ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2310/2021 от 28.07.2021 Томского областного суда (Томская область)

Судья Моисеева Г.Ю. Дело № 33-2310/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 июля 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе:

председательствующего Фоминой Е.А.,

судей: Вотиной В.И., Нечепуренко Д.В.

при секретаре Крючковой А.Е.,

помощник судьи А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу врио начальника Федерального казенного учреждения Томской воспитательной колонии № 2 Чумаченко Дениса Вадимовича на решение Ленинского районного суда г.Томска от 07 мая 2021 г.

по гражданскому делу № 2-691/2021 по исковому заявлению Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области, Федеральному казенному учреждению «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» о понуждении к совершению действий,

заслушав доклад судьи Вотиной В.И., пояснения представителя ответчика УФСИН России по Томской области и третьего лица ФСИН России Бараулиной О.Г., представителя ответчика ФКУ "Томская воспитательная колония №2 УФСИН России по ТО» Денежко Н.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Емельяновой С.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы,

установила:

Томский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Ленинский районный суд г. Томска с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области (далее – УФСИН России по Томской области), Федеральному казенному учреждению «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» (далее – ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области»), с учетом уточнения исковых требований, просит обязать ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» в срок не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу: оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: /__/ (инвентарный номер /__/), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: /__/ (инвентарный номер /__/), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; обязать УФСИН по Томской области обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» для выполнения следующих работ: оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: /__/ (инвентарный номер /__/), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: /__/ (инвентарный номер /__/), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В обоснование исковых требований указал, что Томской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области проведена проверка в ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» соблюдения законодательства об обеспечении требований пожарной безопасности. В ходе проведенной специализированной прокуратурой проверки установлен факт ненадлежащего исполнения ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности. В нарушение действующего законодательства администрацией ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» не составлена декларация пожарной безопасности в отношении здания общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2, общая площадь здания более 1500 кв.м.), расположенного по адресу: /__/ (инвентарный номер /__/). Также вопреки требованиям законодательства, коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», длинна которых составляет более 60 м., не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки в таких коридорах, длинна которых не будет превышать 60 м. Ранее, при проведении аналогичной проверки, указанные нарушения выявлялись, в связи с чем, специализированной прокуратурой начальнику ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» 30.09.2020 вносилось представление. Между тем, на настоящий момент указанные нарушения требований пожарной безопасности ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» не устранены, в том числе из-за отсутствия финансирования. Действующее законодательство возлагает обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности не только на само исправительное учреждение, но и на УФСИН России по Томской области, поскольку ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» является подведомственным учреждением Управления. ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» является учреждением с массовым пребыванием неопределенного круга лиц из числа осужденных. Списочный состав осужденных, отбывающих наказание, постоянно меняется, в связи с чем, определить точный круг, чьи права нарушаются, не представляется возможным. Выявленные нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

Определением судьи Ленинского районного суда г. Томска от 29.03.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Федеральной службы исполнения наказаний России и Главное управление МЧС России по Томской области.

Представитель истца помощник Томского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области Юркевич В.А. в судебном заседании заявленные требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» Денежко Н.А. заявленные исковые требования не признала.

Представитель ответчика УФСИН по Томской области, третьего лица Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России Бараулина О.Г. заявленные исковые требования не признала.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУ МЧС России по Томской области, о времени и месте судебного заседания уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Обжалуемым решением на основании ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2, ч. 1, 2 ст.10, ст.ст. 12, 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 9, ст. 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 1, 3, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 4 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" исковые требования удовлетворены частично. Судом постановлено: обязать Федеральное казенное учреждение «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» в срок до 30 января 2022 года оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития Федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области», расположенного по адресу: /__/ (инвентарный номер /__/), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития Федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области», расположенного по адресу: /__/ (инвентарный номер /__/), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области о возложении обязанности обеспечить потребности в бюджетном финансировании Федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» для выполнения следующих работ: оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: /__/ (инвентарный номер /__/), длинной более 60 м., противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области», расположенного по адресу: /__/, стр. 2 (инвентарный номер /__/), в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», отказать.

В апелляционной жалобе врио начальника ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» Чумаченко Д.В. просит решение суда отменить, принять новое решение - об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» является казенным учреждением, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджетной системы Российской Федерации путем доведения лимитов бюджетных обязательств распорядителем бюджетных средств (УФСИН России по Томской области), в связи с чем ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» было направлено письмо о выделении денежных средств, на которое получен ответ, что денежных средств на оказание услуг по установке противопожарных дверей нет.

Отмечено, что УФСИН России по Томской области не располагает собственными денежными средствами, а получает бюджетные ассигнования из федерального бюджета. Полагает, что распоряжение денежными средствами производится ФСИН России, а выделение средств федерального бюджета производится в соответствии с федеральным законом Российской Федерации «О федеральном бюджете».

Считает, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Учитывая изложенное, считает, что отсутствие финансирования средств федерального бюджета по соответствующему виду расходов приведет к невозможности исполнения решения в рамках приведенных норм права.

Полагает, что оборудование коридоров 1, 2 этажей общежития противопожарными перегородками 2-го типа и составление декларации пожарной безопасности будет произведено ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» и без судебного решения по мере выделения бюджетных ассигнований главным распорядителем средств федерального бюджета - Федеральной службой исполнения наказаний по соответствующей статье расходов.

Отмечает, что удовлетворение требований о понуждении к совершению действий с фиксированной датой (до 30.01.2022), при отсутствии финансовых средств в расчетном размере, разработанного технического задания, а также принимая во внимание требования законодательства о закупках для федеральных государственных нужд, приведет к невозможности исполнения решения в установленный срок.

В возражения на апелляционную жалобу прокурор просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

В соответствии с ч.3, 4 ст. 167, ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица ГУ МЧС России по Томской области, извещенного о времени и месте судебного заседания.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам абз.1 ч.1 и абз.1 ч.2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для отмены или изменения судебного акта.

Поскольку решение в части разрешенных исковых требований к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области об обязании обеспечить потребности в бюджетном финансировании Федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области» для выполнения следующих работ: оборудовать коридоры 1, 2 этажей общежития Федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области», длинной более 60 м, противопожарными перегородками 2-го типа, разделив такие коридоры на участки, длинна которых не будет превышать 60 м.; составить декларацию пожарной безопасности в отношении здания общежития Федерального казенного учреждения «Томская воспитательная колония № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Томской области», не обжалуется сторонами, то на основании статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» оно не подлежит проверке судом апелляционной инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным гарантируется личная безопасность при исполнении наказания.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 5473-1 от 21.07.1993 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, в числе прочего, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Статья 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» устанавливает обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации: соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

В соответствии с п.1 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре.

В соответствии с п. 1, п.2, п.5 ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов, в том числе применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага; устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре; применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации.

В соответствии ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» декларация пожарной безопасности составляется в отношении здания, сооружения, производственного объекта, для которых законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности предусмотрено проведение экспертизы проектной документации.

Согласно требованиям п. 47 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в Российской Федерации» руководитель организации обеспечивает функционирование систем противодымной защиты лифтовых холлов лифтов, используемых в качестве безопасных зон для маломобильных групп населения и других физических лиц, поддержание в исправном состоянии противопожарных преград (перегородок) и заполнений проемов в них. Указанные зоны обеспечиваются соответствующими средствами индивидуальной защиты и связи с помещением пожарного поста. На объекте защиты размещаются знаки пожарной безопасности, обозначающие направление к такой зоне.

В соответствии с Уставом ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» данное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности (п.1.1).

Согласно п.2.1 Устава предметом и целями деятельности Учреждения являются, в том числе, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; обеспечение безопасности содержания в Учреждении осужденных, а также обеспечение безопасности работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории Учреждения.

Исходя из п.2.5, 2.5.1 Устава, для достижения целей, указанных в подпункте 2.1 настоящего Устава, Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах Учреждения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 04.09.2020 прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области с выездом в ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» с привлечением специалиста ГУ МЧС России по Томской области проведена проверка в части соблюдения противопожарных требований в деятельности администрации ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области». В результате проверки выявлены грубые нарушения действующего уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части соблюдения противопожарных требований. На момент проверки, в том числе, в нарушение ст. 53 ФЗ № 123, п. 6.26 СНиП 21-01-97, коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» длинной более 60 м. не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длинна которых не должна превышать 60 м., фактически установлены перегородки с не подтвержденным типом, заполнение проема (дверь) в перегородке простого исполнения (не противопожарные); в нарушение ст. 64 ФЗ № 123 не составлена декларация пожарной безопасности в отношении общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2, общая площадь здания более 1500 кв.м.).

По факту выявленных нарушений требований пожарной безопасности Томским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Томской области в адрес начальника ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.

Поскольку в настоящий момент ФКУ Томская ВК-2 УФСИН России по Томской области не устранены следующие нарушения: в нарушение ст. 53 ФЗ №123, п. 6.26 СНиП 21-01-97, коридоры 1, 2 этажей общежития ФКУ ТВК-2 длинной более 60 м. не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длинна которых не должна превышать 60 м., фактически установлены перегородки с не подтвержденным типом, заполнение проема (дверь) в перегородке простого исполнения (не противопожарные); в нарушение ст. 64 ФЗ № 123 не составлена декларация пожарной безопасности в отношении общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф1.2, общая площадь здания более 1500 кв.м.), а последствием выявленных нарушений может явиться причинение ущерба жизни и здоровью осужденных и сотрудников исправительного учреждения в результате пожара, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований и возложил на ФКУ «ТВК-2 УФСИН по Томской области» обязанность устранить указанные нарушения.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела, основан на законе и доказательствах, которым суд первой инстанции дал соответствующую требованиям ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мотивированную оценку.

Невыполнение возложенных законом обязанностей по соблюдению требований правил пожарной безопасности, приводит к нарушению прав осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, на обеспечение пожарной безопасности, а именно состояние защищенности личности, гарантированное ст.37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Доводы апелляционной жалобы о том, что учреждение является казенным, а также ссылка на отсутствие необходимого финансирования средств федерального бюджета на выполнение противопожарных мероприятий, не являются основанием для отмены или изменения судебного акта. Данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.

Доводы апелляционной жалобы о том, что установление срока до 30.01.2022 для устранения недостатков при отсутствии финансирования приведет к невозможности исполнения решения суда в срок, судебной коллегией отклоняются, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для несоблюдения установленных правил в области пожарной безопасности, а нарушение или несоблюдение требований пожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, что является высшей ценностью государства.

Судебной коллегией отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что работы по устранению указанных в представлении недостатков будут выполнены по мере выделения бюджетных ассигнований главным распорядителем средств федерального бюджета Федеральной службой исполнения наказаний. Как указано ранее отсутствие достаточных денежных средств на проведение работ основанием для освобождения учреждения от возложенной на него законом обязанности не является.

Иные изложенные в апелляционной жалобе доводы ответчика фактически выражают его несогласие с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Таким образом, при разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела, а апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных процессуальным законом к отмене постановленного судом решения.

Руководствуясь п.1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Томска от 07 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу врио начальника Федерального казенного учреждения Томской воспитательной колонии № 2 Чумаченко Дениса Вадимовича – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.