Судья Тюменцева И.Н. Дело №33-1826/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 июня 2019 года город Калуга
Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Бирюковой И.В.,
судей Быковской Е.В., Зимонина В.Р.,
при секретаре Левиной И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Е.В. дело по апелляционной жалобе министерства природных ресурсов и экологии Калужской области на заочное решение Жуковского районного суда Калужской области от 29 марта 2019 года по иску ФИО1 к министерству природных ресурсов и экологии Калужской области, Государственному казенному учреждению Калужской области «Ферзиковское лесничество» об установлении границы лесного участка, о признании решения об отказе в проведении аукциона незаконным, о возложении обязанности организовать проведение аукциона на право заключения договора аренды лесного участка,
УСТАНОВИЛА:
9 января 2019 года ФИО1, обратившись с указанным иском, уточнив требования, просила признать незаконным отказ министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 22 марта 2019 года в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка; обязать организовать проведение такого аукциона; установить границу лесного участка по представленному ею плану, изготовленному кадастровым инженером ФИО5
Представитель истца ФИО1 - ФИО2 уточненные требования поддержала.
Представители ответчиков министерства природных ресурсов и экологии по Калужской области, ГКУ Калужской области «Ферзиковское лесничество», третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра по Калужской области» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Заочным решением Жуковского районного суда Калужской области от 29 марта 2019 года постановлено: установить границу лесного участка площадью 24263 кв.м, образованного из земельного участка с кадастровым номером <21>, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли лесного фонда, защитные леса, вид разрешенного использования - для осуществления рекреационной деятельности, по координатам точек, указанным в плане расположения земельного участка от 28 марта 2019 года, подготовленном кадастровым инженером ФИО5, с возложением на министерство природных ресурсов и экологии Калужской области обязанности по постановке образованного лесного участка на кадастровый учет; план расположения земельного участка от 28 марта 2019 года, подготовленный кадастровым инженером ФИО5, считать неотъемлемой частью решения; признать незаконным решение министерства природных ресурсов и экологии Калужской области от 22 марта 2019 года №1730-19 об отказе ФИО1 в проведении аукциона на право заключения договора аренды лесного участка; обязать министерство природных ресурсов и экологии Калужской области организовать проведение аукциона на право заключения договора аренды лесного участка площадью 24263 кв.метров, расположенного по адресу: <адрес>, с разрешенным видом использования для осуществления рекреационной деятельности.
В апелляционной жалобе министерства природных ресурсов и экологии Калужской области ставится вопрос об отмене заочного решения, как не основанного на законе, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ФИО1 - ФИО2, возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия пришла к следующему.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что земельный участок лесного фонда в границах представленного истицей плана подлежит учету в таких границах с последующей организацией аукциона права аренды на него, уклонение от проведения которого, по мнению суда, нарушает законные права и интересы истицы, желающей осуществить на указанном участке рекреационную деятельность.
С таким решением суда судебная коллегия не согласилась, находит его подлежащим отмене, как постановленное с существенным нарушением норм материального права.
Согласно пункту 3 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Как следует из статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, оборот земельных участков осуществляется исходя из положений гражданского законодательства и данного Кодекса.
В силу требований части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Лесные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью, расходы по их надлежащей постановке на государственный кадастровый учет (с проведением кадастровых работ по описанию площади и границ) несет государство за счет федерального бюджета (Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 371-ФЗ).
В соответствии с требованиями статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» кадастровый учет осуществляется по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. Следовательно, по общему правилу с заявлением о кадастровом учете лесных участков обращается указанный орган, а правообладатель лесного участка вправе подать заявление о кадастровом учете такого лесного участка при уточнении его границ, если такой лесной участок является ранее учтенным лесным участком, т.е. сведения о нем внесены в ЕГРН до 1 января 2017 года.
В статье 1 Водного кодекса Российской Федерации указано, что водный объект это - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.Из смысла статей 5, 6 Водного кодекса Российской Федерации усматривается, что река относится к поверхностным общедоступным водным объектам, то есть объектам общего пользования. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено данным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 4 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство регулирует водные отношения. Имущественные отношения, связанные с оборотом водных объектов, определяются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы данным Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенных в границах принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу земельного участка, - находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов в пользование осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование. Формирование же земельных участков на землях, покрытых поверхностными водами, в силу пункта 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации, не осуществляется.
Исходя из принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации), а также положений пункта 1 статьи 17, пункта 2 статьи 261 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, покрытые неразрывно с ними связанными поверхностными водными объектами, также находятся в федеральной собственности независимо от того, зарегистрировано ли это право за Российской Федерацией.
Как следует из материалов дела, на кадастровом учете состоит земельный участок лесного фонда площадью 322940676 кв.м с кадастровым номером <21>, участок имеет вид разрешенного использования -для ведения лесного хозяйства, квартал 8 (отд.Ильинское), выделы 8, 9, 10, 13передан в аренду ООО «ЭкоЛес» по договору от 12 января 2015 года №2 на срок до 15 лет (л.д.11).
В соответствии с проектной документацией, утвержденной министерством лесного хозяйства, указанные выделы 8, 9, 10, в соответствии с данными государственного лесного реестра, площадью 2 1500 га входят в водоохранную зону и прибрежную защитную полосу, то есть относятся к особо защитной зоне участков лесного фонда (л.д.13).
21 ноября 2017 года ФИО1 обратилась к кадастровому инженеру ООО «КБК» ФИО5, который по ее заявлению подготовил межевой план на образуемый путем раздела земельного участка с кадастровым номером <21>, учтенный в ГКН, - участок <21>: ЗУ1 площадью 24263 кв.м на территории Тарусского участкового лесничества (отделение Ильинское, квартал 8, выделы 8,9,10,13), на кадастровый учет участок не поставлен, в ответе государственного органа регистрации указано на то, что граница этого участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами <55> и <56>, а также не представлено письменное согласие третьих лиц на его образование.
12 марта 2019 года ФИО1 обратилась в министерство природных ресурсов и экологии Калужской области с заявлением о проведении аукциона на право аренды сформированного ею лесного участка площадью 2,4 га по адресу: <адрес> для осуществления рекреационной деятельности на срок 49 лет в границах, указанных в межевом плане, подготовленным кадастровым инженером ООО «КБК» ФИО5 от 21 ноября 2017 года.
Решением от 22 марта 2019 года №1730-19 управлением использования, воспроизводства лесов, ведения государственного лесного реестра и инвестиции министерства природных ресурсов и экологии по Калужской области в удовлетворении заявления ФИО1 об организации проведения аукциона отказано.
С учетом вышеизложенных положений закона, установленных по делу обстоятельств, переданного ООО «ЭкоЛес» ранее права аренды земельного участка, ранее учтенного в ГКН, у суда не имелось оснований для удовлетворения требований.
Выводы суда о применении при разрешении спора правовой регламентации, установленной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №302 от 29 июня 2018 года не состоятельны, поскольку этим нормативно-правовым актом устанавливаются порядок и способы подачи заявления о проведении аукциона лицом, обладающим соответствующим правом.
Имеющееся в материалах дела (л.д. 67) заявление ФИО7 об отсутствии возражений у ООО «ЭкоЛес» - арендатора с 2015 года участка с кадастровым номером <21> против выдела нового участка по заявлению истицы из этого ранее учтенного в ГКН участка не свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения требований ФИО1
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска.
руководствуясь статьями 328, 329, 330 (пункт 4 части 1) Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
заочное решение Жуковского районного суда Калужской области от 29 марта 2019 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении иска ФИО1 к министерству природных ресурсов и экологии Калужской области, Государственному казенному учреждению Калужской области «Ферзиковское лесничество» об установлении границы лесного участка, о признании решения об отказе в проведении аукциона незаконным, о возложении обязанности организовать проведение аукциона на право заключения договора аренды лесного участка отказать.
Председательствующий:
Судьи: