ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2387 от 18.11.2015 Рязанского областного суда (Рязанская область)

33-2387

судья Арсеньева О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе:

председательствующего судьи Воейкова А.А.,

судей Хмельниковой Е.А., Милашовой Л.В.,

при секретаре Тюрине Ю.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по заявлению контрольно-счетной комиссии муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия главы муниципального образования, главы администрации муниципального образования, администрации муниципального образования, главного специалиста-бухгалтера администрации муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского района Рязанской области, выразившегося в непринятии мер к предоставлению в контрольно-счетную комиссию муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области годового отчета об исполнении бюджета поселения за 2014 финансовый год с апелляционной жалобой КСК МО – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области на решение Рязанского районного суда Рязанской области от 31 августа 2015 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Хмельниковой Е.А., выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского района Рязанской области ФИО1, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя Совета депутатов муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского района Рязанской области ФИО2, полагавшего жалобу подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Контрольно-счетная комиссия муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия главы муниципального образования, главы администрации муниципального образования, администрации муниципального образования, главного специалиста-бухгалтера администрации муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского района Рязанской области, выразившегося в непринятии мер к предоставлению в контрольно-счетную комиссию муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области годового отчета об исполнении бюджета поселения за 2014 финансовый год.

Требования мотивированы тем, что в силу положений бюджетного законодательства годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в законодательном (представительном) органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования. Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года. Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего муниципального финансового контроля в представительный орган с одновременным направлением соответственно в местную администрацию. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.

Бюджетным Кодексом РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Уставом МО – Мурминское сельское поселение и Положением о контрольно-счетной комиссии муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области установлена обязанность по предоставлению годового отчета главой МО, главой администрации МО и возглавляемой ею администрацией, как исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в контрольно-счетную комиссию МО – Мурминское сельское поселение.

17 марта 2015 года председатель КСК вручил специалисту администрации Мурминского сельского поселения уведомление о сроках предоставления необходимого пакета документов в КСК для дачи заключения по исполнению бюджета поселения.

Во исполнение положений Бюджетного кодекса РФ администрация сельского поселения обязана была в срок до 1 апреля 2015 года направить в КСК годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования за 2014 год со всеми необходимыми документами и расчетами для подготовки заключения. В установленный законом срок запрашиваемая документация в КСК представлена не была.

В результате незаконного бездействия главы МО, главы администрации МО – Мурминское сельское поселение, возглавляемой ею администрацией, бухгалтера нарушены законные права контрольно-счетной комиссии по исполнению полномочий осуществления внешнего муниципального финансового контроля по исполнению бюджета поселения; составлению заключения и отчета по результатам проверки; направлению заключения вместе с отчетом по исполнению бюджета поселения за 2014 финансовый год в представительный орган и администрацию Мурминского сельского поселения.

Просила признать незаконными действия (бездействие) главы муниципального образования, главы администрации, администрации и главного специалиста-бухгалтера администрации муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, выразившегося в непринятии мер к предоставлению в контрольно-счетную комиссию годового отчета об исполнении бюджета Мурминского сельского поселения за 2014 финансовый год, и обязать главу МО, главу администрации МО, главного специалиста-бухгалтера администрации МО – Мурминское сельское поселение представить годовой отчет об исполнении бюджета за 2014 год в контрольно-счетную комиссию муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского района Рязанской области.

Суд отказал в удовлетворении заявленных требований в связи с пропуском срока для обращения в суд, постановив решение, с которым не согласна контрольно-счетная комиссия МО – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить полностью и принять новое решение, заявленные требования председателя контрольно-счетной комиссии удовлетворив в полном объеме. Полагает неправильным вывод суда о пропуске срока для обращения в суд, поскольку оспариваемое бездействие до настоящего времени носит противоправный характер, нарушая бюджетное законодательство Российской Федерации.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия находит его подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу ч.3 ст.52 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст.52 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).

Составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Годовой отчет об исполнении местного бюджета подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.

В соответствии с ч.5 ст.264.2 Бюджетного кодекса РФ годовые отчеты об исполнении местных бюджетов подлежат утверждению муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Согласно статье 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации годовой отчет об исполнении бюджета до его рассмотрения в представительном органе подлежит внешней проверке, которая включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета. Внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета осуществляется контрольно-счетным органом муниципального образования в порядке, установленном муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, с соблюдением требований настоящего Кодекса и с учетом особенностей, установленных федеральными законами.

Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года.

Орган внешнего муниципального финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом внешнего муниципального финансового контроля в представительный орган с одновременным направлением в местную администрацию

Из материалов дела следует, что решением №75 от 16 октября 2014 года Совета депутатов муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского района Рязанской области создана контрольно-счетная комиссия муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области, наделенная правами юридического лица.

Таким образом, в силу приведенных положений бюджетного законодательства администрация муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области обязана предоставлять годовую отчетность в указанный орган финансового контроля.

17 марта 2015 года председатель контрольно-счетной комиссии муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области направил в адрес главы администрации муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области уведомление о необходимости направления в контрольно-счетную комиссию муниципального образования – Мурминское сельское поселение годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования за 2014 год со всеми необходимыми документами и расчетами для подготовки заключения.

Администрацией в нарушение требований бюджетного законодательства годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования за 2014 год в контрольно-счетную комиссию муниципального образования – Мурминское сельское поселение представлен не был, чем созданы препятствия в осуществлении возложенных на комиссию полномочий.

Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконным данного бездействия, суд указал на пропуск комиссией установленного статьей 256 Гражданского процессуального кодекса РФ трехмесячного срока для обращения в суд, исчисляя его с 1 апреля 2015 года, когда в соответствии со ст.264.4 Бюджетного кодекса РФ годовая отчетность должна быть представлена.

Однако судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о пропуске срока для оспаривания указанного бездействия администрации муниципального образования.

Обязанность у местной администрации направить в контрольно-счетную комиссию отчет об исполнении бюджета за 2014 год, а у комиссии – осуществить его проверку для последующего направления в представительный орган сохраняется до настоящего времени. Соответственно право органа финансового контроля на получение от местной администрации указанной отчетности не пресекается сроком, на который указано судом.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене как постановленное с неправильным применением норм процессуального права.

С учетом установленных обстоятельств дела и на основании приведенных положений закона заявленные требования об оспаривании бездействия администрации муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского района Рязанской области подлежат удовлетворению. Поскольку Бюджетным кодексом РФ предусмотрено, что отчет об исполнении бюджета предоставляется местной администрацией, обязанность по предоставлению в контрольно-счетную комиссию муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области годового отчета об исполнении бюджета поселения за 2014 финансовый год должна быть возложена на администрацию муниципального образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Рязанского районного суда Рязанской области от 31 августа 2015 года отменить. Заявление Контрольно-счетной комиссии муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского района Рязанской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского района Рязанской области выразившегося в непредоставлении в контрольно-счетную комиссию муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области годового отчета об исполнении бюджета поселения за 2014 финансовый год.

Обязать администрацию муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского района Рязанской области предоставить в контрольно-счетную комиссию муниципального образования – Мурминское сельское поселение Рязанского муниципального района Рязанской области годовой отчет об исполнении бюджета поселения за 2014 финансовый год.

Председательствующий

Судьи