ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2161/2022 от 20.06.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Редикальцева Н.Н.

поступило 01 июня 2022 г.

дело № 33-2161/2022

УИД 04RS0010-01-2022-000322-54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 июня 2022 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Нимаевой О.З.,

судей коллегии: Базарова В.Н., Болдонова А.И.,

при секретаре Гетмановой А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике Бурятия в лице отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Улан-Удэ и Иволгинскому району к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о прекращении права собственности, по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 12.04.2022 года, которым постановлено:

Иск Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике Бурятия в лице отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Улан-Удэ и Иволгинскому району удовлетворить.

Прекратить право собственности Аюшеева Аюра Шагдуровича, ... г.р. на охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольного оружия марки «», калибра ..., №....

Разрешить отделу лицензионно-разрешительной работы по г. Улан-Удэ и Иволгинскому району Управления Росгвардии по Республике Бурятия предпринять меры по уничтожению указанного оружия.

Заслушав доклад судьи Болдонова А.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике Бурятия обратилось в суд с иском к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, в котором просило прекратить право собственности Аюшеева А.Ш. на охотничье оружие марки «», калибра ..., №..., разрешить отделу лицензионно-разрешительной работы по г. Улан-Удэ и Иволгинскому району Управления Росгвардии по Республике Бурятия предпринять меры по уничтожению указанного оружия.

Исковые требования мотивированы тем, что Аюшеев А.Ш., ... г.р., являлся владельцем охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия марки «», калибра ..., №....

Разрешение серии № ... на хранение и ношение указанного оружия было выдано Аюшееву А.Ш. ... года по адресу: ,

Указанное оружие было изъято 06 сентября 2014 года в связи с нарушением правил хранения и хранится по настоящее время находится на хранении на складе ЦхиСО Тыла МВД по Республике Бурятия.

Аюшеев А.Ш. ... г. умер.

До настоящего времени наследники Аюшеева А.Ш. не объявились, мер к устранению причин, послуживших основанием для изъятия оружия, не предприняли, разрешение на право хранения и ношения оружия не получили.

Представитель истца отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Улан-Удэ и Иволгинскому району Управления Росгвардии по Республике Бурятия по доверенности Батуев В.Л. в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором исковые требования поддержал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель ответчика Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае по доверенности Очирова С.В. в за суда не явилась, направила в суд возражения на исковое заявление, в котором указала, что по настоящему делу Межрегиональное территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае не является надлежащим ответчиком. Полагает, что в случае отсутствия наследников уполномоченный орган обязан самостоятельно обратиться в суд с требованием об уничтожении оружия и самостоятельно прекратить право собственности на оружие, в связи со смертью собственника.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Очирова С.В. просит его отменить, указывая, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику, деятельность по обращению с оружием подлежит лицензированию. МТУ Росимущества не имеет лицензии на обращение с оружием, в его полномочия не входит учет и регистрация оружия, выдача лицензии на оружие, оформление, изменение и прекращение права собственности, не имеет помещений для хранения оружия. Учитывая, что требования заявлены к МТУ Росимущества, следовательно, на него решением, суда возложена обязанность прекратить право собственности на оружие, которое МТУ Росимущества не сможет выполнить из-за отсутствия полномочий, которые возложены на истца, наследником выморочного оружия является уполномоченный орган на обращение с оружием.

При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 ГК РФ предусматривающей, что если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества которое не может принадлежать данному собственнику.

Если наследники в течение шестимесячного срока и после не заявили о своих правах на наследство, не предприняли мер к устранению причин, послуживших основанием для изъятие оружия, не представили разрешение на право хранения и ношения наследуемого или отказались вступать в наследство, в связи с чем, уполномоченный орган обязан самостоятельно прекратить право собственности на оружие, в связи со смертью собственника.

Таким образом, вынесенное решение не соответствует нормам права.

Представитель ответчика Очирова С.В. в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представители истца Батуев В.Л. и Купцов А.В. в суде апелляционной инстанции с доводами жалобы ответчика не согласились, просили решение оставить без изменения.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив решение суда, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, Аюшеев А.Ш. ... г.р., являлся владельцем охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия марки «», калибра ..., №....

Разрешение серии № ... на хранение указанного оружия было выдано Аюшееву А.Ш. ... года по адресу: .

Указанное оружие было изъято у Аюшеева А.Ш. 06 сентября 2014 года и хранится по настоящее время на складе ЦхиСО Тыла МВД по Республике Бурятия.

Аюшеев А.Ш. ... года умер, наследственное дело к имуществу умершего не заводилось, меры к оформлению права на владение данным оружием наследниками не принимались.

Из акта осмотра оружия от 20 июня 2021 г. следует, что в ходе осмотра охотничьего огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия марки «САЙГА», калибра ..., №... установлено, что настоящее оружие не имеет ограничения, не имеет никакой материальной ценности, реализация его через розничную торговлю нецелесообразна.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 235, 238, 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона "Об оружии" и исходил из того, что после смерти Аюшеева А.Ш. его наследники в течение шестимесячного срока после смерти наследодателя не объявились, и не заявили о своих правах на наследство, сведений о возможных наследниках не имеется, открывшееся после его смерти наследство в виде оружия подлежит переходу в собственность государства, приняв во внимание сведения из акта осмотра оружия о том, что оружие не имеет никакой материальной ценности, реализация его через розничную торговлю нецелесообразна, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности прекращения права собственности Аюшеева А.Ш. на оружие и разрешении принятия мер по его уничтожению.

Судебная коллегия не находит оснований согласиться с данными выводами суда первой инстанции в силу следующего.

Часть 4 ст. 20 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" предусматривает, что дарение и наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия.

В соответствии с п. 1 ст. 1180 ГК РФ принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.

Согласно п. 2 этой же статьи меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.

На основании п. 3 ст. 238 ГК РФ, если в собственности гражданина или юридического лица по основаниям, допускаемым законом, окажется вещь, на приобретение которой необходимо особое разрешение, а в его выдаче собственнику отказано, эта вещь подлежит отчуждению в порядке, установленном для имущества, которое не может принадлежать данному собственнику.

При этом, истец, обращаясь в суд с указанным иском к МТУ Росимущества, при этом не просил признать спорное оружие выморочным, признать на него право собственности Российской Федерации, истцом исходя из оснований и предмета иска к данному ответчику не обосновано заявлены сформулированные в исковом заявлении требования.

Согласно статье 1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее также - Закон об оружии) оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия (далее - оружие) - это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации.

В силу статьи 18 указанного закона торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица, производящие гражданское и служебное оружие и патроны к нему на основании лицензии на их производство, а также юридические лица, осуществляющие торговлю на основании лицензии на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему.

Статьей 28 Закона об оружии установлено, что контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

В соответствии с пунктами 12, 16, 27 части 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия; исполнять решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.

Как установлено пунктом 6 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (далее также - Правила), торговлю оружием и патронами (составными частями к патронам) к нему на территории Российской Федерации имеют право осуществлять юридические лица на основании лицензии, предоставленной им в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Юридические лица, имеющие лицензии на торговлю оружием и патронами, принимают на комиссионную продажу оружие и патроны, обращенные в установленном порядке в государственную собственность (пункт 9 Правил).

Пунктом 10 Правил установлено, что продажу гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территория Российской Федерации могут осуществлять Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (далее - государственные военизированные организации); организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия (далее именуются - юридические лица с особыми уставными задачами); поставщики (продавцы); юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство; граждане Российской Федерации; подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия (п. 54 Правил).

Изъятие оружия и патронов производится в случаях, установленных федеральным законодательством (п. 78 Правил).

Согласно пункту 79 Правил оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.

Изъятые либо конфискованные оружие и патроны подлежат передаче в территориальные органы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, либо в органы внутренних дел.

В соответствии с пунктом 1 Положения о распоряжении имуществом, обращенным в собственность государства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N 1238, оно определяет порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).

При этом, на основании пункта 2 названного Положения, оно не распространяется на имущество, обращенное в собственность государства, в отношении которого федеральными законами или в соответствии с ними установлен особый порядок распоряжения.

На основании п. 3 Положения для распоряжения в порядке, установленном названным Положением, подлежит передаче Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, его территориальным органам (далее - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) имущество, обращенное в собственность государства, за исключением перечисленного в указанном пункте имущества, в том числе имущества, в отношении которого введены ограничения оборотоспособности, передаваемого уполномоченным федеральным органам исполнительной власти или организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пп. б).

Согласно пункту 11 Положения имущество, обращенное в собственность государства, подлежит распоряжению следующими способами: а) переработка (утилизация); б) уничтожение; в) реализация.

Реализацию движимого имущества, обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации (в том числе конфискованного, движимого бесхозяйного и изъятого имущества, а также товаров, помещенных под таможенную процедуру отказа в пользу государства при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза) или поступившего в собственность государства в порядке наследования, и кладов, переданных в государственную собственность, осуществляет в соответствии с Положением о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1041, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое в целях организации его продажи вправе привлекать юридические и физические лица в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как установлено Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений (пункт 1).

В силу п. 5.5 указанного Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Росимущество в установленной сфере деятельности организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднено (за исключением вещественных доказательств, для которых законодательством Российской Федерации установлены особые правила обращения), а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением недвижимого имущества, включая земельные участки, акции, доли в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций), переработку такого имущества или его уничтожение (указанные полномочия не распространяются на отношения, связанные с этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией).

Принимая во внимание указанные правовые предписания, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом правом распоряжения оружием и патронами к нему не наделено, так как данное имущество имеет ограничения оборотоспособности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 129 ГК РФобъекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным образом, если они не ограничены в обороте.

Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (пункт 2 указанной статьи).

В силу статьи 129 ГК РФ, статей 6, 13, 18 Закона об оружии гражданское оружие относится к объектам гражданских прав, которые ограничены в гражданском обороте и могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица только с соблюдением требований специального законодательства, в частности Закона об оружии и Правил оборота служебного и гражданского оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814, что исключает возможность его передачи для распоряжения ответчику.

Кроме того, пунктом 82 Правил установлено, что изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.

По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы, имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.

Согласно пункту 83 Правил изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

Также истцом в нарушение приведенных положений п. 82, 83 Правил не представлено суду доказательств, что оружие, являющееся предметом спора, не имеет культурную ценность, не относится к оружию, в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, является технически непригодным для эксплуатации, самодельным или переделанные, а также запрещенным к обороту на территории Российской Федерации.

Таким образом, вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований не соответствует подлежащим применению нормам права, сделан без учета всех юридически значимых обстоятельств дела и, следовательно, являются неправомерным.

В этой связи, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Иволгинского районного суда Республики Бурятия от 12.04.2022 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике Бурятия в лице отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Улан-Удэ и Иволгинскому району к Межрегиональному территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае о прекращении права собственности и разрешении принятия мер по уничтожению оружия оставить без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) в течение трех месяцев, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи коллегии: