ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1940/19 от 19.02.2019 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Мохова Л.В. № 33-1940/2019

Докладчик: Дударёк Н.Г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 февраля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего: Дударёк Н.Г.,

судей: Пискуновой Ю.А., Савинцевой Н.А.,

при секретаре Поленок Ю.А.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Дударёк Н.Г. дело по апелляционной жалобе ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации»

на решение Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 01 февраля 2018 года по гражданскому делу по иску ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» к ФИО1 о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств,

УСТАНОВИЛА:

ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании суммы излишне выплаченных денежных средств.

Иск обоснован тем, что <данные изъяты> ФИО1 проходил военную службу в войсковой части . В период с февраля 2014 года по апрель 2016 года ФИО1 со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» были перечислены денежные средства в размере 73182,28 руб., в состав которых вошли премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей; дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года N21010; ежемесячная надбавка за особые условия военной службы; коэффициент (районный, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) к денежному довольствию военнослужащих; оклад по воинскому званию; оклад по воинской должности; ежемесячная надбавка за выслугу лет. Произведенная выплата подтверждается расчетными листами за указанный период, а также заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств.

Считает, что указанная выплата денежных средств начислена и перечислена излишне и подлежит возврату на лицевой счет ЕРЦ МО РФ. При этом выплата указанной суммы не явилась следствием ошибочных действий ЕРЦ МО РФ, а произошла по причине нарушения алгоритма расчета денежного довольствия, поскольку все данные в СПО «Алушта» вводят кадровые органы, и расчетный центр не обладает сведениями о составе и размере денежного довольствия каждого военнослужащего (в ЕРЦ МО РФ не поступают ни приказы, ни штат).

В соответствии с Положением о ЕРЦ МО РФ от 21.10.2011 и «Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы», ЕРЦ МО РФ осуществляет лишь расчет и перечисление денежных средств.

Таким образом, денежные средства подлежат возврату ЕРЦ МО РФ как излишне выплаченные. Перечисление премии при изложенных обстоятельствах противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы государства. Возврат излишне выплаченных денежных средств направлен на обеспечение стабильности, целостности и сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Просит взыскать с ФИО1 выплаченные денежные средства в сумме 73 182,28 руб., перечислив их на лицевой счет Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации».

Представители ФКУ «ЕРЦ МО РФ», Войсковой части <адрес> в судебное заседание не явились. ФКУ «ЕРЦ МО РФ» заявлено о рассмотрении дела без участия его представителя.

Ответчик ФИО1 иск не признал.

Решением Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 01 февраля 2018 года постановлено об отказе в удовлетворении иска.

В апелляционной жалобе ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявления.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. ФКУ «ЕРЦ МО РФ» заявлено о рассмотрении дела без участия его представителя. Учитывая положения ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, сержант ФИО1 проходил военную службу в войсковой части 61423.

В соответствии с выпиской из приказа от 22.11.2013 военнослужащий ФИО1 поступил на военную службу по контракту, в соответствии с п.3 ст.38 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 №53 «О воинской обязанности и военной службе» и ст.8 Положения о порядке прохождения военной службы, заключил контракт сроком на 3 года. Ему был установлен оклад по воинской должности 13000 руб. и оклад по воинскому званию в размере 6500 руб. Кроме того, согласно выписке он имел право на ежемесячные процентные надбавки, повышающие коэффициенты — районный в размере 1,15 к денежному довольствию.

Согласно выписке из приказа от 09.09.2013 ФИО1 приступил к принятию дел и должности <данные изъяты> войсковой части «<данные изъяты>» с 4 тарифным разрядом.

На основании выписки из приказа от 21.04.2016 с 23 апреля 2016 года ФИО1 исключен из списков личного состава воинской части, прекращены все виды его обеспечения.

В период с февраля 2014 года по апрель 2016 года ФИО1 со счета ФКУ «ЕРЦ МО РФ» были перечислены денежные средства в размере 73182,28 руб. (удержанная сумма налога 10 035 руб.), в состав которых вошли: премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей - 10 099,64 руб.; дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2010 года №1010 -56 000 руб.; ежемесячная надбавка за особые условия военной службы – 8 774,19 руб.; коэффициент (районный, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях) к денежному довольствию военнослужащих – 2 350,12 руб.; оклад по воинскому званию – 1 733, 33 руб.; оклад по воинской должности – 4 533, 33 руб.; ежемесячная надбавка за выслугу лет – 626,67 руб. При этом денежные средства в размере 5 997, 20 руб. перечислены ответчику за период с 24.04.2016 по 30.04.2016, т.е. после исключения из списков личного состава воинской части.

Произведенные выплаты подтверждаются расчетными листами за указанный период, а также заявками на кассовый расход и реестрами на зачисление денежных средств, справкой-расчетом, не оспариваются ответчиком, который не отрицал получение данных денежных средств, считал их выплаченными согласно контракту.

Из материалов дела следует, что расчет денежного довольствия в ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществляется с использованием специального программного обеспечения «Алушта». При формировании единой электронной базы данных сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносятся путем электронной передачи данных из Управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны РФ.

Как указал истец, выплата ФИО1 спорной суммы не явилась следствием ошибочных действий ЕРЦ МО РФ, а произошла по причине нарушения алгоритма расчета денежного довольствия.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку не представлены доказательства нарушение алгоритма расчета, причин такого нарушения, кем и когда выявлена переплата.

Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении норм материального права, что является основанием к отмене обжалуемого решения.

В силу п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

Правоотношения, связанные с обеспечением военнослужащих денежными довольствиями, регулируются ФЗ от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", положения п. 32 ст. 2 которого предусмотрено, что порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с подпунктами 7, 31 и 43 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Министр обороны Российской Федерации определяет порядок обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил денежным довольствием. Реализуя полномочия, Министр обороны Российской Федерации вправе издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты издавать указания, организовывать и проверять их исполнение. Кроме того, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны России и реализацию возложенных на него полномочий.

В целях проведения мероприятий по расчетам с военнослужащими, 27 июля 2011 года Министром обороны Российской Федерации утвержден "Временный порядок взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению расчета денежного довольствия, заработной платы в Едином расчетном центре Министерства обороны Российской Федерации" (далее - Временный порядок), которым закреплено, что с целью подготовки к полнофункциональной работе Единого расчетного центра на предварительном этапе производится формирование единой базы данных Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации".

В соответствии с Положением о Федеральном казенном учреждении "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" одним и основных видов деятельности Центра является своевременное начисление и обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным в Минобороны России порядком.

В соответствии с Временным порядком взаимодействия органов военного управления в ходе работ по обеспечению денежного довольствия, заработной платы в Федеральном казенном учреждении "Единый расчетный центр Минобороны России", утвержденным Министром обороны Российской Федерации 27 июля 2011 г. (далее - Временный порядок) Единый расчетный центр проводит выгрузку и проведение конвертации существующих в управлениях (отделах) финансового обеспечения Минобороны России баз данных по начислению денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу с использованием специального конвертера; формирует единую базу данных с использованием программных изделий, разработанных в рамках опытно-конструкторской работы "Алушта", путем загрузки сконвертированных данных.

Во Временном порядке определены границы ответственности Главного управления кадров Минобороны России при взаимодействии с органами военного управления в целях функционирования Единого расчетного центра. К ним, в частности, относятся: подготовка проектов приказов Министра обороны Российской Федерации, начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации по назначению, освобождению от воинских должностей, зачислению в распоряжение и увольнению с военной службы офицеров от командира батальона и выше; внесение в базу данных по линии ответственности со своих рабочих мест, оборудованных специальным программным обеспечением, в полном объеме изданных приказов, а также сведений по офицерам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Из Временного порядка следует, что Единый расчетный центр осуществляет централизованный своевременный расчет денежного довольствия и заработной платы на основании сведений, внесенных сотрудниками Главного управления кадров Минобороны России в единую базу данных; приказы по личному составу и строевой части в Единый расчетный центр не поступают, и самостоятельного права на внесение изменений в базу данных при исчислении денежного довольствия это учреждение не имеет.

Денежное довольствие военнослужащим выплачивается по месту их военной службы либо перечисляется на указанный военнослужащим счет в банке на условиях, определенных Министерством обороны.

В силу статей 2, 12 Федерального закона от 27 мая 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункта 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", право на обеспечение денежным довольствием имеют военнослужащие, при этом статус военнослужащих граждане приобретают с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Пунктом 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, Утвержденного приказом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, предусмотрено, что военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольствием и вещевым обеспечением.

Таким образом, после утраты статуса военнослужащего гражданин утрачивает и право на получение денежного довольствия.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что сведения о военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вносились в специальное программное обеспечение "Алушта" путем электронной передачи данных из управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации с использованием специального конвертера. При передаче данной информации за спорный период сведения о ФИО1 - о дате исключения из списков личного состава воинской части, об изменении даты, ограничивающей выплату ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в 2014, удалении в апреле 2016 сведений о материальном поощрении, выплаченном в декабре 2015 году; уменьшении размера ежемесячной премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в 2015 году с 255 до 15 %, была сформирована произведенная выплата (фотокопии СПО «Алушта», инфо-тип «периодические выплаты/удержания»). Денежные средства, не причитающиеся ФИО1 к выплате, были ошибочно ему перечислены ФКУ "Единый расчетный центр Минобороны России" по причине неверных первичных параметров, введенных в специальное программное обеспечение "Алушта" при загрузке базы данных.

Из материалов дела следует, что ФИО1 утратил статус военнослужащего с 23 апреля 2016 года, права на получение денежного довольствия за период после 23.04.2016 у него не имелось, обстоятельств свидетельствующих о наличии у ответчика оснований полагать, что спорные выплаты перечислялись ему в связи с военной службой не установлено.

Исходя из изложенного, требования Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» о взыскании с ФИО1 денежных средств в размере 73 182,28 руб. подлежат удовлетворению, а доводы апелляционной жалобы - заслуживающими внимания.

Возражения ответчика о том, что выплаченные ему денежные суммы являются денежным довольствием и не подлежат возврату, не могут быть приняты во внимание, поскольку ответчик был уволен с военной службы с 23.04.2016, денежные средства на его счет поступали, в том числе позднее данной даты, во исполнение несуществующего обязательства, кроме того, как установлено по делу, не имел право на получение спорных денежных сумм, выплаченных сверх денежного довольствия за исполнение воинской службы, следовательно, денежные средства не относятся к денежному довольствию военнослужащего, а являются неосновательным обогащением. Между тем, действия ФИО1, не исполнявшего обязанности военной службы, но получавшего причитающиеся военнослужащим ежемесячные платежи, а также получившего денежные суммы сверх положенного ему денежного довольствия, не являются добросовестными.

С учетом изложенного, решение суда 1 инстанции постановлено с нарушением норм материального права, в связи с чем в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» к ФИО1 о взыскании излишне выплаченных денежных средств в полном объеме.

На основании ст. 98, 103 ГПК РФ с учетом требований имущественного характера с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2395,47 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327.1 ч.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Зенковского районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 01 февраля 2018 года отменить, принять по делу новое решение.

Взыскать в пользу Федерального казенного учреждения "Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации" с ФИО1 излишне выплаченные денежные средства в размере 73 182,28 руб. (семьдесят три тысячи сто восемьдесят два рубля двадцать восемь копеек).

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2395,47 руб. (две тысячи триста девяносто пять рублей сорок семь копеек).

Председательствующий:

Судьи: