ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-21459/2017 от 25.07.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – < Ф.И.О. >2 Дело <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 июля 2017 года <...>

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего < Ф.И.О. >10

судей < Ф.И.О. >9, Кривцова А.С.,

по докладу судьи краевого суда < Ф.И.О. >9

при секретаре < Ф.И.О. >4,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 на решение Староминского районного суда от <...> по делу < Ф.И.О. >1 к Министерству финансов Краснодарского края, Мини­стерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, ГБПОУ КК «Староминский механико-технологический техникум» о возмеще­нии расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педа­гогическим работникам образовательных учреждений в размере 106 131 рубля 18 копеек.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Истец обратился в суд с иском к Министерству финансов Краснодарского края, Мини­стерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, ГБПОУ КК «Староминский механико-технологический техникум» о возмеще­нии расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педа­гогическим работникам образовательных учреждений в размере 106 131 рубля 18 копеек.

Исковые требования мотивированы тем, он работает в должности мастера производственного обучения ГБПОУ КК СМТТ «Старо­минский механико-технологический техникум» с <...>, то есть является педагогическим работником образовательного учреждения сельской местности. Истец проживает в доме, который оборудован электрическим котлом отоп­ления, что подтверждается приложением <...> Технического описания кон­структивных элементов и определения физического износа строений, отаплива­емых пристроек. В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от <...><...> «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются пра­вом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Законодательством РФ порядок предоставления педагогическим работникам села указанных льгот не установлен. В соответствии с действующим законодательством педагогиче­ские работники пользуются указанными льготами без внесения платы, то есть в натуральной форме. Аналогичные льготы предусмотрены и в ч.8 ст.47 Феде­рального закона от <...><...>-Ф3 «Об образовании в Российской Фе­дерации», действующего в настоящее время. Несмотря на натуральную форму представленных законом льгот, то есть полное освобождение от оплаты за отопление и освещение, либо путем выплаты компенсации понесенных расхо­дов в полном объеме, в период с 2015 г. по 2016 г. он вынужден был самостоя­тельно оплатить расходы по отоплению и освещению. Выплаченной компенса­ции в размере 946 рублей 80 копеек не хватило на погашение расходов на отоп­ление и освещение. Таким образом, причиненный истцу ущерб, вызванный не выплатой ему компенсации расходов, связанных с предоставлением мер соци­альной поддержки <...>., которые истец просит взыс­кать с ответчиков в его пользу.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали заявленные исковые требования, просили суд удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что в досудебном порядке истец обращался в Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края с просьбой о возмещении ему затрат на отопление жилья электроэнергией. В письменном виде ему было в этом отказано со ссылкой на то, что возмещение расходов за коммунальные услуги педагогическим работникам осуществляется в соответствии с Постанов­лением главы администрации (губернатора) Краснодарского края <...> от <...> и соответственно с Приложением <...> к указанному Постановле­нию. В данном приложении <...> в перечне видов энергоносителей подлежащих возмещению за отопление такого вида энергоносителя для нужд отопления как электричество не имеется. Однако он полагает, что это не является основанием для отказа ему в компенсации затрат на отопление электрической энергией, по­скольку в Законодательстве РФ соответствующего запрета не имеется. Сетевое газовое отопление и тепловую энергию истец не имел возможности использо­вать, поскольку в месте его проживания отсутствует соответствующие системы сетевого газо-тепло снабжения (газопровод, теплотрасса ), поэтом истец решил использовать для отопления электрическую энергию, так как в настоящее время отопление углем, дровами, мазутом практически населением не используется.

Представитель ответчика ГБПОУ КК «Староминский механико­технологический техникум» < Ф.И.О. >5 исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что ГБПОУ КК «Староминский механико­технологический техникум» является государственным учреждением и дей­ствует в соответствии с Уставом и действующим законодательством. Осу­ществляет деятельность в соответствии с локальными нормативными правовы­ми актами Министерства образования, науки и молодежной политики Красно­дарского края. Возмещение расходов за коммунальные услуги учителям и ма­стерам их учреждения осуществляется в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края <...> от <...> и со­ответственно с Приложением <...> к указанному Постановлению, в перечне ви­дов энергоносителей подлежащих возмещению за отопление такой вид как электричество не имеется. Производить оплату непосредственно для мастера производственного обучения < Ф.И.О. >1, в нарушение ука­занного Постановления не имеется законных на то оснований. Просил суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.

Представитель ответчика Министерства образования, науки и молодеж­ной политике Краснодарского края, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился. В суд представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие пред­ставителя, а также возражение, в котором пояснили, что возмещение затрат на отопление жилья электроэнергией постановлением главы администрации Крас­нодарского края от <...><...> не установлено. Просил суд отка­зать < Ф.И.О. >1 в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства финансов Краснодарского края, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного заседа­ния, в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, в суд пред­ставил возражение, в котором указано, что компенсация расходов по оплате освещения педагогическим работникам производится не в полном объеме, а в размерах, установленных Постановлением <...>. Так, в соответствии с пунктом 10 Постановления <...> размер компенсации за освещение педагогиче­скому работнику определяется из расчета 15 кВт-часов в месяц на одного чело­века, а по газоснабжению - по показателям соответствующих приборов учета (в случае их отсутствия - по нормативам потребления). Просил суд отказать Ште­фа А.В. в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Обжалуемым решением Староминского районного суда от <...> в удовлетворении исковых требований < Ф.И.О. >1 к Министерству финансов Краснодарского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, ГБПОУ КК «Старомин­ский механико-технологический техникум» о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам об­разовательных учреждений в <...> копеек отказано.

В апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 поставлен вопрос об отмене решения Староминского районного суда от <...> как незаконного.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции < Ф.И.О. >1 и его представитель < Ф.И.О. >6 поддержали доводы жалобы, просили ее удовлетворить, представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >7 и представитель Министерства Финансов Краснодарского края по доверенности < Ф.И.О. >8 просили решение суда оставить без изменения.

Представитель ГБПОУ КК «Староминский механико-технологический техникум» в судебное заседание суда апелляционной инстанции для рассмотрения апелляционной жалобы не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. В связи с изложенным судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия полагает, что решение Староминского районного суда от <...> является законным и обоснованным по следующим основаниям.

Так, в соответствии с п.п. «е», «ж» ст.72 Конституции РФ, социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования, отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в силу ч.2 ст.76 Конституции РФ, по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от <...><...> «О дополнительных мерах социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Краснодарского края в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) по оплате жилого помещения, отопления и освещения», предоставление указанных мер должно было осуществляться ежемесячно в денежной форме за счет средств краевого бюджета по тарифам, действующим на момент осуществления соответствующих выплат.

Статьей 8 Федерального закона от <...> № 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ компенсаций сохранялся прежний порядок предоставления указанных льгот.

Согласно ст.З Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с БК РФ.

При этом законодательно возмещение понесенных педагогическими ра­ботниками образовательных учреждений Краснодарского края расходов на оплату отопления и освещения на уровне указанного субъекта РФ на период с 2008 по 2010 года регламентировано законом Краснодарского края <...>-КЗ «О размере, условиях и порядке возмещения расхо­дов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений в сельских населенных пунктах, ра­бочих поселках (поселках городского типа)» и постановлением главы админи­страции Краснодарского края от <...><...> «О предоставлении ком­пенсационных выплат на возмещение расходов по оплате жилья, отопления и освещения отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа», а на период с 2011 года и по 2013 года соответственно, помимо вышеуказанного закона Краснодарского края, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от <...><...> «О предоставлении мер соци­альной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (посел­ках городского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отоп­ления и освещения».

Федеральным законом не было отменено предоставление льгот в натуральной форме для педагогических работников, а лишь предложено субъектам установить размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, по предоставлению таких льгот тем организациям и гражданам, которые оказывают такие услуги.

В соответствии с «правилами предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности», утвержденными постановлением Прави­тельства РФ от <...><...>, при возмещении расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмот­ренных абз.З п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», компенсации подлежали фактически понесенные бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за­траты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг граж­данам, которые проживают в сельской местности и которые работают в учре­ждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Министерство финансов РФ вправе было предоставлять субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами РФ отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные цели.

Приказом Минфина РФ от <...><...>н «О введении отчет­ности по финансированию расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и прожива­ющим в сельской местности» установлено, что финансирование расходов, свя­занных с реализацией законов в части предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств бюджетов РФ и местных бюджетов с последующей компенсацией соответствующих затрат из федераль­ного бюджета.

В соответствии с требованиями ст. 1 ст. 152 БК РФ гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, следовательно, взыскание указанных расходов не может быть произведено непосредственно с казны РФ, т.к. законо­дательством Краснодарского края были установлены порядок предоставления мер социальной поддержки и способ распределения бюджетных средств на эти цели.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от <...><...> «Об образовании» педагогические работники образовательных учре­ждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В силу статьи 4 Закона РСФСР от <...> N 263-1 «О действии ак­тов органов Союза ССР на территории РСФСР» вышеуказанные Постановления и Распоряжение являются действующими и подлежат применению (определе­ние Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от <...><...>-Г07-22, определение Конституционного Суда РФ от <...><...>-О-П).

Согласно статье 8 Федерального закона от <...> «О вве­дении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федераль­ные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие указанного Кодекса. Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об обра­зовании» не содержит положения о такой замене, а, следовательно, в соответ­ствии с действующим федеральным законодательством педагогические работ­ники пользуются указанными льготами без внесения платы, то есть в натураль­ной форме, что неоднократно подтверждено судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от <...><...>-Г 05-2 и от <...><...>-Г 06-7).

В соответствии с Постановлением Федерального арбитражного суда Се­веро-<...> от <...> по делу № А22-1386/2008, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после <...> предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Феде­рации (в редакции, действующей после <...>), статьи 26.3 Федерального закона от <...> № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совмест­ного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и уста­навливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных пол­номочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое обра­зование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Следовательно, реализация законодательной нормы, закрепляющей право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского ти­па) является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона от <...> «О вве­дении в действие Жилищного кодекса РФ» до внесения изменений в федераль­ные законы и иные нормативные правовые акты в части замены льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на компенсации в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный этими актами до введения в действие указанного Кодекса. Абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об обра­зовании» не содержит положения о такой замене, а, следовательно, в соответ­ствии с действующим федеральным законодательством педагогические работ­ники пользуются указанными льготами без внесения платы, то есть в натураль­ной форме, что неоднократно подтверждено судебной практикой (определения Верховного Суда РФ от <...><...>-Г 05-2 и от <...><...>-Г 06-7).

В соответствии с Федеральным законом от <...><...>-ФЭ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ <...> от <...> «Об образовании»», вступившим в силу с <...>, в котором статья 55 изложена в новой редакции и ч.8 ст.47 Федерального закона от <...><...>-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», вступившим в за­конную силу в части указанной статьи с <...>, педагогические работ­ники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации рас­ходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государ­ственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных обра­зовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств субъектов РФ.

В соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жи­лых помещений и коммунальных услуг за счет соответствующих бюджетов.

Согласно ч.8 ст.47 Федерального закона от <...><...>-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживаю­щие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образо­вательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федера­ции и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюдже­та, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Рос­сийской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавли­ваются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 10 Порядка и условий предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, прожи­вающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках го­родского типа) Краснодарского края, по оплате жилых помещений, отопления и освещения, утвержденных Постановлением главы администрации (губернато­ра) Краснодарского края <...> от <...>, размер компенсации педагоги­ческому работнику, педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, опре­деляется по показателям для расчета размера компенсации расхода электро­энергии по оплате освещения--из расчета 15 кВт-часов в месяц на одного чело­века.

Иного порядка расчета размера компенсации не установлено. Исходя из заявленных исковых требований следует, что весь объем потребленной элек­троэнергии был израсходован именно на освещение и отопление. При этом учитывая значительный размер потребленной электроэнергии, очевидно, что большая часть электроэнергии затрачена истцом на отопление, что истцом не отрицается.

Однако, возмещение расходов за коммунальные услуги педагогическим работникам осуществляется в соответствии с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края <...> от <...> и со­ответственно с Приложением <...> к указанному Постановлению. В данном приложении <...> в перечне видов энергоносителей подлежащих возмещению за отопление указаны следующие виды энергоносителей для нужд отопления: Тепловая энергия (Гкал), уголь (тонн), природный газ (куб. метров), сжиженный углеводородный газ (кг), мазут топочный (кг), дрова (куб. метров). В указанном приложении такого вида энергоносителя для нужд отопления как электричество не имеется.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что отсутствие у истца технической возможности ис­пользовать для отопления тепловую энергию и природный газ через соответ­ствующие сети не может свидетельствовать об отсутствии у него ранее воз­можности установить систему отопления для использования альтернативных видов энергоносителей: угля, сжиженного углеводородного газа, мазута то­почного, дров, за использование которых предусмотрена соответствующая компенсация. Однако истец выбрал в качестве источника энергии для отопле­ния своего домовладения в виде электрической энергии, который является од­ним из наиболее затратных видов энергии для отопления ( стоимость потреб­ленной истцом электрической энергии составила 106 131 рубля 18 копеек).

Таким образом, решением Староминского районного суда от <...> в удовлетворении исковых требований о возмещении расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддерж­ки педагогическим работникам образовательных учреждений в части компен­сации по оплате жилищно-коммунальных услуг за отопление электрической энергией не имеется. Также не имеется оснований для компенсации расходов за освещение исходя из расчета 15 кВт-часов в месяц на одного человека, по­скольку суду не представлены тарифы на электроэнергию за период с <...> по <...> отказано правомерно.

Суд правильно применил нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено; доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства.

Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Староминского районного суда от <...> оставить без изменения, апелляционную жалобу < Ф.И.О. >1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено <...>.

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>

<...>