ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1854/2016 от 26.04.2016 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело№33-1854/2016

судья Подшивалова Н.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Ануфриевой Н.В.

и судей краевого суда Иванова А.В., ФИО1

при секретаре Кашкаровой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 26 апреля 2016 года гражданское дело по иску ФИО2 к УФК по Забайкальскому краю о признании приказов о снижении размера премии незаконным, взыскании суммы компенсации морального вреда

по апелляционной жалобе ФИО2

на решение Центрального районного суда г.Читы от <Дата>, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.

Заслушав доклад судьи Ануфриевой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с вышеназванным исковым заявлением, мотивируя его следующим. Она работает в УФК по Забайкальскому краю в должности казначея с <Дата> года. Приказами УФК по Забайкальскому краю «О премировании федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю» от <Дата> л/с и от <Дата> л/с ей был необоснованно снижен размер премии за <Дата> года соответственно. Работу в данные периоды она выполняла наравне со всеми коллегами, ранее неоднократно поощрялась за успешную деятельность, в связи с чем оснований для снижения размера премии за два месяца у работодателя не имелось. Просила суд признать незаконными вышеуказанные приказы, взыскать с ответчика в ее пользу премию за <Дата> года в сумме <данные изъяты> руб., за <данные изъяты> года в сумме <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда <данные изъяты> руб.

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 63-64).

В апелляционной жалобе ФИО2 выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить. Считает, что судом ошибочно сделаны выводы, основанные на Положении о премировании. Указывает на то, что данное Положение не содержит таких оснований для снижения или лишения премии как неснятое и не погашенное дисциплинарное взыскание. Поскольку премия начисляется ежемесячно, то она может быть лишена премии только за те нарушения, которые были допущены в месяцы, за который производится премирование. Указывает, что действующее законодательство не позволяет произвольно изменять размер премии. По мнению заявителя жалобы, истец при оплате труда, ставится в неравные условия с другими работниками, что не соответствует требованиям ст.132 ТК РФ и является дискриминацией (л.д. 67-68).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца ФИО2, поддержавшую жалобу, представителя ответчика ФИО3, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Как было установлено судом, ФИО2 работает в Управлении Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее по тексту - УФК по Забайкальскому краю) с 2003г., в должности казначея отдела расходов - со <Дата>г.

Приказами руководителя УФК по Забайкальскому края л/с от <Дата> и л/с от <Дата>, истцу премия была выплачена в размере 10 процентов должностного оклада с учетом оклада за классный чин, установленных надбавок за особые условия гражданской службы, выслугу лет, включая ежемесячное денежное поощрение.

Названные приказы были вынесены с учетом мнения начальника отдела расходов ФИО4, который просил руководителя уменьшить размер подлежащей выплате истцу премии за <Дата> в связи с имеющимся у нее дисциплинарным взысканием.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска о взыскании в пользу истца недоплаченной, по ее мнению, за <Дата> года премии, суд первой инстанции исходил из того, что работодатель, руководствуясь Положением о порядке премирования федеральных государственных гражданских служащих и работников гражданской службы УФК по Забайкальскому краю, при наличии имеющегося у истца дисциплинарного взыскания и ходатайства руководителя отдела в котором работала истец, вправе был снизить размер премии.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, отвергая доводы апелляционной жалобы о дискриминации истца.

Устанавливая запрет на дискриминацию в области трудовых правоотношений, Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 3 определяет, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

В том числе, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении или изменении условий оплаты труда.

Вместе с тем, ст. 3 ТК РФ не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Аналогичные принципы действуют и для лиц, проходящих государственную гражданскую службу.

Так, в силу ст.4 ст. 4, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О государственной гражданской службе Российской Федерации", одним из принципов государственной гражданской службы является равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего.

В силу ч.2 ст.50 вышеназванного закона, денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Согласно п.4 ч. 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" премия за выполнение особо важных и сложных заданий как часть денежного содержания гражданского служащего отнесена к числу дополнительных выплат, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Периодичность выплаты, а также конкретный размер данной премии федеральным законодателем не установлена.

Положением о порядке премирования федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, утвержденным Приказом руководителя УФК по Забайкальскому краю от <Дата>-П.Д. (далее по тексту – Положение), выплата гражданским служащим премии предусмотрена за выполнение особо важных и сложных заданий, выплата производится в пределах утвержденного Управлением фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии и максимальными размерами не ограничивается. Решение о выплате премии и размерах премии гражданским служащим (работникам) Управления принимается руководителем управления и оформляется приказом.

При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, в отношении работников, имеющих неснятое (не погашенное) дисциплинарное взыскание, установлен особый порядок премирования.

Согласно п. 2.3 Положения, решение о выплате премии гражданским служащим (работникам) Управления, имеющим дисциплинарное взыскание, принимается руководителем Управления по согласованию с курирующим заместителем руководителя и начальником отдела.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, приказом руководителя УФК по Забайкальскому краю -п.д. от <Дата> к ФИО2 по результатам служебной проверки от <Дата> применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Данное взыскание на момент вынесения решения о премировании не снято и не погашено.

Таким образом, решение в отношении премирования истца должно производиться в особом порядке, который, как следует из материалов дела, был соблюден ответчиком.

Исходя из условий премирования, которые определены п.4 ч.5 ст. 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и п.2.1 Положения о порядке премирования федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю, утвержденного Приказом руководителя УФК по Забайкальскому краю от <Дата>-П.Д., данная премия выплачивается по результатам выполнения особо важных и сложных заданий, носит характер дополнительного поощрения, а не обязательного вознаграждения, и право определять порядок выплаты данного вида премий в соответствии с установленными федеральным законом критериями - обеспечение задач и функций государственного органа и исполнение должностного регламента делегировано представителю нанимателя, которым в силу статьи 1 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации.

Представитель нанимателя, к исключительной компетенции которого относится разрешение вопроса о выплате указанной премии, не усмотрел оснований для выплаты истце премии за <Дата>. в другом, нежели указано в приказах о выплате данной премии, размере.

Доказательств выполнения истцом в течение спорных периодов времени особо важных и сложных заданий, в материалах дела не имеется и судом не установлено, поэтому оснований для взыскания премии в требуемом истицей размере не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что данное Положение не содержит таких оснований для снижения или лишения премии как неснятое и не погашенное дисциплинарное взыскание, приводились ФИО2 в суде первой инстанции, и с изложенными в решении мотивами, по которым эти доводы были отвергнуты судом, судебная коллегия полагает возможным согласиться.

Довод апелляционной жалобы о том, что истец может быть лишена премии только за те нарушения, которые были допущены в месяцы, за который производится премирование, не может быть принят судебной коллегией, поскольку в силу п. 2.3 Положения о прядке премирования, при наличии неснятого и непогашенного дисциплинарного взыскания руководитель был вправе выплатить истцу премию в том размере, который соответствовал результатам выполнения истцом особо важных и сложных заданий. Доказательств выполнения истцом в течение спорных периодов времени особо важных и сложных заданий не имеется. Следовательно, указанный довод истца не может быть принят во внимание судебной коллегией.

Доводы истца о том, что дискриминация в отношении нее была вызвана личными неприязненными отношениями со стороны руководства, не подтверждены материалами дела.

Остальные доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения, так как изложенные в них обстоятельства не являются юридически значимыми для рассмотрения настоящего дела.

С учетом изложенного, оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, в связи с чем решение должно быть оставлено без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Читы от <Дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: Ануфриева Н.В.

Судьи: Иванов А.В.

ФИО1