ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-252/2022 от 29.03.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Воробьев В.А. Дело ()

25RS0-43

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Н.

судей Рябенко Е.М., Шульга С.В.

при секретаре Якушевской Н.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», войсковой части 20293, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченных сумм заработной платы, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены. Взыскано с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу ФИО1 задолженность по оплате труда за 2020 год в размере 86 224,01 рублей, доплата отпуска за период с 27 января по 15 февраля, с 22 июня по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36 064,56 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.

Заслушав доклад судьи ФИО10, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

истец обратился в суд с названным иском, указав, что является ..., находящегося на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>». В 2020 году истец работал в ночное время, привлекался к работе в выходные и праздничные дни, выполнял работу за временно отсутствующего работника без освобождения от своих обязанностей. Ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца. 108 часов работы днем не оплачены. Работа ночью в рабочие дни оплачена в размере 135 % оклада, но компенсационные и стимулирующие надбавки применены только к 100%. Работа ночью в выходные и нерабочие праздничные дни оплачена в размере 235% оклада, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок. 84 часа работы за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника оплачены без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок. 88 часов работы оплачены без увеличивающих оклад и применяемых к нему компенсационных, стимулирующих надбавок. Недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпусков. Разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате оплатой труда составила 91 253,76 рублей. Просил взыскать с ответчика оплату труда за 2020 год в размере 91 253,76 компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей. Обязать ответчика произвести перерасчет оплаты отпуска с 27 января по 15 февраля, с 22 июня по ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии представитель истца уточнила исковые требования, с учетом уточнений, просила взыскать с ответчика в пользу истца оплату труда за 2020 год в размере 86 224,01 рублей, доплату отпуска с 27 января по 15 февраля, с 22 июня по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36 064,56 рублей, компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей.

Истец в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнений.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался должным образом; направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в возражениях просила отказать в удовлетворении иска, полагала, что надлежащим ответчиком по делу является войсковая часть 20293.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился представитель ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» им подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, указывается на то, что оплата труда за спорный период была произведена в полном объеме, компенсация за переработку предоставляется в виде дополнительного оплачиваемого отпуска, к тому же доказательств о привлечении истца к выполнению работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, не представлено, приказы об оплате сверхурочной работы суду не представлены и в учреждение от командования войсковой части не поступали, в связи с чем у Учреждения отсутствовали основания для производства выплат. Считает, что необходимо привлечь Войсковую часть 20293 в качестве соответчика, поскольку система оплаты труда гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ устанавливается работодателем. Истец привлекался к выполнению обязанностей недостающего по штату работника, а не за временно отсутствующего работника. Согласно приказам работодателя, компенсационная выплата за фактически отработанное время выплачена истцу в полном объеме. Кроме того, истцу выплачена надбавка за работу в особых условиях за фактическое время перевозки и хранения взрывоопасных веществ и сжиженного газа в размере 25% в полном объеме.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального Кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального Кодекса РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Трудовые отношения, как следует из положений ч. 1 ст. 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Сторонами трудовых отношений является работник и работодатель (ч. 1 ст. 20 ТК РФ).

Работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абзацы второй, шестой ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Трудовой договор был заключен между войсковой частью 20293 и ФИО1

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», представителем Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя в отношении ФИО1, является войсковая часть 20293.

Исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ привлекла к участию в деле в качестве соответчика войсковую часть 20293 и постановила перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Истец, представители ответчиков Войсковой части 20293, ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Причины не явки суду не известны, ходатайств об отложении или иных не поступало.

Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте <адрес>вого суда.

Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

От представителей Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «УФО МО Российской Федерации поступили возражения по существу заявленных требований, просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Изучив материалы дела, рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене.

В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч.2 ст. 349 ТК РФ).

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4 ст. 129 ТК РФ).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч.1).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.2).

Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с войсковой частью 20293 принят на должность ..., с установлением должностного оклада в размере 7 561 руб., выплаты компенсационного характера за выслугу лет – 10, районный коэффициент – 30%, стимулирующие выплаты премия 25% от оклада, ЕДВ за проработанный период (т.1, л.д. 10-11). Дополнительным соглашением к указанному трудовому договору установлен должностной оклад – 7887 руб.

Из п. 5 трудового договора следует, что истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени, при этом режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя, либо настоящим трудовым договором с 08:00 часов до 17:00 часов, обед с 12:00 часов до 13:00 часов. Истцу установлен вахтовый метод работы, суммированный учет рабочего времени.

В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней (основной); 8 календарных дней (дополнительный за отдаленность в южных районах); дополнительный за вредные условия труда 14 календарных дней; до 7 дней (дополнительный за ненормированность рабочего времени).

Согласно ответа ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ на запрос судебной коллегии – войсковая часть 20293 состоит на финансовом обеспечении в Учреждении в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГДСП.

На основании приказов командира войсковой части 2029ДД.ММ.ГГГГ год гражданскому персоналу СБС «Фотий Крылов», в том числе ФИО1 установлена выплата надбавки за работу в ночное время согласно приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, количество установленных приказами командира войсковой части 20293 часов рабочего времени подтверждается табелями учета рабочего времени ФИО1 за 2020 год и составляет (в январе – 68 час., в феврале – 28 час., в марте – 62 час., в апреле – 84 час., в мае – 108 час., в июне – 42 час., в октябре – 62 час., в ноябре – 104 час., в декабре – 58 час.).

Приказами командира войсковой части 20293 установлено произвести доплату за выполнение работниками обязанностей недостающий по штату членов экипажа СБС «Фотий Крылов» пропорционально отработанному времени, на основании приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе ФИО1 (приказ от ДД.ММ.ГГГГ за январь 2020 г. – 28 час., приказ от ДД.ММ.ГГГГ за март 2020 – 64 часа приказ от ДД.ММ.ГГГГ за май 2020 г. – 60 час.).

Обращаясь в суд с настоящим иском, представителем истца – ФИО6 указано, что ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» при расчете заработной платы ФИО1 неправильно применяет положения 149, 151, 154 ТК РФ, приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО7, ФИО8 и других», поскольку в оплату труда в ночное время и за недостающего по штату (временно отсутствующего) работника должны входить все предусмотренные для работника системой оплаты труда выплаты (морская надбавка – 100%, премия – 25%, надбавка за выслугу лет – 15%, хранение взрывчатых веществ(22.04-25.05)-25%. Также указано, что указанные выплаты не вошли в расчет отпуска предоставленного ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ истец просил взыскать оплату труда за 2020 год в размере 86224,01 руб., доплату за отпуск с 27.01.2020по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 36064 руб. 56 коп.(в том числе за работу в ночные часы 31 972,44 руб., за временно отсутствующего работника 28786,51руб., неоплаченные часы 109- 25465, 06 руб.

В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В соответствии с Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в размере 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы в ночное время.

Система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил российской Федерации установлена приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – приказ от ДД.ММ.ГГГГ), которым утверждены условия размер и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с п. 2 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат компенсационного характера:

выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4 - 10, 55 - 57, 61 - 66, 71 - 74, 77, 78 и 81 настоящего приложения);

выплаты гражданскому персоналу за работу в местностях с особыми климатическими условиями (пункты 11 и 12 настоящего приложения);

выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (пункты 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения);

Выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (п. 3 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ).

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:

на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;

на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;

на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда (п. 4 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ).

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приложением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений (п.6 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ).

Членам экипажей судов обеспечения, гражданскому персоналу за работу в особых условиях должностные оклады (тарифные ставки) повышаются за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения - на 15 процентов.

Указанное повышение производится членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым к несению службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения, на основании приказов руководителей воинских частей и организаций (п. 55 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 17 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций (за исключением специалистов и рабочих хлебозаводов и хлебопекарен) за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время - 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующих работников без освобождения от работы, определенной трудовым договором (далее - совмещение), в соответствии со статьей 151 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878) устанавливается компенсационная выплата за совмещение. Приказами руководителей воинских частей и организаций устанавливаются совмещаемая профессия (должность), объем дополнительно выполняемых работ (обязанностей) и размер выплаты в рублях. Размер выплаты за совмещение устанавливается по соглашению сторон трудового договора и не может превышать размера должностного оклада (тарифной ставки) по совмещаемой профессии или должности. Выплата за совмещение производится за счет экономии фонда оплаты труда и в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы гражданского персонала (п.13 ч.2 Приказа ).

Членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым в период эксплуатации судна к выполнению обязанностей недостающих по штату работников сверх нормальной продолжительности рабочего времени, устанавливается компенсационная выплата в размере 110 процентов должностного оклада (тарифной ставки) недостающего по штату работника за фактически отработанное время (п.59 Приказа от ДД.ММ.ГГГГ).

Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время в количестве 35% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время и размер компенсационной выплаты 110% должностного оклада недостающего по штату работника за фактически отработанное время за выполнение обязанностей недостающего работника установлены коллективным договором войсковой части 2029ДД.ММ.ГГГГ-2022 гг.

Из приведенного нормативно-правового регулирования оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ следует, что оно предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие дни, а также за работу за временно отсутствующего работника в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника.

В спорный период в 2020 году работа истца отличалась от нормальной, поскольку он привлекался к работе ночью, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также исполнял обязанности за временно отсутствующего работника.

Заработная плата ФИО9 состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, согласно Приложения приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

В состав компенсационных выплат входят:

- доплата за работу в ночное время – 35% (п. 17);

- недостающего по штату работника за фактически отработанное время – 110% (п. 59);

- морская надбавка – 100 % (пп.7 п. 57);

- районный коэффициент – 30% (приложение к приложению );

- надбавка за работу в <адрес>х Дальнего Востока – 30% (постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ);

- выплата за работу в особых условиях за фактическое время перевозки и (или) хранения взрывоопасных веществ и сжиженного газа в размере 25% (п. 68);

- надбавка за вредные условия труда - 12% (п.4).

В состав выплат стимулирующего характера входят:

- надбавка за выслугу лет – 10%, (С ДД.ММ.ГГГГ- 15%) (п. 26);

- ежемесячная премия (п. 38).

В спорный период в 2020 году работа истца отличалась от нормальной, поскольку он привлекался к работе ночью, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также исполнял обязанности за временно недостающего по штату работника.

Из табелей учета рабочего времени ФИО1 следует, что за 2020 года им отработано следующее количество часов, с учетом отклоняющихся от нормы:

- в январе 2020 - 176 часов, из которых: 96 часов в пределах нормы рабочего времени, 80 часов в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени);

- в феврале 2020 -112 часов, из которых: 72 часа в пределах нормы рабочего времени, 40 часов в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени).

- в марте 2020 - 232 часа, из которых: 168 часов в пределах нормы рабочего времени, 48 часов в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени); 16 часов сверх нормальной продолжительности времени;

- в апреле 2020 – 208 часов из которых: 175 часов в пределах нормы рабочего времени, 32 часа в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени), 1 час сверх нормальной продолжительности времени;

- в мае 2020 - 232 часа, из которых: 135 часов в пределах нормы рабочего времени, 88 часов в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени), 9 часов сверх нормальной продолжительности времени;

- в июне 2020 - 136 часов, из которых: 111 часов в пределах нормы рабочего времени, 25 часов сверх нормальной продолжительности времени;

- в сентябре 2020 - 16 часов, из которых: 8 часов в пределах нормы рабочего времени,

- в октябре 2020 -216 часов, из которых: 176 часов в пределах нормы рабочего времени, 32 часа в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени; 8 часов сверх нормальной продолжительности времени;

- в ноябре 2020 - 240 часов, из которых: 159 часов в пределах нормы рабочего времени, 40 часов в праздничные дни (отработанные сверх нормы рабочего времени), 41 час сверх нормальной продолжительности времени;

- в декабре 2020 - 184 часа, из которых: 183 часов в пределах нормы рабочего времени, 1 час сверх нормальной продолжительности времени.

Работа в ночные часы вошла в общее количество часов, отработанное за месяц в спорный период за 2020 год (в том числе, январь -20 часов, февраль-28 часов, март -62 часа, апрель -84 часа, май-108 часов, июнь- 42 часа, октябрь-62 часа, ноябрь -104 часа, декабрь – 58 часов.)

ФИО1, заключив трудовой договор с войсковой частью, являющейся структурным подразделением Министерства обороны РФ, принял на себя соответствующие обязательства, согласившись на особые условия и специфику работы. Соглашения сторон не оспорены, система оплаты работодателя не противоречит действующему трудовому законодательству, является действующей и исполняется работодателем в полном объеме.

Представленными расчетными листками, приказами, табелями рабочего времени, отраженными в сводной таблице, представленной ответчиком, подтверждается, что оплата в спорный период произведена истцу в полном размере, в соответствии с условиями трудового договора, Приказа от ДД.ММ.ГГГГ, коллективного договора в/ч 20293.

Также судебная коллегия находит необоснованными требования, в части оплаты за работу в ночное время в нерабочие и праздничные дни, поскольку за работу в выходные и праздничные дни истцу отработанные часы оплачены в двойном размере с применением выплат компенсационного и стимулирующего характера (морской надбавки- 100%, надбавки за выслугу лет-10 (с февраля 2020 - 15%), премии -25 %) пропорционально отработанного количества часов. В том числе начислена доплата за работу в ночные часы в размере 35 % часовой ставки за час работы, согласно первичных учетных документов.

С учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащих применению норм права, судебная коллегия приходит к выводу, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, посредством осуществления компенсационной выплаты как и других выплат, предусмотренных разделом 2 приложения к Приказу от ДД.ММ.ГГГГ. Доплата за работу в ночное время в соответствии с указанными нормативными актами является компенсацией за особые условия работы, размер которой производен от оклада. В соответствии с указанным Приказом от ДД.ММ.ГГГГ данная доплата не является надбавкой, повышающей должностной оклад.

Вопреки доводам истца, учитывая компенсационный характер доплаты за работу в ночное время начисление на данную компенсационную доплату иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствует нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, фактически приведет к необоснованному увеличению размера иных компенсационных и стимулирующих выплат и повторному их начислению на уже оплаченные часы, в связи с чем исковые требования ФИО1 в указанной части удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия также находит заслуживающими внимания возражения ответчиков о необоснованности ссылки истца на постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, поскольку предметом правовой оценки конституционности положения трудового законодательства относительно доплаты за работу в ночное время в данном постановлении не являлись.

Между тем, приведенное законодательное регулирование, которое призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, ответчиками по настоящему делу, как указано выше, соблюдено, истцу в заявленные периоды работы в ночное время установлена повышенная оплата труда, как это предусмотрено действующим в заявленные периоды нормативным регулированием оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, сверх оклада, определенного с учетом работы в особых условиях труда, в соответствии с положениями п.17 приложения к Приказу , пп.6.6.4 Коллективного договора войсковой части 20293, ст. 154 ТК РФ, условиям трудового договора.

Не подлежат удовлетворению требования истца об оплате 109 часов работы днем сверх нормальной продолжительности рабочего времени за спорный период, поскольку судебной коллегией установлено, что оплата труда произведена истцу в спорный период в соответствии с поступившими от командира войсковой части 20293 табелями учета рабочего времени и представленными приказами.

В соответствии с п. 5 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» продолжительность рабочего времени для членов экипажей (гражданского персонала) судов не должна превышать 40 часов в неделю (при 8-часовом рабочем дне) с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику смен (вахт).

Для членов экипажей судов устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка соединения (воинской части) по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ), а также с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей судов между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работы на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней (п. 7 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Коллективного договора войсковой части 20293 истцу установлен суммированный учет рабочего времени.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске работникам с ненормированным рабочим днем в воинских частях и организациях в Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что для работников, выполнение трудовых функций которых выходит за пределы нормальной продолжительности рабочего времени, на основании перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем, установленного коллективным договором, предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней за работу в условиях ненормированного рабочего дня. Компенсация переработки за пределами нормальной продолжительности рабочего времени как сверхурочной работы с письменного согласия работника осуществляется в случаях, если дополнительный отпуск не предоставлялся.

Как следует из трудового договора истцу установлен ненормированное рабочий день.

В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за ненормированность рабочего времени до 7 дней.

В соответствии со ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).

Прежняя редакция ст. 119 ТК РФ (до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ) предусматривала, что в случае, если работодатель не предоставляет дополнительные отпуска работнику с ненормированным рабочим днем, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Однако с момента вступления в силу указанного Федерального закона единственной возможной компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации, является предоставление работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого должна быть определена коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может составлять менее трех календарных дней (ч. 1 ст. 119 ТК РФ).

Таким образом, ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться определенные гарантии (например, ограничение часов переработки, дополнительная оплата), а ст. 97 Кодекса, разграничивающая возможность переработки на два случая (для сверхурочной работы; для работ в условиях ненормированного рабочего времени), фактически это подтверждает.

В силу ст. 97 ТК РФ сверхурочная работа (ст. 99 ТК РФ) и работа на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ) являются двумя разными видами работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Приказы об оплате за сверхурочную работу работодателем не издавались.

Соответственно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней.

Как следует из материалов дела истцу за 2020 год в соответствии с приказом командира войсковой части 20293 от ДД.ММ.ГГГГ-гп предоставлялся отпуск за ненормированный рабочий день в количестве 6 дополнительных дней (т.1, л.д.57).

При таких обстоятельствах, с учетом установленного истцу ненормированного рабочего времени по соглашению сторон, правовых оснований для оплаты истцу работы за пределами нормальной продолжительности времени не имеется.

За выполнение обязанностей недостающего по штату работника выплата произведена исходя из должностного оклада по штатной должности недостающего работника/количество нормы часов в месяце*количество фактически отработанных часов*110%.

Согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ работнику может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса) только с его письменного согласия. Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Из данного следует, что выполнение трудовой функции за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника носит добровольный характер и подлежит оплате в соответствии с установленной системой оплаты труда.

С учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащих применению норм права, судебная коллегия приходит к выводу, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, за недостающего по штату работника посредством осуществления компенсационной выплаты; при этом в системе оплаты труда гражданского персонала не предусмотрено начисление компенсационных или стимулирующих выплат на компенсационные выплаты за работу в ночное время и недостающего по штату работника.

Анализируя трудовой договор ФИО1, приказы командира войсковой части 20293 об оплате работы в ночное время и за недостающего по штату работника, табели учета рабочего времени и расчетные листки ФИО1, размер заработной платы истца за спорный период (2020 год) определен работодателем исходя из установленного повышенного должностного оклада в ряде спорных месяцев за работу с вредными условиями труда на 12% и повышение за СПСО на 15%, с начислением за отработанные дни причитающихся истцу компенсационных и стимулирующих выплат (морская надбавка – 100%, надбавка за выслугу лет –10% (с ДД.ММ.ГГГГ- 15%), надбавка за хранение взрывчатых веществ – 25%), включая установленную компенсационную выплату в размере 35% часовой ставки за отработанные часы в ночное время, что соответствует требованиям п. 17 Приложения приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», Коллективного договора войсковой части 2029ДД.ММ.ГГГГ-2022 г.г. и ст. 154 ТК РФ, оплата работодателем часов за недостающего по штату работника произведена работодателем в соответствии с положениями ст. 151 ТК РФ, п. 59 Приложения приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ и положений Коллективного договора войсковой части 2029ДД.ММ.ГГГГ-2022 г.г., в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии нарушений трудовых прав работника и отсутствии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца заработной платы за указанные работы в большем размере.

Вопреки доводам истца, учитывая компенсационный характер доплаты за работу в ночное время и недостающего по штату работника начисление на данные компенсационные доплаты иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствует нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, фактически приведет к необоснованному увеличению размера иных компенсационных и стимулирующих выплат и повторному их начислению на уже оплаченные часы, в связи с чем исковые требования ФИО1 в указанной части удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия также находит заслуживающими внимания доводы ответчиков о необоснованности ссылки истца на постановление Конституционного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ-П, поскольку предметом правовой оценки конституционности положения трудового законодательства относительно доплаты за работу в ночное время в данных постановлениях не являлись.

Между тем, приведенное законодательное регулирование, которое призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, ответчиками по настоящему делу, как указано выше, соблюдено, истцу в заявленные периоды работы в ночное время и за недостающего по штату работника установлена повышенная оплата труда, как это предусмотрено действующим в заявленные периоды нормативным регулированием оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, сверх оклада, определенного с учетом работы в особых условиях труда.

Также не подлежат удовлетворению требования в части взыскания праздничных часов, неоплаченных часов, ночных часов за указанный период с учетом компенсационной надбавки за хранение взрывчатых веществ -25 %.

Поскольку в соответствии в п. 68 Положения об оплате труда гражданского персонала и п. 57 Условий, размера и порядка осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера, для членов экипажей судов обеспечения предусмотрена выплата за работу в особых условиях за фактическое время перевозки или хранения взрывоопасных веществ и сжиженного газа в размере 25%.

В соответствии с представленными приказами командира войсковой части 20293 истцу выплачена надбавка за фактическое время перевозки и хранения взрывоопасных веществ за спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 272 часов (согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ об установлении компенсационных выплат за фактическое время перевозки и хранения взрывоопасных веществ в размере 25% гражданскому персоналу сбс «Фотий Крылов» войсковой части 20293), в связи с чем, также отсутствуют основания для удовлетворения указанных требований.

С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии нарушений трудовых прав истца, и того обстоятельства, что оплата труда произведена истцу в полном объеме, согласно отработанному времени, в соответствии с действующим трудовым законодательством и установленной системой оплаты труда у данного работодателя, суд приходит к выводу, что задолженность перед истцом по оплате труда отсутствует. Требования ФИО1 о взыскании в счет оплаты труда за 2020 год в размере 86224, 01 рублей подлежат оставлению без удовлетворения.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении требования о взыскании оплаты труда, то не имеется оснований для удовлетворения производного требования о взыскании доплаты за отпуск в размере 36064, 56 руб. (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Рассматривая требование истца о компенсации морального вреда в размере 2 000 руб., судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрена возможность компенсации работнику морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями или бездействием работодателя, который возмещается в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что судом не установлено нарушений ответчиками трудовых прав истца, судебная коллегия считает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», войсковой части 20293, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченных сумм заработной платы, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи