ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-22250 от 31.10.2016 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-22250

Судья: Гусева Н.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Вашкиной Л.И.

судей

Мелешко Н.В.

Медведкиной В.А.

при секретаре

Паке О.Д.

рассмотрела в открытом судебном заседании 31 октября 2016 года гражданское дело №2-2230/16 по апелляционной жалобе Суровцевой И. С. на решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2016 года по иску Жилищно-строительного кооператива № 1024 к Суровцевой И. С., Щербаковой Я. С., Лактюшкину В. Ю. о взыскании задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги.

Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителя ответчика Суровцевой И.С. и представителя истца – Хомич Г.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец обратился в суд с иском к ответчикам, ссылаясь на то, что ответчику Суровцевой И.С. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Право собственности на квартиру зарегистрировано с 04.09.2012. В качестве членов семьи собственника в указанном жилом помещении проживает и зарегистрирована Щербакова Я.С. – сестра, а также с согласия собственника в указанном жилом помещении зарегистрирован и проживает Лактюшкин В.Ю. - знакомый. Истец осуществляет управление указанным многоквартирным домом, в котором расположена квартира ответчика. Ответчики производили оплату жилья и коммунальных услуг не в полном объеме, в связи с чем, у ответчиков за период с 01.03.2013 по 31.10.2015 образовалась задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 95005,09 руб., которую истце просил взыскать с ответчиков, а также пени, которые по состоянию на 10.11.2015 составляют 12450,91 руб., расходы по оплате услуг представителя составляют 8500 руб.

Решением Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 27.06.2016 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик Суровцева И.С. в лице представителя просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.

Судебная коллегия установила, что дело рассмотрено 27.06.2016 в отсутствии ответчиков Щербаковой Я.С., Лактюшкина В. Ю., не извещенных об этом судебном заседании.

Согласно п.2 ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является, в частности, рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В связи с указанным допущенным судом первой инстанции нарушением дело рассмотрено судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик Суровцева И.С. в лице представителя поддержала жалобу, истцовая сторона поддержала требования и возражала против жалобы.

Ответчики Щербакова Я.С., Лактюшкин В. Ю. о рассмотрении дела извещены по месту жительства посредством почтового отправления, за извещением в организацию связи не явились (л.д. 139-142), согласно п.1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч.2 ст. 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации извещения считаются полученными.

Ответчики Щербакова Я.С., Лактюшкин В. Ю. в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Ответчику Суровцевой И.С. на праве частной собственности на основании договора купли-продажи от 27.08.2012 принадлежит квартира по адресу: <...>. В указанной квартире совместно с собственником проживают (зарегистрированы) Щербакова Я.С. и Лактюшкин В.Ю.

Согласно представленному истцом расчету по данной квартире за период с 01.03.2013 по 31.10.2015 образовалась задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 95005,02 руб., включая задолженность по взносам на капитальный ремонт, пени по состоянию на 10.11.2015 составляют 12450,91 руб.

Общим собранием членов ЖСК № 1024 от 28.11.2006 принято решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере 1,50 руб.

Общим собранием членов ЖСК от 08.02.2013 принято решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере 2 руб. с кв. метра общей площади с марта 2013 года.

Общим собранием членов ЖСК и собственников жилых помещений в МКД от 08.02.2013 приняты решения: об утверждении платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в размере платы за соответствующие виды работ и услуг, утвержденной Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга на 2013 год; об утверждении величины ставки ежемесячных платежей в накопительную статью «капитальный ремонт» в размере 2 руб. с кв. метра общей площади; об утверждении сметы доходов и расходов ЖСК на год согласно приложению к протоколу, включающей необходимые затраты на содержание и ремонт общего имущества; о принятии к сведению информации правления ЖСК о необходимости проведения капитального ремонта лифтов в многоквартирном доме; о принятии участия в адресной программе по проведению капитального ремонта лифтов в многоквартирном доме; об обеспечении финансирования расходов на капитальный ремонт лифтов в многоквартирном доме за счет средств ЖСК в размере 8% от сметной стоимости работ; об утверждении размера ежемесячной платы за капитальный ремонт лифтов в размере 8 руб. 87 коп. с 1 кв. метра общей площади квартиры в течение 12 месяцев.

Вышеуказанные решения общих собраний в установленном законом порядке не оспорены, не признаны недействительными.

