ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2116/2022 от 06.04.2022 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Герстнер Л.Ю. Дело № 33-2116/2022

2-16/2022

УИД 55RS0038-01-2021-001230-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Омск 6 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Масленкиной С.Ю.,

судей областного суда Беспятовой Н.Н., Сковрон Н.Л.,

при секретаре Рудаковой Т.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Черлакского районного суда Омской области от 12 января 2022 года, которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Черлакского района удовлетворить.

Признать недействительными распоряжения главы Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области № 1-к от 28.01.2019 г., № 11-к от 16.04.2019 г., № 8-к от 15.04.2020 г. в части установления премии главе администрации ФИО1.

Взыскать с ФИО1 в бюджет Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области полученные премиальные выплаты в общей сумме 146640 (Сто сорок шесть тысяч шестьсот сорок) рублей.

Взыскать ФИО1 государственную пошлину в размере 4133 руб. в бюджет Черлакского муниципального района Омской области».

Заслушав доклад судьи Масленкиной С.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Черлакского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в интересах Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области к ФИО1, Администрации Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области о признании недействительными распоряжений, взыскании полученных премиальных выплат.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено, что решением Совета Черлакского городского поселения от 26 апреля 2018 г. № 16 утверждено Положение о денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения. Как следует из пункта 9 Положения, главе могут быть выплачены премии за личный вклад в общие результаты работы органа местного самоуправления Черлакского городского поселения. Выплата премий главе производится на основании распоряжения администрации Черлакского городского поселения, в котором указывается размер премии. В силу положений Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 18 Устава Черлакского городского поселения, вопросы, связанные с определением порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае Совета Черлакского городского поселения, которому подконтролен и подотчетен глава сельского поселения. Поскольку указанная премия включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы поселения представительным органом муниципального образования Советом Черлакского городского поселения, принятие решения о поощрении главы Черлакского городского поселения относится к компетенции представительного органа. Кроме того, из положений пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 10, части 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» следует, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий. Наделение главы сельского поселения полномочиями по установлению самому себе премии по результатам работы противоречит его полномочиям и выходит за их пределы.

Просит признать недействительными распоряжения главы Черлакского городского поселения № 1-к от 28 января 2019 г., № 11-к от 16 апреля 2019 г., № 8-к от 15 апреля 2020 г. в части установления премии главе администрации ФИО1, взыскать с ответчика в бюджет Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области полученные премиальные выплаты в общей сумме 146 640 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора Черлакского района Омской области Яшкин А.Ю. поддержал заявленные требования. Суду пояснил, что выплата премиальных выплат относится к компетенции представительного органа власти, должна быть оформлена правовым актом представительного органа. Вопрос о выплате премии главе Черлакского городского поселения должен был выноситься на обсуждение Совета Черлакского городского поселения. Считает, что данная процедура не была проведена, поэтому распоряжения о выплате премиальных выплат ФИО1 необходимо признать незаконными и обязать ответчика вернуть в бюджет поселения полученную сумму премий.

Ответчик ФИО1 в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В отзыве на исковое заявление просит в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. Указывает, что 26 апреля 2018 г. депутатами Совета Черлакского городского поселения утверждено Положение о денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения, в котором предусмотрено, что выплата премий главе производится на основании распоряжения Администрации Черлакского городского поселения, в пределах фонда оплаты труда, предусмотренного в смете расходов Администрации Черлакского городского поселения, и максимальным размером не ограничиваются. Считает, что, утвердив указанное Положение, представительный орган своим решением наделил Администрацию Черлакского городского поселения правом принимать решение о премировании главы путем издания соответствующего распоряжения. Расходы на денежное содержание главы Черлакского городского поселения были включены в фонд оплаты труда и утверждены соответствующими решениями Совета депутатов о бюджете поселения на 2019 -2020 годы.

Представитель ответчика ФИО1 Пичко С.В. с заявленными требованиями не согласилась. Суду пояснила, что распоряжения о выплате премий изданы на основании утвержденного в установленном порядке Положения о денежном вознаграждении главы. До 2021 года прокуратура Черлакского района мер прокурорского реагирования не принимала, и в настоящее время срок давности обжалования Положения о денежном вознаграждении истек. На момент издания распоряжений об установлении премий главе поселения действовало положение, которое позволяло администрации вынести такие распоряжения. Считает, что распоряжения вынесены законно, в связи с чем необходимо отказать в удовлетворении исковых требований.

Представитель ответчика Администрации Черлакского городского поселения ФИО2 поддержал позицию прокурора.

Председатель Совета Черлакского городского поселения ФИО3 в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями прокурора согласился. Пояснил, что является председателем Совета Черлакского городского поселения с декабря 2020 года. В августе 2021 года по представлению прокурора на заседании Совета принято решение о внесении изменений в Положение о денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения, в настоящее время решение о премировании главы будет приниматься Советом Черлакского городского поселения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. Полагает ошибочными выводы суда о том, что установленный Советом Черлакского городского поселения порядок о выплате премии не согласуется с требованиями закона, поскольку представительный орган, который возглавляет глава муниципального образования, не вправе делегировать каким-либо лицам полномочия по установлению оснований для осуществления рассматриваемых выплат, предоставленных ему законодательством Российской Федерации, что относится к одной из составляющих порядка осуществления таких выплат. Депутатами Совета Черлакского городского поселения самостоятельно, без его участия, было принято решение о принятии Положения о денежном вознаграждении главы Черлакского городского поселения. Он, являясь главой Черлакского городского поселения, никогда не возглавлял представительный орган (Совет Черлакского городского поселения). Согласно Уставу Черлакского городского поселения, Регламента Совета Черлакского городского поселения, руководство представительным органом Черлакского городского поселения осуществляет председатель, который избирается депутатами Совета Черлакского городского поселения. Также указывает, что суд не дал надлежащей оценки доводам о том, что распоряжения о выплате премий изданы законно, на основании утвержденного в установленном порядке Положения о денежном вознаграждении главы. Вновь обращает внимание на тот факт, что до 2021 года прокурор Черлакского района меры прокурорского реагирования не принимал, и в настоящее время срок давности обжалования Положения о денежном вознаграждении истек.

Прокурор Черлакского района Омской области в возражениях на апелляционную жалобу полагает решение суда законным и обоснованным.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив материалы гражданского дела, заслушав объяснения помощника прокурора Маркович О.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, решением Совета Черлакского городского поселения от 30 декабря 2015 г. № 68 ФИО1 утвержден избранным на должность главы Черлакского городского поселения.

Решением Совета Черлакского городского поселения от 26 апреля 2018 г. № 16 утверждено Положение о денежном вознаграждении Главы Черлакского городского поселения (далее – Положение о денежном вознаграждении главы), в силу пункта 9 которого главе может выплачиваться премия за личный вклад в общие результаты работы органа местного самоуправления Черлакского городского поселения. Премии максимальным размером не ограничиваются и выплачиваются в пределах фонда оплаты труда главы Черлакского городского поселения, предусмотренного в бюджете на текущий год. Выплата премий главе производится на основании распоряжения Администрации Черлакского городского поселения, в котором указывается её размер.

Распоряжениями главы Черлакского городского поселения № 1-к от 28 января 2019 г., № 11-к от 12 апреля 2019 г. и № 8-к от 15 апреля 2020 г. премированы работники администрации Черлакского городского поселения, в том числе глава Черлакского городского поселения ФИО1 в размере 36 660 рублей, 36 660 рублей и 73 320 рублей соответственно.

30 июня 2021 г. прокурором Черлакского района Омской области на решение Совета Черлакского городского поселения от 26 апреля 2018 г. № 16 об утверждении Положения о денежном вознаграждении Главы Черлакского городского поселения в адрес данного органа местного самоуправления принесен протест, в том числе в части положений, закрепленных пунктом 9.

Решением Совета Черлакского городского поселения от 24 августа 2021 г. № 35 в решение Совета Черлакского городского поселения от 26 апреля 2018 г. № 16 внесены изменения. Пункт 9 Положения изложен в новой редакции: «Главе может выплачиваться премия за личный вклад в общие результаты работы органа местного самоуправления Черлакского городского поселения. Размер премии не может превышать двух должностных окладов и выплачивается в пределах фонда оплаты труда Главы Черлакского городского поселения, предусмотренного в бюджете на текущий год. Выплата премии Главе производится на основании решения Совета Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области».

Полагая, что поскольку вопросы, связанные с определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае – к компетенции Совета Черлакского городского поселения, которому подконтролен и подотчетен глава поселения, издание главой Черлакского городского поселения распоряжений о премировании самого себя, противоречит действующему законодательству, прокурор Черлакского района Омской области обратился с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Черлакского района Омской области о признании недействительными распоряжений главы Черлакского городского поселения № 1 от 28 января 2019 г., №11-к от 16 апреля 2019 г., № 8-к от 15 апреля 2020 г. в части установления премии главе городского поселения и взыскании полученных премиальных выплат, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку глава муниципального образования избирается Советом Черлакского городского поселения, подконтролен ему, то именно Совет Черлакского городского поселения полномочен принимать решения о премировании главы Черлакского городского поселения. Ввиду того, что уполномоченным органом – Советом Черлакского городского поселения решения о премировании главы муниципального образования за 2019-2020 годы не издавались, распоряжения главы Черлакского городского поселения о премировании главы изданы неуполномоченным лицом.

Установив, что за 2019-2020 годы ФИО1 незаконно в качестве премий получены денежные средства в размере 146 640 рублей, суд первой инстанции взыскал с ФИО1 в бюджет Черлакского городского поселения указанные денежные средства в качестве неосновательного обогащения, применив положения статьи 1102 Гражданского кодекса РФ.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с частью 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно части 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ).

В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Черлакском городском поселении определены Уставом Черлакского городского поселения Черлакского муниципального района Омской области, принятым решением Совета Черлакского городского поселения от 25 ноября 2005 г. № 15 (далее - Устав).

В соответствии со статьей 16 Устава структуру органов местного самоуправления Черлакского городского поселения составляют: Совет Черлакского городского поселения; глава Черлакского городского поселения; местная администрация Черлакского городского поселения.

К исключительной компетенции Совета Черлакского городского поселения, в том числе отнесено: утверждение бюджета Черлакского городского поселения на очередной финансовый год и утверждение отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Черлакского городского поселения; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Черлакского городского поселения; контроль за исполнением органами местного самоуправления Черлакского городского поселения и должностными лицами местного самоуправления Черлакского городского поселения полномочий по решению вопросов местного значения.

Совет Черлакского городского поселения заслушивает ежегодные отчеты главы Черлакского городского поселения о результатах его деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом Черлакского городского поселения (статья 18 Устава).

Статьей 26 Устава предусмотрено, что глава Черлакского городского поселения является высшим должностным лицом Черлакского городского поселения.

Глава Черлакского городского поселения избирается представительным органом Черлакского городского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет администрацию Черлакского городского поселения.

Полномочия главы Черлакского городского поселения закреплены в статье 27 Устава.

Так, глава Черлакского городского поселения представляет Черлакское городское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени Черлакского городского поселения; издает в пределах своих полномочий правовые акты; представляет Совету Черлакского городского поселения ежегодный отчет о положении дел в Черлакском городском поселении; представляет Совету Черлакского городского поселения ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом Черлакского городского поселения.

Таким образом, Устав Черлакского городского поселения не содержит положений о возможности принятия главой муниципального образования решений о выплате самому себе премий, даже если такое премирование производится в пределах фонда оплаты труда.

Как верно указано судом первой инстанции, премия за личный вклад в общие результаты работы органа местного самоуправления является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы Черлакского городского поселения, которая в соответствии с частью 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, части 3 статьи 18 Устава входит в компетенцию представительного органа муниципального образования – Совета Черлакского городского поселения, которому подконтролен и подотчетен глава Черлакского городского поселения.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, правовой статус главы Черлакского городского поселения, установленный Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и Уставом не может быть изменен решением Совета Черлакского городского поселения, в том числе от 26 апреля 2018 г. № 16 «О денежном вознаграждении Главы Черлакского городского поселения».

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что распоряжения о премировании главы Черлакского городского поселения изданы неуполномоченным лицом, в связи с чем являются недействительными.

Что касается вывода суда о взыскании с ФИО1 премиальных выплат в сумме 146 64 рублей, судебная коллегия отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2 статьи 1102 Гражданского кодекса РФ).

В силу пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Давая оценку обстоятельствам получения ФИО1 спорных премиальных выплат, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии недобросовестности со стороны истца.

Так, то обстоятельство, что при издании распоряжений о премировании глава района возложил оценку вклада руководителя района на себя лично, не согласуется с требованиями закона.

Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

Указанное безусловно свидетельствует о недобросовестности ФИО1 при получении им спорных премиальных выплат.

При установленных обстоятельствах суд первой инстанции, правильно применив положения статей 1102, 1109 Гражданского кодекса РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу местного бюджета суммы неосновательного обогащения.

Ошибочное указание судом первой инстанции на то, что Глава Черлакского городского поселения возглавляет представительный орган муниципального образования – Совет Черлакского городского поселения, не привело к принятию по делу неправильного решения, данное обстоятельство не является основанием к отмене или изменению обжалуемого решения.

Иных доводов и обстоятельств, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит. Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, выводы суда первой инстанции соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными судебной коллегией не установлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Черлакского районного суда Омской области от 12 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 08 апреля 2022 года.