земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 10 и 11 ЗК РФ.

Решение о предоставлении земельного участка ФИО3 принято органом местного самоуправления - главой администрации городского округа «город Дербент».

Согласно ст. 71 ч. 1 Закона «О местном самоуправлении» городская администрация предоставляет земельные участки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При предоставлении ФИО3 земельного участка под строительство жилого дома были нарушены требования ст. 71 ч.1 названного закона.

В соответствии со ст. 28 ч. 2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 32 Закона Республики Дагестан «О земле» гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительств земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления. Граждане имеют право приобрести земельный участок бесплатно однократно.

В соответствии с указанными нормативно-правовыми актами органы местного самоуправления вправе распоряжаться земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. При этом учету подлежат жители города Дербента постоянно, проживающие на территории муниципального образования городской округ «город Дербент», имеющие право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Дагестан для индивидуального жилищного строительства и подавшие соответствующее заявление на имя главы администрации города Дербента. По смыслу закона предоставление бесплатно в собственность земельных участков указанным лицам осуществляется однократно при наличии свободных земельных участков, зарезервированных муниципальным образованием городской округ «город Дербент» для целей бесплатного предоставления в порядке очередности, исходя из даты постановки на учет. Для этого необходимо было определить земельные участки, предназначенные для бесплатного предоставления гражданам, с указанием площади, провести соответствующие мероприятия по формированию таких земельных участков в соответствии со ст. 30 ч. 4 п. 1 ЗК РФ; получить соответствующее заключение уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора (ст. 12 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»); определить параметры разрешенного строительства, требования к использованию участков, возможные ограничения в использовании и т. д. После проведения указанных мероприятий необходимо было также обеспечить официальное опубликование информации о сформированных земельных участках для бесплатного предоставления, с указанием сведений о местоположении участка, его площади, кадастровом номере, цели предоставления.

Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и публикации информационного сообщения возможности предоставления земельного участка в собственность бесплатно. При это предоставление земельных участков гражданам осуществляется в соответствии с предельными нормами предоставления, установленные законодательством. Заявления граждан о предоставлении земельного участка в соответствии с установленным органом местного самоуправления порядком подлежали удовлетворению по мере формирования перечня земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления. К заявлению о бесплатном предоставлении земельного участка должны быть приложены документы, свидетельствующие о наличии у ФИО3 права на приобретение земельного участка в собственность бесплатно, в том числе документы, указывающие на отсутствие у него жилого помещения или земельного участка.

Между тем, при предоставлении спорного земельного участка ФИО3 изложенные требования закона были нарушены, спорный земельный участок предоставлен ему в отсутствие установленного органами местного самоуправления и предусмотренного ст. 32 Закона РД «О земле» порядка их предоставления. Кроме того, ФИО3     на учете в администрации города Дербента в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, о чем представитель истца представил справку жилищных органов администрации городского округа «город Дербент».

При предоставлении спорного земельного участка были нарушены требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ.

Межевой план и кадастровый паспорт на земельный участок выдан после вынесения главой администрации г. Дербента постановления о предоставлении земельного участка. В самом постановлении главы администрации городского округа «город Дербент» о предоставлении ФИО3 земельного участка в кадастровом квартале №, кадастровом паспорте на земельный участок, свидетельстве о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок указано, что ему предоставлен земельный участок из земель поселений города Дербента.

Как установлено судом, в районе центральной городской больницы по <адрес> имеются многочисленные жилые дома, другие строения, на строительство которых разрешительные документы выданы администрацией городского округа города Дербента. В схеме функционального зонирования - генеральном плане г. Дербента также указано, что район <адрес> или центральной городской больницы относится к территории г. Дербента, но отмечено зеленым цветом, как земли рекреационного значения.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца ФИО6 пояснил, что эти земли как земли курорта являются землями рекреационного значения, особо охраняемой территорией. Собственником этих земель является Российская Федерация.

Указанные доводы представителя администрации городского округа «город Дербент» являются необоснованными.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977г. за № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» к курортам республиканского значения отнесены побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР (Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморья), в соответствии с проектами планировки Приморского промышленного района.

Из текста данного постановления усматривается, что город Дербент не включен в указанные взморья.

Из постановления Совета Министров ДАССР от 4 ноября 1971г. усматривается, что этим постановлением было возбуждено ходатайство перед Советом Министров РСФСР провести поисковые геологоразведочные работы в 1972-1973 годах в районе города - курорта Самур, а также в районах намечаемых курортных комплексов (Манас, Каякент, Дагестанские Огни). Как видно, город Дербент не был включен в это постановление.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 1996г. за №, которым утверждено Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных окрестностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяются три зоны.

Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливается на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санаторной (горно-санитарной) охраны устанавливается в соответствии с ФЗ от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах». На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

Земли поселений города Дербента к таковым не относятся. На территории города Дербента не создано и ни одного курортного учреждения не имеется.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 года за № 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.

Указанным постановлением или иным нормативно-правовым актом не установлено, что территория города Дербента, в частности в районе центральной городской больницы <адрес> относится к курортной зоне или особо охраняемой территории.

Суд правильно посчитал неубедительными доводы истца о том, что Правительство РФ не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря» (п. 4 ст. 32 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и п. 2 ст. 16 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

В районе центральной больницы города по <адрес> каких-либо курортов, курортных учреждений нет и не было.

Порядок использования земель города Дербента определяется в соответствии с зонированием его территории. Территория города Дербента как поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны, о чем представитель истца представил в суд генеральный план-схему зонирования города Дербента и правила землепользования и застройки города.

При предоставлении земельного участка ФИО3 администрация городского округа «город Дербент» нарушила требования Земельного кодекса РФ, Закона Республики Дагестан «О земле», Градостроительного кодекса РФ, другие нормативно-правовые акты.

Согласно справке, представленной представителем истца, ФИО3 не состоял в списках очередности на получение жилья в жилищном отделе администрации городского округа «город Дербент».

Согласно ст. 31 ч. З ЗК РФ органы местного самоуправления городских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Судом установлено, что население не было информировано о возможном или предстоящем предоставлении кадастровом квартале № земельных участков для строительства. Предоставление земельного участка ФИО1 было произведено тайно. Прежняя администрация городского округа «город Дербент» не опубликовала в местной газете объявление о предстоящем предоставлении земельного участка ФИО3 и другим гражданам в кадастровом квартале №.

Из письменного ответа главного редактора газеты «Дербентские новости» Лыковой усматривается, что в газете не опубликовались объявления о предстоящем предоставлении земельных участков в кадастровом квартале № в городе Дербенте.

Из аналогичного ответа видно, что на сайте администрации городского округа «город Дербент» также за 2009, 2010 годы не были помещены объявления о предстоящем предоставлении земельных участков в районе ЦГБ, кадастровом квартале № под строительство жилых домов или под садоводство.

Из постановления главы администрации городского округа «город Дербент» от 2 апреля 2010 г. за № и приложения к нему видно, что на основании заявлений граждан о предоставлении земельных участков для размещения строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов в соответствии со ст. 28 ЗК РФ и ст. 32 Закона РД «О земле» предоставлены бесплатно земли населенных пунктов г. Дербента в собственность граждан площадью 450 кв. м. Вторым пунктом данного постановления обязали граждан проекты границ предоставленных земельных участков в управлении архитектуры и градостроительства согласовать с управлением архитектуры и градостроительства городского округа «город Дербент» проекты строительства жилых домов; заключить с управлением муниципальным имуществом администрации городского округа «город Дербент» договора об использовании земель. В приложенный список граждан входит фамилия ФИО3 Адресом места его жительства указан п<адрес> 13, <адрес>.

В администрацию городского округа «город Дербент» заявление ФИО3 о предоставлении ему земельного участка под строительство жилого дома не проступало. О поступлении и регистрации заявления от имени ФИО3 данных в деле нет.

13 мая 2010 г. на земельный участок площадью 450 кв. м ФИО3 выдан кадастровый паспорт № с кадастровым номером 05:42:000056:252, а затем между ответчиком и управлением имуществом городского округа «город Дербент» 26 мая 2010 г. был заключен договор № о безвозмездном предоставлении в собственность земельного участка площадью 450 кв. м под строительство жилого дома в районе <адрес> в г. Дербенте.

В приложении к постановлению главы администрации городского округа «город Дербент» адресом места жительства ФИО3 указана <адрес> по п<адрес>, 13 в г. Дербенте. Из представленного представителем администрации городского округа «<адрес>» ФИО6 выписки из Единого госреестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано, что данная квартира в г. Дербенте принадлежит на праве собственности ответчику.

Указанное постановление вынесено в нарушение ст. 32 Закона Республики Дагестан «О земле», ст. ст. 32 ч. 2, 34 ч. 4 п.1 ЗК РФ, а также генерального плана застройки города Дербента, утвержденного в нарушение ст. 24 Градостроительного Кодекса РФ главой администрации города ФИО7 22 октября 2003 г. и схемы зонирования, в котором не предусмотрено строительство жилых домов в месте расположения предоставленного ФИО3 земельного участка.

Требования ст. 30 ч. 4 п. 1 ЗК РФ о предоставлении земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта администрацией городского округа «город Дербент» при предоставлении земельного участка ФИО3 были нарушены.   

Администрацией городского округа «город Дербент» и ответчиком ФИО3 также нарушены требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ. Ответчику предоставили земельный участок, не приняв от него заявление и без приложения кадастрового паспорта и справки о наличии или отсутствии у ФИО3 жилья, нуждаемости или не нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Тем не менее, земельный участок площадью 450 кв. м ФИО3 был предоставлен безвозмездно.

При этом никакие кадастровые работы до вынесения указанного постановления не были проведены и кадастровый паспорт ФИО3 выдан после вынесения вышеназванного постановления.

В г. Дербенте до вынесения постановлений главы администрации не проводились кадастровые работы и само муниципальное образование не имеет кадастровый паспорт на земли в кадастровом квартале №.

В тексте постановления указано, что оно вынесено в соответствии со ст. 28 ЗК РФ и ст. 32 Закона РД «О земле».

При предоставлении ФИО3    земельного участка нарушены требования ст. 32 Закона РД «О земле».

Согласно ст. 32 ч. 1 указанного Закона предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно из земель, находящихся собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, в пределах норм, установленных п. 1 ст. 31 настоящего Закона, осуществляется для ведения садоводства, животноводства, огородничества и дачного строительства (по выбору гражданина) в установленном порядке следующим категориям граждан:

участникам Великой Отечественной войны, а также гражданам, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;

гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Согласно ч. 2 данной статьи гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок, предоставленный для индивидуального жилищного строительства, не имеющий жилья или обеспеченный жилой площадью ниже учетной нормы площади жилого помещения, вправе по месту постоянного жительства получить для индивидуального жилищного строительства земельный участок в собственность бесплатно в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления.

Гражданин РФ, постоянно проживающий в пределах Республики Дагестан, который не имел и не имеет в собственности, в постоянном (бессрочном) пользовании, в пожизненном наследуемом владении земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, вправе по месту постоянного жительства получить земельный участок в собственность бесплатно для этих целей в пределах норм и в порядке, установленных органами местного самоуправления.

Суд правильно посчитал необоснованными доводы истца о том, что земли в кадастровом квартале № отнесены к особо охраняемым территориям.

Судом установлено, что земельный участок в районе центральной городской больницы по <адрес> не относится к землям рекреационного значения.

Также являются не обоснованными доводы истца о том, что постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 мая 1993 года за № 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан.

Указанным постановлением или каким-либо иным нормативно-правовым актом не установлено, что территория г. Дербента, в частности в районе центральной городской больницы по <адрес> отнесена к курортной зоне или особо охраняемой территории.

Генеральным планом г. Дербента, утвержденным в 2003г., подтверждается, что спорный земельный участок расположен в рекреационной зоне вдоль побережья Каспийского моря, а потому администрация города не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящимся в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

Из постановления Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977г. за № 105 усматривается, что к курортам республиканского значения отнесены побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР и в нем указаны Махачкалинское, Манасское, Каякентское, Самурское взморье. Таким образом, город Дербент не включен в состав указанных взморий и не является курортом.

Суд посчитал убедительными доводы представителя Дербентского межрайонной отдела № Земельной кадастровой палаты по РД ФИО4 о том, что земли рекреационного назначения лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории г. Дербента на кадастровом учете не состоят. Указанные земли прошли государственный кадастровый учет на территории Дербентского района за ТУ Росимущества в РД.

Из оспариваемого договора от 2 июля 2010г. усматривается, что ФИО3 безвозмездно предоставлен земельный участок площадью 450 кв. м в кадастровом квартале № 05:42:000056, расположенный в г. Дербенте, в районе <адрес> для заключения договора является постановление главы администрации городского округа «город Дербент» от 2 апреля 2010г. за № 26. Указанное постановление отменено. Тем не менее, оно подлежало признанию недействительным по требования органа, издавшего это постановление.

В силу нарушения требований ст. ст. 15, 27, 28, 29, 30, 31 34 ЗК РФ, ст. 32 Закона РД «О земле» подлежат признанию недействительными все последующие правоустанавливающие документы, выданные на данный земельный участок, а именно: договор о безвозмездном предоставлении в собственность находящегося в муниципальной собственности земельного участка, заключенного комитетом по управлению имуществом с ФИО3 от 26 мая 2010 года за № <.>; свидетельство о государственной регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок площадью 450 кв. м от 16 августа 2010 года; кадастровый паспорт на земельный участок от 13 мая 2010 года за №:42:000056:252; записи из ЕГРЛ за №.

Согласно ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

Как усматривается из материалов дела, представитель управления земельных и имущественных отношений городского округа «город Дербент» ФИО5 полностью поддержал требования истца об изъятии земельного участка у ФИО3

Представитель истца ФИО6 представил суду на обозрение названные выше постановления главы администрации городского округа «город Дербент», схему функционального зонирования – генеральный план застройки г. Дербента, утвержденный главой администрации городского округа «город Дербент» ФИО7 22 октября 2003г.

Из схемы функционального зонирования - генерального плана города Дербента, фактически не утвержденного в соответствии со ст. 24 Градостроительного Кодекса РФ представительным органом местного самоуправления, видно, что район места расположения центральной городской больницы отмечен зеленым цветом, что означает согласно расшифровке: земли рекреационного назначения.

Эти сведения не соответствуют действительности и опровергаются постановлением главы администрации городского округа «город Дербент» от 2 апреля 2010 года за № о предоставлении гражданам, в том числе ФИО3 земельного участка из земель поселений города Дербента под строительство жилых домов; договором о передаче земельного участка ФИО3 из которого также видно, что ФИО3 передается земельный участок из земель поселений города Дербента; кадастровым паспортом на земельный участок, отсутствием сведений в земельно-кадастровой палате о том, что земли в районе центральной городской больницы по <адрес> Дербенте отнесены к землям рекреационного назначения, свидетельством о государственной регистрации права собственности ФИО3 на предоставленный ему земельный участок; объяснениями представителя земельно-кадастровой палаты об отсутствии сведений об отнесении земель в кадастровом квартале № к землям рекреационного назначения.

Администрация городского округа «город Дербент», обратившись в суд с иском к ответчику, заявила, что земли в кадастровом квартале № принадлежат не городским поселениям г. Дербента, а являются особо охраняемыми природными территориями, считает эти земли федеральной собственностью, хотя фактически земли в кадастровом квартале № являются землями муниципального образования «город Дербент», а потому в постановлении главы администрации города, договоре, заключенном с ФИО3 о безвозмездном предоставлении ФИО3 земельного участка, кадастровом паспорте на земельный участок правильно указано, что земельный участок площадью 450 кв. м, предоставленный ФИО3 является землями поселений города Дербента, не являются землями рекреационного назначения.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительная по основаниям, установленным ГК РФ в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

Судом установлено, что сделка - договор, заключенный между ФИО3 и управлением имуществом городского округа «город Дербент» по сути является ничтожной.

Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Суд пришел к правильному выводу о том, что с учетом признания недействительным постановления главы администрации городского округа «город Дербент» указанный договор, заключенный между ФИО3 и управлением имуществом городского округа «город Дербент» как незаконный, не соответствующий требованиям закона и иных правовых актов, подлежит признанию недействительным со дня его заключения.

В связи с признанием недействительными постановления главы администрации городского округа «город Дербент», договора о передаче в собственность ФИО3 земельного участка, также подлежат признанию недействительными составленные впоследствии кадастровый паспорт и выданное ответчику свидетельство о государственной регистрации права его собственности на земельный участок и записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с ч. 2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

В этой связи суд посчитал необходимым привести в первоначальное положение стороны. С учетом того, что ФИО3 безвозмездно приобрел земельный участок, он обязан сдать его управлению земельных и имущественных отношений городского округа «город Дербент».

Таким образом, по делу были исследованы и дана оценка всем обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения спора, выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, следовательно, предусмотренных законом оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Дербентского городского суда от 19.03.2012г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи