Дело № 33-2249/2016
апелляционное определение
г. Тюмень | 20 апреля 2016 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1 |
судей при секретаре | Кавка Е.Ю., ФИО2 ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области
на решение Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от <.......>, которым, с учетом дополнительного решения Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от <.......>, постановлено:
«Принять от представителя истца - Администрации Ключевского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области отказ от иска в отношении ответчиков ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15.
Производство по делу по иску администрации Ключевского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области к ответчикам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли - прекратить.
Принять признание иска администрации Ключевского сельского поселения о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ответчиками ФИО16, ФИО17, ФИО18.
Исковые требования администрации Ключевского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области к ответчикам ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 - наследникам ФИО21 ФИО22 удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности ФИО16
Н.Е., ФИО17, ФИО18,
ФИО19, ФИО20, на
земельную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <.......>, с адресным описанием: <.......>
расположенный на территории Нижнетавдинского муниципального района, в
границах бывшего СПК «Ключи».
Признать за Администрацией Ключевского сельского поселения право
муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20 в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером <.......>, с адресным описанием: <.......> расположенный на территории Нижнетавдинского муниципального района, в
границах бывшего СПК «Ключи».
Принять от представителя истца – Администрации Ключевского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области отказ от иска о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в отношении ответчика ФИО23.
Производство по делу по иску администрации Ключевского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области к ответчику ФИО23 о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли – прекратить».
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Кавка Е.Ю., судебная коллегия
установила:
Администрация Ключевского сельского поселения обратилась в суд с иском к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО16, ФИО19, ФИО8, ФИО9, ФИО17, ФИО20, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО18, ФИО13, ФИО23, ФИО14, ФИО15 о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. Требования мотивируя тем, что <.......> между администрацией Ключевского сельского поселения и администрацией Нижнетавдинского муниципального района заключено соглашение (с изменениями от <.......>) о передаче органами местного самоуправления сельского поселения осуществления части своих полномочий по вопросам местного значения органам местного самоуправления муниципального района в части резервирования земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения, а также осуществление полномочий поселения, предусмотренных ст.12.1 Федерального закона от <.......> №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Во исполнение Постановления Правительства РФ <.......> от <.......> «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ <.......> от <.......> «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ <.......> от <.......> «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», <.......> было вынесено Постановление <.......> от <.......> «О перерегистрации земель сельскохозяйственного кооператива «Ключи» в соответствии, с которым в долевую собственность граждан предоставлено 1025,0 га сельскохозяйственных угодий, из них <.......> пашни, <.......>, <.......> пастбищ. Был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству. В указанном списке среди прочих указаны и ответчики. Размер одной земельной доли СПК «Ключи» составляет <.......>, в том числе <.......>. - пашня, 0 сенокос, пастбище, что соответствует <.......>.
В соответствии с нормами статьи 12.1. Федерального закона от <.......> № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Администрацией Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области был составлен список невостребованных земельных долей на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории Нижнетавдинского муниципального района, в границах бывшего СПК «Ключи» и их собственников в количестве 141 доли.
Данный список был опубликован в газете «Светлый путь» <.......> (10203) от <.......>, размещен на официальном сайте Администрации Нижнетавдинского муниципального района в сети «Интернет», информационных щитах, расположенных на территории Ключевского сельского поселения в день опубликования.
Посредством опубликования сообщения в Газете «Светлый путь» <.......> (10233) от <.......> все участники долевой собственности на вышеназванный земельный участок были надлежащим образом уведомлены о проведении общего собрания по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей. Ответчики в Администрацию Ключевского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района, либо в Администрацию Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области, а также на общее собрание участников долевой собственности какие-либо документы, позволяющие подтвердить факт распоряжения земельной долей в течение последних трех лет не представили.
Данный факт подтверждается копией протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный на территории Нижнетавдинского муниципального района в границах бывшего СПК «Ключи» от <.......>. Земельные доли ответчиками до настоящего момента не зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от <.......> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В связи с чем, истец просит суд прекратить право общей долевой собственности указанных выше граждан на земельную долю в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером <.......>, с адресным описанием: <.......>, из земель СПК «Ключи» и АОЗТ «Кунчур», расположенный на территории Нижнетавдинского муниципального района, в границах бывшего СПК «Ключи», Признать за Администрацией Ключевского сельского поселения право муниципальной собственности на их невостребованные земельные доли.
Определением Нижнетавдинского районного суда от <.......> привлечены в качестве ответчиков - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, наследники ответчика - ФИО25, умершей <.......>, сын ФИО21, дочь ФИО22.
В судебном заседании представитель истца ФИО24 просила производство по делу к ответчикам ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 ФИО15 ФИО23 прекратить, в связи с отказом от иска. Исковые требования к ФИО16, ФИО19, ФИО17, ФИО18, к наследникам умершей ФИО25 - ФИО21 ФИО22, поддержала в полном объеме, согласно доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики ФИО17, ФИО16, ФИО18 в суде исковые требования признали в полном объеме, о чем указали в заявлении. ФИО17, ФИО16, ФИО18 в судебном заседании разъяснены последствия признания иска ответчиками. Последствия признания иска ответчикам понятны, что также отражено в протоколе судебного заседания. Письменные заявления ответчиков о признании ими иска приобщены к материалам гражданского дела.
Ответчики ФИО10, ФИО19 в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеются вернувшиеся извещения, с отметкой на конвертах: «смерть адресата».
Соответчики ФИО21, ФИО22 - наследники умершей ФИО25, в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, имеется уведомление об извещении, сведений о причинах своей неявки в суд не представили. Дело рассмотрено в отсутствие указанных соответчиков.
В судебное заседание ответчик – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомление), не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие. В материалах дела имеются письменные возражения относительно исковых требований, согласно которым, исковые требования истца они не признают, поскольку в данном случае затрагиваются права граждан на соответствующие земельные доли, собственником которых ТУ Росимущества в Тюменской области не является, поэтому по настоящему делу они являются ненадлежащими ответчиками, просили в удовлетворении указанных исковых требований отказать.
Представители третьих лиц Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Тюменской области Нижнетавдинский отдел в суд не явились, извещены надлежащим образом, имеется уведомление об извещении. Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик ТУ Росимущества в Тюменской области, в апелляционной жалобе представитель ФИО26 просит об отмене решения и отказе в удовлетворении исковых требований муниципального образования в полном объеме. В доводах апелляционной жалобы ссылается на то, что надлежащим ответчиком по делу в силу действующего законодательства являются наследники владельцев невостребованных земельных долей, либо иные лица, претендующие на долю, а не Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области. Функции по осуществлению работы с выморочным имуществом одновременно возложены на Федеральную налоговую службу России и на Росимущество, в связи с чем, если данные невостребованные доли являются выморочным имуществом и Территориальное управление является надлежащим ответчиком, то и принимать в собственность указанные доли должна Российская Федерация, а не администрация Ключевского сельского поселения. При этом данных о принятии налоговыми органами указанных невостребованных земельных долей в адрес ТУ Росимущества в Тюменской области не поступало, Территориальное управление не принимало спорное имущество, оно на сегодняшний день не учитывается в реестре федерального имущества, о том, что указанное имущество является выморочным, ответчик узнал из искового заявления.
В возражениях на апелляционную жалобу Глава администрации Ключевского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района ФИО27 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от <.......> № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Поскольку участники общей долевой собственности на земельный участок не реализовали своего права о распоряжении земельной долей более трех лет, то в силу части 8 статьи 12.1 Федерального закона от № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» это явилось основанием для обращения администрации Ключевского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном данной статьей порядке невостребованными.
Статья 12.1 названного Закона определяет порядок признания земельных долей невостребованными и процедуру признания права муниципальной собственности на невостребованные доли.
Изучив обстоятельства дела и проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соблюдении Администрацией Ключевского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального порядка и условий, предусмотренных Федеральным законом от № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для признания земельных долей, принадлежавших умершим собственникам, невостребованными и наличии правовых оснований для признания права муниципальной собственности на указанное имущество.
При этом надлежащим ответчиком по указанному требованию является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, представляющее интересы Российской Федерации, как собственника выморочного имущества в порядке наследования по закону согласно законодательству, действующему на дату открытия наследства.
Утверждения апелляционной жалобы о том, что Территориальное управление Росимущества в Тюменской области является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия признает несостоятельными.
Как закреплено в статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным.
Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (пункт 2 статьи 1151 Гражданского кодекса РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2007г. № 281-ФЗ).
С <.......> в законную силу вступила новая редакция пункта 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем данного пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу пункта 3 ст. 1151 кодекса, порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу п. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что на основании п. 3 ст. 1151 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. <.......>); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований – их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 50 указанного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Поскольку предметом спора выступает, в том числе, выморочное имущество в виде земельных долей, надлежащим ответчиком в отношении данных долей является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области.
ТУ Росимущества в Тюменской области при соблюдении истцом процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам статьи 12.1 Федерального закона от <.......> № 101-ФЗ, не заявило права собственника на указанные земельные доли, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Анализируя изложенные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Кроме того, судебная коллегия считает, что привлечение истцом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области к участию в деле в качестве ответчика его прав не нарушает, при этом указанным решением на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области какая-либо обязанность не возложена.
При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанной невостребованной земельной доли нарушены не были.
Истцом предприняты все меры по определению наследников, согласно установленной Гражданским кодексом Российской Федерации очередности.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что спорные земельные доли должны перейти исключительно в собственность Российской Федерации, а не в собственность Ключевского сельского поселения Нижнетавдинского муниципального района Тюменской области, основаны на неправильном толковании норм материального права, а потому данные ссылки внимания судебной коллегии не заслуживают.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, апелляционная жалоба является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от <.......>, с учетом дополнительного решения Нижнетавдинского районного суда Тюменской области от <.......> оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тюменской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: