Справка: судья Александрова Н.А. дело № 33-17083/2015
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Уфа 16 октября 2015 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Крыгиной Т.Ф.
судей Габитовой А.М.
ФИО1
при секретаре С.С.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции дело по заявлению Б.Д.Ф.ФИО36. Х.Л.Ф., И.И.Р., А.Г.Ф., И.А.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании приказа №... от дата недействительным, понуждении передать общежитие в муниципальную собственность.
По апелляционной жалобе представителя истцов Т.А.М. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 августа 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Б.Д.Ф., Я.А.И.. С.И.Г., С.Н.А., ФИО38, И.Р.Р., У.Л.М., Б.А.И., Б.Р.А., Б.Р.А.. Х.Л.Ф., И.И.Р., А.Г.Ф., И.А.Р. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании приказа №... от дата недействительным, понуждении передать общежитие в муниципальную собственность оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.Д.Ф., Я.А.И., С.И.Г., С.Н.А., З.Р.Д., И. P.P., У.Л.М., Б.А.И., Б.Р.А., Б.Р.А., Х.Л.Ф., И.И.Р., А.Г.Ф., И.А.Р. обратились в суд с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании приказа №... от дата недействительным, понуждении передать общежитие в муниципальную собственность.
В обоснование доводов указывали на то, что в соответствии с Приказом №... от дата Министерство земельных и имущественных отношений РБ здание общежития по адрес унитарным предприятием «Управление административными зданиями». В результате незаконного действия Министерства земельных и имущественных отношений РБ нарушены законные права жильцов адрес на приватизацию своих квартир. Заявители не согласны с данным решением Министерства земельных и имущественных отношений РБ.
Государственное унитарное предприятие «Институт проблем транспорта энергоресурсов» Республики Башкортостан имело на балансе с 1992 года здание общежития - трехэтажный жилой дом состоящий из 23 квартир, ранее являвшееся жилым домом 1961 года постройки, по адресу: адрес, в котором проживают сотрудники института, работающие в настоящее время, а также работавшие ранее еще с 1990-х годов.
Согласно контракту № №... от дата «О передаче государственного имущества в хозяйственное ведение» (п. 1.1.1. и Приложение № 1) Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью передало в хозяйственное ведение ГУП «ИПТЭР» РБ объект государственного жилищного фонда - здание общежития, расположенное по адресу: адрес.
В январе 2015 года руководство ГУП «ИПТЭР» от имени сотрудников института инициировало и поддержало обращение в Министерство земельных и имущественных отношений РБ с просьбой дать разрешение на приватизацию работниками института занимаемых ими квартир, которое было отклонено, несмотря на то, что со всеми жильцами заключены бессрочные договоры найма занимаемых ими квартир. Более того, многие проживали и проживают там еще до вступления в 2005 году Жилищного кодекса РФ и соответственно, без предоставления другого жилья не могут быть выселены.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата №... «О внесении в прогнозный план (программу) приватизации государственного имуществ Республики Башкортостан на 2014-2015 годы» ГУП ИПТЭР РБ включен в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Башкортостан на 2014-2015 годы Указанное постановление Правительства РБ имеется в общем доступе в системе Консультант Плюс и соответственно, относится к общедоступным фактам, не требующим доказывания.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан от дата №... «О приватизации государственного имущества в Республике Башкортостан» и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 20.03.2015 года № 83 «О внесении в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Башкортостан на 2014-2015 годы» МЗИО РБ издан Приказ №... от дата «О подготовке к приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия «Институт проблем транспорта энергоресурсов» Республики Башкортостан».
Таким образом, с указанного момента жилищный фонд ГУП «ИПТЭР» подпадает под действие Федерального закона от дата № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».
Таким образом, жилищный фонд, находящийся на балансе унитарного предприятия, в отношении которого принято собственником решение о приватизации унитарного предприятия подлежит передаче в муниципальную собственность.
В хозяйственном ведении ГУП «ИПТЭР» РБ на момент принятия решения его собственником, МЗИО РБ, имелось здание общежития, расположенное по адресу: адрес, то есть, граждане, проживающие в указанном общежитии, смогли бы реализовать свое право на приватизацию жилья, поскольку в соответствии с законодательством о приватизации жилищного фонда, общежития, в случае их передачи в муниципальную собственность, утрачивают статус общежитий и к ним применяется правовой режим, устанавливаемый для жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Между тем, предусмотренный законодательством алгоритм, создающий условия для приватизации жилья в данном общежитии, нарушен, МЗИО РБ вместо передачи его в муниципальную собственность закрепило его в апреле 2015 за ГУП «Управление административными зданиями».
Приказом МЗИО РБ №... от дата здание общежития по адрес в адрес изъято из хозяйственного ведения ГУП «ИПТЭР» и Приказом МЗИО РБ №... от дата указанное здание общежития закреплено в хозяйственное ведение за ГУП Управление административными зданиями».
Таким образом Приказ МЗИО РБ №... от дата принят в нарушении ст. 30 Федерального закона от дата №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ничтожен с момента его принятия, так как согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Кроме того, здание общежития по адресу адрес как объект жилищного фонда. подлежало передаче в муниципальную собственность, поскольку данный объект относится к муниципальной собственности в силу приложения №... к Постановлению Верховного Совета РФ №... от дата года.
Согласно п.2 указанного Постановления Верховного Совета РФ №... от дата объекты государственной собственности, указанные в приложении №... к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, должны быть переданы в муниципальную собственность. Также обязанность по передаче здания в муниципальную собственность основана на Постановлении Правительства РФ №... от дата года.
Просили суд признать недействительным Приказ №... от 15.04.2015г. Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а также обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан передать объект недвижимости - общежитие, литер А, общей площадью 1076,8 кв.м, расположенный по адресу: г.адрес в муниципальную собственность в введение Администрации городского округа города Уфа РБ.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с решение суда, представитель истцов – Т.А.М. в апелляционной жалобе просил его отменить, указывая на то, что судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав И.Р.Р., Б.Р.А., представителя истцов – Т.А.М., представителя Б.Д.М. – С.А.И., представителя МЗИО РБ – С.Т.В., представителя ООО «Институт проблем транспорта энергоресурсов» - А.М.Х., представителя ГУП РБ «Управление Административными зданиями» - Б.Р.С., судебная коллегия полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом и не оспаривается сторонами, решением Исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР №... от дата Всесоюзный научно-исследовательский институт по сбору, подготовке и транспорту нефти и нефтепродуктов – («ВНИИСПТ нефть») передан 24-х квартирный адрес по ул. адрес (общая площадь 988,1 кв.м., жилая площадь 643,1кв.м.) на долгосрочную аренду.
Решением Исполнительного комитета Уфимского городского Совета ФИО14 АССР №... от дата изменен статус жилого адрес по ул. адрес на общежитие, без дополнительного оборудования помещений для отдыха и занятий проживающих. Общежитие по ул. Российской, адрес принято на баланс ВНИИСПТ нефть.
Приказом Министерства топлива и энергетики РСФСР № 23а от дата «ВНИИСПТ нефть» переименован в «Институт проблем транспорта энергоресурсов» – («ИПТЭР»).
В заявлении истцы указывают о необходимости передать общежитие по адресу адрес муниципальную собственность.
На основании определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата настоящее гражданское дело подлежит рассмотрению по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Данным определением к участию в деле были привлечены в качестве соответчиков Администрация городского округа адрес, Правительство Республики Башкортостан.
На судебном заседании представитель Б.Д.Ф., Я.А.И., С.И.Г., С.Н.А., З.Р.Д., И.Р.Р., У.Л.М., Б.А.И., Б.Р.А. А., Б.Р.А. А., Х.Л.Ф., И.И.Р., А.Г.Ф., И.А.Р. - ФИО2, поддержал заявление, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
На судебном заседании И.Р.Р. поддержал заявление, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
На судебном заседании Б.Р.А. поддержал заявление, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
На судебном заседании представитель Б.Д.Ф. – С.А.И., поддержал заявление, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
На судебном заседании представитель Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – С.Т.В. заявление не признал, просил в удовлетворении исковых требований истцов отказать в полном объеме.
На судебном заседании представитель ГУП Республики Башкортостан «Управление Административными зданиями»– Б.Р.С. заявление не признал, просил в удовлетворении исковых требований истцов отказать в полном объеме.
На судебном заседании представитель ООО «Институт проблем транспорта энергоресурсов» – А.М.Х. заявление не признала, просила в удовлетворении исковых требований истцов отказать в полном объеме.
Судебная коллегия, исследовав представленные материалы дела, доказательства, представленные в порядке ст. 56 ГПК РФ сторонами, выслушав И.Р.Р., Б.Р.А., представителя Б.Д.Ф., Я.А.И., С.И.Г., С.Н.А., З.Р.Д., И.Р.Р., У.Л.М., Б.А.И., Б.Р.А. А., Б.Р.А. А., Х.Л.Ф., И.И.Р., А.Г.Ф., И.А.Р. - ФИО37 представителя Б.Д.Ф. – С.А.И., представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан – С.Т.В., представителя ГУП Республики Башкортостан «Управление Административными зданиями»– Б.Р.С., представителя ООО «Институт проблем транспорта энергоресурсов» – А.М.Х. находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 2 (п. 2) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий.
В соответствии с частью 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства РБ от дата №... «Об утверждении Положения о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан» Министерство земельных и имущественных отношений РБ является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции права собственника земельных ресурсов и государственного имущества Республики Башкортостан, функции в области землеустройства.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что на основании ходатайства Заместителя Министра нефтяной промышленности СССР институту «ВНИИСПТ нефть» было передано исполнительным комитетом Уфимского городского Совета ФИО14 АССР, жилой адрес на долгосрочную аренду под общежитие. На основании решения исполкома Уфимского городского совета ФИО14 АССР дата указанный дом, состоящий из 24 квартир общей площадью 988,1 кв. м подлежал передаче в долгосрочную аренду.
Решением того же исполкома дата был изменен статус жилого адрес по улице Российской на общежитие без дополнительного оборудования помещений. Указанное общежитие передавалось на баланс «ВНИИСПТ нефть» с перечислением его остаточной стоимости в городской бюджет.
В 1992 году институт «ВНИИСПТ нефть» был переименован в институт проблем транспорта энергоресурсов «ИПТЭР».
дата на основании Указа Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан было зарегистрировано право государственной собственности Республики Башкортостан на государственное предприятие «ИПТЭР». Право собственности Республики Башкортостан на общежитие по адресу: адрес, возникла на основании Постановления Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан от дата№... о чем в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата сделана запись регистрации
№ №....
дата Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью заключил контракт о передаче государственного имущества в бессрочное хозяйственное ведение институту «Института проблем транспорта энергоресурсов» общежития по адресу: Российская 56, о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №... от дата.
Названное общежитие было принято на баланс ГУП «ИПТЭР» с дата.
Министерством земельных и имущественных отношений РБ дата был утвержден план мероприятия (дорожная карта) по приватизации ГУП «ИПТЭР» РБ.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата№... «о внесении изменения в прогнозный план (программу) приватизации государственного имущества Республики Башкортостан на 2014-2015 годы, согласно этому Постановлению в раздел «наука и ненаучное обслуживание» был включен институт проблем транспорта энергоресурсов адрес (ГУП «ИПТЭР» РБ).
Здание общежития, расположенного по адресу адрес, в состав приватизируемого имущественного комплекса ГУП «ИПТЭР» РБ не вошло.
Приказом №... Министерства земельных и имущественных отношений РБ дата данное общежитие закреплено на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием РБ «Управление административными зданиями» (далее ГУП РБ УАЗ). ГУП УАЗ зарегистрировал Управлении федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по адресдата свое право хозяйственного ведения на спорное общежитие, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № №....
Истцы обращаясь в суд с заявлением о признании недействительным Приказа №... Министерства Земельных и Имущественных отношений Республики Башкортостан от дата на том основании, что Министерство земельных и имущественных отношений не в праве было передавать в хозяйственное ведение общежитие, расположенное в адрес, ГУП РБ УАЗ, а должно было передать его в муниципальную собственность либо правопреемнику ГУП «ИПТЭР» РБ.
Истцы Б.Д.Ф., Я.А.И., С.И.Г., С.Н.А., З.Р.Д., И. P.P., У.Л.М., Б.А.И., Б.Р.А., Б.Р.А., Х.Л.Ф., И.И.Р., А.Г.Ф., И.А.Р. зарегистрированы в данном общежитие и с ними заключены договора найма жилой площади в общежитии.
Суд отказывая в удовлетворении их требований исходил из того, что Приказ который оспаривают истцы не затрагивает их интересы и не противоречит требованиям закона.
Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ от дата №... «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в действующей редакции на дата) при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В пункте 1 статьи 30 Федерального закона РФ от дата №... «О приватизации государственного и муниципального имущества» (в действующей редакции на дата) также установлен запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса унитарного предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры включая общежития.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от дата №... «Об основах федеральной жилищной политики» жилищный фонд- совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая специализированные дома (в частности общежития) иные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания.
Согласно, пункта 2 Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от дата №... объекты государственной собственности указанные в Приложении №... к названному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В Приложении №... названого Постановления, к объектам муниципальной собственности относится в том числе жилищный фонд.
Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от дата) переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, действующими с дата и подтвержденными после принятия Федерального закона от дата N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность или правопреемнику приватизируемого предприятия.
Приватизация имущества государственного предприятия не должна влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в общежитии до приватизации.
Исходя из изложенного следует, что общежития которые принадлежали государственному предприятию либо государственному учреждениям и были переданы ведения органов местного самоуправления или хозяйственное ведение правопреемнику приватизированного государственного предприятия утрачивает статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим установленный для жилых помещений представленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома и специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Исходя из изложенного следует, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан при решении вопроса о приватизации ГУП «ИПТЭР» не вправе был закреплять на праве хозяйственного ведения за ГУП РБ «Управлением административными зданиями» недвижимое имущество общежитие по адресу адрес.
Названное общежитие в процессе приватизации Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан должно было быть передано в муниципальную собственность либо в хозяйственное ведение правопреемнику ГУП «ИПТЭР».
Однако в нарушении вышеприведенных требований закона Приказом №... от дата спорное общежитие было закреплено на праве хозяйственного ведения за ГУП РБ «Управлением административными зданиями».
Исходя из изложенного названный приказ является незаконным в связи с чем судебная коллегия находит необходимым признать недействительным и обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан решить вопрос о передаче объекта недвижимости - общежития по адресу адрес введения органов местного самоуправления городского округа адрес в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан.
Судебная коллегия находит, что спорное общежитие должно быть передано в введение органов местного самоуправления городского округа г. Уфа, поскольку правопреемнику после приватизации ГУП «ИПТЭР» не определено.
Не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований истцов довод ответчиков о том, что передача в хозяйственное ведение общежития ГУП РБ «Управление административными зданиями» не нарушает их прав и законных интересов, поскольку в случае передачи в хозяйственное ведение названного общежития в ГУП РБ«Управление административными зданиями» статус общежития не меняется, то есть он остается общежитием и у истцов не может возникнуть право на приватизацию занимаемых ими жилых помещений.
Руководствуясь ст.ст. 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 10 августа 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым:
Признать недействительным Приказ №... от дата Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан решить о передачи объекта недвижимости общежитие по адресу Республика Башкортостан город Уфа адрес в муниципальную собственность городского округа г. Уфа в течение трех месяцев.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Габитова А.М.
ФИО1