Дело № 33-2046/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 марта 2018 года г. Оренбург
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
судей Ившиной Т.В., Раковского В.В.,
при секретаре Ершовой О.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования Оренбургской области на решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от (дата) по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к муниципальному учреждению Управление образования администрации муниципального образования Ташлинский район Оренбургской области о признании незаконным приказа об отказе в постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, о возложении обязанности поставить на указанный персонифицированный учет и признать право на получение данной компенсации.
Заслушав доклад судьи Морозовой Л.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным иском, указав, что является педагогическим работником, проживающим в сельской местности, имеет право на получение компенсации по оплате жилых помещений, отопления и освещения. С целью получения такой компенсации по месту своей работы *** она подала руководителю соответствующее заявление и документы для постановки на персонифицированный учет. Документы были представлены руководителю в орган, осуществляющий управление в сфере образования. Однако ответчиком было принято решение об отказе в постановке её на такой учет ввиду предоставления не полного пакета документов, указанных в пункте 6 Постановления Правительства Оренбургской области от 10.03.2017 г. № 178-п, а также невозможностью определить по какому адресу она проживает. Поскольку полагает отказ незаконным, просила признать за ней право на получение компенсации понесенных ею расходов на отопление, освещение и оплату за наем жилого помещения по адресу: (адрес), признать незаконными действия муниципального учреждения Управление образования администрации муниципального образования «Ташлинский район» Оренбургской области, возложить на ответчика обязанность поставить её на персонифицированный учет как педагогического работника, пользующегося право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истца - адвокат Жуков А.М. требования ФИО1 поддержал, по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить. Пояснил, что истец проживает по договору коммерческого найма, в собственности иное жиле помещение не имеет, относится к категории педагогических работников, имеющих право на компенсацию расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Подала полный пакет документов для постановке её на персонифицированный учет., что подтверждается списком педагогических работников, подавших заявление и документы для постановке на учет. Считает, что отказ в постановке её на учет является незаконным.
Представитель МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области в судебном заседании участия не принимал, в направленном в суд отзыве возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал доводы отзыва на исковые заявления.
Представитель Министерства образования Оренбургской области в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, представив отзыв в котором возражали против удовлетворения заявленных требований.
Решением суда исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд постановил: признать за ФИО1 право, как педагогического работника, на получение компенсации понесенных расходов, связанных с оплатой жилых помещений, отопления и освещения. Признать незаконными приказ МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области № 393 от 21 сентября 2017 года об отказе в постановке ФИО1 на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и возложить на МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области обязанность поставить ФИО1 на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Оренбургской области просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец, представители ответчика и третьего лица не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия в порядке ст. ст. 167, 327 ГПК РФ определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что ФИО1 работает воспитателем в *** в сельской местности.
ФИО1 проживает по адресу: (адрес) на основании договора найма жилого помещения от (дата), зарегистрирована согласно паспортным данным по адресу: (адрес).
Приказом МУ УО администрации МО Ташлинский район Оренбургской области № 393 от 21 сентября 2017 года отказано в постановке ФИО1 на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, в связи с предоставлением не полного пакета документов, указанных в пункте 6 Постановления Правительства Оренбургской области от 10.03.2017 г. № 178-п, а также невозможностью определить по какому адресу она проживает.
Разрешая спор, суд первой инстанции установив, что ФИО1 является педагогическим работником, проживающим в сельской местности, представившим все необходимые документы по месту своей работы, пришел к выводу, что она имеют право на получение компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не находит.
Из смысла оспариваемого приказа от 21 сентября 2017 года № 393 следует, что неполнота, представленных истцом документов, обусловлена непринятием (как формально заключенного) договора найма жилого помещения от 01.07.2017 года, заключенного между истцом и матерью её супруга. Кроме того, данный приказ содержит в качестве довода для отказа в постановке на учет – невозможность оплаты найма жилья, находящегося в собственности физического лица).
Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам регулируется положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 1 сентября 2013 года.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
До принятия указанного Федерального закона на территории Российской Федерации действовал Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
В соответствии с п.2 ст.1 Федерального закона "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (утратил силу с 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" был внесен ряд изменений, в частности из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 исключены слова "на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".
При этом законодатель в новой редакции второго предложения данного абзаца предусмотрел право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского тина), в том числе вышедшим на пенсию и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет регламентированы Законом Оренбургской области от 29 декабря 2007 года № 1834/378-1V-ОЗ «О размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций и внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области».
Согласно статье 1 названного Закона компенсации подлежат расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работников муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии со статьей 2 Закона (в ред. Закона Оренбургской области от 28.12.2016 N 219/55-VI-ОЗ) размер компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам и имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, определяется исходя из следующих условий: тарифов на оплату жилого помещения (услуг по найму жилого помещения, а также услуг и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения; размера площади жилых помещений, занимаемых педагогическим работником; объема потребляемых услуг отопления, определяемого по показаниям прибора учета по отпуску энергоресурсов для отопления жилого помещения, а при отсутствии такого прибора учета - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, утвержденных в установленном порядке (в том числе приобретения и доставки твердого топлива при наличии печного отопления по нормам отпуска твердого топлива населению, установленным органами местного самоуправления); объема потребляемых услуг электроснабжения для освещения жилого помещения, определяемого по прибору учета, но не выше потребленной электроэнергии на освещение жилого помещения, определенного в соответствии с методикой определения объема электрической энергии, расходуемой на освещение жилого помещения, утверждаемой Правительством Оренбургской области.
При использовании в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, товариществах собственников жилья, других объединениях собственников тарифов по оплате жилого помещения, ниже установленных органами местного самоуправления, размер компенсации определяется исходя из фактически применяемых тарифов по оплате жилого помещения.
Во исполнение Закона Оренбургской области № 1834/378-1V-ОЗ разработан Порядок компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных и государственных областных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе вышедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, утвержденный Постановлением Правительства Оренбургской области от 10 марта 2017 № 178-п, который определяет механизм выплаты такой компенсации.
Согласно п.3 указанного Порядка компенсации подлежат расходы педагогических работников на оплату жилых помещений, отопления и освещения в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленной статьей 154 ЖК РФ.
В силу п.5 Порядка персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию (далее - персонифицированный учет), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, осуществляющими управление в сфере образования.
Для постановки на персонифицированный учет педагогические работники представляют по месту работы руководителю муниципальной или государственной областной образовательной организации (далее - образовательная организация):
а) заявление о постановке на персонифицированный учет педагогических работников, пользующихся правом на компенсацию, с указанием занимаемой должности по основному месту работы и периода работы в образовательной организации;
б) копию паспорта;
в) правоустанавливающие документы на занимаемое жилое помещение (ордер, договор найма жилого помещения, договор купли-продажи, мены, дарения и иные правоустанавливающие документы), справку о составе семьи;
г) справку государственного учреждения, подведомственного органу исполнительной власти Оренбургской области, обеспечивающему проведение государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения, о неполучении педагогическим работником и членами его семьи льгот по компенсации расходов, связанных с предоставлением бесплатной жилой площади с отоплением и освещением согласно законодательству Российской Федерации;
д) копию трудовой книжки для педагогических работников, вышедших на пенсию, и копию пенсионного удостоверения;
е) реквизиты банковского счета, открытого в кредитной организации, для зачисления суммы компенсации.
Анализ указанных нормативно-правовых актов позволяет придти к выводу о том, что федеральный законодатель, имея своей целью создать условия для притока квалифицированных кадров в сельской местности, вместо натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, с учетом изменения экономической ситуации установил иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной денежной компенсации, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при этом не определил это право с основанием проживания педагогических работников в жилых помещениях (на праве собственности, по договору социального найма либо по договору коммерческого найма).
Субъектам РФ предоставлено право на законодательном уровне закрепить только размер, порядок и условия выплаты такой компенсации.
Отсутствие у истца на праве собственности жилого помещения в сельской местности, где он работает по трудовому договору, исходя из системного толкования законодательства, регламентирующего предоставление педагогическим работникам денежной компенсации, не должно ставить его в неравное, худшее положение с педагогическими работниками, имеющими на праве собственности жилое помещение, и получающими соответствующую компенсацию на оплату жилья, освещения и отопления.
Не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что законодательством субъекта, в рамках совместного ведения сферой образования и предоставления льгот педагогическим работникам, не предусмотрена обязанность компенсировать расходы за найм жилого помещения, находящегося в собственности физического лица, а компенсации подлежат расходы в соответствии со структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги, определенной в ст. 154 ЖК РФ, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Кроме этого, ни в Законе Оренбургской области от 29.12.2007 №1834/378-IV-ОЗ, ни в Постановлении Правительства Оренбургской области от 10.03.2017 года №178-п и Постановлении Правительства Оренбургской области от 09.06.2017 года №412-п, не содержится указаний на вид собственности в которой находится жилое помещение, сдаваемое в наем нанимателю (педагогу, работающему в сельской местности).
Основанными на предположении, то есть в отсутствие достоверных доказательств, являются доводы ответчика и третьего лица о формальном характере договора коммерческого найма, заключенного истцом с матерью своего супруга, так как само по себе заключение договоров (в том числе и коммерческого найма) между родственниками (свойственниками) не противоречит законодательству.
Таким образом, на момент обращения истца к ответчику с соответствующим заявлением о постановке на персонифицированный учет, ФИО1 представила полный пакет документов, что свидетельствует о неправомерности отказа ответчика.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 год №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, довод жалобы о том, что регистрация истца не по месту фактического жительства не позволяет достоверно определить адрес проживания заявителя, является несостоятельным.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, что в силу ст. 330 ГПК РФ не является основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ташлинского районного суда Оренбургской области от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства образования Оренбургской области без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи