ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2320/2013 от 26.03.2014 Иркутского областного суда (Иркутская область)

  Судья Никитин Ю.И.

 Судья-докладчик Кравченко Е.Г. по делу № 33-2320/2013

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 26 марта 2014 года г. Иркутск

 Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

 председательствующего Гуревской Л.С.,

 судей Астафьевой О.Ю. и Кравченко Е.Г.,

 при секретаре Мартиросян К.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к администрации муниципального образования «город Черемхово» о возложении обязанности принять нормативно-правовые акты в области градостроительной деятельности

 по апелляционной жалобе ответчика администрации муниципального образования «город Черемхово» на решение Черемховского городского суда Иркутской области от 27 января 2014 года,

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор города Черемхово обратился в Черемховский городской суд Иркутской области с иском к администрации муниципального образования «город Черемхово» о возложении обязанности принять нормативно-правовые акты в области градостроительной деятельности. В обоснование требований указано, что администрацией муниципального образования «город Черемхово» не обеспечено надлежащее нормативно-правовое регулирование правоотношений в области градостроительной деятельности.

 В нарушение требований п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 8, ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в муниципальном образовании «город Черемхово» нормативно-правовые акты, определяющие состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования, а также местные нормативы градостроительного проектирования не приняты. Кроме того, администрацией МО «город Черемхово» не реализованы полномочия по утверждению документации по планировке территории, установленные ст. ст. 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Из письма администрации МО «город Черемхово» следует, что документы по планировке территории, а также нормативы градостроительного проектирования не утверждены. Отсутствие документации по планировке территории влечет нарушение прав жителей города на благоприятные условия жизнедеятельности, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также нарушение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

 Поскольку администрацией города не исполнены требования действующего законодательства в части утверждения местных нормативов градостроительного проектирования и документации по планировке территории, ответчиком нарушены интересы Российской Федерации. Руководствуясь ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 22, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил обязать администрацию муниципального образования «город Черемхово» разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования, проект планировки территории и проект межевания территории в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

 В судебном заседании помощник прокурора Шевченко Н.А. исковые требования поддержала. Представитель ответчика – администрации муниципального образования «город Черемхово» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, в представленном суду заявлении представитель ответчика мэр города Черемхово ФИО1 просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МО «город Черемхово».

 Решением суда от 27 января 2014 года исковые требования прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации удовлетворены. На муниципальное образование «город Черемхово» возложена обязанность разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования, проект планировки территории и проект межевания территории в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

 В апелляционной жалобе мэр города Черемхово ФИО1 просит решение суда по данному делу отменить, принять новое решение, указывая в обоснование жалобы на существенные нарушения норм материального и процессуального права. При этом указывает, что без утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования принятие местных нормативов будет противозаконным. В Иркутской области региональные нормативы градостроительного проектирования не разработаны и не утверждены. Возложив обязанность разработать и утвердить муниципальные правовые акты в области градостроительства, суд не конкретизировал, какой орган местного самоуправления муниципального образования должен исполнить эту обязанность. Вывод суда о том, что отсутствие документации по планировке территории влечет нарушение прав жителей города на благоприятные условия жизнедеятельности, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также нарушение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, не подтвержден материалами дела.

 В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Шишкин Ф.А. указывает, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения отсутствуют.

 Заслушав доклад по делу судьи Кравченко Е.Г., выслушав объяснения прокурора Швецовой А.А., возражавшей относительно удовлетворения апелляционной жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 Согласно части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов, утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.

 В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

 Местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории). Утверждение местных нормативов градостроительного проектирования осуществляется с учетом особенностей населенных пунктов в границах муниципальных образований. Состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Не допускается утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, содержащих минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека ниже, чем расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, содержащиеся в региональных нормативах градостроительного проектирования. Подготовка проекта генерального плана осуществляется с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования (ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

 К документации по планировке территории относятся, в частности, проект планировки территории и проект межевания территории (ст. 41 Градостроительного кодекса РФ).

 Согласно ст. 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

 В соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

 Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: 1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; 2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; 3) границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; 4) границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; 5) границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; 6) границы территорий объектов культурного наследия; 7) границы зон с особыми условиями использования территорий; 8) границы зон действия публичных сервитутов.

 Статьей 45 Градостроительного кодекса РФ установлено, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

 При рассмотрении настоящего дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, правильно применил нормы процессуального и материального права, дал надлежащую оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что на администрацию муниципального образования возложена обязанность принять нормативно-правовые акты в области градостроительной деятельности.

 Установив, что обязанность по принятию актов в области градостроительной деятельности, определяющих состав, порядок подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования, а также местные нормативы градостроительного проектирования администрацией муниципального образования «город Черемхово» не выполнена, администрацией муниципального образования «город Черемхово» не реализованы полномочия по утверждению документации по планировке территории, суд удовлетворил исковые требования прокурора города Черемхово в интересах неопределенного круга лиц, возложив на администрацию муниципального образования «город Черемхово» обязанность разработать и утвердить местные нормативы градостроительного проектирования, проект планировки территории и проект межевания территории в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

 При этом правильно исходил из того, что невыполнение ответчиком данной обязанности нарушает права жителей города на благоприятные условия жизнедеятельности, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также может привести к нарушению прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.

 С данным выводом суда судебная коллегия согласна, поскольку он основан на правильном применении норм права, основанном на их системном анализе, подтвержден материалами дела.

 Ссылка в жалобе на несогласие с данными выводами суда основана на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, правильно примененных судом первой инстанции. Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.

 Доводы апелляционной жалобы сводятся к позиции, заявленной в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции. Данная позиция была исследована судом первой инстанции всесторонне и полно, выводы суда судебная коллегия находит правильными и соответствующими закону, собранным по делу доказательствам.

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не нарушил положений гражданского процессуального законодательства и постановил законное и обоснованное решение.

 Решение Черемховского городского суда Иркутской области от 27 января 2014 года, проверенное в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, является законным и обоснованным, в связи с чем отмене не подлежит, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 решение Черемховского городского суда Иркутской области от 27 января 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 Председательствующий Л.С. Гуревская

 Судьи О.Ю. Астафьева

 Е.Г. Кравченко