ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-17468/2016 от 07.10.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Мурашова Ж.А. Дело № 33-17468/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 07.10.2016

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Игнатьева В.П.,

судей

ФИО1,

ФИО2,

при секретаре судебного заседания Бабаевой Н.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску заместителя прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны

по апелляционной жалобе ответчика на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 14.07.2016.

Заслушав доклад судьи Игнатьева В.П., объяснения представителя истца – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Свердловской области Дорофеевой И.П., судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны.

В обосновании иска указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга, установлено, что по адресу: ... (подвальное помещение жилого дома) расположено защитное сооружение гражданской обороны, инв. № В соответствии с актом проверки от 27.04.2016 выявлены следующие нарушения: маршруты движения к защитному сооружению не обозначены указателями; отсутствует знак обозначения – прямоугольник размером не менее 50х60 см, внутри которого указывается: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения, места хранения ключей; состояние системы энергосбережения; электропроводка требует замены, освещение отсутствует в 5 помещениях, отсутствуют плафоны с защитными колпаками, провисает электропровод; неисправно фильтровентиляционное оборудование; отсутствуют защитно-герметические двери и люки, отсутствуют журналы проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; инженерно-техническое оборудование содержится в неисправном состоянии, демонтировано и не готово к использованию по назначению; не проводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем. Согласно выводам комиссии, ЗС ГО не готово к приему укрываемых. На территории Свердловской области территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом является ТУ Росимущества в Свердловской области. ЗС ГО, инв. № , составляет федеральную собственность, входит в казну Российской Федерации. Данное защитное сооружение не закреплено ни за одной организацией, в связи с чем обязанность по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью объекта возложена на ТУ Росимущества в Свердловской области. Просил признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выражающееся в ненадлежащем содержании, не обеспечении сохранности федерального имущества, имеющего статус защитного сооружения гражданской обороны, инвентарный номер , расположенного по адресу: ... (подвальное помещение жилого дома); возложить на ТУ Росимущества в Свердловской области обязанность устранить выявленные нарушения путем приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства защитного сооружения гражданской обороны, инвентарный номер , расположенного по адресу: <...> (подвальное помещение жилого дома), а именно: оснастить защитное сооружение гражданской обороны документацией по перечню в соответствии с п. 3.6 Приказа МЧС России № 583 от 15.12.2002 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», обеспечить герметичность защитного сооружения гражданской обороны, устранить неисправность фильтровентиляционного оборудования, установить защитно-герметические двери и люки, привести инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны в исправное состояние, провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с установленной периодичностью – выполнить окраску воздуховодов в соответствии с п. 3.2.10 Приказа МЧС России № 583 от 15.12.2002 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», устранить нарушения герметизации и гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны, установить знаки обозначения защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с п. 6.2.1 Приказа МЧС России № 583 от 15.12.2002 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», обозначить маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны указателями в соответствии с п. 6.2.3. Приказа МЧС России № 583 от 15.12.2002 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», создать звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны, обеспечить исполнение требований по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Решением Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 14.07.2016 исковые требования заместителя прокурора Железнодорожного района г. Екатеринбурга в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области о возложении обязанности по выполнению действий в отношении защитного сооружения гражданской обороны удовлетворены. Судом постановлено: обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в течение 7 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выполнить следующие действия в отношении защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу: ... (подвальное помещение жилого дома), с инвентарным номером 412055-66:

- оснастить защитное сооружение гражданской обороны документацией по перечню в соответствии с п. 3.6 Приказа МЧС России № 583 от 15.12.2002 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»,

- обеспечить герметичность защитного сооружения гражданской обороны, устранить неисправность фильтровентиляционного оборудования, установить защитно-герметические двери и люки,

- привести инженерно-техническое оборудование защитного сооружения гражданской обороны в исправное состояние,

- провести техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с установленной периодичностью – выполнить окраску воздуховодов в соответствии с п. 3.2.10 Приказа МЧС России № 583 от 15.12.2002 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»,

- устранить нарушения герметизации и гидроизоляции защитного сооружения гражданской обороны, установить знаки обозначения защитного сооружения гражданской обороны в соответствии с п. 6.2.1 Приказа МЧС России № 583 от 15.12.2002 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»,

- обозначить маршруты движения к защитному сооружению гражданской обороны указателями в соответствии с п. 6.2.3. Приказа МЧС России № 583 от 15.12.2002 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»,

- создать звено по обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны,

- обеспечить исполнение требований по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указано, что приказ МЧС России № 583, который устанавливает требования к эксплуатации объектов ГО, распространяет свои требования не на собственника объекта ГО, а на организацию, которая эксплуатирует данный объект ГО. Согласно паспорту защитного сооружения, спорный объект ГО фактически эксплуатирует МУ «Служба заказчика по управлению жилищным фондом Железнодорожного района», которое и должно принять меры к восстановлению противорадиационного укрытия, расположенного по адресу... Также указано на неподведомственность настоящего спора Кировскому районному суду г. Екатеринбурга.

В судебном заседании прокурор Дорофеева И.П. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, считает решение суда законным и обоснованным.

Представители ответчика и третьего лица - ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района г. Екатеринбурга» в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Принимая во внимание положения части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав прокурора, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решение суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материально права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 года № 28 «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составным и частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства (п. 1 ст. 4 названного закона).

В соответствии с п. 2 «Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 (далее - Порядка), к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

В соответствии с п. 13 Порядка в мирное время объекты гражданской обороны в установленном порядке могут использоваться в интересах экономики и обслуживания населения, а также для защиты населения от поражающих факторов, вызванных чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, с сохранением возможности приведения их в заданные сроки в состояние готовности к использованию по назначению.

Согласно ГОСТ Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утверждённого постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327, защитное сооружение - инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10); убежище - защитное сооружение, в котором в течение определённого времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).

В силу п. 8 Порядка федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.

Данные требования также закреплены в Порядке содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утверждённого Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575, согласно п. 2 раздела II которого содержание защитных сооружений гражданской обороны в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне», федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая создание и подготовку необходимых сил и средств; осуществляют меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны и системы оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов, находящихся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что спорный объект находится в федеральной собственности, в собственность Свердловской области не передавался, а также не передавался в оперативное управление либо хозяйственное ведение какой-либо организации, в реестре муниципального имущества не значится.

При таких обстоятельствах, разрешая заявленные требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанным законом, а также положениями ст. ст. 125, 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Типовым положением о территориальном органе федерального агентства по управлению государственным имуществом, пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком в данном случае является ТУ Росимущество в Свердловской области.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Железнодорожного района г. Екатеринбурга с привлечением ГУ МЧС России по Свердловской области по обращению исполнительного директора ЗАО «УК «РЭМП Железнодорожного района г. Екатеринбурга» проведена проверка надлежащего содержания находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда ЗС ГО, инв. № 412055-66, расположенного по адресу: <...>.

В соответствии с актом проверки и использования ЗС ГО от 27.04.2016 выявлены следующие нарушения: маршруты движения к защитному сооружению не обозначены указателями; не обозначено в соответствии с требованиями нормативных документов, а именно: отсутствует знак обозначения – прямоугольник размером не менее 50х60 см, внутри которого указывается: инвентарный номер сооружения; принадлежность сооружения; места хранения ключей; состояние системы энергосбережения; электропроводка требует замены, освещение отсутствует в 5 помещениях, отсутствуют плафоны с защитными колпаками, провисает электропровод; не исправны фильтровентиляционное оборудование; отсутствуют защитно-герметические двери и люки, отсутствуют журналы проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны; инженерно-техническое оборудование содержится в неисправном состоянии, демонтировано и не готово к использованию по назначению; не поводится техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт технических систем; выводы комиссии: ЗС ГО не готово к приему укрываемых. Необходимо устранить выявленные нарушения.

Согласно п. 3.2.1 «Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны», утвержденных Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (далее - Правил), при эксплуатации ЗС ГО в мирное время должны быть обеспечены сохранность: защитных свойств как сооружений в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметичных и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств, герметизации и гидроизоляции всего сооружения, инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, в напорных емкостях аварийного запаса питьевой воды должен обеспечиваться проток воды с полным обменом ее в течение 2 суток, при наличии проектного обоснования и согласования чрезвычайным ситуациям, допускается устройств о временных легкосъемных перегородок из негорючих и нетоксичных материалов с учетом возможности их демонтажа в период приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.

Пунктом 3.2.3 Правил установлено, что пути движения, входы в ЗС ГО и аварийные выходы должны быть свободными, не допускается загромождение.

Согласно п. 1.2 требования настоящих Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО - убежищ и ПРУ, которые являются объектами гражданской обороны.

В соответствии с п. 2.1 Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО.

Оценив представленные сторонами доказательства в порядке, установленном ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что защитное сооружение, расположенное по адресу: ..., своего статуса как защитное сооружение гражданской обороны не утратило, находится в ненадлежащем техническом состоянии, пришел к выводу, что именно ТУ Росимущества в Свердловской области обязано привести его в надлежащее состояние, так как не приведение этого объекта в надлежащее состояние исключает возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации, что нарушает права неопределенного круга лиц.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия полагает возможным согласиться, поскольку они не противоречат материалам гражданского дела, основаны на всестороннем и объективном исследовании и оценке всех обстоятельств, которые имеют значение при рассмотрении таких дел.

Доводы ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком, судебная коллегия находит несостоятельными.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в порядке, предусмотренном статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает. Постановленное решение отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 статьи 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 14.07.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

Председательствующий

В.П. Игнатьев

Судьи

ФИО1

ФИО2