ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1649/19 от 03.07.2019 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

Председательствующий Ермак Л.В.

Дело № 33-1649/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июля 2019 года г.Абакан

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Соловьева В.Н., Паксимади Л.М.,

при секретаре Павлюченко Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по исковому заявлению прокурора города Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Черногорска, комитету по управлению имуществом города Черногорска об обязании выделить денежные средства и провести ремонт тепловых сетей

по апелляционной жалобе администрации города Черногорска на решение Черногорского городского суда от 05 апреля 2019 года, которым исковые требования к администрации города Черногорска удовлетворены частично, в удовлетворении исковых требований к комитету по управлению имуществом города Черногорска отказано.

Заслушав доклад судьи Соловьева В.Н., объяснения представителя администрации города Черногорска ФИО1, поддержавшей жалобу, объяснения представителя комитета по управлению имуществом города Черногорска- ФИО2, полагавшего жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, возражения прокурора Васильевой Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор города Черногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Черногорска об обязании совершить действия по ремонту и реконструкции тепловых сетей.

В обоснование заявленных требований привел следующие обстоятельства.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения администрацией прав потребителей, проживающих в городе Черногорске, на бесперебойное оказание коммунальных услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Администрация города Черногорска, как собственник тепловых сетей в городе Черногорске, передав их в аренду эксплуатирующим организациям (ООО «Хакасский ТЭК», ООО «Черногорская котельная №2», ООО «ТеплоЭнергоРесурс»), не обеспечивает соблюдение норм и правил эксплуатации тепловых сетей, которые находятся в аварийном состоянии, полностью изношены и требуют замены, не исполняет обязанности арендодателя по капитальному ремонту.

В результате проведенного технического аудита выявлены аварийные участки тепловых сетей, требующие первоочередного капитального ремонта, а также участок сети, требующий увеличения пропускной способности, поскольку он не достаточен для обеспечения подключенных тепловых нагрузок.

Прокурор просил возложить обязанность на администрацию города Черногорска в срок до 01.06.2019 выделить денежные средства и в срок до 01.10.2019 организовать проведение капитального ремонта перечисленных участков тепловых сетей путем замены трубопроводов и запорной арматуры, а также увеличить пропускную способность определенных участков тепловых сетей путем замены существующего трубопровода на трубопровод большего диаметра.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению имуществом города Черногорска, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Енисейское управление Ростехнадзора, ООО «Хакасский ТЭК», ООО «Черногорская котельная №2», ООО «ТеплоЭнергоРесурс».

В судебном заседании участвующий в деле прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований.

Представители администрации города Черногорска ФИО3 и ФИО1 возражали относительно заявленных исковых требований в полном объеме, привели следующие доводы.

Администрация города Черногорск является органом местного самоуправления и исполняет бюджет города Черногорска, который не предусматривает соответствующих расходных обязательств, необходимых для удовлетворения требований прокурора, заявленных без учета положений ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Полномочия собственника от имени муниципального образования город Черногорск осуществляет Комитет по управлению имуществом города Черногорска. Администрация города Черногорска является ненадлежащим ответчиком.

В силу положений статей 28.1 и 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении» обязанности по содержанию, включая все виды ремонта тепловых сетей, несут их арендаторы- теплоснабжающие организации ООО «ТеплоЭнергоРесурс» и ООО «Черногорская котельная № 2», которым переданы в аренду сети централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, в состав которых входят участки тепловых сетей, являющиеся предметом спора. По условиям заключенных договоров ремонтные работы производятся силами арендаторов.

Работы в целях увеличения пропускной способности магистрального трубопровода от котельной «Центральная» ООО «Хакасский ТЭК» на участке магистральной сети от ТК-10А до ТК-12И по ул. Пушкина путем замены трубопровода диаметром 500 мм на трубопровод диаметром 600 мм не относятся к капитальному ремонту и не вызваны его аварийным состоянием. Данные работы требуют предварительной разработки проектно-сметной документации на реконструкцию и проведение государственной экспертизы.

Представители комитета по управлению имуществом города Черногорска (далее- Комитет) ФИО2, ФИО4, ФИО5 исковые требования не признали, полагая, что Комитет является ненадлежащим ответчиком. Привели следующие доводы. Комитет от имени муниципального образованиям заключил договоры аренды, по условиям которых муниципальные тепловые сети переданы ООО Хакасский ТЭК» (договор аренды от 01.09.2004 №714), ООО «ТеплоЭнергоРесурс» ( договор аренды от 15.06.2018 №6), ООО «Черногорская Котельная № 2» (договор аренды от 14.06.2018 №7).

Возложение обязанности по ремонту тепловых сетей на Комитет, как арендодателя, противоречит императивным нормам пункта 2 ч. 1 ст. 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении» и пункта 3 ч. 1 ст. 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», согласно которым указанные обязанности лежат на арендаторах тепловых сетей.

Расходы на капитальный ремонт и реконструкцию тепловых сетей не предусмотрены бюджетом города Черногорска.

Сроки исполнения заявленных прокурором требований в случае их удовлетворения являются неразумными.

Доказательства, представленные прокурором в обоснование необходимости капитального ремонта тепловых сетей, являются недопустимыми, так как не соответствуют Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей коммунального теплоснабжения, утвержденной приказом Госстроя России от 13.12.2000 №285. Прокурором не представлены результаты анализа дефектов, повреждений, а также акты осмотра тепловых сетей, дефектные ведомости и иные документы, предусмотренные указанной Инструкцией, подтверждающие наличие повреждений сетей (их участков), характер повреждений, необходимость их замены (ремонта).

В целях установления размера финансирования из бюджета города изначально устанавливается объем выполнения работ. Для определения потребности в денежных средствах необходимо составить локальные сметные расчеты на проведение работ. С целью обеспечения финансирования работ по капитальному ремонту тепловых сетей необходимо обеспечение бюджетных расходных обязательств путем внесения изменений в бюджет города на соответствующий финансовый год, что относится к полномочиям представительного органа местного самоуправления- совета депутатов города Черногорска.

Представители ООО «Черногорская котельная № 2», ООО «ТеплоЭнергоРесурс» и ООО «Хакасский ТЭК» полагали исковые требования обоснованными, ссылаясь на то, что утвержденные тарифы не включают расходы на капитальный ремонт тепловых сетей. Обязанности по капитальному ремонту участков тепловых сетей, переданных в аренду, несут ООО «ТеплоЭнергоРесурс» (по договору аренды от 15.06.2018 №6), ООО «Черногорская Котельная № 2» (по договору аренды от 14.06.2018 №7). При этом срок проведения капитального ремонта условиями договора не установлен. В материалы дела не представлено доказательств направления в адрес арендаторов каких-либо требований со стороны арендодателя о производстве капитального ремонта, согласования срока и объемов его производства. В соответствии с п. 6.1 договора аренды от 15.06.2018 №6, заключенного с ООО «ТеплоЭнергоРесурс», срок аренды истекает 15.05.2019. В соответствии с п. 6.1 договора аренды от 14.06.2018 №7, заключенного с ООО «Черногорская Котельная № 2», срок аренды истекает 01.06.2019. Договорными условиями не предусмотрена пролонгация арендных правоотношений на новый срок. Следовательно, на арендаторов тепловых сетей не могут быть возложены обязанности за пределами срока действия договоров аренды. По окончанию арендных правоотношений обязанности по поддержанию имущества в исправном, пригодном для эксплуатации состоянии, перейдут к собственнику имущества (арендодателю) - комитету по управлению имуществом города Черногорска, администрации города Черногорска. Обязанность по производству капитального ремонта целесообразно возложить на собственника тепловых сетей.

Представитель Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору- ФИО6 исковые требования прокурора поддержал.

Суд постановил вышеприведенное решение, которым частично удовлетворил исковые требования к администрации города Черногорска, обязав ее в срок до 01.06.2019 выделить денежные средства на капитальный ремонт, реконструкцию, иные виды работ в отношении перечисленных участков тепловых сетей; в срок до 01.10.2019 организовать проведение капитального ремонта путем замены трубопроводов и запорной арматуры на перечисленных участках тепловых сетей; увеличить пропускную способность участков тепловых сетей от котельной «Центральная» ООО «Хакасский ТЭК». В удовлетворении исковых требований к комитету по управлению имуществом города Черногорска об обязании организовать проведение капитального ремонта- отказано.

С решением суда в части удовлетворенных к ней исковых требований не согласилась администрация города Черногорска.

Ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, администрация просит решение суда в данной части отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора к администрации города Черногорска отказать.

Повторяя доводы, изложенные в письменных возражениях относительно исковых требований, администрация полагает, что суд неправильно применил положения статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 125, 215, 616 ГК РФ, статьи 28.1 и 28.3 Федерального закона «О теплоснабжении», ст. 41.3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», не принял во внимание условия заключенных договоров аренды с третьими лицами, сложившуюся судебную практику по аналогичным спорам. Суд признал установленными факты аварийного состояния участков тепловых сетей при отсутствии относимых и допустимых доказательств.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор г. Черногорска выражает согласие с решением суда.

ООО «Хакасский ТЭК» в письменных возражениях на апелляционную жалобу ссылается на то, что поскольку договор аренды между комитетом по управлению имуществом города Черногорска и ООО «Хакасский ТЭК» заключен 01.09.2004, то положения ст. 28.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» на отношения сторон не распространяются.

Письменных возражений на апелляционную жалобу от иных лиц, участвующих в деле, не поступило.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации города Черногорска ФИО1 поддержала апелляционную жалобу.

Представитель комитета по управлению имуществом города Черногорска ФИО2 полагал жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению.

Прокурор Васильева Е.В. выразила согласие с решением суда, пояснив судебной коллегии, что определить, в пользу кого необходимо выделить денежные средства по решению суда, не возможно. Не оспаривала то обстоятельство, что бюджет города Черногорска не предусматривает возможности принятия соответствующих расходных обязательств по ремонту сетей и их реконструкции, необходимых для исполнения решения суда, а также то обстоятельство, что спорные участки тепловых сетей переданы в аренду ООО «Черногорская котельная № 2», ООО «ТеплоЭнергоРесурс» и ООО «Хакасский ТЭК», полагая, что администрация в последующем в порядке регресса имеет возможность взыскать с арендаторов тепловых сетей понесенные на их ремонт расходы.

Иные лица, участвующие в деле, их представители в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы были уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, проверив в порядке ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) законность и обоснованность решения суда в обжалованной части и в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и поступивших возражениях, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Основанием для обращения прокурора с настоящим иском в порядке гражданского судопроизводства послужила угроза нарушения прав потребителей услуг теплоснабжения и горячего водоснабжения в городе Черногорске, оказываемых ООО «Черногорская котельная № 2», ООО «ТеплоЭнергоРесурс» и ООО «Хакасский ТЭК», по причине изношенности и аварийного состояния, а также необходимости увеличения пропускной способности соответствующих муниципальных тепловых сетей, переданных комитетом по управлению имуществом города Черногорска в аренду названным теплоснабжающим организациям.

Квалифицируя избранный прокурором способ защиты права, судебная коллегия расценивает его как присуждение к исполнению обязанности в натуре (ст. 12 ГК РФ).

В силу ст. 308.3 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.

Разрешая заявленные прокурором требования, суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию города Черногорска обязанности в срок до 01.06.2019 выделить денежные средства на капитальный ремонт, реконструкцию, иные виды работ; в срок до 01.10.2019 организовать замену трубопровода и запорной арматуры, увеличение диаметра трубопровода на участках тепловых сетей, перечисленных в решении суда.

При этом суд исходил из того, что указанные мероприятия в силу пунктов 3, 4 части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 1, 4 части 1 ст. 6 Федерального закона «О теплоснабжении», пункта 13 ст. 26 Устава города Черногорска относятся к вопросам местного значения, принятие решения по которым в компетенции администрации города Черногорска; тепловые сети находятся в собственности муниципального образования; суд также принял во внимание условия заключенных договоров аренды тепловых сетей.

С данными выводами судебная коллегия не соглашается, так как они постановлены с нарушением норм материального права, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены или изменения решения суда в соответствующей части.

Действительно, пункт 4 части 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения муниципального, городского округа организацию в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Между тем, суд, удовлетворяя исковые требования, не учел следующее.

В силу пункта 4.2 части 1 статьи 17 названного Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Федеральный закон от 27.07.2010 №190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее- Закон о теплоснабжении) является специальным нормативным правовым актом, устанавливающим правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций. Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды (статья 1).

Таким образом, возлагая на администрацию города Черногорска перечисленные в решении суда обязанности, включая обязанности финансового характера, суду следовало проверить, в какой мере они соответствуют полномочиям администрации, как органа местного самоуправления, в сфере теплоснабжения, закрепленным в статье 6 названного Закона, с учетом установленного данным Законом экономического механизма реализации указанных полномочий и разграничения обязанностей органов местного самоуправления и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены, в частности:

организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;

выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду;

согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

Формы осуществления полномочий органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения регламентированы статьей 28.1 Закона о теплоснабжении, часть вторая которой предусматривает, что осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Администрацией города Черногорска правомерно была избрана форма организации теплоснабжения населения в границах городского округа посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, по договорам аренды теплоснабжающим организациям.

Теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пункт 11 ст. 2 Закона о теплоснабжении).

Объекты теплосетевого хозяйства, включающие спорные участки тепловых сетей, перечисленные в резолютивной части решения суда, переданы муниципальным образованием город Черногорск, от имени которого действовал комитет по управлению имуществом города Черногорска, в пользование теплоснабжающим организациям на основании договоров аренды:

- от 01.09.2004 № 714, заключенным с ООО «Хакасский ТЭК»,

- от 15.06.2018 № 6, заключенным с ООО «ТеплоЭнергоРесурс»,

- от 14.06.2018 № 7, заключенным с ООО «Черногорская котельная №2».

Таким образом, администрация города Черногорска правомерно реализовала свои полномочия по организации теплоснабжения населения города Черногорска в дозволенной Законом форме.

В силу положений части 1 ст. 28.2 Закона о теплоснабжении по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, арендодатель обязуется предоставить арендатору данные объекты теплоснабжения за плату во временное владение и в пользование или во временное пользование.

Арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание (пункт 2 части 1 ст. 28.3 Закона о теплоснабжении).

Аналогичная обязанность закреплена за арендатором централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в пункте 3 части 1 статьи 41.3 Федерального закона №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

Приведенные нормативные положения являются императивными.

Императивность данных норм права связана именно со специальным режимом муниципального теплосетевого имущества, которое предоставляется во временное пользование и владение арендатору в целях организации качественного и бесперебойного теплоснабжения и горячего водоснабжения.

Передача в аренду указанного имущества направлена не на его использование в целях удовлетворения потребностей самого арендатора, а на осуществление арендатором своей хозяйственной деятельности в целях извлечения прибыли при эксплуатации этих объектов.

Расходы арендатора на осуществление ремонта объектов теплоснабжения учитываются при формировании его необходимой валовой выручки, определяемой регулирующим тарифным органом при утверждении соответствующего тарифа ресурсоснабжающей организации (приказ Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 №760-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения").

Таким образом, теплоснабжающие организации ООО «Хакасский ТЭК», ООО «ТеплоЭнергоРесурс», ООО «Черногорская котельная № 2», приняв от муниципального образования в пользование объекты теплосетевого хозяйства в целях осуществление своей хозяйственной деятельности и извлечения прибыли при эксплуатации этих объектов, несут обязанности по их текущему и капитальному ремонту, а условия договора, освобождающие их от данной обязанности (либо от несения соответствующих расходов), являются ничтожными.

Довод ООО «Хакасский ТЭК» о том, что договор аренды с ним был заключен ранее введения в действие соответствующих норм Закона о теплоснабжении и не предусматривал обязанность арендатора по капитальному ремонту, судебной коллегией отклоняется исходя из следующего.

В силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п.1 ст. 422 ГК РФ).

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (п. 2 ст. 422 ГК РФ).

Положения статьи 28.1, 28.2, 28.3 Закона о теплоснабжении введены в действие Федеральным законом от 07.05.2013 №103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно статье 5 названного Федерального закона от 07.05.2013 №103-ФЗ он вступает в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу. Абзацы первый - девятый, пятьдесят третий, шестьдесят второй - семьдесят четвертый пункта 9 статьи 2, абзацы первый - десятый, пятьдесят шестой, шестьдесят шестой - семьдесят девятый пункта 12 статьи 3 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Между тем, договор аренды от 01.09.2004 заключен с ООО «Хакасский ТЭК» (л.д.112-113) на срок 11 месяцев (пункт 6.1) и считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, если ни одна из сторон за 30 дней до истечения срока аренды не заявит о намерении его расторгнуть.

Таким образом, срок аренды, определенный договором истек 01.08.2005.

Как следует из пункта 2 ст. 610 ГК РФ, если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок. В этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.

Фактические арендные отношения с ООО «Хакасский ТЭК» на момент рассмотрения судом дела продолжались, что сторонами не оспаривалось.

Как разъяснено в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора", толкование условий договора осуществляется с учетом цели договора и существа законодательного регулирования соответствующего вида обязательств.

Учитывая, что срок аренды, предусмотренный договором аренды от 01.09.2004 истек ранее введения в действие положений статей 28.1, 28.2, 28.3 Закона о теплоснабжении, то довод ООО «Хакасский ТЭК» о том, что положения договора аренды от 01.09.2004, заключенного с ООО «Хакасский ТЭК», в той мере, в какой они освобождают арендатора от обязанности по капитальному ремонту арендованного теплосетевого хозяйства, продолжают действовать, является несостоятельным, не основан на нормах гражданского законодательства и специальных нормах Закона о теплоснабжении.

К правоотношениям сторон с момента изменения соответствующего законодательного регулирования подлежат применению вышеназванные положения Закона о теплоснабжении без учета противоречащих ему положений договора аренды от 01.09.2004, срок действия которого истек.

В силу положений пункта 4 ч. 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно статье 20 Закона о теплоснабжении проверке готовности к отопительному периоду подлежат муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.

Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны:

1) обеспечивать функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб;

2) организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей;

3) осуществлять контроль режимов потребления тепловой энергии;

4) обеспечивать качество теплоносителей…,

6) обеспечивать проверку качества строительства принадлежащих им тепловых сетей;

7) обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения;

8) обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

По смыслу Закона о теплоснабжении в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, что устанавливается органами местного самоуправления в ходе осуществления ими контрольных полномочий, обязанность органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов может быть исполнена либо путем понуждения арендаторов к исполнению своих обязанностей, либо путем передачи прав пользования объектами теплосетевого хозяйства по договору аренды или концессионному соглашению иной теплоснабжающей (теплосетевой) организации с возложением на эту организацию обязанностей по выполнению текущего и капитального ремонта тепловой сети.

Исходя из вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу, что возлагая непосредственно на администрацию города Черногорска обязанность по организации проведения капитального ремонта участков тепловых сетей путем замены трубопроводов и запорной арматуры, суд не применил вышеприведенные нормы Закона о теплоснабжении, регулирующие правоотношения лиц, участвующих в деле, что привело к неправильном распределению обязанностей между органами местного самоуправления и теплоснабжающими организациями, являющимися арендаторами муниципальных тепловых сетей.

Установив, что условиями заключенных договоров аренды с ООО «ТеплоЭнергоРесурс», ООО «Черногорская котельная № 2» обязанность по капитальному ремонту возложена на арендаторов, суд при принятии решения о возложении соответствующих обязанностей на администрацию города Черногорска неправомерно исходил из того, что сроки действия договоров аренды истекают 15.05.2019 и 01.06.2019, в то время как прокурор просит провести капитальный ремонт в срок до 01.10.2019, то есть за пределами срока аренды, придя к ошибочному выводу, что указанные третьи лица не являются надлежащими ответчиками по делу.

Между тем, правовое значение имело то обстоятельство, что на момент рассмотрения спора судом арендные отношения с ООО «ТеплоЭнергоРесурс», ООО «Черногорская котельная № 2» продолжались, срок аренды не истек, обязательства сторон по договорам аренды не прекращены, а причины, вызвавшие необходимость текущего и капитального ремонта тепловых сетей и, следовательно, обязанности теплоснабжающих организаций по его проведению, возникли ранее прекращения арендных отношений. При таких обстоятельствах законных оснований для освобождения арендаторов от исполнения соответствующих обязанностей и переложения их на администрацию города Черногорска у суда не имелось.

Довод теплоснабжающих организаций о том, что установленные тарифы не покрывают их расходы на текущий и капитальный ремонт тепловых сетей судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку в силу статьи 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя; обеспечение достаточности средств для финансирования мероприятий по надежному функционированию и развитию систем теплоснабжения.

Экономическая обоснованность тарифов предметом спора по настоящему делу не является, и оценка соответствующим доводам судебной коллегией не дается.

Решение суда в части возложения на администрацию города Черногорска обязанности увеличить пропускную способность тепловых сетей от котельной «Центральная» ООО «Хакасский ТЭК» на участке магистральной сети от ТК-10А до ТК-12И путем замены трубопровода диаметром 500 мм на трубопровод диаметром 600 мм принято без учета следующего.

Результатом выполнения данных работ является изменение технико-экономических показателей тепловой сети, в связи с чем данные работы относятся к реконструкции.

Решения о реконструкции (модернизации) тепловых сетей принимаются в соответствии со схемами теплоснабжения городских округов, утверждение которых относится к полномочиям органов местного самоуправления (п. 6 части 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении).

Схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органа местного самоуправления (ст. 2 Закона о теплоснабжении).

Как следует из положений частей 2 и 4 ст. 23 Закона о теплоснабжении развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по развитию системы теплоснабжения, по достижению установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, а также мероприятий по приведению качества горячей воды в открытых системах теплоснабжения в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с инвестиционными программами теплоснабжающих организаций.

Инвестиционная программа организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, - программа мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения (ст. 2 Закона о теплоснабжении).

Таким образом, реализация включенных в схему теплоснабжения мероприятий по реконструкции участков тепловой сети, переданной в аренду, осуществляется теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в соответствии с инвестиционной программой этой организации.

Между тем, вывод суда в части возложения на администрацию города Черногорска обязанности заменить трубопровод диаметром 500 мм на трубопровод диаметром 600 мм на участке магистральной сети от ТК-10А до ТК-12И постановлен при отсутствии допустимых доказательств- в материалах дела не представлена актуализированная схема теплоснабжения города Черногорска, предусматривающая необходимость выполнения данной реконструкции; бюджет города Черногорска на 2019 год не предусматривает соответствующих расходных обязательств. В деле отсутствуют доказательства, что соответствующие мероприятия предусмотрены инвестиционной программой теплоснабжающей (теплосетевой) организации и согласованы с органом местного самоуправления.

С выводом суда о возложении на администрацию города Черногорска обязанности по выделению денежных средств на капитальный ремонт, реконструкцию, иные виды работ в отношении перечисленных участков тепловых сетей судебная коллегия также не может согласиться в силу следующего.

По общему правилу должник несет расходы на исполнение обязательства (статья 309.2 ГК РФ).

Частью 2 ст. 18 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Между тем, вывод суда о возложении финансовых обязательств на администрацию города Черногорска в части мероприятий по текущему и капитальному ремонту тепловых сетей противоречит вышеуказанным выводам судебной коллегии о распределении соответствующих обязанностей между органами местного самоуправления и теплоснабжающими организациями, являющимися арендаторами тепловых сетей.

Суд не учел, что возможность осуществления расходов за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в сфере теплоснабжения допускается лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом о теплоснабжении, в целях возмещения теплосетевым и теплоснабжающим организациям недополученных доходов от регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 №603.

Возмещение соответствующих недополученных доходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета осуществляется по решению уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (ст. 10 Закона о теплоснабжении).

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Между тем, ни исковые требования, ни решение суда не содержат определенности относительно того, какому получателю бюджетных средств и в каком размере надлежит администрации города Черногорска выделить требуемые прокурором денежные средства в отсутствие экономического обоснования, а также соответствующих лимитов расходных обязательств, не предусмотренных бюджетом города Черногорска и сводной бюджетной росписью.

Суд не принял во внимание бюджетные полномочия администрации города Черногорска, в которые входит составление проекта бюджета (проекта бюджета и среднесрочного финансового плана), внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение совета депутатов, исполнение бюджета и составление бюджетной отчетности (ст. 31 Устава города Черногорска), что исключает право администрации принимать расходные обязательства, не отраженные в бюджете города, правом утверждения которого она не наделена.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 №13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъясняется, что правовая природа бюджета, являющегося финансовой основой функционирования государства и местного самоуправления, выражается в том, что бюджетные средства расходуются на государственные, муниципальные и общественные нужды в интересах всех граждан, проживающих на территории Российской Федерации. Установленное главой 24.1 БК РФ правовое регулирование препятствует возможности бесконтрольного обращения взыскания на средства бюджета и обеспечивает целевое расходование бюджетных средств.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части возложения на администрацию г. Черногорска обязанности выделить денежные средства на капитальный ремонт, реконструкцию, иные виды работ в отношении тепловых сетей, а также организовать капитальный ремонт и реконструкцию сетей теплоснабжения путем замены трубопроводов и запорной арматуры, как основанное на неверном применении и толковании норм материального права, подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации города Черногорска.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Черногорского городского суда от 05 апреля 2019 года по настоящему делу в части удовлетворения исковых требований к администрации города Черногорска отменить и принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора города Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Черногорска отказать в полном объеме.

В остальной части решение суда по настоящему делу оставить без изменения.

Председательствующий О.А. Страхова

Судьи В.Н. Соловьев

Л.М.Паксимади