Судья Лебедева В.Ю. Дело № 33-18773/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 сентября 2013 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ногинского городского суда Московской области от 27 августа 2013 года по делу по заявлению ФИО1 о признании незаконным бездействия избирательной комиссии муниципального образования «Город Ногинск Московской области», обязании предпринять меры по устранению допущенных нарушений при изготовлении и распространении агитационных материалов, изъятию незаконных агитационных материалов, об отмене регистрации кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО2,
заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., заключение прокурора Тришиной В.В.,
установила:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании агитационного материала незаконным, запрете и изъятии агитационного материала, об отмене регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» по избирательному округу № 25 и кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области».
В обоснование требований заявитель указала, что информационный бюллетень «За наш любимый город», изготовленный 10.08.2013 ОАО «ИД «Красная звезда», который согласно п. 2 ст. 37 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» является предвыборной агитацией, имеет все признаки периодического печатного издания, а именно подпадает под определение «газета». Данная газета не зарегистрирована надлежащим образом и осуществляет деятельность незаконно. Таким образом, вышеназванный агитационный материал противоречит ст. 37, п. 4, 6 ст. 39, п. 2, 3, 4 ст. 43 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Более того, в выходных данных было указано, что газета изготовлена по заказу кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО2 по одному номеру заказа № 4169. Однако в ней содержится агитационный материал и в отношении других кандидатов. Таким образом, данная газета незаконна и выпущена с нарушением установленных правил проведения агитации.
16.08.2013 в личном блоге кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» и на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО2 в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты> был размещен незаконный агитационный материал, в котором находилась недостоверная и вводящая в заблуждение избирателей информация. ФИО2 утверждал следующее (цитата): «Меня часто спрашивают, являемся ли мы членами одной партии. Отвечаю: нет. В Движение входят и беспартийные, и члены разных партий. С нами Яблоко, Демвыбор, КПРФ, много беспартийных. Но сам я иду от Яблока». Данные сведения не соответствуют действительности. Политическая партия «Демократический выбор» не имеет никакого отношения ни к ФИО3, ни к возглавляемому им движению. Агитационный материал, по мнению заявителя, был направлен на дезориентацию избирателей и нарушает права, как избирателей, так и кандидатов. Более того, ФИО3 путем размещения в данном блоге ссылки на сайт: <данные изъяты> распространял еще один незаконный агитационный материал.
Несмотря на обращения заявителя, Избирательной комиссией муниципального образования «Город Ногинск Московской области» не было предпринято никаких необходимых действий по устранению допущенных нарушений.
Заявитель просила суд признать агитационный материал в форме газеты - информационного бюллетеня «За наш любимый город» незаконным, запретить кандидату в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» и на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО3 осуществлять изготовление и распространение агитационного материала в форме газеты - информационного бюллетеня «За наш любимый город», обязать Избирательную комиссию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» изъять незаконный агитационный материал ФИО3, аннулировать регистрацию ФИО3 и исключить его из числа кандидатов, допущенных (зарегистрированных) на участие в выборах депутатов в Совет депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» и на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области, назначенных на 08.09.2013.
Определением Ногинского городского суда Московской области от 26 августа 2013 года производство по делу в части требований ФИО1 об отмене регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» по избирательному округу № 25 было прекращено на основании п. 1 ч. 1 ст. 134, ст. 220 ГПК РФ.
В ходе рассмотрения дела заявитель уточнила свои требования и просила суд признать бездействие Избирательной комиссии муниципального образования «Город Ногинск Московской области» по факту непринятия мер по устранению допущенных нарушений кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО3 при изготовлении и распространении агитационных материалов в форме газет - информационных бюллетеней «За наш любимый город» незаконным, обязать Избирательную комиссию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» предпринять необходимые меры, предусмотренные п. 7, 8 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ, по устранению допущенных нарушений кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО2 при изготовлении и распространении агитационных материалов в форме газет - информационных бюллетеней «За наш любимый город», обязать Избирательную комиссию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» предпринять необходимые меры, предусмотренные п. 8 ст. 56 Федерального закона № 67-ФЗ, по изъятию незаконных агитационных материалов ФИО2, отменить регистрацию, исключить из числа кандидатов, допущенных (зарегистрированных) на участие в выборах 08.09.2013 на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО2
В судебном заседании ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме, дополнительно пояснив, что в нарушение ст. 37 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» в информационном бюллетене № 2 была размещена фотография ФИО2 вместе с иным лицом, а в нарушение законодательства РФ об интеллектуальной собственности - кроссворд без указания его автора и в отсутствие его согласия.
Представитель заявителя ФИО1 - ФИО4, поддержал заявление.
Представитель Избирательной комиссии муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО5 против удовлетворения заявления возражала.
Заинтересованное лицо ФИО2 с заявлением ФИО1 не согласился, пояснив, что Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» требований о регистрации агитационных печатных материалов не содержит. Информационный бюллетень «За наш любимый город» не является периодическим печатным изданием в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», поскольку его изготовление и распространение ограничено рамками избирательной кампании на выборах 08.09.2013 и производится в соответствии с требованиями Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». Требования ст. 43 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» были выполнены в полном объеме: экземпляр агитационного печатного материала «За наш любимый город» был представлен в Избирательную комиссию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» до начала распространения вместе со сведениями о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы. Поскольку избирательное объединение «Московское областное региональное отделение политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО»» выдвинуло кандидата на должность Главы и 16 кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области», то бюллетень «За наш любимый город» был выпущен как совместный агитационный печатный материал кандидата на должность Главы и кандидатов в депутаты Совета депутатов от указанного избирательного объединения. При этом агитационный материал каждого кандидата имел собственные выходные данные и был оплачен из избирательного фонда соответствующего кандидата. Полагал, что оснований для запрета распространения, а также для изъятия агитационного печатного материала «информационный бюллетень «За наш любимый город»» не имеется. Что касается доводов заявителя о, якобы, его незаконной агитационной деятельности в сети «Интернет», то в соответствии со ст. 37 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» кандидат самостоятельно определяет содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводит ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц, а субъективное негативное отношение заявителя к его публичной деятельности не является основанием для признания ее незаконной. В заявлении ФИО1 не указаны обстоятельства, которые в соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» могли бы являться основаниями для аннулирования регистрации или отмены его регистрации в качестве кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области».
Решением Ногинского городского суда Московской области от 27 августа 2013 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО1, ФИО2, представитель Избирательной комиссии муниципального образования «Город Ногинск» Московской области не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Согласно п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
В соответствии с п. 3, 4, 5, 5.1 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в Российской Федерации.
Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в п. 4 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти. Указанные органы обязаны в пятидневный срок, если представление получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума настоящего Федерального закона соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.
В соответствии с п. 1 ст. 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно п.п. 1, 3, 4, 5 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума.
Предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума может проводиться:
а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;
б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;
в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;
г) иными не запрещенными законом методами.
Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.
Расходы на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума осуществляются исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, фондов референдума в установленном законом порядке. Агитация за кандидата, избирательное объединение, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, избирательных объединений, запрещается.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1, 4, 5, 6 ст. 37 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
В силу ч.ч. 2, 4 ст. 39 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», п.п. 2, 4 ст. 50 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» зарегистрированный кандидат, избирательное объединение не вправе использовать предоставленные им эфирное время, печатную площадь для проведения предвыборной агитации за других зарегистрированных кандидатов, за другие избирательные объединения. Зарегистрированный кандидат, выдвинутый избирательным объединением, вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную площадь для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за выдвинувшее его избирательное объединение, а также за других кандидатов, выдвинутых этим избирательным объединением. Избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, список кандидатов, вправе использовать предоставленные ему эфирное время, печатную площадь для проведения на тех же выборах предвыборной агитации за любого выдвинутого им кандидата.
Негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий, осуществляющие выпуск средств массовой информации, зарегистрированных не менее чем за один год до начала избирательной кампании, кампании референдума, а также редакции негосударственных периодических печатных изданий, учрежденных избирательными объединениями (в том числе их структурными подразделениями) и зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании, вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь в соответствующих средствах массовой информации. Иные негосударственные организации телерадиовещания и редакции негосударственных периодических печатных изданий не вправе предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума и иным группам участников референдума эфирное время, печатную площадь.
В соответствии с п. 1-3, 5, 6 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.
Организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, зарегистрировавшим списки кандидатов, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума равные условия оплаты изготовления этих материалов. Сведения о размере (в валюте Российской Федерации) и других условиях оплаты работ или услуг указанных организаций, индивидуальных предпринимателей по изготовлению печатных агитационных материалов должны быть опубликованы соответствующей организацией, соответствующим индивидуальным предпринимателем не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, регистрации инициативной группы по проведению референдума и в тот же срок представлены в определяемую законом комиссию. Организация, индивидуальный предприниматель, не выполнившие данных требований, не вправе выполнять работы или оказывать услуги по изготовлению печатных агитационных материалов.
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации (фамилию, имя, отчество лица и наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, где находится место его жительства), изготовившей (изготовившего) данные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей (заказавшего) их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Экземпляры печатных агитационных материалов или их копии, экземпляры аудиовизуальных агитационных материалов, фотографии иных агитационных материалов до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума и иной группой участников референдума в соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума. Вместе с указанными материалами должны быть также представлены сведения о месте нахождения (об адресе места жительства) организации (лица), изготовившей и заказавшей (изготовившего и заказавшего) эти материалы.
Запрещается изготовление агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума и с нарушением требований, установленных п.п. 2 и 4 настоящей статьи.
Запрещается распространение агитационных материалов с нарушением требований, установленных п. 3 настоящей статьи, п. 9 ст. 48 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1-4, 6, 7 ст. 43 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
В соответствии с п. 1 ст. 75 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с пп. «д» п. 7 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных п. 1 или 1.1 ст. 56 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1.1. ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума также не допускается злоупотребление свободой массовой информации в иных, чем указанные в пункте 1 настоящей статьи, формах. Запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Согласно п.п. 7, 8, 9 ст. 56 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ» комиссии контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума и принимают меры по устранению допущенных нарушений.
В случае распространения подложных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов, распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований п.п. 2 - 6, 8 и 10 ст. 54 настоящего Федерального закона, а также в случае нарушения организацией телерадиовещания, редакцией периодического печатного издания установленного настоящим Федеральным законом порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума соответствующая комиссия обязана обратиться в правоохранительные органы, суд, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций, с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, об изъятии незаконных агитационных материалов и о привлечении организации телерадиовещания, редакции периодического печатного издания, их должностных лиц, иных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правоохранительные и иные органы обязаны принимать меры по пресечению противоправной агитационной деятельности, предотвращению изготовления подложных и незаконных предвыборных печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов и их изъятию, устанавливать изготовителей указанных материалов и источник их оплаты, а также незамедлительно информировать соответствующую избирательную комиссию, комиссию референдума о выявленных фактах и принятых мерах.
Аналогичные положения содержатся в ч.ч.. 1.1, 7, 8, 9 ст. 44 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 14.06.2013 № 1/48 на 08.09.2013 назначены выборы Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» (л.д. 25). Указанное решение Совета депутатов опубликовано в муниципальной газете города Ногинска и Ногинского района «Богородские вести» № 42 от 15.06.2013 (л.д. 26-28).
Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 17.07.2013 № 48/10 ФИО1 зарегистрирована кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» (л.д. 36).
Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Город Ногинск Московской области» от 03.08.2013 № 167/22 ФИО2 также зарегистрирован кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» (л.д. 32).
ФИО2 в ОАО «ИД Красная звезда» были изготовлены агитационные печатные материалы: листовка «информационный бюллетень «За наш любимый город», газетный формат, тираж 25 000 (двадцать пять тысяч) экземпляров, дата изготовления 10.08.2013, изготовитель ОАО «ИД Красная звезда», <данные изъяты> (л.д. 8), и листовка «информационный бюллетень № 2 «За наш любимый город», газетный формат, тираж 25 000 (двадцать пять тысяч) экземпляров, дата изготовления 20.08.2013, изготовитель ОАО «ИД Красная звезда», <данные изъяты> (л.д. 23).
15.08.2013 уполномоченный представитель Московского регионального отделения политической партии «Демократический выбор» обратился в Избирательную комиссию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» с заявлением о принятии мер по устранению допущенных нарушений в связи с изданием кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО2 указанного агитационного материала (л.д. 10).
Избирательная комиссия муниципального образования «Город Ногинск Московской области» не нашла оснований для признания указанного агитационного материала - информационного бюллетеня, незаконным и отмены регистрации кандидата, о чем заявителю было сообщено письмом от 15.08.2013 (л.д. 9).
Отклоняя доводы ФИО1 о незаконности агитационных материалов кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО2 в виде листовок/информационных бюллетеней «За наш любимый город», суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Материалами дела подтверждается, что указанные агитационные материалы в соответствии с требованиями ч.ч. 3, 4, 6 ст. 43 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» содержат наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации, изготовившей данные материалы, фамилию, имя, отчество лица, заказавшего их, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда; указанные агитационные материалы в установленном законом порядке были представлены кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО6 в Избирательную комиссию.
Решением Избирательной комиссии от 15.07.2013 № 43/9 утвержден перечень организаций, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы или оказывающих услуги по изготовлению печатных агитационных материалов на выборах депутатов Совета депутатов и Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области», представивших свою информацию в избирательную комиссию (л.д. 83-84), среди которых было указано ОАО «Издательский дом «Красная звезда».
Также в материалах дела содержится информация о том, что ОАО «ИД Красная звезда» в соответствии с п. 1.1. ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 2 ст. 43 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» опубликовало и представило в Избирательную комиссию муниципального образования «Город Ногинск Московской области» сведения о размере и других условиях оплаты печатной продукции, в том числе листовок и листовок/информационных бюллетеней газетного формата (л.д. 91-92, 94).
В листовке «информационный бюллетень «За наш любимый город» действительно помимо агитационного материала кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО3 содержатся агитационные материалы кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО3, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 Однако агитационные материалы других кандидатов, размещенные на страницах информационного бюллетеня, также содержат сведения о заказе и оплате из избирательного фонда каждого из них.
Согласно сведениям ОАО «Сбербанк России» денежные средства в размере 14 962 руб. 57 коп. были списаны с избирательного счета ФИО2, также списаны денежные средства по <данные изъяты>. с избирательных счетов кандидатов ФИО2, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 согласно выставленным счетам на размещение агитационной информации в указанном информационном бюллетене (л.д. 65-82).
Доводы заявителя о том, что кандидатом на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО2 были нарушены положения ч. 6 ст. 37 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», поскольку им было оплачено 52 % печатной площади информационного бюллетеня, в то время как другие кандидаты, чьи сведения размещены в бюллетене должны были в равной степени нести расходы на его изготовление, правомерно признаны судом несостоятельными в силу того, что агитационный материал других кандидатов был расположен лишь на 2-3 страницах листовки, и оплачен кандидатами в депутаты в размере 3% согласно представленным счетам ОАО «ИД Красная звезда», весь остальной текст напечатан по заказу ФИО2 и, соответственно, им был оплачен (л.д. 87-89).
Тот факт, что информационный бюллетень «За наш любимый город» содержит агитационные материалы и кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО2, и кандидатов в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Город Ногинск Московской области», не противоречит закону, поскольку агитационный материал каждого кандидата имеет выходные данные и оплачен из избирательного фонда соответствующего кандидата. Изготовление совместного агитационного материала законом не запрещено.
Доводы заявителя о том, что указанный агитационный материал является периодическим печатным изданием и подпадает под определение газета, ничем не подтверждены и не основаны на действующем законодательстве.
Так, согласно ст. 2 Федерального закона «О средствах массовой информации» под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
Право кандидатов распространять печатные агитационные материалы предусмотрено ч. 1 ст. 43 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», п. 1 ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Форма агитационного материала - листовка газетного формата, цвет 4*4, предусмотрена перечнем продукции, которую вправе изготавливать ОАО «ИД «Красная звезда».
Таким образом, представленный ФИО2 агитационный материал - информационный бюллетень «За наш любимый город», является листовкой газетного формата A3.
Данная листовка газетного формата была изготовлена по заказу кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО2, а не организацией, осуществляющей выпуск средств массовой информации в рамках своей профессиональной деятельности. На изготовление указанной листовки Федеральный закон «О средствах массовой информации» не распространяется, а потому оснований для признания вышеназванного агитационного материала периодическим печатным изданием – газетой, у суда не имелось.
Ссылка заявителя на письмо Центральной избирательной комиссии РФ от 05.06.2006 № 01-23/1572 является несостоятельной, в связи с чем, обоснованно не принята судом во внимание.
Таким образом, условия выпуска и распространения агитационного материала, представленного кандидатом ФИО2, нарушены не были, призывы к совершению действий экстремистской направленности материал не содержит, нарушений законодательства об интеллектуальной собственности не усматривается.
При данных обстоятельствах у суда отсутствовали основания для признания незаконным бездействия Избирательной комиссии муниципального образования «Город Ногинск Московской области».
Отклоняя доводы заявителя о нарушении ст. 37 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», суд исходил из следующего.
Согласно ч. 10 ст. 37 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», п. 9 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» использование в агитационных материалах кандидата, избирательного объединения изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий согласие, представляется в избирательную комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов, представляемых в соответствии с п. 3 ст. 54 настоящего Федерального закона. В случае размещения агитационного материала на канале организации телерадиовещания либо в периодическом печатном издании указанный документ представляется в избирательную комиссию по ее требованию.
В материалах дела имеется заявление гр. ФИО22, в котором указано, что в соответствии п. 9 ст. 48 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» он дает согласие на использование своего изображения в агитационном материале кандидата на должность Главы муниципального образования «Город Ногинск Московской области» ФИО3 и на публикацию своих высказываний (л.д. 95).
Доводы заявителя о нарушении законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности также правомерно признаны судом несостоятельными.
В силу ст. 1255 ГК РФ интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.
В соответствии со ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.
В силу ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при применении п. 1.1 ст. 56 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ о запрете агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности, судам следует учитывать, что с 1 января 2008 года отношения в сфере интеллектуальной собственности (охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации) регулируются частью четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Несоблюдение требований, установленных частью четвертой этого Кодекса (в частности, использование результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации без согласия автора или иного правообладателя, а в случае, когда допускается их использование без согласия автора или иного правообладателя - несоблюдение условий такого использования) должно квалифицироваться судами как нарушение законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности.
Нарушение требований ст. 1276 ГК РФ при проведении предвыборной агитации имеет место в случае, когда в агитационных материалах без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводится, сообщается в эфир или по кабелю фотографическое произведение, произведение архитектуры или произведение изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, и изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю.
Материалами дела подтверждается, что на третьей странице информационного бюллетеня № 2 имеется судоку.
Суд пришел к правильному выводу об отсутствии в данном случае нарушений законодательства об интеллектуальной собственности, поскольку заявитель не представила каких-либо сведений об авторе размещенного судоку. Из пояснений ФИО2, находящихся в материалах дела, следует, что макеты листовок ему помогала составлять на безвозмездной основе ФИО23, при этом в материалах дела имеется заявление ФИО23 о согласии на публикацию ее высказываний (л.д. 85).
Основания для аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов), отмены решения комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), исключении кандидата из списка кандидатов, отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) предусмотрены ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Таких оснований судом не установлено.
Исходя из изложенного, суд правомерно отказал в удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы ФИО1 не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ногинского городского суда Московской области от 27 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: