Председательствующий по делу Дело №33-2445/2020
Судья Цыбенова Д.Б. (№ дела в суде 1-й инст. 2-235/2020
УИД 75RS0025-01-2019-002400-29)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе
председательствующего судьи Доржиевой Б.В.,
судей Малолыченко С.В., Чайкиной Е.В.,
при секретаре Шалаевой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 22 июля 2020 г. гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка», Комитету образования администрации муниципального района «Читинский район» Забайкальского края, Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края о признании незаконными дополнительных соглашений к трудовым договорам в части, о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе представителя третьего лица Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края – ФИО7
на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 02 марта 2020 г., которым постановлено:
«Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 удовлетворить частично.
Признать незаконными и не подлежащими применению дополнительные соглашения к трудовым договорам, заключенные между МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка с ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, в части установления размера и порядка начислений за квалификацию.
Взыскать с МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка в пользу:
ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 20 438 руб. 30 коп., возмещение морального вреда в размере 1 000 руб.,
ФИО2 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 20 719 руб. 43 коп., возмещение морального вреда в размере 1 000 руб.,
ФИО3 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 12 877 руб.76 коп., возмещение морального вреда в размере 1 000 руб.,
ФИО4 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 22 053 руб., возмещение морального вреда в размере 1 000 руб.,
ФИО5 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 9 259 руб. 90 коп. за квалификационную категорию, 12 827 руб. 45 коп. - индексацию базового оклада, возмещение морального вреда в размере 1 000 руб.
ФИО6 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 20 603 руб.99 коп. за квалификационную категорию, 18 096 руб. 61 коп. – индексацию базового оклада, возмещение морального вреда в размере 1 000 руб.
Обязать МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка производить начисление и выплату заработной платы за квалификационную категорию ФИО5, ФИО6 в соответствии с фактической учебной нагрузкой.
Обязать Комитет образования муниципального района «Читинский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в случае недостаточности денежных средств у МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка профинансировать денежными средствами образовательное учреждение для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в пределах, выделяемых на эти цели субвенций из краевого бюджета, направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.
Взыскать с МОУ Средняя общеобразовательная школа пгт. Атамановка государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение обратить к немедленному исполнению».
Заслушав доклад судьи Малолыченко С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с исковыми заявлениями, ссылаясь на то, что состоят в трудовых отношениях с муниципальным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой пгт. Атамановка (Далее – МОУ СОШ пгт. Атамановка). Истец ФИО1 работает в должности <данные изъяты>, ФИО2 – в должности <данные изъяты>, ФИО5 – в должности <данные изъяты>, ФИО4 – в должности <данные изъяты>, ФИО6 – в должности <данные изъяты>, ФИО3 – в должности <данные изъяты>. Истцы не согласны с измененным работодателем порядком и размером выплаты за квалификационную категорию. В 2019 г. доплату стали начислять не к окладу за фактическую педагогическую нагрузку, а на 18 часов, что привело к уменьшению данной доплаты, о данных изменениях истцы не были уведомлены. На основании изложенного, истцы просили суд взыскать с ответчика – МОУ СОШ пгт. Атамановка в пользу ФИО1 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 20 438,30 руб., возмещение морального вреда в размере 10 000 руб., в пользу ФИО2 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 20 719,43 руб., возмещение морального вреда в размере 50 000 руб., в пользу ФИО3 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 12 877,76 руб., возмещение морального вреда в размере 15 000 руб., в пользу ФИО4 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 22 053 руб., возмещение морального вреда в размере 15 000 руб., в пользу ФИО5 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 9 259,90 руб. за квалификационную категорию, 12 827,45 руб. – индексацию базового оклада, возмещение морального вреда в размере 30 000 руб., в пользу ФИО6 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за 2018/2019 учебный год в размере 20 603,99 руб. за квалификационную категорию, 18 096,61 руб. – индексацию базового оклада, возмещение морального вреда в размере 50 000 руб.
Истцы ФИО5, ФИО6 также просили обязать МОУ СОШ пгт. Атамановка производить им начисление и выплату заработной платы за квалификационную категорию в соответствии с фактической учебной нагрузкой (т. 1, л.д. 3-4, 40-41, 91-94, 143-144, 180-183, 214-216, 224-227, т. 2, 8-11, 12-16).
Определением Читинского районного суда Забайкальского края от 29.01.2019 гражданские дела № 2-235/2020, №2-236/2020, №2-237/2020, №2-238/2020, №2-248/2020, №2-249/2020 объединены в одно производство № 2-235/2020 (т. 1, л.д. 251).
Определением Читинского районного суда Забайкальского края в качестве третьего лица к участию в деле привлечен Комитет по финансам администрации муниципального района «Читинский район» (т. 1, л.д. 252).
Протокольным определением Читинского районного суда Забайкальского края в качестве соответчиков по делу привлечено Министерство образования науки и молодежной политики Забайкальского края (т. 2, л.д. 18-19).
Судом постановлено приведенное выше решение (т. 2, л.д. 33-44).
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования, науки и молодежной политики выражает несогласие с решением суда в части возложения на Министерство обязанности профинансировать выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, просит в данной части решением суда отменить. В обоснование своих требований представитель ответчика указывает на то, что задолженность по заработной плате перед истцами возникла не по вине Министерства. Предметом разбирательства данного дела не является вопрос недофинансирования со стороны Министерства, фактов недофинансирования из бюджета Забайкальского края не установлено и не доказано. Полагает, что отсутствует необходимость в возложении на Министерство подобной обязанности. Кроме того, Министерство не отвечает по обязательствам бюджетного учреждения (т. 2, л.д. 53-54).
Лица, участвующие в деле, в зал судебных заседаний не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей не направили.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец ФИО1 работает в МОУ СОШ пгт. Атамановка в должности <данные изъяты> с <Дата>.
Согласно условиям дополнительного соглашения к трудовому договору от <Дата>ФИО1 установлена нагрузка на 2018-2019 учебный год 34 часа в неделю, установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, надбавка за квалификационную категорию 10% к окладу, выплаты за интенсивность.
Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в 2018 г. ФИО1 присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу.
Истец ФИО2 работает в МОУ СОШ пгт. Атамановка в должности <данные изъяты> с <Дата>.
Согласно условиям дополнительного соглашения от <Дата> к трудовому договору от <Дата>ФИО2 установлена нагрузка на 2019-2020 учебный год 36 часов в неделю, установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, надбавка за квалификационную категорию 10% к окладу, выплаты за интенсивность.
Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в 2014 г. ФИО2 присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу.
Истец ФИО5 работает в МОУ СОШ пгт. Атамановка в должности <данные изъяты> с <Дата>.
Согласно условиям дополнительного соглашения от <Дата> к трудовому договору от <Дата>ФИО5 установлена нагрузка на 2018-2019 учебный год 27 часов в неделю, установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, надбавка за квалификационную категорию 10% к окладу, выплаты за интенсивность.
Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в 2016 г. ФИО5 присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу.
Истец ФИО4 работает в МОУ СОШ пгт. Атамановка в должности <данные изъяты> с <Дата>.
Согласно условиям дополнительного соглашения от <Дата> к трудовому договору от <Дата>ФИО4 установлена нагрузка на 2019-2020 учебный год 36,5 часов в неделю, установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, надбавка за квалификационную категорию 10% к окладу, выплаты за интенсивность.
Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в 2014 г. ФИО4 присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу.
Истец ФИО6 работает в МОУ СОШ пгт. Атамановка в должности <данные изъяты> с <Дата>.
Согласно условиям дополнительного соглашения от <Дата> к трудовому договору от <Дата>ФИО6 установлена нагрузка на 2018-2019 учебный год 36 часов в неделю, установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> руб., стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, надбавка за квалификационную категорию 10% к окладу, выплаты за интенсивность.
Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в 2015 г. ФИО6 присвоена первая квалификационная категория, установлена доплата в размере 10% к должностному окладу.
Истец ФИО3 работает в МОУ СОШ пгт. Атамановка в должности учитель технологии с <Дата>.
Согласно условиям дополнительного соглашения от <Дата> к трудовому договору от <Дата>ФИО3 установлена нагрузка на 2019-2020 учебный год 30 часов в неделю, установлен должностной оклад в размере 9 125 руб., стимулирующие выплаты: надбавка за выслугу лет – 25% к окладу, надбавка за квалификационную категорию 15 % к окладу, выплаты за интенсивность.
Приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в 2017 г. ФИО3 присвоена высшая квалификационная категория, установлена доплата в размере 15% к должностному окладу.
С учетом положений ст. 3, 22, 132, 135 Трудового кодекса РФ, Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018 (протокол № 12), Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 № 1601, Положения об оплате труда работников МОУ СОШ пгт. Атамановка, утвержденного директором школы 31.08.2018, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования истцов о признании незаконными дополнительных соглашений к трудовым договорам в части установления размера и порядка начислений за квалификацию, взыскании с ответчика недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом надбавки за квалификационную категорию, начисленной на фактический объем учебной нагрузки, возложении обязанности производить начисление и выплату заработной платы за квалификационную категорию в соответствии с фактической нагрузкой являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Представленные истцами расчеты задолженности проверены судом первой инстанции, являются арифметически верными. Ответчик свои контррасчеты не представил.
Судом первой инстанции также были удовлетворены дополнительные исковые требования истцов ФИО5, ФИО6 о взыскании индексации базового оклада, расчеты которой также были приняты судом первой инстанции. Согласно представленным расчетам, задолженность по заработной плате с учетом индексации базовых окладов составляет за период с января по сентябрь 2019 г. в отношении ФИО5 – 12 827,24 руб., в отношении ФИО6 – 18 096,61 руб.
Поскольку Министерство образования, науки и молодежной политики является главным распорядителем бюджетных средств, а Комитет образования администрации муниципального района «Читинский район» осуществляет действия учредителя от имени администрации муниципального района «Читинский район», то суд пришел к выводу о том, что данные ответчики несут обязанность по финансированию МОУ СОШ пгт. Атамановка денежными средствами для выплаты истцам недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности указанных средств у учреждения, в пределах выделяемых на эти цели субвенций.
Кроме того, исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера причиненных работникам нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости, суд первой инстанции посчитал возможным удовлетворить требование истцов о компенсации морального вреда, взыскав в пользу каждого из них 1 000 руб.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с решением суда в части возложения на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать денежными средствами образовательное учреждение для выплаты заработной платы в пределах выделенных субвенций из краевого бюджета, направленных на оплату труда работников образовательных учреждений в случае их недостаточности у ответчика МОУ СОШ пгт. Атамановка.
Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.
Возлагая на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, как на главного распорядителя бюджетных средств приведенную обязанность, суд первой инстанции исходил из того, что финансирование на оплату труда учителей производится Министерством за счет субвенции краевого бюджета.
Между тем оснований для возложения субсидиарной ответственности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края не имеется в связи со следующим.
Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (п. 12.3.2. Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 16.05.2017 № 192).
В соответствии с пп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1, 4 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 ст. 99 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, как и в суде апелляционной инстанции фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального образования «Читинский район» установлено не было.
Правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство не имеется.
Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», следует, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
В данном случае, истцы, заявляя исковые требования, не просили суд возложить на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края субсидиарную ответственность.
Между тем, судом принято решение о возложении субсидиарной ответственности на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Таким образом, суд первой инстанции, в нарушение ст. 196 ГПК РФ, вышел за пределы исковых требований.
При таких обстоятельствах, в указанной части решение суда первой инстанции подлежит изменению, а именно, из абз. 5 резолютивной части решения подлежит исключению указание на возложение на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать денежными средствами образовательное учреждение.
В остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя ответчика Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края ФИО7 – удовлетворить.
Решение Читинского районного суда Забайкальского края от 02 марта 2020 г. в части изменить.
Исключить из абз. 5 резолютивной части решения суда указание на возложение на Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края обязанности профинансировать денежными средствами образовательное учреждение.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий Б.В. Доржиева
Судьи С.В. Малолыченко
Е.В. Чайкина