ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22179/19 от 13.06.2019 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Довженко А.А. Дело № <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«13» июня 2019 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Палянчук Т.А.,

и судей Диденко И.А., Поповой С.К.,

при секретаре Ядришниковой А.Г.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Квалификационной коллегии судей, Совету Судей г. Краснодара о пересмотре решений и компенсации вреда

по частной жалобе ФИО1 на определение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 12.04.2019г.

Заслушав доклад судьи Диденко И.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к Квалификационной коллегии судей, Совету Судей г. Краснодара о пересмотре решений и компенсации вреда.

Обжалуемым определением судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 12.04.2019г. на основании статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцу отказано в принятии заявления.

В частной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления, как незаконного, и направлении заявления в районный суд для принятия к производству и рассмотрения по существу заявленных требований.

Письменных возражений на частную жалобу не имеется.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не вызывались в силу части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, об отложении судебного заседания не просили, на своем участии не настаивали, их явка обязательной не признана, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть материалы в отсутствие указанных лиц.

Проверив представленные материалы, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 4 части 1, частями 2-3 статьи 330, статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения определения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судьей, при рассмотрении вышеуказанного процессуального вопроса, не было допущено нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые бы повлияли на его исход.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); права и свободы граждан определяют смысл, содержание и применение законов и обеспечиваются правосудием (статья 18); в Российской Федерации гарантируется государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1, Конституции Российской Федерации); правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118, части 1 и 2). К числу прав человека и гражданина Конституция Российской Федерации относит право на уважение достоинства личности: оно охраняется государством, и ничто не может быть основанием для его умаления (статья 21, часть 1).

Из приведенных конституционных положений, предусматривающих, в частности, что целью правосудия является обеспечение и защита прав и свобод, вытекает и обращенное к судьям требование при осуществлении своей деятельности не нарушать права и свободы граждан, в том числе не допускать в процессе судопроизводства высказывания или действия, умаляющие достоинство его участников.

Конкретизируя данное требование, пункт 4 статьи 4 Кодекса судейской этики (утвержден VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004г.) устанавливает, что судья должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства, а также требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве.

В то же время в силу статей 120 (часть 1), 121 (часть 1) и 122 (часть 1) Конституции Российской Федерации и положений статей 1, 5, 15 и 16 Федерального конституционного закона от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" суд осуществляет судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, а судьи как представители судебной власти независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны.

При этом несменяемость и неприкосновенность судьи, с одной стороны, будучи элементами его конституционно-правового статуса и одновременно гарантиями самостоятельности и независимости судебной власти, являются не личной привилегией судьи, а средством защиты публичных интересов, прежде всего интересов правосудия, и не только не исключают, а предполагают его повышенную ответственность за выполнение им профессиональных обязанностей, соблюдение законов и правил судейской этики (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.03.1996г. № 6-П, от 19.02.2002г. № 5-П и от 28.02.2008г. № 3-П). С другой стороны, указанные конституционно-правовые основы статуса судьи обусловливают обязанность федерального законодателя урегулировать порядок привлечения судьи к ответственности таким образом, чтобы исключить нарушение принципов независимости, несменяемости и неприкосновенности судьи.

С учетом этого федеральным законодателем установлен особый порядок привлечения судей к уголовной и административной ответственности (статья 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статьи 447 - 452 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации). Что касается гражданско-правовой ответственности государства за вред, причиненный гражданину при осуществлении правосудия, то в силу пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации данный вред (если он не обусловлен незаконным осуждением, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу или незаконным привлечением к административной ответственности в виде административного ареста) возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу. Если же судья при осуществлении правосудия совершает проступок, умаляющий честь и достоинство гражданина, но при этом в его действии (бездействии) отсутствует состав уголовного или административного правонарушения, а наличествует состав дисциплинарного проступка, то видом ответственности судьи за совершение указанного проступка является дисциплинарная ответственность.

Следовательно, право граждан обращаться в квалификационные коллегии судей с требованием о привлечении судей к дисциплинарной ответственности имеет конституционную основу. Этому корреспондирует пункт 5.3 Европейской хартии о статусе судей от 10 июля 1998 года, согласно которому любое лицо должно иметь возможность обратиться без соблюдения особых формальностей с жалобой на нарушения при осуществлении правосудия, и соответствующее дело должно быть рассмотрено в независимом учреждении.

Лицу, которое полагает, что судья в ходе осуществления правосудия допустил действия или высказывания, умаляющие его достоинство, либо своим бездействием допустил их умаление со стороны других участников процесса, должна быть обеспечена, по крайней мере, справедливая процедура рассмотрения его жалобы. Иное фактически означало бы превращение гарантий независимости и неприкосновенности судей из средства защиты публичных интересов в их личную привилегию, что, в свою очередь, могло бы повлечь умаление достоинства личности при осуществлении правосудия, несовместимое с требованиями статей 2, 18, 21 (часть 1), 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, гарантирующих каждому судебную защиту его прав и законных интересов, а также возмещение вреда, причиненного незаконными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц, не следует право гражданина самостоятельно определять вид и меру ответственности судей (Постановление от 7 марта 1996 года N 6-П, определения от 25.10.1999г. № 181-О, от 23.05.2006г. № 146-О, от 07.12.2006г. № 606-О, от 21.12.2006г. № 529-О, от 18.12.2007г. N 919-О-О и др.).

Порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности (в том числе в связи с жалобами граждан) урегулирован в настоящее время Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Так, абзац первый пункта 2 статьи 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" позволяет квалификационной коллегии судей либо самой проверить жалобу на действия конкретного судьи или сообщение, содержащее сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, либо направить их для проверки председателю соответствующего суда.

При поступлении жалобы или сообщения квалификационная коллегия судей в силу приведенного законоположения самостоятельно проверяет обоснованность изложенных в них доводов, для чего из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей образуется комиссия; результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу (абзац второй пункта 2 статьи 22 "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации").

Если же квалификационная коллегия судей считает это целесообразным, она передает жалобу (сообщение) для проверки председателю соответствующего суда, который - в случае подтверждения сведений о совершении судьей дисциплинарного проступка - вносит в квалификационную коллегию судей представление о возбуждении дисциплинарного производства в отношении данного судьи, а квалификационная коллегия судей, в свою очередь, как это предусмотрено абзацем вторым пункта 1 статьи 22 Федерального закона "Об органах судейского сообщества", может в пределах своих полномочий провести дополнительную проверку представленных материалов, запросить дополнительные материалы и заслушать объяснения соответствующих лиц об обстоятельствах совершения судьей дисциплинарного проступка.

При этом в соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992г. № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" решение о наложении на судью (за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации) дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей.

Из этого следует, что решение о наличии или отсутствии оснований для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности может принять только соответствующая квалификационная коллегия судей.

Как следует из иска, истцом, в том числе заявлены требования о пересмотре решений Квалификационной коллегии судей, Совету Судей г. Краснодара и наказания виновных.

В силу статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации он регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, заявленные требования истца вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку по существу истец оспаривает бездействие органа, наделенного определенными государственными полномочиями.

Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.

Соответственно, и суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства.

В актах, разрешающих дело по существу, суд определяет действительное материально-правовое положение сторон, то есть применяет нормы права к тому или иному конкретному случаю в споре о праве.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что представленное заявление подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации с учетом статей 124-126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они основаны на анализе действующего законодательства и соответствуют материалам дела.

В случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, на основании пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отказе в принятии искового заявления основан на нормах процессуального права.

Доводы частной жалобы о том, что имеет место быть гражданско-правовой спор, вытекающий из гражданско-правовых отношений, не могут быть приняты в качестве основания к отмене определения суда первой инстанции, поскольку направлены на неправильное толкование норм процессуального права.

Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из положений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, гарантирующих каждому судебную защиту его прав и законных интересов, а также возмещение вреда, причиненного незаконными действиями и решениями государственных органов и должностных лиц, не следует право гражданина самостоятельно определять вид и меру ответственности судей; конституционно-правовые основы статуса судьи обусловливают обязанность федерального законодателя урегулировать порядок привлечения судьи к ответственности таким образом, чтобы исключить нарушение принципов независимости, несменяемости и неприкосновенности судьи.

Действующее правовое регулирование, предоставляющее гражданам право направлять в квалификационную коллегию судей жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, и право получить ответ квалификационной коллегии судей, который при этом не является ее решением (статьи 22 и 26 Федерального закона от 14.03.2002г. № 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"; статьи 27 и 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, утвержденного Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации 22.03.2007г.), не наделяет их правом требовать в судебном порядке обязать квалификационную коллегию привлечь судью к дисциплинарной ответственности, что в силу приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту.

Кроме того, судьей первой инстанции оставлен без должного внимания пункт 3 часть 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющий подсудность данной категории дел.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что определение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 12.04.2019г. следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам частной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 334, 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

определение судьи Первомайского районного суда г. Краснодара от 12.04.2019г. оставить без изменения, частную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий

Судьи