ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2344/14 от 20.01.2015 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Шишмакова Е.В. дело № 33-44/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 20 января 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,

при секретаре Вичужаниной Н.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Орлова К.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 сентября 2014 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Орлову К. В..

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Орлов К.В. обратился в суд с иском к Министерству лесного хозяйства Республики Марий Эл о признании необоснованным (незаконным) и подлежащим отмене решения конкурсной комиссии от 00.00.00, которым он, как претендент, не был допущен к участию в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя (лесничего) государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» (далее - ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество») в связи с несоответствием представленных материалов требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя данного учреждения.

В обоснование иска Орлов К.В. указал, что для участия в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя (лесничего) ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» он сдал комплект документов в административно-правовой отдел Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл. 15 июля 2014 года телефонограммой ему было сообщено, что он не допущен к участию в конкурсе по причине того, что предъявленный перечень документов не отвечает требованиям проведения конкурса в части квалификационных требований к претенденту. Его возражения по поводу несогласия с недопущением к участию в конкурсе ответчиком были проигнорированы. 19 августа 2014 года им была получена выписка из протокола, согласно которой конкурсная комиссия приняла решение о признании его не допущенным к участию в конкурсе в связи с несоответствием представленных материалов требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя (лесничего) ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество». Считает, что конкурсной комиссией допущены нарушения. Так ориентировочная дата проведения конкурса была определена на 25 июля 2014 года, однако конкурс состоялся 16 июля 2014 года, при этом уже 15 июля 2014 года ему было сообщено решение о том, что он не допущен к участию в конкурсе, то есть была нарушена процедура предварительного рассмотрения документов. До начала работы конкурсной комиссии он подал заявление о несогласии с предварительным решением комиссии от 15 июля 2014 года, в связи с чем проведение конкурса после подачи им этого заявления являлось нарушением антикоррупционного законодательства. Решение комиссии противоречило приказу Министра лесного хозяйства Республики Марий Эл от 29 мая 2014 года, которым на него было возложено исполнение обязанностей руководителя Алексеевского лесничества. Обязанности руководителя он исполнял в течение двух месяцев и не имел каких-либо замечаний.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Орлов К.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить его исковые требования, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права.

Орлов К.В. на рассмотрение жалобы в суд апелляционной инстанции не вился, был извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о чем имеются сведения в материалах дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в его отсутствие.

Обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.

Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности.

В соответствии со статьей 18 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности возникают, если трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности.

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 06 февраля 2002 года № 39 «О Порядке назначения руководителей унитарных предприятий и государственных учреждений Республики Марий Эл» утверждено Положение о проведении конкурса на замещение должности руководителя унитарного предприятия и государственного учреждения Республики Марий Эл (далее - Положение).

Согласно пункту 2 Положения орган исполнительной власти Республики Марий Эл, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли или сфере управления: образует комиссию по проведению конкурса и утверждает ее состав; организует публикацию подготовленного комиссией информационного сообщения о проведении конкурса; принимает заявки от претендентов и ведет их учет; проверяет правильность оформления заявок и прилагаемых к ним документов; передает в комиссию по окончании срока приема поступившие заявки с прилагаемыми к ним документами; утверждает вопросы для тестовых испытаний к претендентам.

Решения комиссии оформляются протоколами, которые подписываются присутствующими на заседании членами комиссии, имеющими право решающего голоса (пункт 5).

Информационное сообщение о проведении конкурса должно быть опубликовано в республиканских средствах массовой информации не позднее чем за 30 дней до объявленной в нем даты проведения конкурса (пункт 6).

К участию в конкурсе допускаются физические лица, имеющие высшее образование, опыт работы в сфере деятельности унитарного предприятия и государственного учреждения, опыт работы на руководящей должности не менее 1 года, отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя унитарного предприятия и государственного учреждения, не имеющие ограничений к работе руководителем (пункт 9).

Претендент не допускается к участию в конкурсе, если: представленные документы не подтверждают право претендента занимать должность руководителя унитарного предприятия и государственного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл (пункт 11).

Из материалов дела следует и это установлено судом, что 05 июня 2014 года конкурсная комиссия Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл определила дату проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя (лесничего) ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» ориентировочно на 25 июля 2014 года. Объявление о проведении конкурса с указанием квалификационных требований к претенденту на вакантную должность опубликовано в газете «Марийская правда» 10 июня 2014 года. В качестве квалификационных требований указаны: высшее профессиональное образование, опыт работы на руководящей должности в отрасли не менее 1 года и наличие стажа (опыта) работы на должностях специалистов лесного хозяйства не мене 5 лет, наличие профессиональных знаний и навыков, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

00.00.00Орлов К.В. подал в Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл заявление о рассмотрении его кандидатуры на участие в конкурсе. 14 июля 2014 года приказом Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл определена дата заседания конкурсной комиссии для рассмотрения итогов проведения подготовительного этапа конкурса на замещение вакантной должности руководителя (лесничего) ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» и проведении конкурса на замещение указанной должности – 16 июля 2014 года в 10 часов. Орлов К.В. был извещен о дате проведения конкурса телефонограммой от 15 июля 2014 года.

В соответствии с протоколом № 3 заседания конкурсной комиссии Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл от 16 июля 2014 года претендент Орлов К.В. признан не допущенным к участию в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя (лесничего) ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» в связи с несоответствием представленных материалов требованиям, предъявляемым к кандидатуре руководителя данного учреждения. Конкурсная комиссия установила, что Орлов К.В. имеет стаж работы на должностях специалистов в лесном хозяйстве <...>, в том числе, на руководящих должностях – <...>.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что при проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя (лесничего) ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» ответчиком был соблюден установленный порядок проведения конкурса, следовательно, права истца, как претендента на замещение вакантной должности руководителя государственного учреждения, не были нарушены.

Суд обоснованно исходил из того, что поскольку Орлов К.В. не соответствует квалификационным требованиям к вакантной должности руководителя (лесничего) ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» в связи с отсутствием необходимого стажа (опыта) работы согласно представленным им документам, то в соответствии с пунктом 11 Положения он не мог быть допущен к участию в конкурсе. В связи с этим суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований Орлову К.В.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Орлов К.В. не был допущен к участию в конкурсе в тот период, когда исполнял обязанности руководителя (лесничего) ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество», проверялись судом первой инстанции. Согласно приказу Министерства лесного хозяйства Республики Марий Эл № ... от 00.00.00 на Орлова К.В. были возложены обязанности руководителя (лесничего) ГКУ Республики Марий Эл «Алексеевское лесничество» с 30 мая 2014 года до замещения вакантной должности по конкурсу (л. д. 31). Суд верно исходил из того, что в силу вышеуказанных требований законодательства временное исполнение Орловым К.В. обязанностей руководителя государственного учреждения до замещения вакантной должности по конкурсу не является основанием для допуска его к участию в конкурсе на замещение указанной вакантной должности без соблюдения квалификационных требований к претенденту.

Вопреки доводам жалобы резолютивная часть решения суда соответствует требованиям части 5 статьи 198 ГПК РФ, поскольку содержит исчерпывающий вывод, вытекающий из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств, и в ней четко сформулировано, что именно постановил суд.

Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Орлова К. В. - без удовлетворения.

Председательствующий А.Е. Соснин

Судьи О.В. Клюкина

Н.Г. Лелеков