ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2037/2015 от 17.09.2015 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Нужный И.В. Дело № 33-2037/2015

Докладчик Качура И.О.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2015 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Качура И.О.,

судей Лихачевой С.А., Юсовой Е.П.,

при секретаре С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. Г.В. об оспаривании решения Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» Отделения по <данные изъяты> району об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности устранить допущенное нарушение прав

по апелляционной жалобе руководителя Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» Л. А.В. на решение Анивского районного суда от 08 июня 2015 года, которым требования П. Г.В. удовлетворены.

Признан незаконным отказ Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» Отделения по <данные изъяты> району в выплате ежемесячного пособия на П. Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере прожиточного минимума.

На Государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки Сахалинской области» возложена обязанность произвести ежемесячную денежную выплату на П. Е.С. в размере прожиточного минимума за апрель и май 2015 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Качура И.О., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

19 мая 2015 года П. Г.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» Отделения по <данные изъяты> району об отказе в предоставлении ежемесячной денежной выплаты многодетным семьям со среднедушевым денежным доходом ниже среднедушевого денежного дохода населения. В обоснование требований указала, что на основании распоряжения администрации Анивского городского округа от 09 июня 2015 года она и ее супруг П. С.В. назначены опекунами О. Е.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который впоследствии ими усыновлен. Поскольку их семья является многодетной, с 01 февраля 2015 года органом социальной поддержки назначена ежемесячная денежная выплата в размере прожиточного минимума <данные изъяты> рублей до достижения малолетним П. Е.С. возраста трех лет. Однако с апреля 2015 года ежемесячная денежная выплата прекращена по причине отсутствия кровного родства с П. Е.С. Полагая нарушенным право их семьи на получение мер социальной поддержки, просила признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» Отделения по <данные изъяты> району в прекращении ежемесячной денежной выплаты и возложить обязанность на орган социальной поддержки произвести указанную выплату за апрель и май 2015 года.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное казенное учреждение «Центр социальной поддержки Сахалинской области».

В судебном заседании П. Г.В. заявление поддержала, иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены.

Судом вынесено приведенное выше решение, которое руководитель Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» Л. А.В. в апелляционной жалобе просит отменить, в связи с неправильным применением норм материального права. Полагает, что назначение спорной ежемесячной денежной выплаты в случае усыновления третьего либо последующего ребенка действующим региональным законодательством не предусмотрено и предоставляется только на детей, являющихся кровными по отношению к заявителю.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу П. Г.В. просит оставить решение суда без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38 часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со статьей 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

На основании пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

Меры социальной поддержки многодетных семей в Сахалинской области предусмотрены Законом Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО «О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Сахалинской области».

Статьей 2 указанного Закона определено понятие многодетной семьи – семья, проживающая на территории Сахалинской области, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных или принятых под опеку (попечительство), в приемную семью и воспитывающим их до достижения ими восемнадцатилетнего возраста, детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, - до окончания ими обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.

Согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

В целях реализации Указа Президента и на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации пунктом 4 части 1 статьи 4 Закона Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО установлена социальная поддержка многодетным семьям в виде ежемесячная денежная выплата в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей в семьях со среднедушевым денежным доходом ниже среднедушевого денежного дохода населения, установленного Правительством Сахалинской области за год, предшествующий году обращения за выплатой, в размере величины прожиточного минимума детей, установленной постановлением Правительства Сахалинской области в соответствии с Законом Сахалинской области от 24 июня 1998 года № 67 «О прожиточном минимуме в Сахалинской области».

Приказом Министерства социальной защиты Сахалинской области от 29 мая 2012 года №56-н утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки семьям, имеющим детей (далее – Правила), разработанные в соответствии с Законом Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО.

Согласно пункту 3.3.1 Правил многодетным семьям со среднедушевым денежным доходом ниже среднедушевого денежного дохода населения, установленного Правительством Сахалинской области за год, предшествующий году обращения за выплатой, в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума детей, установленной постановлением Правительства Сахалинской области в соответствии с Законом Сахалинской области от 24 июня 1998 года № 67 «О прожиточном минимуме в Сахалинской области» (далее - ЕДВ). ЕДВ предоставляется на семью. Получателем ЕДВ является один из родителей (далее - заявитель).

Для назначения ЕДВ семье, в которой ребенок (дети) находятся под опекой (попечительством), либо усыновлены (удочерены), либо приняты в приемную семью, дополнительно к документам предоставляется копия вступившего в законную силу решения суда об усыновлении, либо выписка из решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки (попечительства), либо копия договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (пункт 3.3.2 Правил).

На основании статьи 47 Семейного кодекса Российской Федерации права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

В соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» таким порядком является государственная регистрация рождения, в результате чего происхождение ребенка становится юридическим фактом и порождает правовые последствия; на основании регистрации выдается свидетельство о рождении ребенка (статья 23), которое является доказательством происхождения ребенка от указанных в нем родителей (родителя).

Как следует из пункта 1 статьи 137 Семейного кодекса Российской Федерации усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Из материалов дела усматривается, что П. Г.В. и П. С.В. являются родителями троих детей: П. Д.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся студенткой II курса очной формы обучения <данные изъяты> колледжа Московской области; П. А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и П. Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно свидетельству об усыновлении серии <данные изъяты>от 15 апреля 2015 года заявителем и ее супругом П. С.В. усыновлен О. Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с присвоением ребенку фамилии «П.».

С 01 февраля 2015 года П. Г.В. являлась получателем ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты> рублей как многодетная семья со среднедушевым доходов ниже среднедушевого дохода населения.

Как следует из уведомления Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» Отделения по <данные изъяты> району от 03 апреля 2015 года выплата указанного пособия прекращена, как не предусмотренная законом.

Удовлетворяя требования П. Г.В., суд исходил из того, что поскольку усыновленный П. Е.И. является для заявителя третьим ребенком, то П. Г.В. имеет право на меру социальную поддержку, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года № 606 и Законом Сахалинской области от 06 декабря 2010 года № 112-ЗО, предусматривающими денежную выплату семьям в случае рождения третьего и последующих детей до достижения ребенком трехлетнего возраста.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку в силу приведенных положений семейного законодательства усыновители и усыновленные ими дети имеют те же личные неимущественные и имущественные права, что и родители и рожденные ими дети, в связи с чем оснований для ограничения имущественных прав по мотивам усыновления, а не рождения ребенка в семье, в рассматриваемом случае не имеется.

Из системного толкования приведенных законоположений следует, что устанавливая такое правовое регулирование и определяя круг лиц, имеющих право на указанную меру социальной поддержки, федеральный и региональный законодатели предусмотрели условие для возникновения такого права, - рождение (усыновление) после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующего спорное правоотношение.

По изложенным выше основаниям доводы жалобы являются необоснованными и не могут повлечь за собой отмену обжалуемого судебного решения.

Ссылок на иные обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного и, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводстве Российской Федерации

о п р е д е л и л а:

решение Анивского районного суда от 08 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя Государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки Сахалинской области» Л. А.В., - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Качура И.О.

Лихачева С.А.

Юсова Е.П.