ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1723/2015 от 16.06.2015 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Валюшина А.Р. Дело № 33-1723/2015 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Прасол Е.В.,

судей Голубь Е.С., Пшеничникова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Юртовой Ж.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 16 июня 2015 г. гражданское дело по иску прокурора города Кургана в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана о признании бездействия незаконным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества «Курганская генерирующая компания» на решение Курганского городского суда Курганской области от 6 февраля 2015 г., которым постановлено:

«Иск прокурора города Кургана удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта ОАО «Курганская генерирующая компания» до жилого дома <адрес>

Обязать Администрацию города Кургана обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения протяженностью <...> м от центрального теплового пункта ОАО «Курганская генерирующая компания» до жилого дома <адрес> в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Обязать Администрацию города Кургана определить ОАО «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, протяженностью <...> метров от центрального теплового пункта ОАО «Курганская генерирующая компания» до жилого дома <адрес>.

Обязать Администрацию города Кургана передать для эксплуатации по передаточному акту ОАО «Курганская генерирующая компания» бесхозяйные сети горячего водоснабжения протяженностью <...> метров от центрального теплового пункта ОАО «Курганская генерирующая компания» до жилого дома <адрес>».

Заслушав доклад судьи областного суда Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя Открытого акционерного общества «Курганская генерирующая компания» ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Тюсовой И.Н., полагавшей апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, пояснения представителей Товарищества собственников жилья «<адрес> ФИО2, Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Курганской области ФИО3, возражавших по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Прокурор города Кургана, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Курганский городской суд Курганской области с исковым заявлением к Администрации города Кургана о признании действий незаконными, возложении обязанности.

В обоснование иска указал, что Администрацией города Кургана не организовано надлежащее горячее водоснабжение и теплоснабжение жилого дома <адрес>. Теплоснабжение и горячее водоснабжение данного дома осуществляется по сетям, протяженностью <...> м, проложенным от теплового пункта принадлежащего ОАО «Курганская генерирующая компания» до указанного дома. Данные сети в чьей-либо собственности не находятся, поэтому трубопроводы не обслуживаются и не ремонтируются. Тепло- и водоснабжение по указанным сетям от теплового пункта осуществляет ОАО «Курганская генерирующая компания», так как в тепловом пункте они присоединены к сетям данной организации. Ссылаясь на нормы статей 16-17 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации», статей 6, 15 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», указывал, что Администрация города Кургана, как орган местного самоуправления, обладает полномочиями по организации тепло- и водоснабжения на территории поселения, а также по выявлению бесхозяйных тепловых сетей и определению организации, на которую возлагается обязанность по их содержанию и обслуживанию. Администрации города Кургана с 2010 года было известно о том, что тепловые и водопроводные сети от теплового пункта до жилого дома <адрес> не принадлежат какой-либо эксплуатирующей организации, но мер по их передаче теплоснабжающей или водоснабжающей организации и принятии на учет как бесхозяйного имущества, не предпринимала. Полагал, что бездействие Администрации города Кургана может привести к негативным последствиям в виде аварии – подтопления горячей водой городской территории и подвалов жилых домов. Кроме того, при отсутствии лица, ответственного за обслуживание данных сетей, они не проходят подготовку к зимнему отопительному периоду.

В ходе рассмотрения дела, прокурор исковые требования изменил. Просил признать незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о постановке на учет тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта ОАО «Курганская генерирующая компания» до жилого дома <адрес> в качестве бесхозяйных. Просил возложить на Администрацию города Кургана обязанность обратиться в Управление Росреестра по Курганской области с заявлением о постановке на учет тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения протяженностью <...> м от центрального теплового пункта ОАО «Курганская генерирующая компания» до жилого дома <адрес> в качестве бесхозяйных, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Просил возложить на Администрацию города Кургана обязанность определить ОАО «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, протяженностью <...> метров от центрального теплового пункта ОАО «Курганская генерирующая компания» до жилого дома <адрес>. Просил возложить на Администрацию города Кургана обязанность передать для эксплуатации по передаточному акту ОАО «Курганская генерирующая компания» бесхозяйные сети горячего водоснабжения протяженностью <...> метров от центрального теплового пункта ОАО «Курганская генерирующая компания» до жилого дома <адрес>».

В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, ФИО4 на иске настаивала, доводы, изложенные в измененном исковом заявлении, поддержала.

Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности ФИО5 иск не признал. Пояснил, что обращение в регистрирующие органы с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора ОАО «Курганская генерирующая компания» по доверенности ФИО1 с иском не согласилась. Полагала, что спорные тепловые сети принадлежат застройщику дома <адрес>.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления ФСБ России по Курганской области по доверенности ФИО3 исковые требования поддержал. Пояснил, что Управление ФСБ России по Курганской области не оказывает препятствий в эксплуатации и обслуживании спорных теплосетей, доступ обслуживающим организациям к данным сетям осуществляется по предварительному согласованию круглосуточно.

Представители третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Росреестра по Курганской области, ТСЖ «<адрес> будучи надлежаще извещенными о месте и времени слушания дела в судебном заседании не участвовали.

Курганским городским судом Курганской области 6 февраля 2015 г. постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого, просит в апелляционной жалобе ОАО «Курганская генерирующая компания», считая его незаконным.

Считает, что судом допущено неправильное применение норм материального права, поскольку суд сослался в решении на недействующий нормативно-правовой акт – постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утратившее силу с 1 января 2015 г. С указанной даты порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей регламентируется Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. № 701 «Об установлении порядка приятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», действующим с 1 января 2015 г.

Данным Приказом определен единый порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, в соответствии с которым, на учет могут быть приняты только те вещи, которые не имеют собственников, или от которых собственники отказались. Автор жалобы полагает, что в отношении спорного имущества данные обстоятельства не установлены. Строительство жилого дома <адрес> и тепловых и водопроводных сетей к дому было осуществлено в 2000 году с привлечением денежных средств участников долевого строительства. По окончанию строительства, земельный участок, а также инженерные коммуникации поступили в общую долевую собственность собственников помещений дома <адрес>. В материалы дела представлены документы о том, что спорные сети не учтены в реестрах федерального и муниципального имущества, но сведений о том, что собственники помещений многоквартирного дома отказались от своего права собственности на тепловые сети, в дело не представлены.

Отмечает, что в отношении спорных тепловых и водопроводных сетей в 2010 году осуществлен государственный технический учет в ФГБУ «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Инициатором проведения учета был либо застройщик дома <адрес> либо собственники помещений данного дома, так как техническая инвентаризация и учет осуществляются только по заявлениям заинтересованных лиц.

Полагает, что суду первой инстанции следовало получить информацию о лицах, имеющих законное право владения спорными объектами в Курганском филиале ФГБУ «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ». Обращает внимание, что председатель ТСЖ «<адрес>» в судебном заседании поясняла, что спорные сети были поставлены на технический учет по заявлению товарищества собственников жилья, что, по мнению автора жалобы, подтверждает тот факт, что собственники жилых помещений данного дома являются законными владельцами спорных сетей.

Считает, что для придания спорным теплосетям статуса бесхозяйного имущества, орган местного самоуправления должен представить в регистрирующий орган заявление собственника имущества об отказе от права собственности на него. Наличие только лишь сведений об отсутствии данных о спорных тепловых сетях в реестрах государственного либо муниципального имущества будет недостаточным, так как в дальнейшем кто-либо может заявить свои правопритязания в отношении спорного имущества и это породит споры между собственниками имущества и органами местного самоуправления.

Настаивает, что согласно правоприменительной практике, если у лица отсутствует зарегистрированное право на недвижимое имущество, это само по себе не является основанием для признания данного имущества бесхозяйным. Статус бесхозяйной вещи определяется исключительно теми данными, которые занесены в государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поэтому спорные тепловые и водопроводные сети на момент вынесения оспариваемого решения не приобрели статус бесхозяйного имущества.

Отмечает, что решение суда в части возложения обязанности на Администрацию города Кургана определить ОАО «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание спорных сетей и обязанность передать ОАО «Курганская генерирующая компания» данные сети для эксплуатации, является преждевременным, так как ставит исполнение решения в зависимость от наступления или ненаступления определенных условий и может повлечь невозможность его исполнения.

Указывает, что в силу положений законодательства о теплоснабжении, в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей, орган государственного регулирования цен и тарифов должен включить затраты на их содержание и обслуживание в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования. При этом согласно законодательству о государственном регулировании цен и тарифов, для установления тарифов необходимо наличие документов, подтверждающих право на объекты недвижимости, используемые для осуществления регулируемой деятельности. Регулирующий орган должен иметь достаточные основания полагать, что спорные тепловые и водопроводные сети действительно признаны бесхозяйными и данный факт установлен.

Просит решение Курганского городского суда Курганской области от 6 февраля 2015 г. отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Прокурор, участвовавший в рассмотрении дела, ФИО4, в возражениях на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным. Относительно довода жалобы о применении судом недействующего нормативно-правового акта, полагает, что судом допущена техническая ошибка, так как прокурор, давая пояснения по существу иска, пояснил, что с 1 января 2015 г. действует Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. № 701 «Об установлении порядка приятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», а постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утратило силу. Просил оставить решение Курганского городского суда Курганской области от 6 февраля 2015 г. без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Курганская генерирующая компания» - без удовлетворения.

Представители Администрации города Кургана, Управления Росреестра по Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены судебного решения.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор имеет право обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Пунктами 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 30 марта 2015 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.

Согласно 4.2. и 4.3. части 1 статьи 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с нормами пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) «О теплоснабжении», под тепловой сетью понимается совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесена организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Частью 6 статьи 15 Федерального закона «О теплоснабжении», установлен порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.

Согласно данной норме, орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйной тепловой сети обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание данных сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Корреспондирующие нормы содержатся в Федеральном законе от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ (в редакции от 29 декабря 2014 г.) «О водоснабжении и водоотведении»

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 6 данного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В силу части 5 статьи 8 указанного Федерального закона в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйные недвижимые вещи установлен Гражданским кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3 статьи 225 Кодекса).

Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со статьями 290 – 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С 1 января 2015 г. действует Приказ Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 г. № 701, «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Одновременно, с 1 января 2015 г. утратило силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580, которым было утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регламентировавшее данную процедуру, о чем указывает в апелляционной жалобе ОАО «Курганская генерирующая компания», полагая что ссылка суда на недействующий нормативный правовой акт является основанием для отмены судебного решения.

Судебная коллегия не находит данный довод апелляционной жалобы подлежащим удовлетворению, считая возможным исключить из оспариваемого судебного решения вывод о применении к спорным правоотношениям сторон постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей».

Существенных различий в правовом регулировании порядка признания недвижимых вещей бесхозяйными, установленного приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 г. № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» не имеется.

Так, пунктом 2 раздела I Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 г. № 701, установлено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые, собственники отказались. Согласно пункту 4 раздела II Порядка, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости (пункт 6 Порядка).

Из совокупности приведенных норм права следует, что на органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, возложена обязанность по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения в целях создания необходимых условий для их обслуживания, эксплуатации, контроля и надзора за ними.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о теплоснабжении и водоснабжении, прокурором города Кургана было установлено наличие на территории города Кургана бесхозяйного участка тепловой сети и сети горячего водоснабжения, находящегося между теплопунктом , принадлежащим ОАО «Курганская генерирующая компания», по адресу: <адрес> и домом по <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается уведомлениями об отсутствии зарегистрированных прав на указанные объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 28 июля 2014 г. (л.д. 13, 14), сообщениями Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курганской области от 10 декабря 2014 г., Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области от 17 декабря 2014 г. (л.д. 54) и Департамента развития городского хозяйства от 31 октября 2014 г. (л.д. 10-11) об отсутствии сведений об указанных тепловых сетях и сетях горячего водоснабжения в реестрах федерального имущества, имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

Согласно свидетельству государственной регистрации права от 20 июля 2011 г. помещения теплового пункта (Лит. Е) площадью <...> кв. м по адресу: <адрес> принадлежат на праве собственности ОАО «Курганская генерирующая компания» (л.д. 67).

Между ОАО «Курганская генерирующая компания» и Товариществом собственников жилья «<адрес>» <...> заключен договор теплоснабжения жилого дома <адрес>, согласно которому поставщик обязался поставлять потребителю через присоединенную сеть тепловую энергию и горячую воду, а потребитель – оплачивать полученные ресурсы (л.д. 59-63, 64). Из акта и схемы разграничения балансовой принадлежности сторон по тепловым сетям, представленным на листах дела 65-66 следует, что тепловые сети и сети горячего водоснабжения, расположенные между тепловым пунктом и жилым домом <адрес>, на балансе сторон договора не находятся.

Из технических паспортов, представленных на листах дела 19-23, 24-28, следует, что тепловая трасса и трубопровод горячего водоснабжения, протяженностью 115,6 кв. м, расположенные между тепловым пунктом и жилым домом <адрес> присоединены к инженерным системам теплового пункта. Транспортировка энергоресурсов к указанному дому осуществляется ОАО «Курганская генерирующая компания» именно по указанной тепловой трассе и трубопроводу горячего водоснабжения, собственник которых неизвестен.

С учетом данных обстоятельств, судебная коллегия находит, что вывод суда первой инстанции о том, что тепловые сети и сети горячего водоснабжения от теплопункта № 145, принадлежащего ОАО «Курганская генерирующая компания», расположенного по адресу: <адрес> до жилого дома <адрес>, не имеют собственника и являются бесхозяйными, соответствует закону.

В связи с этим, на основании статьи 37 Устава города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28 февраля 2005 г. № 38, и пункта 1.4 статьи 4 Положения об Администрации города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 19 октября 2011 г. № 239 «О структуре Администрации города Кургана», суд правомерно признал незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет указанного имущества в качестве бесхозяйного и возложил на ответчика обязанность по обращению с заявлением о постановке бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения на учет в регистрирующем органе. При этом судом обоснованно было принято во внимание, что Администрация города Кургана с 2010 года была поставлена в известность о необходимости принятия мер по постановке данных сетей на учет, как бесхозяйных, о чем свидетельствует переписка между представителями ТСЖ «<адрес> и структурными подразделениями Администрации города Кургана по вопросу принятия спорных теплосетей в муниципальную собственность (л.д. 47, 48, 49, 50, 51, 52).

Решение суда не противоречит установленным обстоятельствам дела, и требованиям закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе ОАО «Курганская генерирующая компания», которые основаны на ошибочном, субъективном толковании норм права, регламентирующих спорные правоотношения сторон.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку порядок действий органа местного самоуправления в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети, определен частью 6 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». В соответствии с указанной нормой права, орган местного самоуправления в течение тридцати дней с даты выявления бесхозяйных тепловых сетей, обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.

Данный механизм предусмотрены федеральным законодателем в целях обеспечения гарантии надежности теплоснабжения, что соотносится с полномочиями органов местного самоуправления по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.

Частью 5 статьи 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» законодателем также установлено, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе, водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с Постановлением Администрации города Кургана от 17 сентября 2003 г. № 6917, ОАО «Курганская генерирующая компания» является единой теплоснабжающей организацией на территории городского округа города Кургана. Тепловые сети данной организации непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми и водопроводными сетями, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле. Посредством использования указанных сетей, ОАО «Курганская генерирующая компания» осуществляет поставку энергоресурсов от теплопункта жителям дома <адрес>.

Таким образом, исковые требования прокурора города Кургана в части возложения на Администрацию города Кургана обязанности определить ОАО «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, и обязанности передать ОАО «Курганская генерирующая компания» бесхозяйные сети горячего водоснабжения для эксплуатации по передаточному акту, соответствуют требованиям закона и удовлетворены судом первой инстанции правомерно.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на Администрацию города Кургана указанной обязанности, поскольку спорные тепловые водопроводные сети могут иметь законного владельца, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Со стороны ОАО «Курганская генерирующая компания» не представлено и судом первой инстанции не добыто доказательств тому, что спорные тепловые и водопроводные сети принадлежат застройщику, либо собственникам жилых помещений дома <адрес>, в материалах дела подобные сведения отсутствуют.

То обстоятельство, что с заявлением о постановке спорного трубопровода на технический учет в органы ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» обращались представители ТСЖ «<адрес>» не свидетельствует о том, что ТСЖ является его законным владельцем.

По смыслу статьей 135, 136 Жилищного кодекса Российской Федерации, товарищество собственников жилья создается для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами. Товарищество собственников жилья вправе совершать действия, отвечающие целям, задачам и интересам данного товарищества.

Из материалов дела видно, что представители ТСЖ «<адрес>» с 2010 года предпринимали попытки узаконить бесхозяйный участок трубопровода, расположенный между их домом и тепловым пунктом , но при этом не преследовали цель приобретения на него права собственности. Напротив, из их многочисленных обращений в структурные подразделения Администрации города Кургана следует, что их намерения заключались в оформлении на спорный участок трубопровода права муниципальной собственности, обратного из материалов дела не следует.

Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет, поскольку они сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции по заявленным исковым требованиям, оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, не содержат новых обстоятельств, которые могут повлиять на решение суда, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и выводов суда, на иное применение и толкование закона, в связи с чем, они не могут повлечь отмену правильного по существу решения суда.

Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которых дана судом с учетом требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 320.1, пунктом 1 абзаца 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 6 февраля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества «Курганская генерирующая компания» – без удовлетворения.

Исключить из решения Курганского городского суда Курганской области от 6 февраля 2015 г. указание на постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. № 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:

«Иск прокурора города Кургана удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения от центрального теплового пункта ОАО «Курганская генерирующая компания» до жилого дома <адрес>.

Обязать Администрацию города Кургана обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных тепловых сетей и сетей горячего водоснабжения протяженностью 115,6 м от центрального теплового пункта ОАО «Курганская генерирующая компания» до жилого дома <адрес>.

Обязать Администрацию <адрес> определить ОАО «Курганская генерирующая компания» в качестве организации, которая будет осуществлять содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, протяженностью <...> метров от центрального теплового пункта ОАО «Курганская генерирующая компания» до жилого дома <адрес>.

Обязать Администрацию города Кургана передать для эксплуатации по передаточному акту ОАО «Курганская генерирующая компания» бесхозяйные сети горячего водоснабжения протяженностью 115,6 метров от центрального теплового пункта ОАО «Курганская генерирующая компания» до жилого дома <адрес>».

Судья-председательствующий

Судьи: