ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-23807/2016 от 20.01.2017 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Старкова Е.Н.

Дело № 33-870/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

20.01.2017

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Колесниковой О.Г., судей Петровской О.В., Лузянина В.Н.,

при секретаре Бирюковой М.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чайко Е.Ф. к Контрольному органу Режевского городского округа о признании незаконными контрольного мероприятия и акта проверки в части

по апелляционной жалобе истца на решение Режевского городского суда Свердловской области от 26.10.2016.

Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения представителя истца К., поддержавшей доводы жалобы, представителей ответчика 1, 2, 3, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Чайко Е.Ф. обратилась с иском к Контрольному органу Режевского городского округа, указав, что ответчиком по заданию следователя СО ОМВД РФ по Режевскому района был подготовлен Акт проверки обоснованности расходов унитарного муниципального предприятия ...» на оплату труда работников в 2010 – 2016 году. По результатам проверки неправомерными признаны часть выплат, в том числе, выплаченная истцу премия в размере .... Истец полагает, что оспариваемым актом нарушены ее права, а именно, данное решение в части расчета и начисления неправомерных выплат не соответствует нормативным правовым актам Режевского городского округа, касающихся оплаты труда руководителей унитарных муниципальных предприятий. Вместе с тем, данное решение явилось основанием для предъявления истцу необоснованного обвинения в совершении преступления. Кроме того, нарушено ее право на получение заработной платы в полном объеме.

В связи с чем, истец просила суд признать незаконными контрольное мероприятие - проверку обоснованности расходов унитарного муниципального предприятия ...» на оплату труда работников в 2010 – 2016 году от ( / / ), произведенную председателем Контрольного органа Режевского городского округа, и акт проверки обоснованности расходов унитарного муниципального предприятия ...» на оплату труда работников в 2010 – 2016 году в части применения норм локальных правовых актов Режевского городского округа, регулирующих оплату труда руководителей унитарных муниципальных предприятий, и произведенных расчетов обоснованности расходов унитарного муниципального предприятия ...» на оплату труда работников в 2010 – 2016 году

Решением Режевского городского суда Свердловской области от 26.10.2016 в удовлетворении исковых требований Чайко Е.Ф. отказано.

С таким решением истец не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылается на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.

В заседание суда апелляционной инстанции истец не явилась об уважительных причинах неявки до начала судебного заседания не сообщила, в материалах дела имеются доказательства ее заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие истца.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что на основании трудового контракта от ( / / ), заключенного между сторонами, Чайко Е.Ф. была принята на должность исполняющего обязанности директора по управлению (руководству) унитарным муниципальным предприятием ...».

По условиям трудового контракта истцу устанавливается ежемесячный должностной оклад в размере .... (рассчитывается на основании Положении об оплате труда руководителей) (подп. 1 п. 3.1.), а также ежемесячное вознаграждение в размере не более 80% к должностному окладу на основании распоряжения Главы муниципального образования, подготовленного Комитетом по управлению имуществом по результатам информации Предприятия, предоставляемой ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, о выполнении показателей премирования. Размер подлежащей начислению премии согласовывается зам. Главы администрации по экономике и труду и зам. Главы администрации по вопросам строительства, транспорта, связи и коммунального хозяйства, руководителем Уполномоченного органа (подп. 2 п. 3.1.).

Дополнительным соглашением от ( / / ) подп. 1 и 2 п. 3.1. трудового контракта изложены в новой редакции, согласно которой ежемесячный должностной оклад составляет .... (рассчитывается на основании Положении об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий, утвержденного Постановлением Главы Режевского городского округа от 03.07.2009 № 1350), а также ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде 50% должностного оклада. Надбавка устанавливается на один финансовый год. Изменение величины надбавки на следующий финансовый год производится путем внесения соответствующего изменения (дополнения) в трудовой контракт. Основанием для определения размера надбавки исполняющему обязанности директора является представление в Уполномоченный орган местного самоуправления за отчетный год (квартал) документов бухгалтерской, статистической отчетности, содержащей показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Постановлением заместителя главы Администрации Режевского городского округа от 03.07.2009 № 1350 утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий Режевского городского округа при заключении с ними трудовых договоров (далее по тексту - Положение).

В соответствии с абз. 2 п. 1.2. Положения оплата труда руководителей предприятий состоит из должностного оклада, надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде и вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (премии) и определяется трудовым договором (контрактом), заключаемым между руководителем предприятия и соответствующим уполномоченным органом местного самоуправления.

Разделом 3 названного Положения регламентирован порядок установления надбавки руководителю предприятия, в частности п. 3.1. установлено, что руководителю предприятия при заключении трудового договора (контракта) устанавливается ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде в размере до 50% должностного оклада на определенный срок. Основанием для определения размера надбавки руководителя является представление уполномоченный орган местного самоуправления за отчетный год (квартал) документов бухгалтерской, статистической отчетности, содержащей показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Надбавка устанавливается в процентах к установленному должностному окладу руководителя предприятия на один финансовый год. Изменение величины надбавки на следующий финансовый год производится путем внесения соответствующего изменения (дополнения) в трудовой договор (контракт) (п. 3.2.).

Кроме того, разделом 4 установлен порядок выплаты премии руководителю предприятия.

Выплата премии руководителю предприятия осуществляется по результатам работы предприятия за квартал при условии выполнения основных производственных и экономических показателей, обеспечения качества выполняемых работ (оказываемых услуг), добросовестного исполнения должностных обязанностей.

Конкретные показатели и размеры премирования устанавливаются уполномоченным органом местного самоуправления, заключающим с руководителем предприятия трудовой договор (контракт), и предусматриваются в нем (п. 4.1. Положения).

В соответствии с п. 4.5. Положения премии руководителям предприятия устанавливаются по решению Главы Режевского городского округа в процентном отношении к окладу. Размер премии не может превышать 100 % должностного оклада в квартал.

Решение о выплате премии оформляется постановлением Администрации Режевского городского округа, подготавливаемым уполномоченным органом местного самоуправления и согласованным с Комитетом по управлению имуществом Режевского городского округа и заместителем главы Администрации Режевского городского округа, курирующим направление, соответствующее основной деятельности предприятия (п. 4.8.).

Аналогичные правила содержит и Положение об условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий Режевского городского округа при заключении с ними трудовых договоров, утвержденное постановлением главы Администрации Режевского городского округа от 22.08.2012 № 1158.

Кроме того, 01.06.2015 постановлением Администрации Режевского городского округа № 980 утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий Режевского городского округа.

В соответствии с п. 1.3. указанного Положения оплата труда руководителей предприятий включает в себя должностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера и определяется трудовым договором (контрактом). Для поощрения руководителей предприятий устанавливаются выплаты стимулирующего характера (надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде и вознаграждения (премии) за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия) (п.1.4 Положения). Премия устанавливается в процентном отношении к должностному окладу, выплата премии за текущий месяц осуществляется по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия за предыдущий месяц, размер премии не может превышать 80% должностного оклада (п.п. 4.1., 4.2, 4.3 Положения).

В ходе проведения проверки контрольным органом Режевского городского округа, оформленной актом от ( / / ), установлено, что, несмотря на то, что разделом 4 Положений об оплате труда руководителей утвержден порядок премирования руководителей муниципальных унитарных предприятий, и вознаграждение за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия входит в структуру заработной платы руководителя, выплата премий согласно изменениям в трудовой контракт, заключенный с Чайко Е.Ф., не предусмотрена. Кроме того, в соответствии с изменениями пункт 3.2. трудового контракта изложен в новой редакции, то есть без учета материальной помощи к ежегодному отпуску, что противоречит условиям раздела 1 Положения об оплате труда руководителей.

Также актом от ( / / ) установлено, что учитывая требования ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации о недопустимости ухудшения условий оплаты труда, определенных трудовым договором, по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами – в ходе проверки осуществлен расчет возможного вознаграждения ... с учетом условий муниципальных актов об оплате труда руководителей муниципальных унитарных предприятий.

Согласно выводов акта проверки от ( / / ) по результатам выполнения показателей плана финансово-хозяйственной деятельности Чайко Е.Ф. имела возможность получить премию в сумме ...., фактически премиальные выплаты за проверяемый период составили ...

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 129, 135, 144, 145 Трудового кодекса Российской Федерации и пришел к выводу о том, что оснований для признания проверки в части применения норм локальных правовых актов Режевского городского округа, регулирующих оплату труда руководителей унитарных муниципальных предприятий, и произведенных расчетов не имеется.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.

Из пояснений представителя истца в суде апелляционной инстанции следует, что их доводы о несогласии с выводами контрольной проверки фактически сводятся к несогласию с суммой переплаты премии в размере .... По мнению апеллянта, размер фактически выплаченной истцу премии в спорный период соответствует условиям трудового контракта и не противоречит Положениям об оплате труда руководителей.

Указанные доводы стороны истца судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном и субъективном толковании норм трудового права, регулирующих порядок оплаты труда; вышеназванных Положений об оплате труда руководителей и условий заключенного с Чайко Е.Ф. трудового контракта (в редакции дополнительного соглашения от ( / / ), действующей в спорный период).

Из анализа положений ст. ст. 15, 16, 56, 57, 135 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым, в частности, устанавливается заработная плата работнику в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования.

Так, трудовым контрактом от ( / / ) истцу был установлен должностной оклад в размере .... и ежемесячное вознаграждение в размере не более 80% к должностному окладу на основании распоряжения Главы муниципального образования (п. 3.1.).

Указанные условия действовали только до ( / / ), когда дополнительным соглашением подп. 1 и 2 п. 3.1. трудового контракта изложены в новой редакции, согласно которой ежемесячный должностной оклад составляет ... а также установлена ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и высокие достижения в труде 50% должностного оклада.

Таким образом, с ( / / ) условия трудового контракта не предусматривали выплату истцу какой-либо премии.

Вместе с тем, Положением об условиях оплаты труда руководителей муниципальных унитарных предприятий Режевского городского округа при заключении с ними трудовых договоров, утвержденным постановлением заместителя главы Администрации Режевского городского округа от 03.07.2009 № 1350 (далее по тексту - Положение), предусмотрена выплата премии руководителю предприятия по результатам работы предприятия за квартал при условии выполнения основных производственных и экономических показателей, обеспечения качества выполняемых работ (оказываемых услуг), добросовестного исполнения должностных обязанностей, размер которой не может превышать 100 % должностного оклада в квартал (п. 4.5. Положения).

Такое же ограничение по размеру премии содержит и п. 4.5. Положения, утвержденного постановлением главы Администрации Режевского городского округа от 22.08.2012 № 1158.

С 01.06.2015 постановлением Администрации Режевского городского округа № 980 было утверждено новое Положение, в соответствии с которым размер премии не может превышать 80% должностного оклада (п. 4.3 Положения).

Таким образом, при отсутствии в трудовом контракте истца условия о выплате премии, максимальный размер премии подлежал определению в соответствии с действующими Положениями об условиях оплаты труда руководителей, то есть до 01.06.2015 – не более 100 % должностного оклада в квартал, а с 01.06.2015 - 80% должностного оклада в месяц.

К таким выводам пришел и контрольный орган Режевского городского округа при проведении ( / / ) проверки обоснованности расходов унитарного муниципального предприятия ...» на оплату труда ... (истца) за период ...

Согласно выводам по результатам проверки (акт от ( / / )) и расчету премии, составленному председателем контрольного органа ( / / )12 с учетом вышеуказанных ограничений, установленных Положениями об условиях оплаты труда руководителей, сумма премии за указанный период, на который имела право Чайко Е.Ф. составила ...., фактически за этот же период истцу выплачено ...., соответственно, неправомерно выплаченная премия составила ... коп.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вопреки доводам автора жалобы, истцом не представлено доказательств неправильности и необоснованности произведенного председателем Контрольного органа расчета, а также неправильности применения норм локальных правовых актов Режевского городского округа, регулирующих оплату труда руководителей унитарных муниципальных предприятий.

В связи с чем, оснований для признания акта проверки обоснованности расходов унитарного муниципального предприятия ...» на оплату труда работников в 2010 – 2016 году в соответствующей части у суда не имелось.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Режевского городского суда Свердловской области от 27.09.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Чайко Е.Ф. – без удовлетворения.

Председательствующий

Колесникова О.Г.

Судьи

Петровская О.В.

Лузянин В.Н.