ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2194 от 06.03.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Юрченко Л.П. Дело № 33-2194 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 марта 2017 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Старовойт Р.К.,

судей Розановой М.А., Наконечной Е.В.

при секретаре Моисеенко А.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ООО «Главное управление жилищным фондом» в лице филиала «Уссурийский» о понуждении произвести капитальный ремонт жилого фонда военного городка <адрес> по апелляционной жалобе представителя ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Ли В.А. на решение Анучинского районного суда Приморского края от 15.11.2016, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., объяснение военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона Ахмедова А.М., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

военный прокурор 32 военной прокуратуры гарнизона, действуя в защиту законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ООО «Главное управление жилищным фондом» в лице филиала «Уссурийский» о понуждении произвести капитальный и текущий ремонт жилого фонда.

В обоснование требований истец указал, что здание многоквартирного дома инв. (1938 года постройки), расположенное по адресу: <адрес>, ДОС 11, военный городок , состоит на балансе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, является собственностью Российской Федерации, в лице Минобороны России. Обслуживание указанного жилищного фонда осуществляется филиалом «Уссурийский» ООО «Главное управление жилищным фондом» на основании заключенного с Минобороны России договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны РФ № 2-УЖФ-03 от 27.07.2015. По условиям данного договора управляющей организацией ООО «ГУЖФ» осуществляется текущий ремонт, проведение капитального ремонта возложено на собственника имущества ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Согласно акту приема-передачи объекта специализированного жилищного фонда от 29.06.2015 ОАО «Славянка» в лице филиала «Уссурийский» передало ООО «ГУЖФ» в лице филиала «Уссурийский» многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, ДОС 11, военный городок , 1938 года постройки. В ходе проведения проверки специализированного жилищного фонда Минобороны России в военном городке <адрес> на предмет проведения капитального ремонта было установлено, что собственник не исполняет обязанности по проведению капитального ремонта указанного жилого фонда, составлены дефектные акты. В акте общего осмотра жилых зданий и сооружений имущественного комплекса военного городка 61 от 07.09.2016, указано, что многоквартирный дом инв. эксплуатируется по назначению и нуждается в проведении капитального ремонта: отмоски, цоколя, стен, кровли, водоотводящей системы, окон и дверей, канализации, теплового узла, а также в проведении текущего ремонта системы центрального отопления, системы холодного водоснабжения, электропроводки,. Необходимость проведения капитального и текущего ремонта указанных конструктивных элементов обоснована актом осмотра здания многоквартирного дома. Ранее капитальный и текущий ремонты в доме не проводились. Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанностей собственника и наймодателя по капитальному ремонту принадлежащего ему имущества, приводит к существенному нарушению прав граждан, проживающих в указанном жилищном фонде. Просил возложить на Министерство обороны РФ, ФГКУ «ДВ ТУИО» МО РФ обязанность произвести капитальный ремонт многоквартирного дома инв. , расположенного по адресу: <адрес>, ДОС 11, военный городок , а именно отмоски, цоколя, стен, кровли, водоотводящей системы, полов, окон и дверей, канализации и теплового узла. Просил возложить на ООО «Главное управление жилищным фондом» обязанность произвести текущий ремонт указанного многоквартирного дома, а именно в системе центрального отопления, системы холодного водоснабжения и электропроводки.

Помощник военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, пояснил, что выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Министерства обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ООО «Главному управлению жилищным фондом» в лице филиала «Уссурийский».

Согласно письменным возражениям представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, указав, что ФГКУ «ДВ ТУИО» МО РФ является ненадлежащим ответчиком, поскольку не является государственным заказчиком, либо его представителем, не имеет права проводить капитальные и текущие ремонты объектов недвижимости. Государственный контракт № 4-КЖФ на оказание услуг по техническому обеспечению казарменно-жилищного фонда военных городков МО РФ и иных фондов, используемых в интересах МО РФ от 19.05.2015 был заключен между МО РФ в лице руководителя Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций МО РФ, и АО «Главное Управление жилищно-коммунального хозяйства». Согласно п. 6 Устава учредителем Учреждения является Российская Федерация, функции и полномочия которой осуществляет Министерство обороны РФ. Пунктом 21 Устава закреплен исчерпывающий перечень видов деятельности, среди которых отсутствует такой вид как осуществление работ по ремонту жилищного фонда Министерства обороны РФ. Уставом не предусмотрены такие полномочия как обеспечение содержания, ремонта и эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в оперативном в оперативном управлении Учреждения. В бюджетной смете Учреждения отсутствуют лимиты на указанные статьи расхода. Штатным расписанием не предусмотрены должности инженеров-проектировщиков, сметчиков, строителей, плотников-бетонщиков, газо-(электро-) сварщиков, каменщиков, сантехников, электриков. Разработкой проектно-сметной документации, выполнением самих работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства должны заниматься индивидуальные предприниматели или юридические лица, имеющие свидетельства о допуске к таким видам работ. Учреждение в структуру Департамента строительства МО РФ не входит. Полагает, что представленных доказательств недостаточно для принятия удовлетворительного решения.

Судом постановлено решение, которым на Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России возложена обязанность произвести капитальный ремонт многоквартирного дома инв. , расположенного по адресу: <адрес>, ДОС 11, военный городок , отмостки, цоколя, стен, кровли, водоотводящей системы, окон и дверей, системы холодного водоснабжения, канализации, электропроводки, теплового узла. На ООО «Главное управление жилищным фондом» возложена обязанность произвести текущий ремонт многоквартирного дома инв. , расположенного по адресу: <адрес>, ДОС 11, военный городок , системы центрального отопления, системы холодного водоснабжения и электропроводки.

С указанным решением не согласился ответчик ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе представитель ответчика ссылается на доводы, аналогичные тем, которые приводились в возражениях на заявленные требования. Указано, что вопрос о признании спорного объекта нуждающимся в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ. Согласно Уставу учреждения ФГКУ «ДВ ТУИО» МО РФ не уполномочено производить работы по текущему и капитальному ремонту спорного жилого дома.

Военный прокурор 32 военной прокуратуры гарнизона в судебном заседании апелляционной инстанции полагал решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению. Пояснил, что приватизированных квартир в спорном многоквартирном жилом доме не имеется, дом принадлежит Минобороны России. Истец просил возложить обязанность по проведению текущего ремонта внутридомовой системы центрального отопления, холодного водоотведения, электропроводки, требований о проведении капитального ремонта указанных систем прокурор не заявлял.

Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиком.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения военного прокурора, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ. Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено не было.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Судом установлено, что многоквартирный жилой дом инвентарный , расположенный по адресу: <адрес>, ДОС 11, военный городок , является федеральной собственностью, закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Учредителем ФГКУ «ДВ ТУИО» МО РФ является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет Министерство обороны РФ.

Управление общим имуществом в вышеуказанном доме осуществляет филиал «Уссурийский» ООО «Главное управление жилищным фондом» на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за ВС РФ от 27.07.2015 № 2-УЖФ-03, заключенного между Министерством обороны РФ и ООО «ГУЖФ».

В разделе № 3 условий договора управляющая организация осуществляет техническое обслуживание объектов имущественного комплекса, проводит работы по текущему ремонту. ООО «ГУЖФ» обязано направлять заказчику предложения при необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в жилищном фонде (п.п. 3.1.1., 3.1.2., 3.1.15., 3.1.22.).

Проверкой проведенной военным прокурором 32 военной прокуратуры гарнизона установлен факт ненадлежащего исполнения собственником обязанностей, вытекающих из бремени содержания и обслуживания жилого дома, и необходимость в проведении капитального и текущего ремонта общего имущества в многоквартирном жилом доме.

Суд первой инстанции, дав надлежащую оценку сложившимся правоотношениям сторон, руководствуясь положениями ст. ст. 125, 210, 214, 681 ГК РФ, ст. 158 ЖК РФ, Федерального закона РФ от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», сославшись на Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», пришел к обоснованному выводу о том, что ответчики должным образом не исполняют обязанности по содержанию жилищного фонда Министерства обороны РФ, несмотря на наличие физического износа конструктивных элементов здания, капитальный и текущий ремонт многоквартирного жилого дома не производится, вследствие чего существенно нарушаются права граждан, проживающих в специализированном жилищном фонде.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.

Частью 1 статьи 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Согласно ч. 2 ст. 676 ГК РФ наймодатель обязан осуществлять надлежащую эксплуатацию жилого дома, в котором находится сданное внаем жилое помещение, предоставлять или обеспечивать предоставление нанимателю за плату необходимых коммунальных услуг, обеспечивать проведение ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг, находящихся в жилом помещении.

В соответствии с материалами дела и нормами действующего законодательства судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что Министерство обороны РФ, выступая от имени собственника данного жилищного фонда, а также созданное этим Министерством ФГКУ "ДВ ТУИО" МО РФ в целях выполнения обязанностей по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных сил РФ, организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ, и ООО «Главное управление жилищным фондом», принявшее на себя в силу договора от 27.07.2015 обязанности по надлежащему содержанию специализированного жилищного фонда военных городков, обязаны устранить выявленные в ходе проверки недостатки, путем проведения капитального и текущего ремонта конструктивных элементов здания.

Распределяя между ответчиками вид ремонта (текущий и капитальный), суд первой инстанции верно исходил из акта общего осмотра здания от 07.09.2016, согласно которому капитальный ремонт жилого комплекса военного городка , 1938 года постройки производился 1987 году. В неудовлетворительном состоянии, требующем проведения капитального ремонта, находятся: отмостки, цоколь, стены, кровля, водоотводящая система, пол, окна, двери, канализации и тепловой узел. Системе центрального отопления, системе холодного водоснабжения и электрооборудованию здания требуется проведение текущего ремонта.

Ответчики доказательств в подтверждение обратному в нарушение ст. 56 ГПК РФ не предоставили.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГКУ «ДВ ТУИО» МО РФ не наделено полномочиями по капитальному ремонту жилищного фонда опровергаются материалами дела, в том числе, Уставом ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ, из которого следует, что учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества осуществляет права владения, пользования им в пределах, установленных законодательством РФ, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника имущества и назначением имущества. Учреждение обязано обеспечить эффективное использование закрепленного за ним имущества по назначению в соответствии с целями Устава, а также контроль за использованием и сохранением имущества (п. п. 28, 33, 49 Устава).

Возлагая обязанность по производству капитального ремонта на Министерство обороны РФ и ФГКУ «ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, суд верно учел, что договором управления № 2-УЖФ-03 на ООО «ГУЖФ» возложена обязанность по проведению работ по текущему ремонту. Оказание услуг по капитальному ремонту на ООО «Главное управление жилищным фондом» договором не предусмотрено.

Судебная коллегия не может признать убедительными доводы апелляционной жалобы о том, что ФГКУ «ДВ ТУИО» МО РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку причиной дефектов в спорном жилом доме является неисполнение ООО «Главное управление жилищным фондом» требований законодательства.

В целом доводы апелляционных жалоб повторяют доводы, приводимые в суде первой инстанции, являлись предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.

Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции, разрешая иск, с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, обстоятельства имеющие значение для дела судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения при рассмотрении дела не допущено, доводы апелляционной жалобы не содержат оснований к отмене либо изменению решения, в связи с чем обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.

Вместе с тем, поскольку исковые требования о проведении капитального ремонта системы холодного водоснабжения и электропроводки на разрешение суда первой инстанции не ставились, судебная коллегия считает возможным уточнить резолютивную часть решения суда, исключив из абзаца первого резолютивной части слова «системы холодного водоснабжения»…..«электропроводки».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Анучинского районного суда Приморского края от 15.11.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ - без удовлетворения.

Уточнить резолютивную часть данного решения, исключив из абзаца первого резолютивной части решения суда слова «системы холодного водоснабжения»…..«электропроводки».

Председательствующий

Судьи