ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18707/18 от 17.12.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Пиджаков Е.А. Дело № 33-18707/2018

2.148г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 декабря 2018 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего: Туровой Т.В.,

судей: Сучковой Е.Г., Гареевой Е.Б.,

при секретаре Варовой С.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой Е.Г.

гражданское дело по иску Министерства Лесного хозяйства Красноярского края, действующего в интересах РФ к МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» о возложении обязанность устранить нарушения лесного законодательства – выполнить противопожарные мероприятия,

по апелляционной жалобе МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района»

на решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 17 сентября 2018 года, которым постановлено:

«Иск Министерства Лесного хозяйства Красноярского края, действующего в интересах РФ к МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства – выполнить противопожарные мероприятия в виде устройства противопожарных минерализованных полос – удовлетворить.

Обязать МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды лесного участка от 09.09.2008 г. № 83-з устройство противопожарной минерализации полос в объеме 67,58 км.

Приостановить деятельность МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» на территории лесного участка арендуемого по договору от 09.09.2008 г. № 83-з, до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, а именно устройства противопожарной минерализации полос в объеме 67,58 км.

Запретить МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» передавать права и обязанности по договору аренды лесного участка от 09.09.2008г. №83-з иным лицам до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, а именно устройству противопожарной минерализации полос в объеме 67,58 км.

Взыскать с МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей».

Выслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края, действующее интересах Российской Федерации, обратилось в Северо-Енисейский районный суд с иском к МУП обязать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу выполнить по договору аренды лесного участка от 09.09.2008г. №83-з устройство противопожарной минерализации полос в объеме 67,58 км., а также приостановить деятельность предприятия и запретить передавать права и обязанности по договору аренды иным лицам до выполнения указанных мероприятий.

Требования мотивированы тем, что МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района», являясь арендатором лесного участка предоставленного для заготовки древесины сроком на 46 лет по договору аренды от 09.09.2008 № 83-з, заключенного с агентством лесной отрасли Красноярского края, приняло на себя обязательство выполнить противопожарные мероприятия по устройству противопожарных минерализованных полос протяженностью 67,58 км. Сотрудниками КГБУ «Северо-Енисейское лесничество» 29.12.2017 составлен отчет, согласно которому, указанные мероприятия МУП «УККР» не выполнены, при этом фактов, препятствующих соблюдению требований лесного законодательства, не установлено. Невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель МУП «УККР» Тихонова И.Б. просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать в полном объеме, поскольку установленные судом обстоятельства дела в части заключению договора аренды лесного участка № 83 от 09.09.2018, имеющие значение для дела, не доказаны. Договор аренды заключен сроком на 46 лет, подлежал обязательной регистрации и считался заключенным с момента такой регистрации. В материалах дела отсутствуют доказательства заключения договора аренды лесного участка, на основании которого суд обязал ответчика выполнить мероприятия по противопожарному обустройству лесов. Суд не дал оценку доводам ответчика о том, что истец не является по договору аренды арендодателем, а также о том, что не уполномочен на обращение в суд с заявленным иском. 10.01.2014 Агентство лесной отрасли прекратило свою деятельность, правопреемником стало Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, которое впоследствии реорганизовано в Министерство экологии и регионального природопользования, однако соответствующие изменения в договор и дополнительные соглашения не вносились и не регистрировались.

Признав возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о месте, дате и времени его рассмотрения, проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Принятое по делу судебное постановление отвечает указанным требованиям.

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в
составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу требований статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ меры противопожарного обустройства лесов включают в себя строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

В силу ч. 3 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с пунктами 6 и 7 части 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса РФ, а также установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О пожарной безопасности» государственный пожарный надзор в лесах осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти.

Часть 4 статьи 97 Лесного кодекса РФ устанавливает правило, что порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесах устанавливается Правительством РФ.В соответствии со статьей 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии со статьей 56 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», при нарушении природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством РФ.

В соответствии со статьей 76 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ, от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

По смыслу п. 1 ст. 1065 ГК РФ указанные нормы выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь одним из способов защиты гражданских прав.

Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 № 374-п утверждено Положение о Министерстве лесного хозяйства Красноярского края.

Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, который на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет надзор (контроль) в области лесных отношений.

Согласно пункту 2.3 Положения, Министерство обеспечивает соблюдение лесного законодательства, и с учетом вышеизложенного вправе было обратить в суд с данным иском.

Согласно п. 3.51 Положения, Министерство вправе предъявлять иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, по договору аренды № 83-з от 09.09.2008 г., агентство лесной отрасли администрации Красноярского края, являющееся арендодателем предоставило во временное пользование МУП «УККР» – арендатору лесной участок общей площадью 47 253 га, расположенный в кварталах №№ 78-83, 146-149, 150-152, 209-211, 212-215, 270-274, 332, 333 Северо-Енисейского участкового лесничества, в кварталах №№ 411-413, 443-445, 480-482-485, 499-502, 538-541, 585-590, 634, 635 Тейского участкового, в кварталах №№ 479-481, 552-554 Ерудо-Питского участкового лесничества КГБУ «Северо-Енисейское лесничество», предоставленного для заготовки древесины сроком на 46 лет.

Согласно акту приема-передачи указанный лесной участок был передан агентством лесной отрасли администрации Красноярского края в пользование МУП «УККР».

Согласно подп. «в» п. 13 указанного договора, арендатор обязан соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах, Правила санитарной безопасности в лесах РФ, в случае возникновения лесного пожара на лесном участке обеспечивать его тушение, осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке.

В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Согласно Дополнению к проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду МУП «УККР» по договору аренды № 83-з от 09.09.2008 г. таблица 5.5 раздел 2 п. 2.1 установлено, что устройство противопожарных минерализованных полос (шириной не менее 1,4м.) должно составлять 67,58 км. ежегодно. Данное дополнение признано соответствующим требованиям, установленным приказам Министерства сельского хозяйства РФ, в связи с чем, выдано положительное экспертное заключение. Согласно отчету по выполнению объема противопожарных мероприятий за 2017 г. от 29.12.2017 г. устройство противопожарных минерализованных полос выполнено не было.

Согласно плану, утвержденному и.о. генерального директора МУП «УККР» Ходановым А.А. и согласованному 01.01.2017 года руководителем КГБУ «Северо-Енисейское лесничество» Галамиевым Ю.Е., устройство минерализованных полос на 2016-2017 гг. по договору аренды № 83-з от 09.09.2008 года, согласовано протяженностью 21,9 км., вместо установленных 67,58 км. Данный план согласован руководителем КГБУ «Северо-Енисейское лесничество» Галамиевым Ю.Е. на основании письма и.о. генерального директора МУП «УККР» Ходанова А.А от 27.01.2017 г. № 149.

При этом, как следует из материалов гражданского дела, стороной ответчика не представлены сведения о том, что данные изменения по устройству минерализованных полос были согласованны с Министерством лесного хозяйства Красноярского края, так и не представлено доказательств того, что согласованное устройство минерализованных полос на 2016-2017 гг. протяженностью 21,9 км. исполнено.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, с учетом указанных выше норм права, пришел к обоснованному выводу о том, что требования Министерства Лесного хозяйства Красноярского края, о приостановлении деятельности МУП «Управление коммуникационным комплексом Северо-Енисейского района» на территории лесного участка арендуемого по договору от 09.09.2008 г. № 83-з, до выполнения мероприятий по противопожарному обустройству лесов, а именно устройства противопожарной минерализации полос в объеме 67,58 км., подлежат удовлетворению, поскольку ответчиком не исполняются требования законодательства о пожарной безопасности на лесном участке общей площадью 47 253 га, расположенного в кварталах №№ 78-83, 146-149, 150-152, 209-211, 212-215, 270-274, 332, 333 Северо-Енисейского участкового лесничества, в кварталах №№ 411-413, 443-445, 480-482-485, 499-502, 538-541, 585-590, 634, 635 Тейского участкового, в кварталах №№ 479-481, 552-554 Ерудо-Питского участкового лесничества КГБУ «Северо-Енисейское лесничество», предоставленного для заготовки древесины, поскольку выявленные нарушения требований пожарной безопасности в лесах нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на защиту ее от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, создают угрозу уничтожения лесных насаждений и населенных пунктов в случае возникновения лесных пожаров, при этом невыполнение указанных мероприятий затрудняет процесс ликвидации уже возникшего пожара и увеличивает вероятность повышения класса опасности пожарной обстановки.

Указанные выводы суда в полной мере соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, в связи с чем, оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец не уполномочен на обращение в суд, являются несостоятельными, указанным доводом судом первой инстанции дана надлежащая оценка судом, при исследовании доказательств в ходе судебного разбирательства, что отражено в решении, с которой судебная коллегия соглашается.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют доказательства заключения договора аренды лесного участка, на основании которого суд обязал ответчика выполнить мероприятия по противопожарному обустройству лесов, регистрации договора аренды и изменений к нему в связи с изменением наименования арендодателя, судебной коллегией отклоняются, как необоснованные, поскольку указанное опровергается представленными суду доказательствами, в том числе представленным суду договором аренды, где арендатором вышеуказанного лесного участка является ответчик, из материалов дела следует, что договор аренды лесного участка № 83-з от 09.09.2008 года зарегистрирован в установленном законом порядке 19.12.2008 года (л.д. 40), а отсутствие доказательств регистрации изменений в связи с изменением наименования арендодателя, правового значения для разрешения настоящего гражданского спора не имеют, поскольку основанием для удовлетворения заявленных требований являются нарушения действующего законодательства, которые затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, наличие которых установлено судом, при этом изменения в наименование органа исполнительной власти края вносились правовыми актами Губернатора края и на исполнение условий договора не влияют.

Иные доводы жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а также к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Северо-Енисейского районного суда Красноярского края от 17 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: