Судья – < Ф.И.О. >2 Дело <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2017 года <...>
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего < Ф.И.О. >10
судей < Ф.И.О. >9, Кривцова А.С.,
по докладу судьи краевого суда < Ф.И.О. >9
при секретаре < Ф.И.О. >4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 на решение Староминского районного суда от <...> по делу < Ф.И.О. >1 к Министерству финансов Краснодарского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, ГБПОУ КК «Староминский механико-технологический техникум» о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в размере 106 131 рубля 18 копеек.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Истец обратился в суд с иском к Министерству финансов Краснодарского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, ГБПОУ КК «Староминский механико-технологический техникум» о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в размере 106 131 рубля 18 копеек.
Исковые требования мотивированы тем, он работает в должности мастера производственного обучения ГБПОУ КК СМТТ «Староминский механико-технологический техникум» с <...>, то есть является педагогическим работником образовательного учреждения сельской местности. Истец проживает в доме, который оборудован электрическим котлом отопления, что подтверждается приложением <...> Технического описания конструктивных элементов и определения физического износа строений, отапливаемых пристроек. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от <...><...> «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Законодательством РФ порядок предоставления педагогическим работникам села указанных льгот не установлен. В соответствии с действующим законодательством педагогические работники пользуются указанными льготами без внесения платы, то есть в натуральной форме. Аналогичные льготы предусмотрены и в ч.8 ст.47 Федерального закона от <...><...>-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», действующего в настоящее время. Несмотря на натуральную форму представленных законом льгот, то есть полное освобождение от оплаты за отопление и освещение, либо путем выплаты компенсации понесенных расходов в полном объеме, в период с 2015 г. по 2016 г. он вынужден был самостоятельно оплатить расходы по отоплению и освещению. Выплаченной компенсации в размере 946 рублей 80 копеек не хватило на погашение расходов на отопление и освещение. Таким образом, причиненный истцу ущерб, вызванный не выплатой ему компенсации расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки <...>., которые истец просит взыскать с ответчиков в его пользу.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные исковые требования, просили суд удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что в досудебном порядке истец обращался в Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края с просьбой о возмещении ему затрат на отопление жилья электроэнергией. В письменном виде ему было в этом отказано со ссылкой на то, что возмещение расходов за коммунальные услуги педагогическим работникам осуществляется в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края <...> от <...> и соответственно с Приложением <...> к указанному Постановлению. В данном приложении <...> в перечне видов энергоносителей подлежащих возмещению за отопление такого вида энергоносителя для нужд отопления как электричество не имеется. Однако он полагает, что это не является основанием для отказа ему в компенсации затрат на отопление электрической энергией, поскольку в Законодательстве РФ соответствующего запрета не имеется. Сетевое газовое отопление и тепловую энергию истец не имел возможности использовать, поскольку в месте его проживания отсутствует соответствующие системы сетевого газо-тепло снабжения (газопровод, теплотрасса ), поэтом истец решил использовать для отопления электрическую энергию, так как в настоящее время отопление углем, дровами, мазутом практически населением не используется.
Представитель ответчика ГБПОУ КК «Староминский механикотехнологический техникум» < Ф.И.О. >5 исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что ГБПОУ КК «Староминский механикотехнологический техникум» является государственным учреждением и действует в соответствии с Уставом и действующим законодательством. Осуществляет деятельность в соответствии с локальными нормативными правовыми актами Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края. Возмещение расходов за коммунальные услуги учителям и мастерам их учреждения осуществляется в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края <...> от <...> и соответственно с Приложением <...> к указанному Постановлению, в перечне видов энергоносителей подлежащих возмещению за отопление такой вид как электричество не имеется. Производить оплату непосредственно для мастера производственного обучения < Ф.И.О. >1, в нарушение указанного Постановления не имеется законных на то оснований. Просил суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Представитель ответчика Министерства образования, науки и молодежной политике Краснодарского края, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. В суд представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также возражение, в котором пояснили, что возмещение затрат на отопление жилья электроэнергией постановлением главы администрации Краснодарского края от <...><...> не установлено. Просил суд отказать < Ф.И.О. >1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов Краснодарского края, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, в суд представил возражение, в котором указано, что компенсация расходов по оплате освещения педагогическим работникам производится не в полном объеме, а в размерах, установленных Постановлением <...>. Так, в соответствии с пунктом 10 Постановления <...> размер компенсации за освещение педагогическому работнику определяется из расчета 15 кВт-часов в месяц на одного человека, а по газоснабжению - по показателям соответствующих приборов учета (в случае их отсутствия - по нормативам потребления). Просил суд отказать Штефа А.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Обжалуемым решением Староминского районного суда от <...> в удовлетворении исковых требований < Ф.И.О. >1 к Министерству финансов Краснодарского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, ГБПОУ КК «Староминский механико-технологический техникум» о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в <...> копеек отказано.
В апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 поставлен вопрос об отмене решения Староминского районного суда от <...> как незаконного.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции < Ф.И.О. >1 и его представитель < Ф.И.О. >6 поддержали доводы жалобы, просили ее удовлетворить, представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >7 и представитель Министерства Финансов Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >8 просили решение суда оставить без изменения.
Представитель ГБПОУ КК «Староминский механико-технологический техникум» в судебное заседание суда апелляционной инстанции для рассмотрения апелляционной жалобы не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. В связи с изложенным судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия полагает, что решение Староминского районного суда от <...> является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п.п. «е», «ж» ст.72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования, отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в силу ч.2 ст.76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от <...><...> «О дополнительных мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Краснодарского края в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилого помещения, отопления и освещения», предоставление указанных мер должно было осуществляться ежемесячно в денежной форме за счет средств краевого бюджета по тарифам, действующим на момент осуществления соответствующих выплат.
Статьей 8 Федерального закона от <...> № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохранялся прежний порядок предоставления указанных льгот.
Согласно ст.З Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ.
При этом законодательно возмещение понесенных педагогическими работниками образовательных учреждений Краснодарского края расходов на оплату отопления и освещения на уровне указанного субъекта РФ на период с 2008 по 2010 года регламентировано законом Краснодарского края <...>-КЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» и постановлением главы администрации Краснодарского края от <...><...> «О предоставлении компенсационных выплат на возмещение расходов по оплате жилья, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», а на период с 2011 года и по 2013 года соответственно, помимо вышеуказанного закона Краснодарского края, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...><...> «О предоставлении мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения».
Федеральным законом не было отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.
В соответствии с «правилами предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», утвержденными постановлением Правительства РФ от <...><...>, при возмещении расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных абз.З п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», компенсации подлежали фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые проживают в сельской местности и которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Министерство финансов РФ вправе было предоставлять субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами РФ отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели.
Приказом Минфина РФ от <...><...>н «О введении отчетности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности» установлено, что финансирование расходов, связанных с реализацией законов в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств бюджетов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федерального бюджета.
В соответствии с требованиями ст. 1 ст. 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны РФ, т.к. законодательством Краснодарского края были установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от <...><...> «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
В силу статьи 4 Закона РСФСР от <...> N 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» вышеуказанные Постановления и Распоряжение являются действующими и подлежат применению (определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от <...><...>-Г07-22, определение Конституционного Суда РФ от <...><...>-О-П).
Согласно статье 8 Федерального закона от <...> «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие указанного Кодекса. Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» не содержит положения о такой замене, а, следовательно, в соответствии с действующим федеральным законодательством педагогические работники пользуются указанными льготами без внесения платы, то есть в натуральной форме, что неоднократно подтверждено судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от <...><...>-Г 05-2 и от <...><...>-Г 06-7).
В соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-<...> от <...> по делу № А22-1386/2008, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после <...> предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после <...>), статьи 26.3 Федерального закона от <...> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Следовательно, реализация законодательной нормы, закрепляющей право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от <...> «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие указанного Кодекса. Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» не содержит положения о такой замене, а, следовательно, в соответствии с действующим федеральным законодательством педагогические работники пользуются указанными льготами без внесения платы, то есть в натуральной форме, что неоднократно подтверждено судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от <...><...>-Г 05-2 и от <...><...>-Г 06-7).
В соответствии с Федеральным законом от <...><...>-ФЭ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ <...> от <...> «Об образовании»», вступившим в силу с <...>, в котором статья 55 изложена в новой редакции и ч.8 ст.47 Федерального закона от <...><...>-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в законную силу в части указанной статьи с <...>, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств субъектов РФ.
В соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов.
Согласно ч.8 ст.47 Федерального закона от <...><...>-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 10 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения, утвержденных Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края <...> от <...>, размер компенсации педагогическому работнику, педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, определяется по показателям для расчета размера компенсации расхода электроэнергии по оплате освещения--из расчета 15 кВт-часов в месяц на одного человека.
Иного порядка расчета размера компенсации не установлено. Исходя из заявленных исковых требований следует, что весь объем потребленной электроэнергии был израсходован именно на освещение и отопление. При этом учитывая значительный размер потребленной электроэнергии, очевидно, что большая часть электроэнергии затрачена истцом на отопление, что истцом не отрицается.
Однако, возмещение расходов за коммунальные услуги педагогическим работникам осуществляется в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края <...> от <...> и соответственно с Приложением <...> к указанному Постановлению. В данном приложении <...> в перечне видов энергоносителей подлежащих возмещению за отопление указаны следующие виды энергоносителей для нужд отопления: Тепловая энергия (Гкал), уголь (тонн), природный газ (куб. метров), сжиженный углеводородный газ (кг), мазут топочный (кг), дрова (куб. метров). В указанном приложении такого вида энергоносителя для нужд отопления как электричество не имеется.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отсутствие у истца технической возможности использовать для отопления тепловую энергию и природный газ через соответствующие сети не может свидетельствовать об отсутствии у него ранее возможности установить систему отопления для использования альтернативных видов энергоносителей: угля, сжиженного углеводородного газа, мазута топочного, дров, за использование которых предусмотрена соответствующая компенсация. Однако истец выбрал в качестве источника энергии для отопления своего домовладения в виде электрической энергии, который является одним из наиболее затратных видов энергии для отопления ( стоимость потребленной истцом электрической энергии составила 106 131 рубля 18 копеек).
Таким образом, решением Староминского районного суда от <...> в удовлетворении исковых требований о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в части компенсации по оплате жилищно-коммунальных услуг за отопление электрической энергией не имеется. Также не имеется оснований для компенсации расходов за освещение исходя из расчета 15 кВт-часов в месяц на одного человека, поскольку суду не представлены тарифы на электроэнергию за период с <...> по <...> отказано правомерно.
Суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства.
Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Староминского районного суда от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу < Ф.И.О. >1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено <...>.
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>