33-2236 судья Панкина Г.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2012 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда в составе:
председательствующего Левковой Г.И.,
судей Косенко Л.А., Мошечкова А.И.,
при секретаре Куликовой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области об оспаривании нормативного правового акта представительного органа местного самоуправления с апелляционной жалобой Рязанской районной Думы Рязанской области на решение Рязанского районного суда Рязанской области от 9 октября 2012 г.,
заслушав доклад судьи Косенко Л.А., выслушав объяснения представителя Рязанской районной Думы Рязанской области и Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области ФИО1, представителя Рязанской районной Думы Рязанской области ФИО2, заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области Ченкина С.Н, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Рязанского района Рязанской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным п.13.1 ст.1 "Положения о порядке и условиях предоставления муниципальных гарантий Рязанского муниципального района".
В обоснование заявленных требований указал, что решением Рязанской районной Думы Рязанской области от 9 августа 2012 г. № 53, статья 1 «Положения о порядке и условиях предоставления муниципальных гарантий Рязанского муниципального района Рязанской области», утвержденного решением Рязанской районной Думы Рязанской области от 16 декабря 2009 г. № 270, дополнено пунктом 13.1, согласно которому «муниципальная гарантия предоставляется без права регрессного требования к принципалу, если в программе муниципальных гарантий указано отсутствие права регрессного требования по соответствующей муниципальной гарантии». Указанное решение опубликовано в «Информационном вестнике Рязанского муниципального района Рязанской области» №12 от 16 августа 2012 г. Полагал, что пункт 13.1 ст.1 «Положения о порядке и условиях предоставления муниципальных гарантий Рязанского муниципального района Рязанской области» противоречит требованиям ст. ст. 93.2, 115, 115.2, 116 Бюджетного кодекса Российской Федерации, просил признать его противоречащим закону и недействующим с даты принятия.
Решением Рязанского районного суда Рязанской области от 9 октября 2012г. заявление заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области удовлетворено, судом постановлено:
Признать решение Рязанской районной Думы Рязанской области от 9 августа 2012г. № 53 "О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления муниципальных гарантий Рязанского муниципального района", утверждённое решением Рязанской районной Думы от 16 декабря 2009 г. № 270, противоречащим закону и недействующим полностью со дня его принятия.
Обязать Рязанскую районную Думу Рязанской области опубликовать сообщение в «Информационном вестнике Рязанского муниципального района Рязанской области» о принятом решении суда в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу.
В апелляционной жалобе Рязанская районная Дума Рязанской области просила решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Рязанской районной Думы Рязанской области и Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области ФИО1, представитель Рязанской районной Думы Рязанской области ФИО2, просили решение суда отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заместитель прокурора Рязанского района Рязанской области Ченкин С.Н. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без - удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Рязанской районной Думы Рязанской области и Администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район Рязанской области ФИО1, представителя Рязанской районной Думы Рязанской области ФИО2, заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области Ченкина С.Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.ст.195,198 ГПК РФ решение суда должно отвечать требованиям законности и обоснованности.
Указанным требованиям решение соответствует тогда, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права, в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их допустимости и относимости, а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
В соответствии с п.п. 17, 19, 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в порядке нормоконтроля суд должен проверять порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, компетенцию органа, его принявшего, соблюдение требований законодательства к его форме, а также соответствие его содержания нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", п. 1 ч.1 ст. 62 Устава муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области полномочия по исполнению бюджета муниципального района, контроль за исполнением данного бюджета отнесены к вопросам местного значения.
Согласно п.п.9 п.1 ст.44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, определяется Уставом муниципального образования.
В соответствии с п.п.2 п.1 ст. 44 Устава муниципального образования – Рязанский муниципальный район Рязанской области, утверждение бюджета Рязанского муниципального района и отчета о его исполнении относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления – Рязанской районной Думы.
Пунктом 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается, что органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится, в том числе, предоставление муниципальных гарантий.
Из материалов дела следует, что решением представительного органа местного самоуправления - Рязанской районной Думы Рязанской области от 16 декабря 2009 г. № 270 утверждено "Положение о порядке и условиях предоставления муниципальных гарантий Рязанского муниципального района Рязанской области", опубликованное в "Информационном вестнике Рязанского муниципального района Рязанской области" № 12 от 17 декабря 2009 г.
Решением Рязанской районной Думы Рязанской области от 9 августа 2012 г. №53
"О внесении изменений в Положение о порядке и условиях предоставления муниципальных гарантий Рязанского муниципального района Рязанской области, утверждённое решением Рязанской районной Думы от 16 декабря 2009 г. № 270", в указанное Положение внесено изменение, статья 1 дополнена пунктом 13.1 следующего содержания: "муниципальная гарантия предоставляется без права регрессного требования к принципалу, если в программе муниципальных гарантий указано отсутствие права регрессного требования по соответствующей муниципальной гарантии". Указанное решение опубликовано в «Информационном вестнике Рязанского муниципального района Рязанской области» № 12 от 16 августа 2012 г.
Таким образом, оспариваемое решение принято Рязанской районной Думой Рязанской области - представительным органом местного самоуправления, уполномоченным на принятие муниципальных правовых актов по предоставлению муниципальных гарантий, в пределах своей компетенции.
Оспариваемый муниципальный правовой акт определяет условие предоставления муниципальной гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу, в случае указания на отсутствие такого права в программе муниципальных гарантий.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальная гарантия – вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств местного бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Согласно пункту 1 статьи 110.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации программа муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации представляет собой перечень подлежащих предоставлению и исполнению муниципальных гарантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), с указанием, в том числе, на наличие или отсутствие права регрессного требования гаранта к принципалу (подпункт 4 пункта 1 статьи 110.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 статьи 110.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлена обязательность отдельного отражения каждого направления (цели) гарантирования с указанием категорий и (или) наименований принципалов, объем которого превышает: 100 тысяч рублей - для муниципальных гарантий. При этом специально оговорено, что указанные гарантии могут быть реализованы только при условии их утверждения в составе соответствующей программы.
Программа муниципальных гарантий является приложением к соответствующему закону (решению) о бюджете (пункт 3 статьи 110.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Положениями пункта 5 статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в муниципальной гарантии должно быть указано, в том числе, наличие или отсутствие права требования гаранта к принципалу о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по муниципальной гарантии (регрессное требование гаранта к принципалу, регресс).
Порядок и условия предоставления муниципальных гарантий установлены статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления на основании решения местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении муниципальной гарантии (пункт 1).
Предоставление муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении муниципальной гарантии осуществляется после представления принципалом в орган, осуществляющий предоставление муниципальных гарантий, документов согласно перечню, устанавливаемому данным органом (пункт 2).
Таким образом, Бюджетным кодексом РФ предусмотрено право муниципального образования (гаранта) предоставлять муниципальную гарантию принципалу без права регрессного требования, при соблюдении условий, установленных Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 110.2 Бюджетного кодекса РФ условием предоставления муниципальной гарантии без права регрессного требования является обязательное указание в программе муниципальных гарантий на отсутствие права регрессного требования гаранта к принципалу.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Рязанской районной Думы Рязанской области, устанавливающее право предоставления муниципальной гарантии без права регрессного требования к принципалу, при условии указания об этом в программе муниципальных гарантий, не противоречит приведенным выше положениям Бюджетного кодекса РФ.
Довод заявителя о том, что муниципальная гарантия без права регрессного требования в соответствии с абз. 3 п.1 ст. 115.2 Бюджетного кодекса РФ может быть предоставлена только лишь Российской Федерации либо субъекту Российской Федерации, основан на ошибочном толковании указанной нормы.
Из контекста пункта 1 статьи 115.2 Бюджетного кодекса РФ, следует, что если за администрацией закреплено право регрессного требования к принципалу, последним должно быть предоставлено обеспечение исполнения регрессных обязательств по гарантии. Существует только два исключения: для принципала – Российской Федерации и принципала - субъекта РФ (абз.3 п.1 ст. 115.2 БК РФ). Им обеспечение не требуется.
Содержащееся в данной норме исключение в части предоставления обеспечений исполнения регрессных обязательств Российской Федерацией и субъектом РФ, не свидетельствует о наличии запрета на предоставление муниципальных гарантий без права регрессного требования иным принципалам.
Ссылки заявителя на несоответствие оспариваемого решения положениям ст. 116 Бюджетного кодекса РФ безосновательны, поскольку данной статья регулирует порядок предоставления государственных гарантий.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Рязанской районной Думы Рязанской области о представлении муниципальной гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу при условии указания отсутствия права регрессного требования в программе муниципальных гарантий, принято компетентным органом в порядке, установленном законодательством, и по своему содержанию не противоречит положениям Бюджетного кодекса РФ.
В связи с чем, решение суда первой инстанции о признании оспариваемого нормативного правового акта противоречащим закону и не действующим с момента принятия подлежит отмене, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Следовательно, в удовлетворении заявления заместителя прокурора Рязанской района Рязанской области должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Рязанского районного суда Рязанской области от 9 октября 2012 г. отменить, постановить новое решение, которым в удовлетворении заявления заместителя прокурора Рязанского района Рязанской области о признании противоречащим закону и недействующим с даты принятия п. 13.1 ст. 1 "Положения о порядке и условиях предоставления муниципальных гарантий Рязанского муниципального района Рязанской области", утвержденного решением Рязанской районной Думы Рязанской области от 16 декабря 2009 г. № 270 (в редакции решения Рязанской районной Думы от 9 августа 2012 г. № 53) – отказать.
Председательствующий –
Судьи –