Ответчики ссылаются на то, что в соответствии с ч.3 ст. 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ), предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного ч. 5.1 ст. 170 настоящего Кодекса. В Санкт-Петербурге Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 84, опубликованным 21.02.2014. При таком положении обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества возникла у собственников помещений с 01.11.2014, в связи с чем требование по оплате взносов за капитальный ремонт дома до указанной даты незаконно.

Согласно ч. 2 ст. 44 Жилищного Кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:

1) принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта (в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ);

1.1) принятие решений о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, размере взноса на капитальный ремонт в части превышения его размера над установленным минимальным размером взноса на капитальный ремонт, минимальном размере фонда капитального ремонта в части превышения его размера над установленным минимальным размером фонда капитального ремонта (в случае, если законом субъекта Российской Федерации установлен минимальный размер фонда капитального ремонта), выборе лица, уполномоченного на открытие специального счета и совершение операций с денежными средствами, находящимися на специальном счете (п. 1.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ).

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Положения ст. 166 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусматривают, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя в частности ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт (п.2 ч.1).

Согласно ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (ч.8).

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (ч. 8.1. - введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ).

Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (ч. 8.2 - введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ).

Согласно ст. 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (ч.1) (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ).

Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (ч.2.) (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ). Обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме (ч.3) (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ).

Положения ч.1 ст. 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ) предусматривают, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, ч. 8 ст. 170 и ч.4 ст. 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

В силу с ч.1 ст.170 Жилищного Кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.

В настоящем случае взносы на капительный ремонт, установленные решением общего собрания членов ЖСК и собственников помещений от 08.02.2013, были отнесены к обязательным взносам в фонд капитального ремонта жилищного кооператива. Указанное решение принято до установления в соответствии с ч. 8.1 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации –Санкт-Петербурга.

Принятые в порядке изложенных положений ст.ст. 44, 154, ч. 8 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации общим собранием членов ЖСК и собственников помещений решения от 08.02.2013 о размере взносов на капитальный ремонт, о проведении капитального ремонта лифтов за счет взносов на эти цели и размере этих взносов в установленном законом порядке не оспорены, недействительными не признаны.

Положения ст. 168 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусматривают порядок утверждения и исполнения Региональной программы капитального ремонта. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст. 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2012 N 271-ФЗ) обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении четырех календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.

Положения ч.ч. 3,4,5 ст. 170 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусматривают порядок выбора способа формирования фонда капитального ремонта (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете или формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) и вопросы, подлежащие решению при выборе способа формирования фонда капитального ремонта. В частности, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение двух месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Все взносы на капитальный ремонт, предусмотренные решениями общего собрания членов ЖСК и собственников жилых помещений от 08.02.2013, образуют в ЖСК фонд капитального ремонта (ч.1 ст.170 Жилищного Кодекса Российской Федерации).

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждена постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 № 84.

На момент принятия решений о размере взносов на капитальный ремонт, о проведении капитального ремонта лифтов и размере взносов на капитальный ремонт лифтов в Санкт-Петербурге не была утверждена региональная программа капитального ремонта, не был установлен в порядке ч.8.1 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса.

Соответственно указанные положения ст.ст. 169, 170 Жилищного Кодекса Российской Федерации о порядке формирования фонда капитального ремонта и времени возникновения обязанности по уплате собственниками взносов, поставленные в зависимость от утвержденной региональной программы капитального ремонта, не распространяются на спорный случай, в связи с чем ссылки ответчиков на ч.3 ст. 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации несостоятельны.

Вместе с тем, истец ссылается на то, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 11.12.2013 № 690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» (принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга), указанной Региональной программой от 18.02.2014 и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 31.01.2014 № 49 «О минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2014 году», которым минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге в 2014 году для собственников помещений в многоквартирных домах установлен равным 2,00 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в месяц) с ноября 2014 года взимание взноса на капитальный ремонт лифтов, установленного решением общего собрания от 08.02.2013 в ЖСК прекращено, все взносы на капитальный ремонт перечисляются региональному оператору в размере, установленном Постановлением Правительства, что не оспорено ответчиками.

Ответчики в силу закона (ч. ч.1, 3 ст. 158, ч. 1 ст. 169 Жилищного Кодекса Российской Федерации) были обязаны вносить взносы на капитальный ремонт в спорный период.

Предусмотренных законом оснований для освобождения ответчиков от уплаты за спорный период взносов на капитальный ремонт, в том числе на капитальный ремонт лифтов, размер и порядок уплаты которых был установлен решениями общего собрания членов ЖСК и собственников помещений от 08.02.2013, не оспоренными и не признанными в установленном законом порядке недействительными, не имеется, соответственно не имеется оснований для освобождения ответчиков от уплаты задолженности, возникшей в связи с неуплатой ими таких взносов.

Довод ответчика о том, что капитальный ремонт лифтов не был произведен, не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения ответчиков от уплаты задолженности, возникшей в связи с неуплатой взносов на капитальный ремонт лифтов. Обязанность по уплате ответчиком как собственником жилого помещения обязательных платежей и взносов и их размер не поставлены законом в зависимость от фактических затрат ЖСК. Кроме того, за счет средств фонда на капитального ремонта ЖСК проводит работы по реконструкции лифтов, что подтверждено договором от 10.02.2016, заключенным между ЖСК и ООО «Могилевлифт». Капитальный ремонт лифтов за счет средств фонда на капитальный ремонт не противоречит п.2 ч.1 ст. 166, ч.2 ст. 158 Жилищного Кодекса Российской Федерации, в связи с чем ошибочным является довод ответчика о том, что ремонт лифтов должен производиться за счет статьи: содержание и текущий ремонт. Плата за капитальный ремонт входила в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения до изменений ст.154 Жилищного Кодекса Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 25.12.2012. В редакции Федерального закона от 25.12.2012, регулирующей спорный период, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в числе прочего взносы на капитальный ремонт. Порядок расходования ЖСК средств фонда на капитальный ремонт и связанные с этим вопросом доводы ответчика об оценке обоснованности заключения договора с ООО «Могилевлифт», его условий и его исполнения не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.

Истцом представлен расчет задолженности за спорный период, указаны сведения и доказательства о примененных тарифах и их основаниях в подтверждение расчета задолженности. Доказательств, опровергающих расчет истца, ответчиками не представлено. Решение общего собрания членов ЖСК от 08.02.2013, которым установлен размер платы в порядке ч.8 ст. 156 Жилищного Кодекса Российской Федерации, как указано выше, не оспорено, недействительным не признано.

Доводы о том, что коммунальные услуги истцом оказываются не в полном объеме и некачественно, несостоятельны, соответствующих доказательств ответчиками не представлено, как и доказательств решения в установленном законом порядке вопроса о перерасчете платы за коммунальные услуги (ч.4 ст.157 Жилищного Кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354).

С учетом изложенного требования истца о взыскании задолженности и пени подлежат удовлетворению согласно ст.ст. 153, 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Согласно расчету истца Расчет истца не оспорен, не опровергнут иным расчетом и доказательствами со стороны ответчиков. Согласно требованиям ст. 322 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 3 ст. 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 292 Гражданского кодекса Российской Федерации при отсутствии доказательств соглашения между собственником жилого помещения и соответчиками относительно вопросов пользования жилым помещением и ответственности по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, ответчики несут солидарную ответственность по возникшей задолженности.

Истцом уплачена госпошлина при обращении в суд в размере 3364, 66 коп. Требования удовлетворены в полном объеме на сумму 107455, 93 руб. (95005, 02 руб. + 12450, 91 руб.), согласно ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации госпошлина по требованию о взыскании данной денежной суммы составляет 3349, 12 руб.

Согласно ч.1 ст. 98, ч.1 ст. 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчиков подлежат взысканию судебные расходы по оплате госпошлины в размере 3349, 12 руб., на оплату услуг представителя в размере 8500 руб., которые подтверждены договором на оказание юридических услуг от 10.11.2015, платежным поручением от 12.11.2015, отвечают требованиям разумности.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красногвардейского районного суда Санкт-Петербурга от 27 июня 2016 года отменить.

Требования Жилищно-строительного кооператива № 1024 к Суровцевой И. С., Щербаковой Я. С., Лактюшкину В. Ю. о взыскании задолженности по плате за жилое помещение и коммунальные услуги удовлетворить.

Взыскать солидарно с Суровцевой И. С., ЩербаковойЯ.С., Лактюшкина В. Ю. в пользу Жилищно-строительного кооператива № 1024 задолженность по плате за жилое помещение и коммунальные услуги в размере 95005 руб. 02 коп., пени в размере 12450 руб. 91 руб., расходы по госпошлине в размере 3349 руб. 12 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 8500 руб., а всего 119305 (сто девятнадцать тысяч триста пять) руб. 05 коп.

Председательствующий:

Судьи: