ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2303/2023 от 24.07.2023 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Зарипова Е.В.

10RS0011-01-2023-000245-98

2-101/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.,

судей Ващенко Е.Н., Мишеневой М.А.,

при секретаре Павловой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» на заочное решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03.04.2023 по иску прокурора г.Петрозаводска в интересах Российской Федерации в лице государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия», Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия к Ландарю М. В. о взыскании неосновательного обогащения.

Заслушав доклад судьи Ващенко Е.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор г. Петрозаводска, действующий в интересах Российской Федерации в лице Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее – УФССП по РК), обратился в суд с иском по тем основаниям, что прокурорской проверкой по обращению Ландарь П.Е. установлено, что по заявлению Ландаря М.В. ГКУ СЗ «Центр социальной работы Республики Карелия» принято решение о назначении ему ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на Ландарь Д.М., ХХ.ХХ.ХХ года рождения. В период с 06.05.2021 по 30.11.2021 Ландарь М.В. являлся получателем ежемесячной денежной выплаты в размере 13819 руб. 00 коп. Поскольку в заявлении о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно Ландарь М.В. указал заведомо недостоверный факт совместного проживания Ландаря М.В. и несовершеннолетней Ландарь Д.М., что привело к принятию ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» решения о выплате Ландарю М.В. ЕДВ в период с 06.05.2021 по 30.11.2021 в общей сумме 96733 руб. 00 коп., принимая во внимание, что заочным решением мирового судьи судебного участка (.....) РК с Ландаря М.В. в пользу Ландарь П.Е. взысканы денежные средства ЕДВ за октябрь-ноябрь 2021 года в размере 27638 руб. 00 коп., Ландарь М.В. неосновательно получил ЕДВ в период с мая по сентябрь 2021 года в размере 69095 руб. 00 коп., прокурор, уменьшив требования, просил взыскать с Ландаря М.В. в пользу Российской Федерации в лице УФССП по РК неосновательное обогащение в размере 66866 руб. 13 коп.

Заочным решением суда исковые требования удовлетворены. С Ландаря М.В. в пользу УФССП по РК взысканы денежные средства в размере 66866 руб. 13 коп., а также государственная пошлина в доход бюджета Петрозаводского городского округа в размере 2205 руб. 98 коп.

С заочным решением суда не согласно третье лицо ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», в апелляционной жалобе просит его изменить, заменив УФССП по РК на ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», указывая, что УФССП по РК не является органом, уполномоченным на предоставление ЕДВ, а также органом, осуществляющим полномочия по взысканию денежных средств в форме ЕДВ на ребенка в доход бюджета Российской Федерации в качестве главного администратора.

Согласно ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

При рассмотрении апелляционной жалобы на указанное решение суда установлено, что финансовое обеспечение расходов на реализацию мероприятий по осуществлению ежемесячных денежных выплат на ребенка в возрасте от трех до семи лет в период действия Указа Главы Республики Карелия от 09.04.2020 № 26 «Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия и субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Республики Карелия. Однако к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, не привлечены Министерство финансов Республики Карелия, Управление Федерального казначейства по Республике Карелия и Министерство социальной защиты Республики Карелия.

В силу абз. 4 ст. 148 и п. 4 ч. 1 ст. 150 ГПК РФ судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопрос о замене ненадлежащего ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 43 ГПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судом первой инстанции судебного постановления по делу, если оно может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, пользуются процессуальными правами и несут процессуальные обязанности стороны, за исключением права на изменение основания или предмета иска, увеличение или уменьшение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, а также на предъявление встречного иска и требование принудительного исполнения решения суда.

В связи с изложенным судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в судебном заседании 03.07.2023 определено перейти к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, с привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Карелия, Министерства социальной защиты Республики Карелия. Определением судебной коллегии от 18.07.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Республике Карелия.

Прокурор г. Петрозаводска в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил исковые требования, просит взыскать с Ландаря М.В. в пользу ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» неосновательное обогащение в размере 66866 руб. 13 коп.

Представитель третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия Егоров С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции полагал, что неосновательное обогащение подлежит взысканию в пользу ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия».

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав прокурора Брюханову Е.С., представителя третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия Егорова С.В., исследовав материалы дела, обозрев материалы гражданского дела 2-4831/2022-3, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим безусловной отмене в связи с нарушением норм процессуального права, поскольку при рассмотрении апелляционной жалобы третьего лица на решение суда по настоящему делу установлено, что суд разрешил вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле в надлежащем процессуальном статусе.

Согласно ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Указанная статья дает определение понятия неосновательного обогащения и устанавливает условия его возникновения. Обязательства из неосновательного обогащения возникают при наличии трех обязательных условий: имеет место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества произведено за счет другого лица; приобретение или сбережение имущества не основано ни на законе, ни на сделке, то есть происходит неосновательно. В связи с этим юридическое значение для квалификации отношений, возникших вследствие неосновательного обогащения, имеет не всякое обогащение за чужой счет, а лишь неосновательное обогащение одного лица за счет другого.

В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца и правовые основания для такого обогащения отсутствуют. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, наличие правовых оснований для такого обогащения либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ (вопрос 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 за 2019 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019).

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1).

Из материалов дела следует, что Ландарь М.В. и Ландарь П.Е. являются родителями несовершеннолетнего ребенка Ландарь Д. М., ХХ.ХХ.ХХ года рождения.

При обращении 06.10.2021 Ландарь П.Е. в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» ей было отказано в предоставлении услуги «Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно» с 18.10.2021, поскольку на основании заявления от 06.05.2022 данная ежемесячная выплата производится Ландарю М.В., с которым у нее расторгнут брак, с ответчика решением мирового суда судебного участка (.....) от 18.05.2018 в пользу Ландарь П.Е. взысканы алименты на содержание детей Ландаря Д. М., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, Ландарь Д. Е., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, в размере 1/3 части доходов ежемесячно.

Также установлено, что на момент получения выплат, предусмотренных Указом Главы Республики Карелии, Ландарь М.В. с 06.05.2021 по 30.11.2021 с дочерью фактически не проживал, длительный период времени не занимался ее воспитанием и содержанием, фактически членом семьи не являлся, однако получал денежные средства ежемесячно, которые носят характер дополнительной поддержки для содержания детей.

Согласно письму ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» /ЦСР от 19.01.2023 Ландарь М.В. являлся получателем ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет на Ландарь Д.М., ХХ.ХХ.ХХ года рождения, за период с 06.05.2021 по 30.11.2021 в общей сумме 66866 руб. 13 коп.

Указанные выплаты производились в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении»

Решением ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от 06.12.2021 прекращена выплата Ландарю М.В. с 30.11.2021 по причине утраты права на получение услуги (выявлен факт раздельного проживания заявителя с ребенком).

Назначение ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики К..» Ландарю М.В. ежемесячной денежной выплаты на Ландарь Д.М., привело к отказу 18.10.2021 в представлении ежемесячной денежной выплаты в октябре и ноябре 2021 года на общую сумму 27638 руб. 00 коп. Ландарь П.Е., которая проживала фактически с дочерью и одна осуществляла ее воспитание и содержание.

Заочным решением мирового судьи судебного участка (.....), временно исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка (.....), от 19.12.2022 с Ландаря М.В. в пользу Ландарь П.Е. взыскано неосновательное обогащение в виде неосновательно полученной ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет за октябрь и ноябрь 2021 года в размере 27638 руб. 00 коп., а также в бюджет Петрозаводского городского округа взыскана государственная пошлина в размере 1029 руб. 14 коп.

В связи с сообщением Ландарем М.В. в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» заведомо недостоверных сведений, ответчик неосновательно получил ЕДВ за период с 06.05.2021 по 30.11.2021 в размере 66866 руб. 13 коп.

Разрешая измененные требования прокурора о взыскании с Ландаря М.В. сумм неосновательного обогащения в пользу ГКУ СЗ «Центр социальной работы Республики Карелия», судебная коллегия приходит к выводам об их удовлетворении по следующим основаниям.

Согласно п. 2 Указа Главы Республики Карелия от 09.04.2020 № 26 «Об утверждении Порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» финансовое обеспечение расходов на реализацию мероприятий по осуществлению ежемесячных денежных выплат на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно осуществляется, в том числе, за счет средств субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Республики Карелия.

В силу п. 17 указанного Порядка, основаниями для отказа в назначении ЕДВ или перерасчете ЕДВ помимо случаев, установленных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» являются раздельное проживание заявителя и ребенка, на которого назначается ЕДВ, и (или) назначение ЕДВ в ином субъекте Российской Федерации.

Исходя из того, что факт сообщения Ландарем М.В. в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» заведомо недостоверных сведений нашел свое подтверждение, в связи с чем ответчик неосновательно получил ЕДВ за период с 06.05.2021 по 30.11.2021 денежную выплату в размере 66866 руб. 13 коп., судебная коллегия приходит к выводу о взыскании указанной суммы с ответчика, как с лица, получившего и воспользовавшегося денежной выплатой не по целевому назначению.

При этом, по мнению судебной коллегии, надлежащим взыскателем по настоящему делу является именно государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» ввиду следующего.

Частью 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидии, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года.

При этом, к неналоговым доходам бюджета относятся средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия (ч.3 ст. 41 БК РФ).

Средства субсидии были предоставлены бюджету Республики Карелия на основании соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 15.04.2020 № 149-09-2020-291, заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Республики Карелия (далее - Соглашение).

Администрирование доходов федерального бюджета от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет по соответствующим статьям, подстатьям вида доходов агрегированного кода бюджетной классификации «000 2 18 00000 01 0000 150 - Доходы федерального бюджета от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» осуществляется уполномоченными федеральными государственными органами, а также созданными ими федеральными казенными учреждениями, предоставившими соответствующие межбюджетные трансферты (сноска 5 приложения № 8 к Федеральному закону от 05.12.2022 № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»).

Таким образом, администрирование доходов федерального бюджета от возврата остатков субсидии, предоставленной на основании Соглашения, должно осуществляться Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а не Федеральной службой судебных приставов.

Согласно пункту 6.1.1 Соглашения функции по исполнению Соглашения возложены на Министерство. Пунктом 4.3.7 Соглашения предусмотрено обязательство Правительства Республики Карелия возвратить неиспользованный остаток субсидии в федеральный бюджет.

Следовательно, органом, который должен возвратить неиспользованный остаток субсидии из бюджета Республики Карелия в федеральный бюджет (на лицевой счет Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации), является Министерство.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 01.12.2021 №872р-П Министерство включено в перечень главных администраторов доходов бюджета Республики Карелия.

Как указано в письменных пояснениях Министерства от 18.07.2023 /МСЗ-и, Центр является подведомственным ему учреждением и наделен полномочиями администратора доходов бюджета Республики Карелия.

Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации взыскание задолженности по платежам в бюджет осуществляется администратором дохода бюджета, в данном случае - ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», согласно п. 8 Порядка назначение и выплату ЕДВ также осуществлял ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», исходя из того, что денежные средства имеют целевое назначение и аккумулируются в субъекте Российской Федерации, то с учетом позиции сторон, судебная коллегия полагает возможным иск прокурора удовлетворить и взыскать неосновательное обогащение с Ландаря М.В. в пользу ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия».

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Петрозаводского городского округа в размере 2205 руб. 98 коп.

При таких обстоятельствах, учитывая допущенное судом нарушение норм процессуального права решение суда первой инстанции в соответствии с п. п. 2, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

заочное решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 03.04.2023 по настоящему делу отменить.

Принять новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора г. Петрозаводска, действующего в интересах государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия».

Взыскать с Ландаря М. В. (паспорт (...)) в пользу государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (ИНН (...)) неосновательное обогащение в сумме 66866 руб. 13 коп.

Взыскать с Ландаря М. В. (паспорт (...)) в бюджет Петрозаводского городского округа государственную пошлину в размере 2205 руб. 98 коп.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи