ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1714-2019 от 06.06.2019 Мурманского областного суда (Мурманская область)

судья Петрова О.С.

№ 33-1714-2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

06 июня 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Захарова А.В.

судей

Брандиной Н.В.

Бойко Л.Н.

при секретаре

Сорокиной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Куренкова Федора Владимировича к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» о признании права на предоставление социальной поддержки,

по апелляционной жалобе Куренкова Федора Владимировича на решение Североморского районного суда Мурманской области от 04 марта 2019 года,с учетом определения суда от 11 апреля 2019 года об исправлении описки, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Куренкова Федора Владимировича к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения», Министерству социального развития Мурманской области о признании права на предоставление социальной поддержки отказать».

Заслушав доклад председательствующего, возражения относительно доводов жалобы представителя ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» Акиловой Е.С., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Куренков Ф.В. обратился в суд с иском к ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» о признании права на предоставление социальной поддержки в полном объеме.

В обоснование иска, с учетом уточнения указал, что до 10 марта 2015 г. проходил военную службу по контракту в войсковой части 81265. После увольнения в запас доходы его семьи уменьшились, в связи с чем 28 апреля 2015 г. он обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему социальной поддержки, установленной законодательством Российской Федерации, Мурманской области.

На основании данного заявления с апреля 2015 г. ему предоставлена ежемесячная коммунальная выплата (далее - ЕКВ) многодетной семье, по субсидии принято решение об отказе с 01 мая 2015 г., решений по ежемесячному пособию на троих несовершеннолетних детей в его адрес не поступало.

В дальнейшем он неоднократно обращался в ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» по различным вопросам, а также подал аналогичное заявление и новые документы, на основании которых ему была оказана социальная помощь в виде выплаты первокласснику.

С апреля 2016 г., после предоставления очередного комплекта документов для выплаты субсидии, ему стало выплачиваться детское пособие, однако и в последующие периоды названные выплаты произведены не за все месяцы. Так, ЕКВ многодетной семье не произведена в январе 2016 года, она же и детское пособие не выплачены за июль и сентябрь 2016 года.

Невыплату ЕКВ ответчик обосновал непредставлением копии паспорта, удостоверяющего личность гражданина и его регистрацию по месту жительства (по месту пребывания).

В 2017 году на основании решения ответчика № 453/1 от 11 апреля 2017 г. прекращены выплаты пособий на К.Н.Ф. и К.Е.Ф. с 01 мая по сентябрь включительно в связи с увеличением его доходов, при этом согласно справке учреждения увеличение дохода образовалось в связи с включением в доход денежных средств, перечисленных ответчиком в счет выплаты субсидии за предыдущие периоды.

Решением от 17 ноября 2017 г. № 410 данные выплаты вновь установлены со сроком с 01 октября 2017 г. по 30 июня 2020 г. без возврата выплат за прошедшие периоды.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, полагая, что ответчиком не предоставлены ему меры социальной поддержки в полном объеме, истец просил признать незаконными действия (бездействие) ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения», признать за ним право на получение государственных услуг в оспариваемые периоды, обязать ответчика выплатить ему ежемесячные детские пособия с 01 июня 2015 г. по 01 марта 2016 г. на детей К.Е.Ф., К.Н.Ф., К.Е.Ф., за июль-август 2016 года, май-сентябрь 2017 года на К.Н.Ф.., К.Е.Ф.; обязать ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» произвести ему ежемесячную денежную выплату на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области за февраль, июль-сентябрь 2016 года, август-октябрь 2017 года.

Истец Куренков Ф.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, представители ответчика - ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» возражали против удовлетворения заявленных требований.

Представитель третьего лица - Министерства социального развития Мурманской области, в судебное заседание не явился, представил письменное возражение по иску.

В апелляционной жалобе Куренков Ф.В. просит решение отменить и принять по делу новое решение.

В обоснование жалобы указывает, что ЕКВ назначались и выплачивались только за периоды, когда у него имелась регистрация по месту пребывания по адресу фактического проживания, в периоды, когда она заканчивалась до даты ее возобновления, ЕКВ не выплачивались и соответствующие заявления не принимались.

Ссылаясь на Правила предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области, выражает несогласие с выводом суда о том, что ЕКВ предоставляется в отношении конкретного жилого помещения при подтверждении факта проживания соответствующими документами.

Отмечает, что все необходимые документы для принятия решения об установлении ЕКВ им были предоставлены и находились в распоряжении учреждения.

Полагает, что отсутствие договора коммерческого найма и справки о регистрации по месту пребывания не может являться основанием для прекращения и отказа в предоставлении ЕКВ.

Приводит доводы, что ЕКВ должна была быть установлена с 01 апреля 2015 г. до 08 июня 2021 года (до достижения 23-летия старшего ребенка) с подтверждением доходов в марте 2016 года, однако об установлении ЕКВ по 12 февраля 2016 г. (по дату окончания регистрации по месту пребывания) ему сообщено не было, а также о невыплате их с 13 февраля по 09 марта 2016 г. его также не уведомили. Отмечает, что он не был и уведомлен о назначении ЕКВ с 09 марта по 07 июня 2016 г. (до достижения старшим ребенком 18 лет). При этом указывает, что назначение ЕКВ с 14 сентября 2016 г. по 05 августа 2017 г. было произведено ответчиком с нарушениями требований, установленными Административным регламентом.

Обращает внимание, что ответчик неправомерно не принимал его заявление о назначении ЕКВ с 05 августа 2017 г. из-за отсутствия регистрации по месту пребывания и только после получения такой регистрации ЕКВ назначено с 14 ноября 2017 г. по 02 октября 2018 г. (в пределах срока регистрации по месту пребывания).

Полагает, что при вынесении решения, суд необоснованно не применил к спорным правоотношениям положения вышеуказанных Правил, положения статьи 3 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и не учел требования части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".

Также, относительно его права на получение ежемесячных пособий на детей, указывает, что при приеме его заявления в апреле 2015 года он не был уведомлен о наступлении права на данное пособие с 01 июня 2015 года. Считает, что при принятии его на заявления на пособие первокласснику в сентябре 2015 года и при обращениях в период с октября по март 2016 года ответчик обязан был уведомить о данном праве.

Обращает внимание, что назначая пособие на детей с 01 марта 2016 г. по 30 июня 2016 г. ответчик об установленных сроках и об основаниях прекращения государственной услуги согласно Административному регламенту ему не сообщил.

Полагает, что суд при вынесении решения необоснованно не учел, что пособие должно назначаться на каждого ребенка в отдельности до достижениям каждым из них 16 (18) лет и при достижении Куренковой Ел.Ф. 18 лет выплата пособия подлежала прекращению только в отношении нее, в отношении остальных детей оснований для прекращения выплаты не имелось.

Таким образом, считает, что суд незаконно возложил на него обязанность на повторное обращение с заявлением в июле и августе 2016 года для переоформления пособия на К.Е.Ф. и К.Н.Ф. и признал решение о назначении пособия для всех детей по 30 июня 2016 г. законным.

Приводит доводы о несогласии с выводом суда о том, что субсидия не является одним из видов государственной помощи. При этом указывает, что суд не учел, что субсидии были выплачены единовременно за прошедшие месяцы, в которые он нес расходы на оплату социальных услуг, в связи с чем эти выплаты не являются субсидией за текущий месяц.

Считает, что суммы, выплаченные лицу, право которого нарушено, для полного возмещения ему убытков в размере равным размеру не выплаченных субсидий не могут быть признаны доходом и не содержатся в Перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512.

В возражениях на апелляционную жалобу директор ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» Жуковская И.В. и министр социального развития Мурманской области Мякишев С.Б. просят оставить решение суда без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец, представитель третьего лица, извещенные в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом положений ст.165.1 ГК РФ, неявка которых не препятствует рассмотрению дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

В соответствии с п. "ж" ч. 1 ст. 72, ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, последние не могут противоречить федеральным законам.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19.05.1995 г. N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" предписано субъектам Российской Федерации определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

В силу ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в п. 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Подпунктом 24 п. 2 данной статьи к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей, в том числе социальной поддержки многодетных семей.

Вышеуказанное подтверждает правильность выводов суда о том, что федеральный законодатель предоставил субъектам полномочия по обеспечению государственных гарантий реализации прав на получение многодетными семьями дополнительных мер социальной поддержки.

В соответствии со статьей 5 Закона Мурманской области от 07 декабря 2011 года № 1438-01-ЗМО (ред. от 10.12.2018) "О социальной поддержке многодетных семей в Мурманской области" многодетные семьи имеют право на меры социальной поддержки, в том числе: ежемесячное пособие на ребенка в соответствии с законодательством Мурманской области; ежемесячную денежную выплату на оплату коммунальных услуг в соответствии с законодательством Мурманской области.

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Мурманской области от 27.12.2004 № 567-01-ЗМО «О мерах социальной поддержки многодетных семей по оплате коммунальных услуг» (далее по тексту - Закон Мурманской области от 27.12.2004 № 567-01-ЗМО), постановлением Правительства Мурманской области от 14.04.2010 № 160-ПП «О правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Мурманской области и правилах предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату коммунальных услуг многодетным семьям в Мурманской области» (далее по тексту – Правила от 14.04.2010 № 160-ПП)), Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства социального развития Мурманской области от 18.09.2018 № 424 «Об утверждении административного регламента Министерства социального развития Мурманской области по предоставлению государственной услуги «Предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг многодетным семьям» (далее по тексту - Регламент) (ранее действовал Административный регламент, утвержденный приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области от 30.03.2012 № 159) право на ежемесячную коммунальную выплату (далее - ЕКВ) имеет один из родителей (усыновителей), совместно проживающий с детьми на территории Мурманской области.

Согласно статье 1 Закона Мурманской области от 27.12.2004 № 567-01-ЗМО многодетной семьей, нуждающейся в социальной поддержке по оплате коммунальных услуг, является семья, имеющая в своем составе трех и более детей, в том числе усыновленных, приемных детей, в возрасте до 18 лет и (или) до 23 лет (за исключением приемных детей), при условии обучения детей, достигших 18 лет, в образовательных организациях по очной форме обучения, и среднедушевой доход, размер которого не превышает двух прожиточных минимумов, установленных Правительством Мурманской области, по основным социально-демографическим группам населения.

Пунктом 4 статьи 3 указанного Закона также установлено, что ежемесячная коммунальная выплата предоставляется по месту жительства или месту пребывания на территории Мурманской области одного из родителей (усыновителей) совместно с детьми государственным областным учреждением, уполномоченным на предоставление мер социальной поддержки населению (далее - уполномоченное учреждение). Ежемесячная коммунальная выплата предоставляется на основании заявления и документов, перечень которых определяется Правительством Мурманской области.

В соответствии с п. 2.10 Правил от 14.04.2010 № 160-ПП ежемесячная коммунальная выплата устанавливается с месяца, в котором принято соответствующее заявление со всеми необходимыми документами, но не ранее возникновения права многодетной семьи на указанную выплату и не ранее апреля 2010 года.

Ежемесячная коммунальная выплата устанавливается на срок, в течение которого многодетная семья имеет право на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг.

На каждый следующий выплатной год ежемесячная коммунальная выплата семье продлевается при условии представления документов о доходе, указанных в абзаце пятом пункта 2.2 настоящих Правил.

При непредставлении документов, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта и подтверждающих право на ежемесячную коммунальную выплату на следующий выплатной год, ежемесячная коммунальная выплата прекращается и вопрос о ее предоставлении рассматривается в общем порядке.

При установлении права многодетной семьи на получение мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи осуществляются в порядке, предусмотренном для назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Мурманской области, указанными в статье 2 Закона Мурманской области от 23.12.2004 № 549-01-ЗМО «О государственной социальной помощи в Мурманской области».

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 № 512 (далее - Перечень № 512).

Размер ЕКВ составляет 30% расходов по коммунальным услугам с учетом всех членов семьи (п.2 ст.3 Закона № 567-01-ЗМО).

Пунктом 2.1 Правил от 14.04.2010 № 160-ПП ЕКВ осуществляется государственным областным учреждением, уполномоченным на предоставление мер социальной поддержки населению (далее - учреждение), по месту жительства или месту пребывания совместно с детьми на территории Мурманской области одного из родителей (усыновителей).

Для первичного установления ежемесячной коммунальной выплаты один из родителей (усыновителей), совместно проживающий с детьми на территории Мурманской области (далее - заявитель), представляет в учреждение следующие документы:

- заявление о назначении ежемесячной коммунальной выплаты с указанием способа осуществления выплаты;

- копию паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;

- копии свидетельств о рождении детей;

- справки о доходах членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;

- справку об обучении в образовательной организации по очной форме обучения ребенка (детей) старше 18 лет.

Копии документов представляются с одновременным представлением оригиналов. Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы, оригиналы документов возвращаются заявителю. В случае представления заявителем нотариально заверенных копий документов представление их оригиналов не требуется (п.2.2 Правил).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 13 февраля 2015 г. между Комитетом по развитию городского хозяйства Администрации ЗАТО г. Североморск (наймодатель), действующего от имени собственника жилого помещения муниципального образования ЗАТО г. Североморск и Куренковым Ф.В. (наниматель) заключен договор коммерческого найма жилого помещения о передаче нанимателю и членам его семьи на срок до 12 февраля 2016 г. в пользование изолированного жилого помещения, площадью 66,40 кв.м., в том числе жилой 40,90 кв.м по адресу: ..., для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены следующие члены семьи: жена - К.М.Ю.., сын - К.Н.Ф., дочь К.Е.Ф., дочь - К.Е.Ф.

Впоследствии с Куренковым Ф.В. заключены договоры коммерческого найма этого же жилого помещения сроками действия 15.02.2016-15.08.2016, 05.09.2016-05.08.2017, 03.11.2017-02.10.2018, 15.11.2018-15.10.2019.

28 апреля 2015 г. в связи с увольнением с военной службы и изменением материального положения, истец обратился в ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки.

Обращаясь в суд с иском, Куренков Ф.В. указал на то, что с момента обращения к ответчику ему не в полном объеме были предоставлены меры социальной поддержки.

Приходя к выводу о том, что ответчиком не допущено нарушений в части предоставления такой меры социальной поддержки, как ЕКВ суд обоснованно исходил из следующего.

В связи с обращением истца, ему была установлена ЕКВ с 01 апреля 2015 г. по 12 февраля 2016 г. (по дату окончания регистрации по месту пребывания), при этом выплата ЕКВ за апрель 2015 года произведена в мае 2015 года.

По заявлению истца от 16 марта 2016 г. ЕКВ назначена с 09 марта 2016 г. (с даты очередной перерегистрации по месту жительства) по 07 июня 2016 г. (до даты достижения К.Е.Ф. совершеннолетия), выплата ЕКВ за март 2016 г. произведена в апреле 2016 года.

Согласно заявлению истца от 21 сентября 2016 г. ЕКВ назначена с 14 сентября 2016 г. по 05 августа 2017 г. (по дату окончания регистрации по месту пребывания), выплата ЕКВ за сентябрь 2016 г. произведена в октябре 2016 года.

Рассмотрев заявление от 12 октября 2017 г. и документы на предоставление ЕКВ, направленные заявителем по почте 14 ноября 2017 г. (получены ответчиком 17 ноября 2017 г.), ответчик назначил Куренкову Ф.В. ЕКВ с 14 ноября 2017 г. по 02 октября 2018 года (по дату окончания регистрации по месту пребывания), выплата ЕКВ за ноябрь 2017 года произведена в декабре 2017 года.

Учитывая, что в соответствии с Правилами ежемесячная денежная выплата по оплате коммунальных услуг предоставляется многодетным семьям, проживающим на территории Мурманской области, и в отношении конкретного жилого помещения, суд правомерно признал обоснованными действия ответчика по предоставлению услуги при подтверждении факта проживания истцом соответствующими документами.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, факт постоянной регистрации истца по месту жительства по адресу войсковой части не влечет безусловное и не ограниченное сроками предоставление мер социальной поддержки, поскольку согласно приведенным выше нормативным правовым актам (в частности, раздел 3 Правил от 14.04.2010 № 160-ПП) ЕКВ предоставляется в отношении конкретного жилого помещения, ее размер рассчитывается с учетом площади жилого помещения и количества проживающих (зарегистрированных лиц). Следовательно, ЕКВ не могла предоставляться на срок, превышающий срок регистрации истца и членов семьи по месту пребывания в жилом помещении, предоставленном по договору коммерческого найма. Кроме того, судом обоснованно учтено, что предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер и устанавливается с месяца, в котором принято соответствующее заявление со всеми необходимыми документами.

При таком положении, установив, что в период с 13 февраля 2016 г. и по 15 марта 2016 г., в период с июля 2016 г. по август 2016 года, с августа 2017 г. по сентябрь 2017 г. истец за назначением ЕКВ не обращался, суд верно указал на то, что Куренков Ф.В., достоверно зная об истечении срока найма жилого помещения по договору коммерческого найма, равно сроку регистрации по месту пребывания, и окончании в связи с права на предоставление ЕКВ, с повторными заявлениями к ответчику своевременно не обращался, мер для заблаговременного заключения нового договора коммерческого найма с КИО администрации ЗАТО г. Североморск не предпринимал, в связи с чем ЕКВ обоснованно назначалась с месяца обращения истца с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции пришёл также к верному выводу о том, что ответчик не допускал и нарушений прав истца на получение ежемесячных пособий на детей.

При этом суд обоснованно исходил из следующего.

В соответствии со статьей 1 Закона Мурманской области от 23 декабря 2004 года N 549-01-ЗМО "О государственной социальной помощи в Мурманской области" многодетная малоимущая семья - многодетная семья со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную Правительством Мурманской области по основным социально-демографическим группам населения;

Пунктом 2 статьи 11 указанного Закона предусмотрено, что ежемесячное пособие на ребенка предоставляется одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижении им возраста шестнадцати лет (на обучающегося общеобразовательной организации - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет).

Принимая во внимание никем не оспоренные сведения о том, что на дату обращения истца в ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» размер его среднедушевого дохода составлял 16667 рублей 71 копейку, в связи с чем превышал установленный прожиточный минимум в размере 13 735 рублей, суд верно указал на то, что по состоянию на 28 апреля 2015 г. право у Куренкова Ф.В. на оформление ежемесячного пособия на детей не возникло, в связи с чем обязанности у ответчика по предоставлению истцу данной услуги не возникло.

В последующем с заявлением на оформление данной меры социальной поддержки Куренков Ф.В. обратился лишь 23 марта 2016 г., после чего истцу назначено пособие на детей Куренкова Н.Ф., К.Е.Ф. и К.Е.Ф.с 01 марта 2016 года по 30 июня 2016 года (по месяц исполнения К.Е.Ф. 18 лет).

Установив, что в июле 2016 года и августе 2016 года с заявлением на оформление ежемесячного пособия на детей К.Е.Ф.., К.Н.Ф. истец не обращался, суд обоснованно указал, что предоставление мер социальной поддержки имеет заявительный характер и назначение осуществляется на основании своевременно оформленных заявлений и представленных документов в уполномоченный орган. При судом верно отмечено, что в случае пропуска срока своевременной подачи заявления на предоставление мер социальной поддержки нормативными правовыми актами не предусмотрено назначение за предыдущие периоды социальных выплат, указанных в иске.

С 01 сентября 2016 г. по 30 сентября 2017 г. заявителю было назначено ежемесячное пособие на детей из многодетной малоимущей семьи, поскольку 21 сентября 2016 г. Куренков Ф.В. подтвердил статус многодетной семьи, представив справку от 05 сентября 2016 г. № 16 об обучении с 01 сентября 2016 г. в Мурманском колледже Искусств К.Е.Ф.

Вместе с тем, как установлено судом, при получении ответчиком в апреле 2017 года сведений об изменении в сторону увеличения доходов семьи Куренковых (в связи с выплатой субсидии, право на получение которой установлено решениями суда), выплата пособия на детей из многодетной семьи с мая 2017 года была прекращена по причине превышения среднедушевого дохода над величиной прожиточного минимума в соответствии с Законом Мурманской области от 23 декабря 2004 г. N 549-01-ЗМО.

Соглашаясь с действиями ответчика в данной части суд правомерно принял во внимание, что право на предоставление государственной услуги имеют малоимущие семьи, имеющие детей, со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную Правительством Мурманской области, а также учел, что при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты пособия либо изменение его размера, выплата пособия прекращается или производится в измененном размере начиная с месяца, следующего за тем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в указанной части не ставят под сомнение правильность вывода суда.

Так, из заявления Куренкова Ф.В. на предоставление государственных услуг от 23.03.2016 (т.1 л.д. 226-227) следует, что он обратился за предоставлением ежемесячного пособия на ребенка, указав льготный социальный статус «Многодетная семья». Именно исходя из заявления истца и было вынесено решение о предоставлении государственной услуги от 30.03.2016 № 103 (т.1 л.д.225) в виде ежемесячного пособия на ребенка многодетной семьи; такое право обоснованно установлено ответчиком по месяц достижения старшим ребенком – К.Е. совершеннолетия (по 30.06.2016), после чего (до поступления ребенка в сентябре 2016 г. в колледж) семья утратила статус многодетной и основания для предоставления пособия на ребенка многодетной семьи отпали. При этом, истец не был лишен права своевременно обратиться за назначением детских пособий на двоих детей, не достигших совершеннолетия (Н. и Е.), по иным основаниям, предоставив соответствующий пакет документов. В отсутствие такого заявления основания для назначения и выплаты пособия на детей Н., Е. после июня 2016 г. у ответчика отсутствовали.

Иные доводы апелляционной жалобы также не ставят под сомнение выводы суда о необоснованности исковых требований в указанной части.

В частности, суд обоснованно согласился с ответчиком, который при расчете среднедушевого дохода семьи истца учитывал размер предоставленной истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Так, Правительство Российской Федерации Постановлением от 20 августа 2003 г. N 512 утвердило Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Как предусмотрено подпунктом "д" пункта 1 Перечня, при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников.

При этом пунктом 2 Перечня определено, что в доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не является одним из видов государственной социальной помощи и включается в расчет среднедушевого дохода в соответствии с последним абзацем подпункта "д" пункта 1 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи - как иная социальная выплата, установленная органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.

Выводы суда мотивированны, соответствуют установленным в судебном заседании обстоятельствам и требованиям закона, оснований считать их неправильными, судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы отмену постановленного судом решения повлечь не могут, так как о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, сводятся фактически к воспроизведению приводимых как в исковом заявлении, так и в суде в обоснование иска доводов, получивших в решении суда надлежащую правовую оценку.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным, обоснованным, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации оснований для его отмены или изменения не имеется.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решениеСевероморского районного суда Мурманской области от 04 марта 2019 года, с учетом определения от 11 апреля 2019 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу Куренкова Федора Владимировича – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: