ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1679/2021 от 28.07.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 июля 2021 г. г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.

судей Жидковой Е.В., Букаловой Е.А.

с участием прокурора ФИО5,

при секретаре Трухановой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишковой Г.И. к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,

по апелляционному представлению прокурора Советского района г. Орла на решение Советского районного суда г. Орла от 18 марта 2021 г., которым постановлено:

«исковое заявление Ишковой Г.И. к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда – оставить без удовлетворения»,

и дополнительное решение Советского районного суда г. Орла от 29 апреля 2021 г., которым постановлено:

«принять по делу дополнительное решение, которым отказать Ишковой Г.И. в удовлетворении иска к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» о взыскании премии по итогам 2020 года».

Заслушав доклад судьи Жидковой Е.В., объяснения прокурора ФИО5, поддержавшего доводы апелляционного представления, Ишковой Г.И. и ее представителя ФИО8, действующей на оснвоании части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагавших, что апелляционное представление подлежит удовлетворению, возражения представителя бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» по доверенности ФИО9, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия

установила:

Ишкова Г.И. обратилась в суд с иском к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» (далее – БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой», Учреждение) о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, премии.

В обоснование требований указала, что на основании приказа -к от <дата> она была принята в БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» на должность воспитателя. Приказом -к от <дата> трудовой договор с ней расторгнут на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации, в связи с сокращением штата.

Ссылаясь на то, что сокращение штата БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» было произведено с нарушениями, в связи с чем её увольнение является незаконным, просила признать незаконным приказ -к от <дата> об увольнении её по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, восстановить в ранее занимаемой должности воспитателя БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой», взыскать с ответчика в ее пользу средний заработок за время вынужденного прогула в сумме <...>, неполученную в связи с этим премию по итогам работы за год – <...>, а также компенсацию морального вреда в размере <...>

Судом постановлено указанное выше решение.

Прокурор Советского района г. Орла в апелляционном представлении и дополнениях к нему ставит вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.

Приводит доводы о том, что БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» нарушена процедура увольнения Ишковой Г.И., поскольку в нарушение положений действующего законодательства и Устава БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» сокращение должностей воспитателей не согласовано с Департаментом здравоохранения Орловской области, новое штатное расписание, из которого исключены должности воспитателей, введено в действие только <дата>

Указывает, что на момент увольнения истца должность, которую она занимала, имелась у ответчика, в связи с чем у БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» отсутствовали основания для увольнения Ишковой Г.И. с <дата> по сокращению штата.

Обращает внимание на то, что ответчиком Ишковой Г.И. были предложены вакантные должности без указания конкретных структурных подразделений ответчика.

Указывает, что резолютивная часть оспариваемого решения не содержит выводов об отказе в удовлетворении требований истца в части взыскания премии по итогам 2020 г.

Ссылается на то, что ответчик неправомерно лишил истца права на получение премиальных выплат по итогам года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или процессуального права.

Такие основания для отмены обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционного представления имеются.

В силу пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», прекращение трудового договора на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место. Обязанность доказать данное обстоятельство возлагается на ответчика.

Согласно части 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 Трудового кодекса Российской Федерации) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации).

С учетом приведенных норм материального права и разъяснений, юридически значимым для правильного разрешения спора, исходя из требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является установление судом следующих обстоятельств: действительное сокращение численности или штата работников, соблюдение ответчиком предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации процедуры увольнения, в том числе соблюдение сроков уведомления истца о предстоящем увольнении, наличие вакантных должностей у ответчика в период со дня уведомления о предстоящем увольнении до дня его увольнения с работы.

Из материалов дела следует, что Ишкова Г.И. в соответствии с приказом -к от <дата> была переведена на должность воспитателя хирургического отделения ОГУЗ Детская областная больница (на основании распоряжения Правительства Орловской области № 48-р от 4 февраля 2016 г. переименовано в БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой»).

На основании приказа -к от <дата> Ишкова Г.И. переведена на должность воспитателя хирургического отделения для детей (хирургическое).

Согласно должностной инструкции воспитателя хирургического отделения для детей (хирургическое) должность воспитателя относится к категории специалистов (п. 1.2.).

На должность воспитателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (п. 1.3.).

Установлено, что Ишкова Г.И. имеет высшее педагогическое образование, в 1982 году истец окончила Орловский государственный педагогический институт по специальности «биология», присвоена квалификация «учитель биологии средней школы».

Кроме того, Ишкова Г.И окончила Орловское медицинское училище и имеет среднее профессиональное образование по специальности «медицинская сестра».

<дата> Ишкова Г.И. получила под роспись уведомление от <дата> о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников и расторжении трудового договора, в котором истец также была проинформирована о вакантных должностях.

<дата> Ишковой Г.И. под роспись вручено уведомление , в котором она была повторно проинформирована о вакантных должностях.

От предложенных вакантных должностей Ишкова Г.И. отказалась.

Приказом -к от <дата> трудовой договор с истцом прекращен по основанию пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации - в связи с сокращением численности или штата работников организации.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Ишкова Г.И. ссылалась на нарушение ответчиком процедуры увольнения, выразившееся в том, что сокращения штата БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» имело место в отсутствие решения руководителя согласованного с учредителем Учреждения.

Разрешая требования Ишковой Г.И., суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными приказа БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» -к от <дата> об увольнении истца по основанию пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку процедура увольнения в связи с сокращением штата ответчиком была соблюдена, в связи с чем отказал в удовлетворении исковых требований о восстановлении Ишковой Г.И. на работе и взыскании с ответчика оплаты за время вынужденного прогула, премии по итогам года и компенсации морального вреда.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что по согласованию с членом Правительства Орловской области – руководителем Департамента здравоохранения Орловской области главным врачом БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» <дата> издан приказ -о, которым утверждено штатное расписание ответчика на 2020 г.

Штатным расписанием БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» на 2020 г. предусмотрено две должности воспитателя хирургического отделения .

Приказом главного врача БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» -О от <дата> постановлено об исключении с <дата> из штатного расписания учреждения должности «воспитатель» согласно приложению, всего 15 единиц (педиатрическое отделение -1,25 ставки, психоневрологическое отделение для детей- 2 ставки, отделение детской кардиологии и ревматологии- 2,25 ставки, отделение медицинской реабилитации- 2 ставки, хирургическое отделение - 2 ставки, хирургическое отделение 2 - 2 ставки, хирургическое отделение - 1 ставка, хирургическое отделение -1,5 ставки, хирургическое отделение - 1 ставка).

Должность воспитателя хирургического отделения № 2, которую занимала Ишкова Г.И., была исключена из штатного расписания БУЗ <адрес> «НКМЦ им. З.И. Круглой» с <дата>

В обоснование приказа главного врача БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» -О от <дата> имеется ссылка на необходимость приведения штатного расписания в соответствие со штатными нормативами, утвержденными Минздравом РФ, а также на Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» и от 13 июля 2020 г. № 20 «О мероприятиях по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в эпидемическом сезоне 2020 - 2021 гг.», которыми были введены меры по профилактике новой коронавирусной инфекции.

Принятие данной меры главным врачом БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» обусловлено целями недопущения внутрибольничного распространения респираторных вирусных инфекций и введения запрета на проведение в лечебных учреждениях мероприятий, не относящихся к лечебному процессу.

С указанным приказом главного врача БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» -О от <дата> Ишкова Г.И, как лицо, замещающее должность «воспитатель», была ознакомлена под роспись.

<дата> БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» направлены в казенное учреждение <адрес> «Центр занятости населения <адрес>» сведения о высвобождаемых работниках, в числе которых под поименована Ишкова Г.И.

<дата> в адрес председателя первичной профсоюзной организации направлено соответствующее уведомление о планируемых мероприятиях по сокращению численности и штата сотрудников, копия приказа и список работников, имеющих должности воспитателей.

<дата> БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» подготовлено уведомление , из которого следует, что в связи с сокращением занимаемой истцом должности и расторжением с ней трудового договора на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации с <дата> Ишковой Г.И предлагаются следующие вакантные должности: рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений (размер оклада <...>), уборщик служебных помещений (размер оклада <...>), подсобный рабочий (размер оклада <...>), кухонный рабочий (0,5 ставки, размер оклада <...>), водитель санитарного автомобиля (при наличии водительского удостоверения, размер оклада <...>), оператор стиральных машин (размер оклада <...>), гладильщик (размер оклада <...>).

Указанное уведомление получено истцом <дата> и <дата> от указанных должностей Ишкова Г.И. отказалась, что подтверждается ее подписью.

Уведомлением от <дата> истец проинформирована о наличии у ответчика следующих вакантных должностей: рабочий по комплексному обслуживанию зданий и сооружений (размер оклада <...>), уборщик служебных помещений (размер оклада <...>), подсобный рабочий (размер оклада <...>), кухонный рабочий (0,5 ставки, размер оклада <...>), водитель санитарного автомобиля (при наличии водительского удостоверения, размер оклада <...>), оператор стиральных машин (размер оклада <...>), гладильщик (размер оклада <...>), лифтер (при прохождении обучения, размер оклада <...>), садовник (размер оклада <...>), буфетчица (хирургическое отделение ; обсервационный блок приемного отделения, инфекционное отделение ; размер оклада <...>), буфетчица (0,5 ставки, отделение детской кардиологии и ревматологии, размер оклада <...>), кастелянша (операционное отделение , Центр лучевой диагностики, Центр лабораторной диагностики, отделение анестезиологии и реанимации с ПИТ для взрослых ПЦ, приемное отделение ПЦ, отделение перенатальной диагностики ПЦ, размер оклада <...>), кастелянша (0,5ставки, инфекционное отделение для новорожденных, хирургическое отделение , приемное отделение, отделение восстановительного лечения, патолого-анатомическое отделение, ЦСО, внебюджетное отделение, стоматологическое отделение, операционное отделение , ОАРИТН, ЦСО ПЦ, размер оклада <...>), кладовщик (аптека, размер оклада <...>), администратор (внебюджетное отделение, отделение охраны репродуктивного здоровья ПЦ, приемное отделение ПЦ, размер оклада <...>), диспетчер (отделение ЭКСМП, АДКЦ ПЦ, размер оклада <...>), оператор (Центр лучевой диагностики, отделение пренатальной диагностики ПЦ, АДКЦ ПЦ, размер оклада <...>), младшая медицинская сестра по уходу за больными (при прохождении обучения по указанной должности, размер оклада <...>), санитарка (при прохождении обучения по указанной должности, размер оклада <...>).

От указанных должностей истец отказалась <дата>

<дата> БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» обратилось в Департамент здравоохранения Орловской области о согласовании изменений в штатное расписание Учреждения на 2020 год в виде исключения с <дата> из штатного расписания учреждения ставок «воспитатель», относящихся к прочему (немедицинскому) персоналу.

Письмом от <дата> Департаментом здравоохранения Орловской области был дан ответ о том, что действующими нормативными актами Российской Федерации и Орловской области не предусмотрено согласование органами исполнительной в государственной власти в сфере охраны здоровья изменений, которые вносятся в штатные расписания подведомственных государственных медицинских организаций в течение календарного года.

<дата> главным врачом БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» издан приказ (распоряжение) -к о прекращении (расторжении) трудового договора от <дата> с воспитателем хирургического отделения для детей (хирургическое) Ишковой Г.И. по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Приказом главного врача БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» -О от <дата> утверждено штатное расписание на 2021 год, в котором должность воспитателя хирургического отделения для детей (хирургическое), которую занимала истец, отсутствует.

Указанное штатное расписание впоследствии было согласовано учредителем бюджетного учреждения в лице руководителя Департамента здравоохранения Орловской области.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. № 2768-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Емельяновой Натальи Михайловны на нарушение ее конституционных прав пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации», принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2011 года № 1164-О-О и № 1165-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1690-О и от 23 декабря 2014 года № 2873-О).

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 22 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ) к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится в том числе установление общих требований к структуре и штатному расписанию медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения.

В силу пункта 4 части 2 статьи 37 Федерального закона № 323-ФЗ порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя, в том числе рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений.

Медицинская организация обязана осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи (пункт 2 части 1 статьи 79 Федерального закона № 323-ФЗ).

Согласно пунктам 2, 3 и 5 Порядка составления штатного расписания учреждениями здравоохранения, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения», штатная структура и штатное расписание разрабатываются учреждениями здравоохранения самостоятельно. Штатное расписание составляется по установленной форме всеми учреждениями здравоохранения и утверждается по состоянию на 1 января ежегодно. Переутверждение штатного расписания на предстоящий год не обязательно, если в него не вносились изменения или вносились незначительные изменения. В этом случае оформляется перечень изменений. Порядок расположения структурных подразделений и должностей в них определяется руководителем учреждения здравоохранения. Примерные формы штатного расписания приведены в Приложениях 1 - 3 к настоящему Порядку.

Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 52 ГК РФ юридические лица за исключением хозяйственных товариществ и государственных корпораций, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками), за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ).

Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (п. 2 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ).

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а в отношении казенного или бюджетного учреждения - также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или в случаях, установленных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, - нормативными правовыми актами иных органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-З «О некоммерческих организациях»).

К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и учредительными документами некоммерческой организации (ч. 2 ст.30)

Как следует из Устава Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» (далее – Устав) данное учреждение является правопреемником бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи детям им. З.И. Круглой», а также бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Орловский перинатальный центр», реорганизованного путем присоединения к Учреждению на основании распоряжения Правительства Орловской области № 48-р от 4 февраля 2016 г. (пункт 1 Устава).

Учредителем учреждения является субъект Российской Федерации – Орловская область; функции Учредителя осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области (пункт 3 Устава).

Учреждение имеет обособленные структурные подразделения, расположенные по адресу: <адрес>, и <адрес>. (п. 9 Устава).

Пунктом 38 Устава предусмотрено, что управление учреждением осуществляется его руководителем – главным врачом. Руководитель учреждения назначается на должность и освобождается от должности Правительством Орловской области.

Согласно пунктам 39, 42, 43 Устава управление Учреждением осуществляется его руководителем – главным врачом; руководитель по согласованию с Учредителем определяет и утверждает структуру Учреждения, его штатный и квалификационный состав, самостоятельно нанимает (назначает) на должность и освобождает от должности работников Учреждения; руководитель в пределах своей компетенции издает приказы, иные локальные акты и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения.

Следовательно, исходя из системного анализа приведенных выше положений законодательства в их взаимосвязи, структура и штатная численность определяется и утверждается руководителем медицинской организации с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи.

Между тем, Уставом учреждения определена исключительная компетенция учредителя согласования структуры учреждения, его штатного и квалификационного состава.

Кроме того, в соответствии с п.5 Типовой должностной инструкции главного врача учреждения здравоохранения Орловской области, утвержденной руководителем Департамента здравоохранения Орловской области, главный врач имеет право определять структуру управления деятельностью Учреждения, утверждать структуру и штатное расписание Учреждения по согласованию с Департаментом здравоохранения.

При таких обстоятельствах решение руководителя БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой», оформленное приказом -О от <дата> и направленное на изменение как штатного, так и квалификационного состава бюджетного учреждения, подлежало согласованию с его учредителем в лице Департамента здравоохранения Орловской области.

В отсутствие согласования учредителя, такое решение руководителя не может являться правовым основанием для начала реализации процедуры сокращения штата и численности работников учреждения и как следствие для издания работодателем оспариваемого истцом приказа об увольнении Ишковой Г.И. по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Доводы ответчика об отсутствии предусмотренной законом необходимости согласования учредителем решений руководителя бюджетного учреждения об изменении штатного и квалификационного состава учреждения, являются ошибочными. В соответствии с вышеприведенными нормами бюджетное учреждение, его руководитель и учредитель осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством и уставом.

Вопреки позиции ответчика о незначительности вносимых изменений в штатное расписание, положения Устава БУЗ ОО «НКМЦ им.З.И. Круглой» не содержат каких-либо исключений для согласования принимаемых в течение календарного года решений руководителя об изменении штатного и квалификационного состава учреждения.

Ссылка ответчика на Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения», по мнению судебной коллегии, является несостоятельной, поскольку указанным ведомственным актом урегулирован порядок и необходимость утверждения штатного расписания руководителем учреждения.

Его положения в соответствии с вышеприведенными нормами федерального законодательства не исключают необходимость исполнения положений Устава и согласования данного вида решений с учредителем бюджетного учреждения.

В соответствии с частью 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение по основанию, предусмотренному пунктами 2 или 3 части 1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Согласно статье 180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 стастьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Исходя из смысла и содержания вышеуказанных норм права, следует, что соблюдение процедуры увольнения работника по инициативе работодателя по данному основанию предполагает издание распоряжения (приказа) о предстоящем сокращении после утверждения в установленном законом порядке нового штатного расписания.

Указанные выводы также нашли свое отражение в пункте 4 письма Роструда от 29 июля 2009 г. № 2263-6-1, согласно которому дано разъяснение, что при сокращении численности или штата новое штатное расписание, как правило, утверждается до начала процедуры предупреждения работников об увольнении и вводится в действие не позднее того дня, с которого работники подлежат увольнению в связи с проведением мероприятий по сокращению.

Согласно пункту 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, подлежит восстановлению на прежней работе.

Исходя из требований статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 16 «О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения» штатное расписание является документом, которым определяется структура учреждения и численность должностей по каждому наименованию в конкретных подразделениях и в целом по учреждению.

Вопреки приказу руководителя БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» от <дата>-О сведений о внесении соответствующих изменений в штатное расписание учреждения на 2020 г. в связи с сокращением 15 ставок воспитателей в материалы дела не представлено.

Приказом главного врача БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» от <дата> утверждено штатное расписание ответчика на 2021 год, в котором должность воспитателя хирургического отделения для детей (хирургическое), которую занимала истец, отсутствует.

Указанное штатное расписание впоследствии было согласовано руководителем Департамента здравоохранения <адрес>.

С учетом изложенного, на момент издания приказа -к от <дата> об увольнении Ишковой Г.И. с <дата> решение работодателя о внесении изменений в штатное расписание не было согласовано с учредителем, тогда как в соответствии с действующим законодательством новое штатное расписание должно быть утверждено и согласовано до начала проведения мероприятий по сокращению штата работников и вступить в действие не позднее даты увольнения сотрудника.

Кроме того, обязанность по предложению истцу всех имеющихся вакантных должностей работодателем не выполнена.

Согласно уведомлению и перечню имеющихся вакантных должностей <дата> Ишковой Г.И. не были предложены все имеющиеся вакантные нижеоплачиваемые должности. В перечне предложенных отсутствовали должности кастелянши, садовника, буфетчицы, администратора, диспетчера, оператора.

В период проведения процедуры сокращения и до отказа истца от вакантных должностей, ответчиком принимались на работу, в том числе, в различные структурные подразделения на должности уборщиков служебных помещений, кастелянш, санитарок, водителя.

Предлагая вакантные должности в уведомлении от <дата>, работодатель не указал их полное наименование. Отсутствие в уведомлениях указания на конкретное структурное подразделение (отделение), в котором имелись соответствующие вакантные должности (уборщик служебных помещений, лифтер, санитарка, младшая медицинская сестра по уходу за больными), лишали работника в полной мере на реализацию права на выбор соответствующей вакансии с учетом специфики работы, территориальной отдаленности от места проживания и трудовой функции.

Ввиду изложенного, отсутствуют основания полагать, что работодателем были предложены истцу все имеющиеся вакансии, на которые она могла быть трудоустроена в соответствии с ее квалификацией, в том числе и нижеоплачиваемые.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ответчиком порядка и процедуры увольнения истца по сокращению штата, в связи с чем у суда первой инстанции не было законных оснований для отказа в удовлетворении требований истца.

Учитывая, что судом первой инстанции при разрешении спора по существу допущено неправильное толкование норм материального права, то судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении нового решения о признании приказа об увольнении истца незаконным и восстановлении истца в должности воспитателя хирургического отделения для детей (хирургическое) БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой».

В силу статьи 396 ТК РФ, абзаца 4 статьи 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное определение в части восстановления истца на работе подлежит немедленному исполнению.

В соответствии с абзацем 2 статьи 234 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.

Это положение закона согласуется с частью 2 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которой в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

В соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

Особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 7 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 9 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», расчет среднего заработка при взыскании денежных сумм за время вынужденного прогула производится путем умножения среднего дневного заработка на количество дней вынужденного прогула. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Согласно пункту 6 Постановления Правительства РФ от 24 декабря 2007г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» в случае если работник не имел фактически начисленной заработной платы или фактически отработанных дней за расчетный период или за период, превышающий расчетный период, либо этот период состоял из времени, исключаемого из расчетного периода в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, средний заработок определяется исходя из суммы заработной платы, фактически начисленной за предшествующий период, равный расчетному.

При повышении в организации (филиале, структурном подразделении) тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения средний заработок работников повышается в следующем порядке: если повышение произошло в расчетный период, - выплаты, учитываемые при определении среднего заработка и начисленные в расчетном периоде за предшествующий повышению период времени, повышаются на коэффициенты, которые рассчитываются путем деления тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения, установленных в месяце последнего повышения тарифных ставок, окладов (должностных окладов), денежного вознаграждения, на тарифные ставки, оклады (должностные оклады), денежное вознаграждение, установленные в каждом из месяцев расчетного периода; если повышение произошло после расчетного периода до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, - повышается средний заработок, исчисленный за расчетный период; если повышение произошло в период сохранения среднего заработка, - часть среднего заработка повышается с даты повышения тарифной ставки, оклада (должностного оклада), денежного вознаграждения до окончания указанного периода (п.16).

В соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 30 октября 2020 г. №668 и дополнительным соглашением к трудовому договору Ишковой Г.И. с <дата> установлен должностной оклад в размере <...>.

По сведениям, представленным ответчиком средний дневной заработок истца за расчетный период, предшествующий увольнению, исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» с учетом повышения должностного оклада в расчетный период, составляет <...>.

В связи с увольнением по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации Ишковой Г.И. было выплачено выходное пособие за первый месяц в размере <...>, за второй месяц – <...>, за третий месяц – <...>.

Принимая во внимание положения статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007г. № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», учитывая, что требования истца о восстановлении на работе подлежат удовлетворению, с работодателя в пользу истца подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула с <дата> по <дата> с зачетом суммы выходного пособия, в размере - <...> (без учета подлежащего удержанию НДФЛ).

Разрешая требования истца о взыскании с БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» премии по итогам 2020 г. судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии со статьей 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд и на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Согласно части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работника определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Из трудового договора , заключенного между истцом и ответчиком от <дата>, в редакции дополнительного соглашения от <дата> следует, что работнику устанавливается заработная плата в следующем размере: <...> в месяц – должностной оклад; выплаты компенсационного характера из которых, повышающий коэффициент 0,3 должностного оклада ежемесячно в размере <...>; выплата за стаж непрерывной работы в учреждениях здравоохранения (10% от должностного оклада) ежемесячно в размере <...>; выплата за интенсивность труда и премиальные выплаты устанавливаются приказом руководителя учреждения в соответствии с критериями по оценке качества и эффективности оказания медицинской помощи, а также интенсивности труда работников учреждения.

Разделом 6 коллективного договора БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» на 2019-2022 гг. предусмотрено, что работодатель может поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности.

В соответствии с п. 1 раздела III Порядка и условий осуществления выплат стимулирующего характера работникам БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» в целях стимулирования работников к качественному результату труда, а также поощрения за выполненную работу работникам учреждения устанавливаются выплаты стимулирующего характера.

Приказом главного врача БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» от <дата> в целях поощрения работников за общие результаты по итогам работы учреждения за 2020 г. постановлено выплатить работникам учреждения премиальные выплаты за общие результаты по итогам работы учреждения в размере 100 % должностного оклада (без учета внешних и внутренних совместительств). Работникам, отработавшим не полный отчетный период, выплаты произвести пропорционально отработанному времени.

Принимая во внимание то, что приказ -к от <дата> о сокращении должности Ишковой Г.И. признан незаконным, восстановление ее на работе в должности воспитателя в хирургическое отделение для детей (хирургическое), судебная коллегия полагает возможным взыскать с ответчика премию по итогам 2020 г. в размере <...> (без учета НДФЛ).

Разрешая требования Ишковой Г.И. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», Трудовой кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу ст. ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Поскольку установлен факт нарушения трудовых прав Ишковой Г.И., судебная коллегия приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения требования истца о взыскании с ответчика в ее пользу компенсации морального вреда.

При определении размера компенсации морального вреда судебная коллегия исходит из требований разумности и справедливости, характера причиненных истцу нравственных страданий, вины ответчика и полагает необходимым взыскать с БУЗ Орловской области «НКМЦ им. З.И. Круглой» в пользу Ишковой Г.И. <...>.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

апелляционное представление прокурора Советского района г. Орла удовлетворить.

Решение Советского районного суда г. Орла от 18 марта 2021 г. и дополнительное решение Советского районного суда г. Орла от 29 апреля 2021 г. отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования Ишковой Г.И. к бюджетному учреждению здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» о признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении на работе, взыскании оплаты за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, премии, удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» -к от <дата> об увольнении Ишковой Г.И. на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации.

Восстановить Ишковой Г.И. на работе в должности воспитателя хирургического отделения для детей (хирургическое) бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой».

Взыскать с бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Научно-клинический многопрофильный центр медицинской помощи матерям и детям имени З.И. Круглой» в пользу Ишковой Г.И. в счет оплаты времени вынужденного прогула – <...>, премию по итогам 2020 года в размере <...>, а также компенсацию морального вреда в размере <...>.

Председательствующий

Судьи

1версия для печатиДело № 33-1679/2021 (Определение)