ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2189 от 01.12.2016 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Юпуртышкина С.В. дело № 33-2189

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 1 декабря 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Волковой О.В.,

судей Иванова Ал.В. и Халиулина А.Д.,

при секретаре Иванове И.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» на решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 20 сентября 2016 года, которым постановлено:

иск прокурора Звениговского района удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Красноярское сельское поселение» в срок до <дата> года произвести в границах муниципального образования инвентаризацию бесхозяйных участков, покрытых лесными насаждениями.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Иванова Ал.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Звениговского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» (далее администрация МО «Красноярское сельское поселение»), в котором с учетом уточнений просил обязать ответчика в срок до <дата> года провести инвентаризацию бесхозяйных лесных участков.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Звениговского района проведена проверка соблюдения лесного законодательства ответчиком, в ходе которой установлено, что на территории сельского поселения имеются лесные участки площадью <...> га около <адрес> и площадью <...> га около <адрес>, которые не относятся к государственному лесному фонду, в государственной и муниципальной собственности не состоят. Проверкой установлено, что фактически лесные участки остались бесхозяйными объектами, ответственные за противопожарное состояние участков лица отсутствуют.

Судом вынесено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Красноярское сельское поселение» просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указано, что решение суда является незаконным и необоснованным, вынесено с нарушением норм материального права, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Судом необоснованно установлено существование бесхозяйных земельных участков, на которых произрастают зеленые насаждения. Суд неправильно истолковал понятие «лесной участок». Государственная инвентаризация лесов проводится Федеральным агентством лесного хозяйства. Истцом не представлено доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Звениговского района просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель третьего лица Министерства лесного и охотничьего хозяйства Республики Марий Эл не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в установленном порядке о необходимости обеспечения своего участия в судебном заседании при рассмотрении жалобы судебную коллегию не уведомил, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя администрации МО «Красноярское сельское поселение» Скворцова Л.М., поддержавшего доводы жалобы, объяснения прокурора Полозовой Т.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно представленному истцом акту осмотра от <дата> года прокуратурой Звениговского района совместно с главой администрации Красноярского сельского поселения Скворцовым Л.М., заместителем руководителя ГКУ Республики Марий Эл «Звениговское лесничество» <...>., участковым лесничим Нуктужского участкового лесничества ГКУ Республики Марий Эл «Звениговское лесничество» <...>, заместителем главного государственного инспектора Звениговского района по использованию и охране земель <...> проведен осмотр земельного участка, покрытого лесными насаждениями, зафиксированного в генплане МО «Красноярское сельское поселение» и не входящего в план лесонасаждений <адрес> На данном земельном участке имеются лесные насаждения породы сосна, площадь земельного участка приблизительно <...> га.

С учетом указанного акта осмотра суд первой инстанции возложил на администрацию МО «Красноярское сельское поселение» обязанность по проведению в границах муниципального образования инвентаризации бесхозяйных участков, покрытых лесными насаждениями.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции в связи со следующим.

В ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) отражен один из важнейших принципов гражданского процесса - принцип диспозитивности, согласно которому суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Абзацем 2 ч. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Как следует из заявления об уточнении исковых требований от 17 августа 2016 года, прокурор Звениговского района Республики Марий Эл просил обязать ответчика в срок до <дата> года провести инвентаризацию лесных участков, находящихся на территории муниципального образования «Красноярское сельское поселение» (л.д. <...>).

В судебном заседании от 20 сентября 2016 года помощник прокурора Звениговского района поддержал уточненные исковые требования (л.д. <...>).

В соответствии со ст. 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее ЛК РФ) леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно ст. 7 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего кодекса.

Таким образом, понятие «лесной участок» не тождественно понятию «участок, покрытый лесными насаждениями».

Поскольку в соответствии с принципами гражданского законодательства лишь сторона в споре определяет способ и объем защиты своих прав, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в нарушении ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд первой инстанции неправомерно вышел за пределы заявленных исковых требований и принял решение по требованиям, которые прокурором Звениговского района не заявлялись.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ) сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Статьей 14 ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные п.п. 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч. 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно ст.81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится осуществление государственной инвентаризации лесов.

В соответствии со ст.90 ЛК РФ государственная инвентаризация лесов проводится в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами. Государственная инвентаризация лесов проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Порядок проведения государственной инвентаризации лесов устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно Порядку проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденному приказом Рослесхоза от 06 июня 2011 года № 207, государственная инвентаризация лесов проводится Федеральным агентством лесного хозяйства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами с использованием методов математической статистики.

В силу ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах; учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней. Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.

С учетом указанных норм права судебная коллегия приходит к выводу, что администрация МО «Красноярское сельское поселение» является органом местного самоуправления, в полномочия которого не входит проведение инвентаризации лесных участков.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют, а решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене в соответствии с п. 1 ч.1 ст.330 ГПК РФ в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Звениговского районного суда Республики Марий Эл от 20 сентября 2016 года отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Звениговского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Красноярское сельское поселение» об обязании провести инвентаризацию лесных участков отказать.

Председательствующий О.В. Волкова

Судьи Ал.В. Иванов

А.Д. Халиулин