ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2147/2020А2 от 12.02.2020 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Адиканко Л.Г. Дело № 33-2147/2020 А 2.129г

УИД 24RS0048-01-2018-016470-54

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 февраля 2020 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи: Туровой Т.В.,

судей: Петрушиной Л.М., Александрова А.О.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коваленко В.А., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Туровой Т.В. гражданское дело по иску Мкртчяна Виктора Завеновича к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании права собственности на земельный участок, по апелляционной жалобе представителя истца Мкртчяна В.З.- Галушко Т.В. на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 09 августа 2019 года, которым постановлено:

«Исковые требования Мкртчяна Виктора Завеновича к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м., категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования - для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес><адрес>, оставить без удовлетворения.

Взыскать с Мкртчяна Виктора Завеновича в пользу ООО «Кадастровый центр» расходы на проведение экспертизы в сумме 25 000 рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мкртчян В.З. обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании права собственности на земельный участок, требования мотивируя тем, что истец приобрел у Замешаева Г.Н. по договору купли-продажи от 02.11.2013 года земельный участок с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м. Данный земельный участок был образован из земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного администрацией Емельяновского района гражданам – членам СНТ «Добрый». До предоставления участка проведена установленная законом процедура выбора и согласования, в том числе, с КГУ «Емельяновское лесничество» и КГУ ОМ «Мининское лесничество» и 25.10.2011 года администрацией Емельяновского района издано постановление № 102 о предварительном согласовании места размещения земельного участка площадью 387711 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>. Постановлением администрации Емельяновского района от 22.06.2012 № 1956 данный земельный участок постановлено передать в аренду СНТ «Добрый» сроком на 1 год. После утверждения проекта планировки и проекта межевания территории СНТ «Добрый», 26.06.2012 между СНТ «Добрый» и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером . В последующем указанный земельный участок разделен на 164 участка, в том числе, участок истца, поставленный на кадастровый учет 27.08.2012 года. По соглашению сторон от 02.04.2013 года договор аренды земельного участка от 26.06.2012 года был расторгнут и постановлением администрации Емельяновского района от 03.06.2013 № 895 право аренды СНТ «Добрый» на земельный участок было прекращено; постановлено предоставить в собственность за плату членам СНТ «Добрый» земельные участки из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения садоводства. Приобретенный истцом у Замешаева Г.Н. участок истец использовал по целевому назначению, оплачивал платежи, необходимые для создания имущества общего пользования - дорог и линии электропередачи. 13.01.2016 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае обратилось в Емельяновский районный суд с иском к Мкртчяну В.З. об истребовании его земельного участка в собственность Российской Федерации в связи с нахождением участка на землях государственного лесного фонда, и решением Емельяновского районного суда от 29.03.2017 года иск был удовлетворен. После вынесения решения от 29.03.2017 года, Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» изменены правила отнесения земель к конкретным категориям, а также введены новые правила разрешения противоречий между лесным реестром, ГКН и ЕГРН. Пунктом 5 ст. 10 указанного закона установлено, что граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании нахождения объекта в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в связи с чем, истец обратился в суд и просил признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером , площадью 1200 кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца Мкртчян В.З. – Галушко Т.В. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права; ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих право собственности ответчика на земли лесного фонда, а также принадлежность спорного земельного участка к землям лесного фонда; указывает, что границы земель лесного фонда и заказника «Красноярский» не установлены в соответствии с действующим законодательством РФ, не поставлены на кадастровый учет; кроме того, считают, что заключение судебной экспертизы является недопустимым доказательством по делу, также оспаривает взыскание с истца расходов по оплате судебной экспертизы.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Федерального агентства лесного хозяйства – Бобровицкая Е.О., ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, в соответствии со ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе, из состава земель лесного фонда.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно статье 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в ведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель") в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (часть 3 статьи 14 закона).

Согласно ч. 5 статьи 10 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель" судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 г. N 1795-0, Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280 - ФЗ содержит положения, направленные на защиту прав граждан на земельные участки, находившиеся в границах лесничества, лесопарка, которые на основании судебного решения были прекращены: федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра; часть 5 его статьи 10 предусматривает право таких граждан требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции данного Федерального закона); соответствующий иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу данного Федерального закона.

Постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2010 № 196-п «Об образовании особо охраняемой природной территории - Государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский», на территории Березовского, Балахтинского, Емельяновского, Майского районов и муниципального образования г. Дивногорск Красноярского края образован государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский» общей площадью 348314 гектаров.

Указанным постановлением утверждено Положение «О Государственном комплексном заказнике краевого значения «Красноярский», пунктами 1.1, 1.2, 1.3 которого установлено, что Государственный комплексный заказник «Красноярский» является особо охраняемой природной территорией краевого значения. Заказник организован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков и не является юридическим лицом.

Заказник учитывается при разработке схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, иных видов градостроительной и землеустроительной документации, лесного плана Красноярского края, лесохозяйственных регламентов, схем комплексного использования и охраны водных объектов. В указанном Положении приведено описание местоположения заказника.

Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых следует, что Постановлением администрацией Емельяновского района от 25.10.2011 года № 102 предварительно согласовано СНТ «Добрый» место размещения земельного участка для ведения садоводства по адресу: <адрес>, площадью 387 711 кв. м. из земель сельскохозяйственного назначения.

Указанным постановлением утвержден акт выбора и обследования земельного участка для ведения садоводства от 24.08.2011 года.

Постановлением администрации Емельяновского района от 22.06.2012 года № 1956 земельный участок с кадастровым номером , категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, общей площадью 387 711 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> в аренду сроком на 1 год.

26.06.2012 года между МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» и СНТ «Добрый» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером сроком на 1 год.

03.06.2013 года администрацией Емельяновского района в лице МКУ «УправЗем» и СНТ «Добрый» подписано соглашение о расторжении договора аренды указанного земельного участка с кадастровым номером .

Постановлением администрации Емельяновского района от 03.06.2013 года № 895 прекращено право аренды СНТ «Добрый» на данный земельный участок; постановлено предоставить в собственность за плату членам СНТ «Добрый» земельные участки из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для ведения садоводства, в том числе, участок с кадастровым номером . Указанный участок на основании договора купли-продажи приобретен в собственность гражданами.

На основании договора купли-продажи от 02.11.2013 года Мкртчян В.З. приобрел спорный земельный участок у Замешаева Г.Н.

13.11.2013 года Управлением Росреестра по Красноярскому краю осуществлена государственная регистрация права собственности Мкртчяна В.З. на указанный недвижимый объект.

Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 29.03.2017 года удовлетворены исковые требования Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае к Мкртчяну В.З. об истребовании из чужого незаконного владения Мкртчяна В.З. в собственность Российской Федерации земельного участка кадастровый номер , местоположение: <адрес>. На Мкртчяна В.З. возложена обязанность освободить данный земельный участок. В ходе указанного гражданского дела установлено, что спорный земельный участок полностью располагается на землях государственного лесного фонда; на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 02.03.2015 года № 5/321-глр/р, а также п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, 25.03.2015 года органами Росреестра по Красноярскому краю произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на объект с кадастровым (условным) номером - лесной участок категории земель - земли лесного фонда, разрешенное использование - для освоения лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Емельяновского лесничества, площадь 153422, 7278 га, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

По сообщению КГКУ «Дирекция по особо охраняемым территориям Красноярского края» от 28.10.2015 года, земельные участки, образованные из состава земельного участка с кадастровым номером расположены в границах государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский» (Кластер 1), утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2010 года № 196-п и расположен на землях лесного фонда.

В соответствии заключением судебной экспертизы ООО «Кадастровый центр» №109-07/2019 от 11.07.2019 года, в результате проведения анализа и сопоставления материалов лесоустройства («Элита» Емельяновского лесничества, масштаб 1:25000, 1990 год) с данными ЕГРН, экспертом выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и земель категории особо охраняемых природных территорий - Государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский», который организован на землях лесного фонда.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку земельный участок с кадастровым номером образован на землях лесного фонда, на которых Постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2010 года создан государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский», отнесенный к категории особо охраняемых природных территорий.

Руководствуясь требованиями пункта 1 части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ), согласно которому положения части 3 настоящей статьи, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права собственности на земельный участок, расположенный в границах особо охраняемых природных территориях.

Подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы об отсутствии данных о наложении спорного земельного участка на территорию Государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский».

Изменениями, внесенными этим Федеральным законом в статью 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (пункт 5 статьи 7).

Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ статья 14 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» изложена в новой редакции. Согласно ч. 3 ст.14 21.12.2004 года N 172-ФЗ в указанной редакции, в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

При этом согласно п.1 ч. 6 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ, положения части 3 статьи 14 не распространяется на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

Согласно ч. 8 ст.14 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ, положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия.

При этом в силу ч. 3 ст.10 этого же Федерального Закона, положения федеральных законов, измененных настоящим Федеральным законом, применяются в отношении земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 4 статьи 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции настоящего Федерального закона), в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок.

Согласно ч.4 ст. 60.2 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в указанной редакции, границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (далее также - реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.

В соответствии с частью 1 ст. 94 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Согласно ответу КГКУ «Дирекция по ООПТ» спорный земельный участок расположен в границах государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский» (Кластер 1).

Пунктом 4 ст. 5 закона Красноярского края от 28.09.1995 года № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» установлено, что границы, задачи и особенности режима конкретной особо охраняемой природной территории краевого и местного значения определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, предусмотренном действующим законодательством для их создания.

Постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2010 года № 196-п «Об образовании особо охраняемой природной территории - государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский» (далее-Положение о заказнике) на территории Березовского, Балахтинского, Емельяновского, Майского районов и муниципального образования г. Дивногорск Красноярского края, общей площадью 348 314 гектаров, с целью сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Красноярского края, а также лесов вокруг города Красноярска в целях улучшения качества атмосферного воздуха, защиты лесных насаждений, почв и водных объектов от неблагоприятных природно-климатических и антропогенных факторов, повышения их санитарно-гигиенических, рекреационных, оздоровительных и средозащитных функций образован Государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский».

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона Красноярского края от 28.09.1995 года № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае» установлено, что создание государственных природных заказников и памятников природы краевого значения может осуществляться как с изъятием земельных участков (акваторий), так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников этих участков (акваторий).

Государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский» образован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков и не является юридическим лицом (п.1.2. Положения о заказнике).

Пунктом 1.3 Положения о заказнике установлено, что заказник учитывается при разработке схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, иных видов градостроительной и землеустроительной документации, лесного плана Красноярского края, лесохозяйственных регламентов, схем комплексного использования и охраны водных объектов.

Пунктом 3.2 Положения о заказнике определен перечень кварталов лесного фонда, входящих в заказник.

Границами заказника являются в соответствии со ст. 4.1. Положения о заказнике Кластер 1: северная: от юго-западного угла кв. № 35 АОЗТ «Майское» граница огибает с запада кв. № 35 АОЗТ «Майское»; огибает с севера кв. 33, 36 АОЗТ «Майское», кв. № 143, 144, 140 Никольского участкового лесничества; огибает с востока - кв. № 183, 184, 196, 197 Устюгского участкового лесничества, кв. 37, 39 АОЗТ «Майское»; огибает с севера кв. № 213, 214 Устюгского участкового лесничества, кв. № 4 АОЗТ «Устюгское», кв. № 200, 187 - 189, 203, 149 Устюгского участкового лесничества. Пересекает по дороге кв. № 5, 12 АОЗТ «Устюгское». Огибает с севера и востока кв. № 14, АОЗТ «Устюгское». Огибает с севера кв. № 2 АОЗТ «Шуваевское» по дороге до п. Красный Пахарь, далее по дороге через кв. №1,2 АОЗТ «Логовик» до границы Сухобузимского района; огибает с востока кв. № 1 АОЗТ «Частоостровское». По границе с Сухобузимским районом доходит до р. Енисей; восточная: вверх по левому берегу р. Енисей до границы с землями г. Красноярск; южная: по границе с землями г. Красноярск до пересечения с Караульным участковым лесничеством; западная: огибает с юга земли АОЗТ «Элита» и АОЗТ «Соболевский»; огибает с юга и запада кв. № 46, 45, 44, 39 Еловского участкового лесничества, кв. № 12, 11 Крутокачинского участкового лесничества; огибает с юга кв. N 22, 21 Еловского участкового лесничества; огибает с востока кв. № 8, 7, 19, 31 Крутокачинского участкового лесничества; огибает с юга кв. № 31, 30, 17, 28 Крутокачинского участкового лесничества; огибает с запада и севера кв. № 28, 16, 4 - 8 Крутокачинского участкового лесничества, кв. № 21, 15, 8, 1 - 3 Еловского участкового лесничества, кв. № 176, 175, 157, 143, 122, 94, 75, 76, 77 Кемчугского участкового лесничества; кв. № 10, 2, 1 АОЗТ «Емельяновское»; огибает с юга кв. № 40 АОЗТ «Майское», кв. № 230 Кемчугского участкового лесничества; огибает с запада кв. № 38 АОЗТ «Майское» до начальной точки северной границы.

Лесохозяйственным регламентом, утвержденным приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 года № 139-0 «Об утверждении лесохозяйственного регламента Емельяновского лесничества» установлено, что общая площадь земель лесного фонда лесничества составляет 326 154 га и в административно - хозяйственном отношении подразделяется на семь участковых лесничеств: Кемчугское, Мало-Кемчугское, Михайловское, Мостовское, Никольское, Устюгское и Емельяновское (п. 1.1.2). Согласно п. 1.1.8, кварталы 4-12 совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества (1-й кластер ГКЗ «Красноярский») входят в перечень особо охраняемых природных территорий.

Положением о заказнике установлен его режим охраны и природопользования, который обязаны соблюдать все без исключения лица, осуществляющие деятельность на территории заказника.

Так, в соответствии с разделом 5 Положения о заказнике, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов на территории заказника могут осуществляться по проектам, получившим положительные заключения государственных экспертиз в соответствии с законодательством Российской Федерации; предоставление в пользование земельных участков и природных ресурсов на территории заказника осуществляется в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях, гражданским, земельным, водным, лесным и иным законодательством Российской Федерации и Красноярского края.

Принимая во внимание, что государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский» организован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков, в силу п. 2 ст. 9 Федерального закона от 04.12.2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, спорный земельный участок располагается в границах заказника, на землях лесного фонда, отнесенных к категории особо охраняемых территорий.

Границы заказника установлены в соответствии с нормами действующего законодательства: законом Красноярского края от 28.09.1995 года № 7-175 «Об особо охраняемых природных территориях в Красноярском крае», согласно которому границы особо охраняемой природной территории определяются положениями о них, утверждаемыми в порядке, предусмотренном действующим законодательством для их создания, Положением о заказнике, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 20.04.2010 года № 196-п.

Не могут быть приняты доводы жалобы об оспаривании выводов судебной экспертизы, поскольку экспертное заключение выполнено в соответствии с требованиями статьи 86 ГПК РФ компетентными экспертами, имеющими стаж работы в соответствующей области экспертной деятельности, выводы экспертов последовательны, не содержат противоречий, экспертами даны ответы на все поставленные вопросы. Границы спорного земельного участка и особо охраняемой природной территории на землях лесного фонда определены соответствующими методами, для определения наложения границ земельных участков использовались необходимые данные, предоставленные экспертам по поручению суда. Эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ. В связи с изложенным оснований сомневаться в правильности выводов экспертов судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы представителя истца о необоснованном возложении расходов по оплате судебной экспертизы на истца судебной коллегией также не могут быть приняты во внимание.

Так, согласно ч. 1 ст. 96 ГПК РФ денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, подлежат оплате стороной, заявившей соответствующую просьбу.

Вместе с тем, распределение расходов по оплате экспертного исследования должно осуществляться судом с учетом бремени доказывания обстоятельств, имеющих значение для дела, возложенного на каждую из сторон.

Статья 56 ГПК РФ предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из материалов дела следует, что истцом заявлено требование о признании права собственности на земельный участок, при этом указано, что последний не расположен в границах особо охраняемых территорий; при назначении судом экспертизы, расходы по её проведению возложены на истца.

Таким образом, с учетом того, что назначение судом землеустроительной экспертизы по настоящему делу вызвано правовой позицией истца по делу, без проведения которой не мог быть правильно разрешен по существу спор, в разрешении которого истец заинтересован, возложение обязанности по несению расходов за проведение экспертизы на истца, которому отказано в удовлетворении исковых требований, основано на положениях ч. 1 ст. 96 ГПК РФ и ст. 56 ГПК РФ, поскольку обязанность доказывания возлагается на ту сторону, которая ссылается на соответствующие обстоятельства.

При таком положении доводы апелляционной жалобы представителя Мкртчяна В.З.- Галушко Т.В. не основаны на фактических обстоятельствах и материалах дела, являлись предметом исследования суда первой инстанции, которым оценены и мотивированы в решении, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены судебного решения.

Таким образом, судом первой инстанции всесторонне и объективно исследованы все фактические обстоятельства дела, им дана должная правовая оценка, верно применены нормы материального и процессуального права и вынесено законное решение, процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 09 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Мкртчяна В.З. - Галушко Т.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: