ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-2525/2021 от 30.06.2021 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик БлиноваМ.А.

Апелляционное дело №33-2525/2021

Судья Иванова Т.В.

УИД 21RS0022-01-2020-002822-94

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 июня 2021 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Блиновой М.А.,

судей Агеева О.В., Максимовой И.А.,

при секретаре Герасимовой О.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску администрации Канашского района Чувашской Республики к ФИО3 о взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами, поступившее по апелляционной жалобе администрации Канашского района Чувашской Республики на решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 2 марта 2021 года.

Заслушав доклад председательствующего судьи Блиновой М.А., судебная коллегия

установила:

Администрация Канашского района Чувашской Республики обратилась в суд с иском к ФИО3 о взыскании неосновательного обогащения в виде необоснованно полученной социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в размере 463300 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30 июня 2017 года по 23 марта 2020 года в размере 94939 руб. 85 коп. и с 24 марта 2020 года по день фактического погашения задолженности.

Исковые требования мотивированы тем, что 21 июня 2017 года ФИО3, как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года №598, выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на общую сумму 463300 руб. Администрация Канашского района ЧР 28 и 29 июня 2017 года перечислила ФИО3 денежные средства на общую сумму 463300 руб. на строительство индивидуального жилого дома.

По результатам проведенной Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проверки законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, составлен акт от 11 мая 2018 года, а в адрес администрации Канашского района внесено представление от 28 мая 2018 года.

В ходе проверки установлено, что семья Д-вых из четырех человек по заявлению ФИО4 в 2012 году незаконно в нарушение требований ст. 53 ЖК РФ принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включена в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности. В общей долевой собственности по 1/4 доле у семьи Д-вых в составе четырех человек с 18 августа 2005 года имеется квартира общей площадью 43,9 кв.м. Кроме того, с 22 июля 2003 года по 29 мая 2012 года в собственности ФИО4 имелся жилой дом <адрес.2.> общей площадью 46,4 кв.м. В то время как в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ семья Д-вых не могла быть включена в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения ранее, чем через пять лет со дня совершения намеренных действий по ухудшению жилищных условий (продажи жилого дома <адрес.2.>).

Согласно сводному списку участников мероприятий в рамках реализации Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Канашскому району на 2016 год место работы ФИО4 - МБДОУ «...» (<данные изъяты>), способ улучшения жилищных условий - строительство индивидуального жилого дома (в сводном списке под номером ). В соответствии с п.5 Типового положения вышеуказанное место не является приоритетным (первоочередным). Из сводного списка участников мероприятий в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по Канашскому району на 2017 год и личного дела семьи Д-вых следует, что под номером в списке числится ФИО4; место ее работы – <данные изъяты> в детском дошкольном образовательном учреждении, а под номером в списке числится ФИО3 (супруг ФИО3), место работы - СХПК им."..." (<данные изъяты>), способ улучшения жилищных условий - строительство индивидуального жилого дома. В соответствии с п.5 Типового положения вышеуказанное место работы в агропромышленном комплексе является приоритетным (основным).

В соответствии с п. 1.3 Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 22 января 2014 года №6 социальные выплаты предоставляются гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, если соблюдаются условия Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного приложением №4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года №598 (далее Типовое положение). Между тем, на момент обращения от 26 мая 2016 года с заявлением об участии в программе ФИО3 в подтверждение работы в агропромышленном комплексе представил трудовую книжку и трудовой договор от 12.05.2016г. , заключенный с СХПК им "..." с 12.05.2016г. В трудовой книжке не содержатся сведения о иной работе в сфере агропромышленного комплекса. Соответственно, на момент подачи заявления он не отвечал требованиям, предъявляемым к участникам Программы, поскольку в соответствии с п.4 Типового положения требуется работа по трудовому договору или осуществление предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности в течение не менее одного года на дату подачи заявления. Социальная выплата предоставлена 21 июня 2017 года ФИО3, как участнику указанной федеральной целевой программы в первоочередном приоритетном порядке как работнику в агропромышленном комплексе.

Таким образом, для получения социальной выплаты ФИО3 не имелось совокупности условий, предусмотренных Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предусмотренного приложением №4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 года №598. Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 04.04.2019г. Администрации Канашского района Чувашской Республики при участии в суде в качестве третьего лица ФИО3 отказано в иске о признании недействительным предписания Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 28.05.2018г. в части возврата в республиканский бюджет субсидии, предоставленной ФИО3

Таким образом, ФИО3 преднамеренно ухудшил жилищные условия и необоснованно получил единовременную социальную выплаты на улучшение жилищных условий в размере 463300 руб., тем самым причинил ущерб бюджету Канашского района Чувашской Республики. Претензия от 02.08.2019г. о возврате полученной единовременной социальной выплаты оставлена ответчиком без удовлетворения. На основании п. 1 ст. 1102, ст. 1109 ГК РФ ответчик обязан возвратить сумму неосновательного обогащения. На сумму неосновательного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Истец администрация Канашского района Чувашской Республики явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель истца ФИО5 исковые требования поддержала по изложенным основаниям. Суду пояснила, что постановлением главы Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 10 декабря 2012 года семья ФИО4 принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» незаконно, поскольку ФИО4 и члены ее семьи являлись сособственниками квартиры <адрес>, общей площадью 43,9 кв.м. Кроме того, ФИО6 являлась собственником жилого дома <адрес.2.>, который она продала, ухудшив тем самым свои жилищные условия. Несмотря на то, что установленный статьей 53 Жилищного кодекса РФ срок не истек, администрация Шихазанского сельского поселения Канашского района незаконно приняла семью ФИО4 на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Постановлением главы администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 02 июня 2016 года ФИО3 признан участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». Одним из оснований для возникновения права на получение субсидии в соответствии с пунктом 4 Типового положения, являющегося Приложением №4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», является работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан. Между тем, из трудовой книжки ФИО3 следует, что он был принят на работу в СХПК «им."..."» Канашского района лишь 12 мая 2016 года, то есть менее года на момент подачи заявления, субсидия предоставлена исходя из работы ФИО3 в СХПК в приоритетном (первоочередном) порядке.

Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя.

Представитель ответчика ФИО3 – ФИО7 в удовлетворении исковых требований просил отказать, ссылаясь на то, что жилой дом <адрес.2.> фактически являлся аварийным и непригодным для проживания вследствие полного физического износа. Указанный жилой дом одноэтажный, кирпичный, ... года постройки, в указанном доме семья Д-вых не проживала ввиду его ветхости и отсутствия инженерных систем. На вырученные от продажи данного дома средства ФИО4 23 мая 2012 года приобрела земельный участок площадью ... кв.м. за ... руб., а на оставшиеся средства были приобретены строительные материалы для возведения нового жилого дома. Следовательно, семья Д-вых не совершала действий по намеренному ухудшению жилищных условий. Все эти сведения Д-вы сообщили администрации Шихазанского сельского поселения при подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и при подаче заявления о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья. Доводы истца о том, что ФИО3 работал в агропромышленном комплексе менее одного года на момент подачи заявления 26 мая 2016 года, также являются необоснованными. Согласно справке, выданной СХПК им."..." Канашского района, являющегося правопреемником реорганизованного колхоза им."...", ФИО3 работал в указанном колхозе во время школьных каникул в качестве разнорабочего в период с 1976 по 1984 годы: в ... году - 123 дня, в ... году- 93 дня, в ... году - 83 дня, в ... году - 83 дня, в ... году - 106 дней, в ... году до призыва в армию - 209 дней. Утвержденный Минсельхозом Чувашии сводный список участников мероприятий на 2017 год, на основании которого оформлено свидетельство о предоставлении ФИО3 социальной выплаты, никем не оспаривался и не отменен; на момент выдачи 21 июня 2017 года ФИО3 свидетельства о предоставлении социальной выплаты на строительство жилого дома в сельской местности пятилетний срок с момента отчуждения 29 мая 2012 года жилого дома <адрес.2.> истек. Кроме того, на момент выдачи указанного свидетельства ФИО3 продолжал работать в СХПК им...., работая там более одного года, тем самым оставаясь претендентом на получение социальной выплаты в первоочередном порядке.

Третьи лица ФИО4, ФИО8 В., ФИО8 В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Третьи лица Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили.

Решением Канашского районного суда Чувашской Республики от 2 марта 2021 года постановлено в удовлетворении исковых требований администрации Канашского района Чувашской Республики к ФИО3 о взыскании неосновательного обогащения в виде полученной социальной выплаты в размере 463300 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30 июня 2017 года по 23 марта 2020 года в размере 94939 руб. 85 коп. и с 24 марта 2020 года по день фактического погашения основного долга отказать.

Указанное решение обжаловано администрацией Канашского района Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности.

Определениемсудебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 9 июня 2021 года постановлено перейти к рассмотрению гражданского дела по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики и администрация Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашкой Республики.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО3 - ФИО7 просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, полагая решение суда законным и обоснованным. Доводы истца о намеренном ухудшении семьей Д-вых жилищных условий с целью постановки на учет, полагает несостоятельными.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные в установленном порядке о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев настоящее дело в соответствии с требованиями ч.5 ст.330 ГПК РФ, выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Как указывалось выше, судебная коллегия пришла к выводу, что разрешая настоящие требования, суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьих лиц Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики и администрацию Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашкой Республики, права и интересы которых затрагиваются принятым решением, вследствие этого и на основании пункта 4 части 4 статьи 330 ГПК РФ решение суда подлежит отмене с разрешением вопроса по существу.

Принимая в соответствии с п.2 ст.328 ГПК РФ новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15.07.2013 утверждена Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года», которая включала в себя мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее Типовое положение).

В соответствии с п. 4 Типового положения право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности следующих условий:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по форме согласно приложению N 6 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»;

в) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения;

г) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В целях настоящего Типового положения признание граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства по основаниям, установленным ст.51 ЖК РФ. Граждане, намеренно ухудшившие жилищные условия, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Статья 51 ЖК РФ устанавливает основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи несколько жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч.2).

Органы местного самоуправления поселений в силу ч.3 ст.1 Закона Чувашской Республики от 30.11.2006 №55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» наделены государственными полномочиями Чувашской Республики по ведению учета граждан, проживающих в сельской местности, нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку в форме социальных выплат на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках устойчивого развития сельских территорий, на срок до 2020 года.

В соответствии с п.3 Порядка ведения органами местного самоуправления в Чувашской Республике учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку на строительство (приобретение) жилых помещений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 12.01.2006 №2 (Порядок), на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющих право на государственную поддержку принимаются граждане, имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления (абз.1).

На территории Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики учетная норма площади жилого помещения утверждена в размере 13 кв.м. (л.д.212, том 1).

Из материалов дела следует, что 26 ноября 2012 года ФИО4 обратилась с заявлением к главе Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», представив при этом пакет документов, подтверждающих ее нуждаемость в жилье (л.д. 141-169 т. 1).

Постановлением главы Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 10 декабря 2012 года семья ФИО4, проживающая в сельской местности, принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года ( л.д. 196-197 т.1).

На основании заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, от 16 мая 2016 года постановлением главы администрации Шихазанского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики от 2 июня 2016 года ФИО3 признан участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» ( л.д. 198 т.1).

В рамках указанной программы ФИО3 Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики было выдано свидетельство от 21.06.2017 г. о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 463300,75 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 279127,71 руб., средств республиканского бюджета Чувашской Республики в размере 177560,3 руб., средств местного бюджета – в размере 6615,74 руб.

На основании указанного свидетельства от 21.06.2017 г. на расчетный счет ФИО3 перечислена социальная выплата в общей сумме 463303,75 руб., в том числе: 28 июня 2017 года – 6615 руб. 74 коп., 29 июня 2017 года – 279127 руб. 71 коп., 29 июня 2017 года – 177560 руб. 30 коп. (л.д.19-21, том 1).

На основании распоряжения от 02.04.2018 Контрольно-счетной палатой Чувашской Республики проведена проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств республиканского бюджета Чувашской Республики, выделенных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

По результатам контрольного мероприятия должностными лицами Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики составлен акт от 11 мая 2018 года и вынесено представление от 28.05.2028 об устранении выявленных в ходе контрольного мероприятия недостатков и нарушений действующего законодательства, в том числе в части предоставления социальной выплаты ФИО3

Администрация Канашского района Чувашской Республики, ссылаясь на результаты контрольных мероприятий по проверке целевого использования бюджетных средств, проведенных Контрольно-Счетной палатой Чувашской Республики, обратилась в суд с настоящими исковыми требованиями о взыскании с ФИО3 неосновательно полученной социальной выплаты по двум основаниям:

1) семья Д-вых принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в список претендентов на получение социальной выплаты в нарушение требований статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам в сельской местности до истечения пяти лет со дня намеренного ухудшения жилищных условий в результате отчуждения принадлежащего супруге ФИО3 – ФИО4 на праве собственности жилого дома общей площадью 46,4 кв.м., расположенного по адресу: <адрес.2.>;

2) ФИО3 неправомерно включен в список претендентов на получение социальной выплаты без осуществления контроля, поскольку отсутствовало условие, предусмотренное пунктом 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам в сельской местности, в частности ФИО3 проработал в СХПК им. "..." менее одного года на дату подачи заявления о включении в Программу, в то время как социальная выплата предоставлена в приоритетном (первоочередном) порядке в связи с характером работы ФИО3 в агропромышленном комплексе.

В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Как следует из материалов дела, супруге ответчика ФИО4 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 10 июня 2003 года принадлежал жилой дом, общей площадью 44, 5 кв.м. (по данным технического паспорта – 46,4 кв.м.), расположенный по адресу: <адрес.2.>. Указанный жилой дом она продала по договору купли-продажи от 19 мая 2012 года, право собственности прекращено 29 мая 2012 года, что подтверждается Выпиской и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, на момент подачи ФИО4 заявления о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», в собственности семьи Д-вых имелась квартира, общей площадью 43,9 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности ФИО4, ФИО3, ФИО1 и ФИО2 по 1/4 доле каждому.

Таким образом, до совершения сделки по отчуждению жилого дома <адрес.2.> обеспеченность семьи Д-вых (состоящей из четырех человек) площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляла 22,1 кв.м., а после отчуждения – 10,97 кв.м., то есть менее учетной нормы, установленной в Шихазанском сельском поселении Канашского района Чувашской Республики.

Сведений о признании жилого дома <адрес.2.> непригодным для постоянного проживания как на момент постановки семьи Д-вых на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года», так и на момент включения в список претендентов на получение социальной выплаты не имеется.

Так, из материалов дела следует, что ФИО4 не обращалась с заявлением о признании данного жилого дома непригодным для постоянного проживания в соответствии с требованиями законодательства в межведомственную комиссию при органе местного самоуправления. Вопреки доводам представителя ответчика, в материалах учетных дел в отношении ФИО4 и ФИО9 не имеется акта обследования указанного жилого дома <адрес.2.> представителями органа местного самоуправления на момент постановки на учет в улучшении жилищных условий в 2012г.

По данным технического паспорта на жилой дом <адрес.2.>, составленным МУП БТИ Канашского района по состоянию на 23 ноября 2012г., износ жилого дома Литер А составляет ...%, износ пристроя А1 составляет ...% (л.д. 100-107, т.1). Соответственно, доводы стороны ответчика о полном физическом износе данного жилого дома на момент его продажи в мае 2012г., являются несостоятельными и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в период с 18 августа 2005 года по 29 мая 2012 года семья ответчика ФИО3 была обеспечена жилой площадью 22,1 кв.м на каждого члена семьи, а после отчуждения жилого дома обеспеченность семьи жилым помещением стала составлять 10,97 кв.м на каждого члена семьи, судебная коллегия приходит к выводу о совершении семьей Д-вых действий, повлекших намеренное ухудшение жилищных условий в 2012 году, то есть оснований для постановки семьи ответчика на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющей право на государственную поддержку в форме субсидии на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности по состоянию на 10 декабря 2012 года не имелось.

С учетом вышеизложенных норм федерального законодательства, регулирующего реализацию Федеральных целевых программ «Социальное развитие села до 2013 года», «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 года», с применением норм ст. 53 ЖК РФ, семья ответчика ФИО3 могла быть поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и могла быть включена на участие в Федеральной целевой программе на строительство (приобретение) жилых помещений в сельской местности не ранее 29 мая 2017г. Соответственно, только с 29 мая 2017г. как ФИО3, так и ФИО4 могли быть включены для участия в указанной федеральной целевой программе для получения (строительства) жилого помещения в сельской местности с соблюдением очередности (списка) среди участников программы со дня принятия на учет. Соответственно, доводы стороны истца о неправомерном получении ответчиком 21.06.2017г. свидетельства о предоставлении единовременной социальной выплаты, являются обоснованными.

В соответствии с п.5 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, приложения 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 №598 «О федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», предоставление гражданам социальных выплат осуществляется согласно очередности. При этом граждане, работающие по трудовому договору или осуществляющие предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе в сельской местности, имеют право улучшить жилищные условия путем строительства жилого дома в первоочередном (приоритетном) порядке.

Материалами дела также подтверждаются доводы стороны истца о том, что ФИО3 неправомерно включен в список претендентов на получение социальной выплаты по приоритетному (первоочередному) списку исходя из характера основной работы в агропромышленном комплексе в сельской местности, поскольку в предоставленных им документах, втом числе трудовой книжке, отсутствовало условие, предусмотренное пунктом 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам в сельской местности, в частности ФИО3 проработал в СХПК им. "..." по основному месту работы менее одного года на дату подачи заявления 16 мая 2016г. о включении в Программу, в то время как социальная выплата предоставлена в приоритетном (первоочередном) порядке в связи с характером работы ФИО3

Федеральное законодательство предусматривало обязательность работы по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности в течение не менее одного года на дату подачи заявления о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности по указанной Федеральной целевой программе. Соответственно, законодательством предусматривалась работа в сельской местности в качестве основного места работы.

Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что решением Арбитражного Суда Чувашской республики от 4 апреля 2019г. отказано в иске администрации Канашского района Чувашской Республики в признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 28 мая 2018г. в части возврата в республиканский бюджет Чувашской Республики субсидии, в том числе предоставленной ФИО3 на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 463300 руб. (л.д. 31-54, т.1). В рамках указанного дела ФИО3 участвовал в качестве третьего лица на стороне истца. Указанным решением Арбитражного Суда Чувашской Республики от 4 апреля 2019г. установлены законность акта проверки и представления Контрольно-счетной палаты Чувашской Республики от 28 мая 2018г., неправомерность получения ФИО3 единовременной социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в сельской местности по Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" в размере 463300 руб., поскольку семья Д-вых не могла быть поставлена на учет и включена в число участников программы в течение пяти лет в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий в 2012г. вследствие продажи жилого дома, подпадающие под ст. 53 ЖК РФ, а также ФИО3 не мог быть включен в число участников программы в приоритетном порядке в связи с работой агропромышленном комплексе, т.к. исходя из представленных документов работал по основному месту работы в агропромышленном комплексе на момент подачи заявления в мае 2016г. менее одного года.

Постановлением Первого Арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 апелляционная жалоба ФИО3 на указанное решение Арбитражного Суда Чувашской Республики от 4 апреля 2019г. оставлена без удовлетворения (л.д. 55-59).

Постановлением Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 29.10.2019г. кассационная жалоба ФИО3 на решение Арбитражного Суда Чувашской Республики от 4 апреля 2019г., Постановление Первого Арбитражного апелляционного суда от 10.07.2019 оставлена без удовлетворения. (л.д. 60-65).

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса.

Правила, предусмотренные названной главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).

Пунктом 1 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено также, что лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.

На сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств (ч. 2).

Размер процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.

Поскольку ответчиком ФИО3 единовременная социальная выплата на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 463300 руб. получена без предусмотренных законом оснований, то денежные средства подлежит взысканию в счет возврата неосновательного обогащения.

В рассматриваемом случае на сумму неосновательного обогащению подлежат взысканию проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с 30 июня 2017г. по день фактической уплаты задолженности исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды. Началом исчисления процентов за пользование чужими денежными средствами следует считать со следующего дня после получения единовременной выплаты, т.е. с 30 июня 2017г, поскольку стороной ответчика были совершено намеренное ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и участия в федеральной целевой программе для строительства жилья в сельской местности и достоверно знал и должен был знать о необоснованности получения единовременной социальной выплаты на строительство жилья.

Представленный стороной истца расчет процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30 июня 2017г. по 23 марта 2020г. (по день предъявления уточненного иска) в размере 94939 руб. 85 коп. является правильным. Начиная с 24 марта 2020г. по день фактической уплаты задолженности проценты подлежат исчислению исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды.

Ввиду изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 2 марта 2021 года отменить. При этом судебная коллегия, рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей главы 39 ГПК РФ, выносит новое решение об удовлетворении исковых требований администрации Канашского района Чувашской Республики и взыскании с ФИО3 в счет неосновательного обогащения денежных средств, полученных в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в размере 463300 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 30 июня 2017 года по 23 марта 2020 года в размере 94939 руб. 85 коп., и далее по день фактического возврата долга.

В порядке ст. 98 ГПК РФ с ФИО3 подлежит взысканию госпошлина в доход местного бюджета в размере 8782 руб. 40 коп.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Канашского районного суда Чувашской Республики от 2 марта 2021 года отменить и принять по делу новое решение, которым:

Взыскать с ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход бюджета Канашского района Чувашской Республики в счет неосновательного обогащения денежные средства, полученные в качестве социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в размере 463300 (четыреста шестьдесят три тысячи триста) руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30 июня 2017г. по 23 марта 2020г. в размере 94939 (девяносто четыре тысячи девятьсот тридцать девять) руб. 85 коп., и далее, начиная с 24 марта 2020г. по день фактической уплаты задолженности исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды, путем перечисления на расчетный счет администрации Канашского района Чувашской Республики: УФК по Чувашской Республике (администрация Канашского района Чувашской Республики л/сч <***>), ИНН <***>, КПП 212301001, ОГРН <***>, ОКПО 04050199, ОКАТО 97407000000, ОКВЭД 84.11.31, ОКОГУ 32100, р/сч <***>, отделение НБ Чувашская Республика г.Чебоксары, БИК 049706001, ОКТМО 97616000, КБК 90311302995050000130.

Взыскать с ФИО3 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8782 (восемь тысяч семьсот восемьдесят два) руб. 40 коп.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий М.А. Блинова

Судьи: О.В. Агеев

И.А. Максимова

Определение16.07.2021